Русское искусство XVIII - XIX вв.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Первая четверть XVIII в . - искусство петровского времени.
Середина столетия (1730-е -1750-е гг.) - "аннинское" и "елизаветинское" барокко ( конец 1750-х гг . - рококо).
Искусство второй половины XVIII в. (1760 - 1790-е гг.) - эпохи Екатерины II и Павла I:
1760 - первая половина 1780-х - ранний классицизм.
Вторая половина 178О-х - до 18ОО г. - зрелый или строгий классицизм. Сентиментализм. Предромантизм.
Первая половина 19-го века – Романтизм .
«Портрет Петра I»
Иван Никитич Никитин
Портрет, подаренный императору Николаю I гр. С. С. Уваровым, которому он достался от тестя -гр. А. К. Разумовского. Васильчиков пишет: "Предание семьи Разумовских гласило, что Петр во время пребывания в Париже зашел в мастерскую Риго, писавшего с него портрет, не застал его дома, увидел недоконченный портрет свой, ножом вырезал из большого полотна голову и увез с собой. Вырезанный портрет он подарил дочери - Елизавете Петровне, а она, в свою очередь, пожаловала его гр. Алексею Григорьевичу Разумовскому.
Портрет был передан в 1762 году по распоряжению императрицы Екатерины II из старого деревянного Зимнего дворца на Невском проспекта близ Полицейского моста в Императорскую Академию художеств.
И.Н.Никитин
Петр I на смертном ложе
1725г
Картина Никитина воспринимается как реквием по "отцу отечества".
Сразу после смерти Петра Никитин был приглашен запечатлеть мертвого императора. На портрете царь изображен, одетый в белую рубашку, прикрытый по грудь желтоватой драпировкой и синей с горностаем мантией.
И.Н.Никитин .Портрет царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I
Наталья Алексеевна (22 августа 1673 – 18 июня 1716). Царевна, дочь царя Алексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимая сестра Петра I. В 1698 году, после того как царица Евдокия Федоровна Лопухина была пострижена в монастырь, к царевне Наталье в Преображенское был отдан маленький царевич Алексей. Позже в ее же доме Петр поселил Марту Скавронскую, где она получила в крещении имя Екатерины, а ее крестным отцом стал царевич Алексей.
Исусствоведы до сих пор не могут решить кто изображен на портрете И. Никитина. Было высказано много мнений, выдвинуто много гипотез. Однако бесспорно одно: “Портрет напольного гетмана” – шедевр И. Никитина. Предлагаемый ниже отрывок из книги Н. М. Молевой “Иван Никитин” рассказывает историю одного исследования портрета.
Кажется, название “Напольный гетман” говорит достаточно: “Гетман” указывает на Украину, “напольный” расшифровывается как начальник полевых войск действующей армии. Относительно недолгих лет правления Екатерины это равносильно прямому указанию на конкретного человека, и тем ни менее история картины – история бесчисленных предположений.
И.Н.Никитин
Портрет канцлера Г.И.Головкина
(1756 - 1832)
Портрет Головкина принято считать одной из первых работ, выполненных художником по возвращении из Италии. Граф Гаврила Иванович Головкин— вице-канцлер, сподвижник Петра I, особенно преуспел на дипломатическом поприще благодаря свойственной ему ловкости и хитрости. Надпись на обороте портрета гордо сообщает, что «в продолжении канцлерства своего он заключил 72 трактата с разными правительствами».
А.М.Матвеев
Автопортрет с женой
1729г
Вскоре по возвращении из-за границы Матвеев женился на дочери кузнечного мастера Канцелярии от строений Ирине Степановне Антроповой, двоюродной сестре своего ученика Алексея Антропова. В это время ему было двадцать семь лет, а ей — четырнадцать. Тогда и была создана лучшая, известнейшая и вызывающая множество споров работа художника - "Автопортрет с женой"
«Панорама Петербурга» (1716) Алексея Федоровича Зубова
Караваджо. Поцелуй Иуды. 1602 г.
«Больной Вакх» – написанная в 1593 году ранняя работа итальянского мастера барокко Караваджо
Питер Рубенс «Охота на кабана»
Питер Рубенс «Четыре философа »
Рембрандт «Фауст»
Рембрандт Харменс Ван Рейна «Художник в мастерской (1628)»
Франсуа Буше «Триумф Венеры»
Франсуа Буше «Геркулес и Омфала »
Жана Антуана Ватто «Савояр с сурком»
АНТОН РАФАЭЛЬ МЕНГС
Портрет королевы Марии Амалии Саксонской 1761г, Музей Прадо, Мадрид, Испания
Помпео Джироламо Батони . «Венера, ласкающая Амура» 1774
Помпео Джироламо Батони . «Геркулес на распутье»
Луиз Леопольд Буальи "Габриэль Арно"
Дмитрий Григорьевич Левицкий
"Портрет Глафиры Ивановны Алымовой"
Семен Федорович Щедрин "Пейзаж в окрестностях Петербурга"
Лазоревый грот. Неаполь. 1841 год. Айвазовский
Уильям Блейк «Великий Архитектор»
В. М. Васнецов "Алёнушка"
Фридрих Каспар Давид "Восход луны над морем"