СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обычаи и традиции народов нашей республики.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы хотим поговорить об обычаях и традициях народов нашей республики.

Кабардинцы и балкарцы издавна славились своим гостеприимством. В начале XVII века нидерландский путешественник писал о черкесах, что “они очень разумны и приветливы, достойны подражания и знамениты своим гостеприимством”.

Такую характеристику кабардинскому балкарскому гостеприимству давали многие другие очевидцы истории наших народов в XVI–XIX веках.

Сложились четко разработанные правила приема гостей, их прав, обязанностей хозяев, нарушение которых осуждалось по обычаю горских народов. Каждый обязан был знать все традиции своего народа.

Даже своему врагу хозяин в своем доме должен был сказать: “Къеблагъэ”, “Сау келиги” (“Добро пожаловать”) и защитить его. Тот, кто выдал бы гостя, заслужил бы всеобщее презрение, его исключили бы из рода, к которому он принадлежал. Вот почему говорят: “Гость горца в крепости сидит”.

Просмотр содержимого документа
«Обычаи и традиции народов нашей республики.»

Приветствие (звучат на русском, кабардинском и балкарском языках).

– Здравствуйте, дауэ фыщытхэ,

Ученик:

Гость”

Хороший гость – и радость, и во благо.
Скажу ему адыгское “Кебляго!”
Пожалует хоть летом, хоть зимой –
Приму его – он гость желанный мой.
Обычай был у моего народа:
Кунацкая в любое время года
Отворена! В нее, сойдя с коня,
Гость мог войти в любое время дня.
Как завещали деды и отцы,
Лети по всей земле, во все концы,
Присловье мудрое адыгов:
“Гость – это благо!”
Скажу ему душевное “Кебляго!”
Борис Кагермазов

Ведущий: Сегодня мы хотим поговорить об обычаях и традициях народов нашей республики.

Кабардинцы и балкарцы издавна славились своим гостеприимством. В начале XVII века нидерландский путешественник писал о черкесах, что “они очень разумны и приветливы, достойны подражания и знамениты своим гостеприимством”.

Такую характеристику кабардинскому балкарскому гостеприимству давали многие другие очевидцы истории наших народов в XVI–XIX веках.

Сложились четко разработанные правила приема гостей, их прав, обязанностей хозяев, нарушение которых осуждалось по обычаю горских народов. Каждый обязан был знать все традиции своего народа.

Даже своему врагу хозяин в своем доме должен был сказать: “Къеблагъэ”, “Сау келиги” (“Добро пожаловать”) и защитить его. Тот, кто выдал бы гостя, заслужил бы всеобщее презрение, его исключили бы из рода, к которому он принадлежал. Вот почему говорят: “Гость горца в крепости сидит”.

Инсценированное представление “Приходят в дом гости” и ее обсуждение.

Зек1уэ к1уа щ1алэр езэшыпауэ къыздэк1уэжым

-Щхьэ сылъэпэрапэу ныжэбэ сыгъуэгурык1уэн хуей мы адыгэ къуажэшхуэм сыблэк1ыу, сезыхужьари сыт?.



Къуажэбгъум щыс унагъуэм ек1уэл1ащ,и шыр ф1эдзап1эм ф1идзэри хьэщ1эщым щ1ыхьэну пылъу ...



нанэр къыщ1эк1ащ: Еблагъэ, си щ1алэ, еблагъэ! Иджыпстук1э унагъуэм ц1ыхухъу искъыми , уи шыр уэ зыхуей хуэгъазэ, сэ иджыпсту 1энэ нэсхьынщ.



Щ1алэм и шыр зыхуей хуегъазэри хьэщ1эщым щ1охьэ.

Фызыжьми  1энэ къегъэув, щ1алэм зрегъэтхьэщ1ри 1энэм егъэт1ыс, езыри бгъэдот1ысхьэ.

(Мыбдеж 1энэ лъакъуищыр бгъэувынщ ерыскъыр тету)





Ведущий: У гостя не спрашивали ни его имени, звания, откуда, куда и зачем едет. Это считалось неприличным. Гость сам, по обычаю, не позднее чем через три дня объявлял себя и давал хозяину знать, что его приезд не является секретным.

Беседу с приезжим поддерживали только старшие, а младшие слушали, соблюдая абсолютную тишину.

Ведущий: Когда говорят, что у кабардинца или балкарца есть нэмыс (намыс), это означает, что для этого человека моральные требования Адыгэ хабзэ, Тау адета стали основой его поведения.

Важнейшими требованиями Адыгэ хабзэ и Тау адета были:

  1. любовь к родине, к своему народу;

  2. скромность, терпимость, снисходительность;

  3. вежливое и учтивое отношение к родителям;

  4. уважительное отношение к старшим;

  5. рыцарское отношение к женщине.

Ведущий: Любовь к родине, готовность ее защитить нашли свое отражение во многих нартских сказаниях: “Сказание о Батразе”, “Предания о Джамбулате”, “Легенда о братьях Есеноковых” и др.

Большое внимание уделяли воспитанию скромности. Считали разговор мужчины о своих достоинствах недопустимым позором.

Рыцарский этикет требовал мужественно переносить страдания, боли, голод, холод, не доставлять другим хлопот.

Большое внимание уделяли воспитанию уважительного отношения к родителям. Дети без разрешения не отлучались из дома, если даже они были взрослыми. Родители должны были знать, куда и на какое время отлучались их дети. Дети, по обычаю, не оставляли родителей, не отделялись от них. Они не могли допустить, чтобы родители почувствовали себя одинокими, никому не нужными. Поэтому у нас не было брошенных стариков. Если у стариков не было детей, то о них заботился род, все общество. Дети, бросившие родителей, могли заслужить всеобщее обсуждение и презрение.

Ведущий:

Гостящий под нашим кровом,
Пусть тебя не коснется беда.
Будь свободным и здоровым
Всегда! Всегда! Всегда!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!