СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение грамоте Буква "К"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте Буква "К"»

Тема урока: Звуки [к], [к’]. Буква К к.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: Познакомить со звуками [к], [к’], буквой К к, научить соотносить звук и букву.

Задачи:

  1. Образовательные:

- познакомить с новыми звуками;

-познакомить с буквой К к;

-усовершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов.

  1. Развивающие:

-развивать фонематический слух и фонематическое представление;

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

-развивать память, внимание, мышление.

  1. Воспитательные:

-воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять по ним задания;

-воспитывать любовь к предмету;

-умение слушать друг друга.

Оборудование, наглядные пособия: учебник В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина; презентация, карточки букв,









Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. (Садитесь)

С добрым утром! Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Слово учителя.

Л: внутренняя позиция ученика на уроке положительного отношения к школе.

2.

Артикуляционная гимнастика

Перед тем как начать урок, давайте проведём артикуляционную гимнастику.

Для чего мы должны проводить артикуляционную гимнастику?

Слушайте внимательно и повторяйте за мной, сначала будем говорить медленно, затем быстрее.

(Точка отсчёта)

За-за-за, капусту ест коза.

Цы-цы-цы, бегут ко мне птенцы,

Чо-чо-чо, осторожно горячо!


Готовят артикуляционный аппарат к чтению.



Для того, чтобы речь была чёткой и разборчивой.


Повторяют.

Личностные

3.

Актуализация знаний

Ребята, ответьте на вопрос. Какая бывает речь?

Из чего состоит речь?

Из чего состоят предложения?

Из чего состоят слова?

Что обозначается буквами?

Какие бывают звуки?

Ребята, вы уже узнали много букв. Давайте проверим, как вы их запомнили. Посмотрите на экран: знакомые буквы спрятались среди других знаков. Найдите их и назовите. Кто найдёт, поднимает руку.


На какие 2 группы их можно разделить?

Назовите гласные буквы?

Назовите согласные буквы?

Как отличить гласный звук от согласного?



Хорошо, назовите буквы, которые указывают на твёрдость предшествующего согласного звука.

Назовите буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

Устная и письменная.


Из предложений.

Из слов.

Из букв.

Звуки.

Гласные и согласные.






Называют буквы. (А, о, у, ы, и, н, с)


Гласные буквы и согласные.

А, о, у, ы, и.

Н, с.

Гласный звук мы произносится голосом и при произношении не встречается преград.

А, о, у, ы.



Буква И.

К: умение воспринимать речь учителя, участвовать в диалоге, слушать друг друга, соблюдать правила общения.

П: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

4.

Формулирование темы и целеполагание

Определить тему урока нам помогут животные. Посмотрите на слайд (с.2) кто на нём изображён? Вспомним какие звуки издаёт лягушка? (Хором)

(с.3) Кто изображён?

А кукушка?

(с.4) Кто изображён?

Как мы зовём кошку?

Какой звук звучал вначале ваших ответов?

Вам знаком этот звук?

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Верно! Тема нашего урока: «Звуки [к], [к’]. Буква К к.» (вывешивается на доску)

Какие задачи нам нужно выполнить?





Лягушка

Ква-ква-ква.


Кукушка.

Ку-ку-ку.

Кошка.

Кис-кис.

Звук [к], [к’]


Нет.

Знакомиться с новыми звуками и новой буквой.




Познакомиться со звуками [к], [к’] и буквой ка, научиться читать слова с этим звуком, активно работать, делать выводы.


5.

Изучение нового материала (ОНЗ)

















































































Закрепление.

Посмотрите на слайд и скажите, что на нём изображено? (с.5)

Произнесём это слово все вместе (точка отсчёта).

Определим, сколько слогов в этом слове, подставляем руку к подбородку, произносим слово, сколько раз подбородок коснётся руки, столько слогов в этом слове.

Сколько раз подбородок коснулся руки?

Сколько слогов в этом слове?

Почему именно 1 слог?

Верно! 1 слог, и он ударный.

Давайте составим схему слова мак. (один у доски)

Ребята, давайте поработаем с последним звуком в этом слове.

Какой звук вы слышите? (хором)

Ответьте, какой это звук? Гласный или согласный?

Почему он согласный?





Определим, звонкий этот звук или глухой. Слушайте внимательно! (произношу звук [к] много раз)

Ребята. Как мы произносим этот звук? Мы слышим шипение, хрипение или голос?

Какой вывод можем сделать?

Как мы называем этот звук, мягко, ласково или жёстко, грубо?


Значит это какой звук? Твёрдый или мягкий?

Обратите внимание, что твёрдый согласный звук на схеме обозначается синим цветом.

Какой вывод сделаем?

Молодцы! Теперь посмотрите на следующую картину, что вы на ней видите? (с.6)

Проговорим это слово все вместе.

Определим, сколько слогов в слове маки. (подносим руку к подбородку повторяем так же, как со словом «мак»)

Сколько раз подбородок коснулся руки?

Сколько слогов в этом слове?

Произнесём их.

Поставим ударение? Давайте позовём это слово. Мааки! Мааки!

Ударение падает на какой слог?

Кто составит схему слова маки? (1 ученик у доски)

Поработаем со вторым слогом, ки.

Какой первый звук в этом слоге вы слышите?

Он гласный или согласный?

Звонкий или глухой? (произношу звук [к’] несколько раз)

Называем этот звук мягко или грубо?

Верно! Звук [к’] мягкий, потому что за ним следует гласный звук [и], который обозначает мягкость предшествующего согласного.

Каким цветом на схеме обозначен мягкий звук [к’]?

Верно! На схемах мягкие звуки обозначаются зелёным цветом.

Какой вывод сделаем?


Вернёмся к схемам, обратите внимание какими цветами обозначена буква «ка»?

Какой вывод можем сделать?


Теперь поиграем в игру «Твёрдый и мягкий». Я буду называть вам слова, в которых есть твёрдый звук [к] и мягкий звук [к’]. На ваших столах лежат карточки «камень» и «подушка». Если вы услышите твёрдый звук, показать камень, если мягкий, то подушку.

(Кот, конь, кино, каша, кисть, карандаш, курица, коса, килька.)

Молодцы! Все верно справились с заданием.

(На доску вывешивается печатная буквы «ка» заглавная и строчная)

Ребята, посмотрите на доску. Что на ней изображено?

Для чего нужна заглавная буква.



Посмотрите на слайд (с.7) где в алфавите находится эта буква. Какие буквы находятся по соседству?

С буквой л, вы познакомитесь на след уроках.

Мак.


(Произносят вместе с учителем)






1 раз.


1 слог.

Сколько в слове гласных букв, столько и слогов.

1 ученик составляет схему у доски.



Звук [к].

Согласный.


Потому что при произнесении этого звука на пути нам встречается преграда. Мы не можем его пропеть.






Хрип.

Звук [к] глухой.


Звук произносится грубо и жёстко.


Твёрдый, потому что после него стоит гл, [а].



Звук [к] в слове мак, согл., глух., твёрд.


Маки.


Проговаривают в сопровождении учителя.



2 раза.


2 слога.

Ма-ки.



На первый.




Звук [к’].


Согласный.

Глухой.



Мягко.






Зелёным.



Звук [к’] в слове маки, согл., глух., мягк.



Синим и зелёным.

Буква «ка» на письме обозначает звуки [к], [к’].










Выполняют задание.





Заглавная и строчная буква «ка»

С заглавной буквы пишут названия имён, городов, рек.


Буква и, буква л (если ответят)













К: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения



























К: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения

































П: умение искать, получать и использовать информацию.

К: умение воспринимать речь учителя, участвовать в диалоге с учителем.

6.

Физминутка

А теперь давайте отдохнём.

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Повторяют движения за учителем.


7.

Работа по теме урока

Ребята, подумайте и скажите, на что похожа буква «ка»?

Отлично! Посмотрите на слайд, (с.8) вот такая интересная буква «ка». (читаю стихотворение на слайде.)

Откройте учебник на стр. 48-ой, рассмотрите иллюстрацию к сказке и назовите её название и автора.

(Французский поэт и писатель)

Назовите слова на этой картинке, в которых есть звук [к].


Молодцы! Посмотрите на стр. 49. В красной рамочке написаны слоги под схемами слов «мак» и «маки». Давайте их прочтём. (попросить ребёнка, который умеет читать, затем ещё раз хором)

Ребята, посмотрите на иллюстрацию на стр. 49

Кого мы видим на иллюстрации?


Что они делают?

Хотите узнать, как зовут мальчиков?

Над иллюстрацией написан текст.

Давайте его прочтём.

Обратите внимание, какой знак стоит в конце первого предложения?

Значит, как мы его будем читать?

Какие ещё знаки стоят в конце предложения?

Если стоит точка, как читаем предложение?

Если стоит восклицательный знак?


Кто может прочитать первое предложение? (прочитать весь текст нескольким ученика по 1 предложению)

Назовите слова со звуками [к], [к’].

Какой вывод сделаем?



Закрыли учебники, положили на край парты.


Ответы детей.

Смотрят.




Кот в сапогах. Написал эту сказку Шарль Перро.



Кот, коса, карета, конь, жилетка.





Читает 1 ученик.




На иллюстрации мы видим двух мальчиков.

Мальчики косят траву.

Да.



Вопросительный знак.


Спрашивая, вопросительно.

Точка и восклицательный знак.

Спокойным голосом.


То читаем радостно и весело.

(читают ученики, которые умеют читать)



Называют.

Буква К может стоять в начале, середине и конце слова.





















П: умение искать, получать и использовать информацию.

К: умение воспринимать речь учителя, участвовать в диалоге с учителем.

8.

Первичное закрепление

Ребята, на ваших столах лежат карточки с заданием. Ваша задача соединить букву «Ка» только с теми предметами, название которых начинаются со звуков [к], [к’].

Те, кто выполнят задание, ручку на локоток.

Какие предметы вы соединили с буквой «ка»?


Придумайте с этими словами предложения.


Выполняют задание.







Кот, крот, кит, кенгуру, кость. (глаз и ложка лишнее)

Придумывают. (Кот игрался на лужайке. Собака грызла большую кость, и тд)


9.

Итог

С какой буквой мы сегодня знакомились?

Какая это буква, гласная или согласная?

Какими звуками буква к обозначается на письме

Какие это звуки?

Звуки [к] [к’] глухие или звонкие?

Давайте вспомним поставленные задачи на уроке.

удалось ли нам их достичь?

С буквой «ка».



Согласная.

Звуками [к], [к’]

Твёрдый и мягкий.

Глухие.

Да.

Вспоминают.


Да.

К: умение вступать в диалог с учителем.

10.

Рефлексия.

Кому было интересно, кто считает, что он хорошо поработал на уроке и со всем справился, покажет «класс», а кому было скучно, неинтересно и сложно, покажет большой палец вниз.

Спасибо всем за урок! Урок окончен.

Оценивают свою работу на уроке.

Л: осознание успехов и затруднений в деятельности.

Р: умение оценивать свою деятельность.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!