СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ. Задание 5. Правописание суффиксов различных частей речи, личных окончаний глаголов. Тесты с ответами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОГЭ. Задание 5. Правописание суффиксов различных частей речи, личных окончаний глаголов

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ. Задание 5. Правописание суффиксов различных частей речи, личных окончаний глаголов. Тесты с ответами»

Задание 5. Правописание суффиксов различных частей речи, личных окончаний глаголов


Задание 1
(5) Когда вы открываете незнакомую книгу, то остаётесь один на один с большим и умным другом – писателем. (6) Читаете одну страницу, другую – и вдруг совершается чудо! (7) Перед вами разворачиваются удивительные картины: герои отправляются в путешествия, сражаются с врагами, спасают друзей, открывают тайны природы. (8) И вместе с ними вы тоже путешествуете, участвуете в спорах, вступаете в бой, терпите поражения и побеждаете. (9) Сила художественного слова, музыка стиха, выразительность авторской речи покоряют и завораживают читателя.

Из предложений 5−−9 выпишите слово, в котором правописание личного окончания глагола определяется его принадлежностью ко 2 спряжению.

Задание 2

Прочтите текст и выполните задание.

(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детском доме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший. (3) «Ха! Орёт как жеребец!» – сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. (4) Голос певицы оборвался.

(5) Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. (6) Музыканты крымского оркестра со славной молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что они будут играть, когда и кем написано то или иное произведение. (7) Они как будто просили извинения за своё вторжение в жизнь граждан, лечащихся или просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить слушателей ко второму, более серьёзному отделению.


Из предложений 1−−7 выпишите слово, в котором правописание суффикса объясняется тем, что это краткое причастие.

Задание 3
(16) Снижение уровня нашей отзывчивости заставило меня призадуматься. (17) Персонально виноватых нет. (18) Кого винить? (19) Раздумывая, я вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. (20) Из твоей части, из другой – неважно. (21) Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили.


Из предложений 16−−21 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.

Задание 4

(41)Мы аплодируем этому необыкновенному человеку и приветственно машем ему косынками, зонтиками и всем, что есть сейчас под рукой. (42)Изумлённая происходящим женщина рядом со мной плачет от восторга и повторяет сквозь слёзы: (43)«Я это видела, видела!»

Из предложений 41––43 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе наречия пишется столько же букв Н, сколько в слове, от которого оно образовано».


Задание 5

(41)Мы аплодируем этому необыкновенному человеку и приветственно машем ему косынками, зонтиками и всем, что есть сейчас под рукой. (42)Изумлённая происходящим женщина рядом со мной плачет от восторга и повторяет сквозь слёзы: (43)«Я это видела, видела!»



Из предложений 41––43 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишутся две буквы Н».

Задание 6

(1)Миша лежал на кровати забинтованный, тихий, прислушиваясь к отдалённым звукам улицы. (2)Он был погружён в какой-то туман, и звуки за окном мешались со снами. (3)Его больная, со здоровенной ссадиной голова всё время гудела.
(4)Он всё время думал, как встретят его ребята. (5)Он пойдёт по дачной улице, будто настоящий раненый солдат – весь в бинтах.

Из предложений 1––5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе отымённого прилагательного, образованного с помощью суффикса -ЕНН, пишется две буквы Н».

Задание 7

(1)Миша лежал на кровати забинтованный, тихий, прислушиваясь к отдалённым звукам улицы. (2)Он был погружён в какой-то туман, и звуки за окном мешались со снами. (3)Его больная, со здоровенной ссадиной голова всё время гудела.
(4)Он всё время думал, как встретят его ребята. (5)Он пойдёт по дачной улице, будто настоящий раненый солдат – весь в бинтах.

Из предложений 1––5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе прилагательного, образованного с помощью суффикса -Н- от существительного с основой на -Н, пишется две буквы Н».

Задание 8

(10) Эти картины, хотя, возможно, и неумелые на взгляд утончённых ценителей искусства, полны особой прелести. (11) Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям. (12) Мы никогда не променяем на торжественные красоты тропиков наши скромные дали. (13) Мы родились и живём «под сереньким ситцем северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они стали её свидетелями. (14) Во время путешествий за пределы страны, совершаемых с разными целями, мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу родную. (15) Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе своё.



Из предложений 10––15 выпишите слово, в котором правописание суффикса объясняется тем, что это краткое причастие.

Задание 9
(4) Сама по себе природа вечна и почти неизменна, если человек её не уничтожает. (5) Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а деревья будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист.
(6) Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже.

Из предложений 4––6 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.

Задание 10
(22) Я побежал на корму парохода, чтобы лучше разглядеть удивительный остров, который всё удалялся и удалялся. (23) А мне хотелось насмотреться на нечаянно встреченную весну! (24) Остров задрожал в солнечном блике и исчез вдали. (25) Я долго стоял на палубе и отыскивал глазами такую же красоту.

Из предложений 22–25 выпишите слово, в котором правописание суффикса объясняется тем, что это страдательное причастие прошедшего времени в полной форме

Задание 11
(13) Что изображают в своих изделиях дымковские мастера? (14) Их игрушки – это няньки с детьми, водоноски, молодые люди, катающиеся на лодке, скоморохи на конях, барыни с зонтиками. (15) А кроме того, бараны с золотыми рогами, гуси, уточки, индюшки с индюшатами, петухи, олени, и все они броские, яркие, горящие цветными пятнами.

Из предложений 13––15 выпишите слово, в котором правописание суффикса объясняется образованием от глагола 1 спряжения.

Задание 12
– (14) Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15) Откройте верхний ящик комода. (16) Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.

Задание 13

(35) Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в пионерском лагере. (36) А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни, - именно теперь нужен родной отец. (37) И не амбулаторно, как говорят врачи, - пришёл, ушёл. (38) А стационарно. (39) Каждый день. (40) Под неусыпным наблюдением. (41) Чтобы не пропустить возможных осложнений. (42) А осложнения, как он понимал, грядут.
(43) Позвонили в дверь. (44) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос, тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором: с дочкой было всё в порядке. (45) Впереди праздник. (46) И жизнь - как праздник.


Из предложений 35-46 выпишите слово, в котором правописание суффикса объясняется тем, что это страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола совершенного вида.

Задание 14

(30) И вот наконец я додумалась. (31) Решила идти к Толстому, просить, чтобы он спас князя Андрея. (32) Пусть даже женит его на Наташе, даже на это иду, даже на это, только бы не умирал! (33) Спросила гувернантку, может ли автор изменить что-нибудь в уже напечатанном произведении. (34) Та ответила, что как будто может, что авторы иногда для нового издания делают исправления. (35) Посоветовалась с сестрой. (36) Та сказала, что к писателю нужно идти непременно с его карточкой и просить подписать, иначе он и разговаривать не станет, да и вообще с несовершеннолетними они не говорят.

Из предложений 30––36 выпишите слово, в котором правописание суффикса объясняется тем, что это полное страдательное причастие прошедшего времени.

Задание 15

19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если нет никакого успеха.
(20)Всё это смущённый Павлуша произнёс, краснея до ушей.
– (21)И-и, батюшка мой, – испуганно затянула бабушка, – где это видано, чтобы вдруг такое странное и бестолковое надумать! (22)Дело известное: сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то!

Из предложений 19––22 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе наречия пишется столько же букв Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

Задание 16

19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если не видно никакого успеха.

(20)Всё это Павлуша, смущённый вопросом лавочницы, произнёс, краснея до ушей.

– (21)Батюшка мой, что ты это вдруг такое неслыханное да бестолковое надумал! (22)Дело известное: сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то!



Из предложений 19––22 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени, образованных от глагола совершенного вида, пишется НН».

Задание 17

(31) Так и окончилась бы эта история, если бы через двадцать пять лет меня не вызвали в школу поговорить о поведении моего сына. (32) Его классная руководительница мне сказала:

– Школьникам запрещено писать шариковыми ручками. (33) Шариковые ручки портят почерк. (34) Пусть пишет обыкновенной авторучкой, как все!

Из предложений 31––34 выпишите слово, в котором правописание окончания объясняется тем, что это глагол 1-го спряжения.



Задание 5. Правописание суффиксов различных частей речи, личных окончаний глаголов

Задание 1

Ответ: терпите

Задание 2

Ответ: написано

Задание 3

Ответ: раненого

Задание 4

Ответ: приветственно

Задание 5

Ответ: изумлённая или изумлённый

Задание 6

Ответ: здоровенной или здоровенный

Задание 7

Ответ: длинной или длинный

Задание 8

Ответ: восхищены

Задание 9

Ответ: деревянной или деревянная или деревянный

Задание 10

Ответ: встреченную

Задание 11

Ответ: катающиеся

Задание 12

Ответ: деревянная

Задание 13

Ответ: пущенная

Задание 14

Ответ: напечатанном

Задание 15

Ответ: испуганно

Задание 16

Ответ: смущенный или смущённый

Задание 17

Ответ: пишет






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!