СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окончание смутного времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окончание смутного времени»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ на тему: «ОКОНЧАНИЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ» Класс: 7

Цели и задачи урока: познакомить с внешнеполитическим положением России в начале 17 века, положением правящей верхушки в стране, окончанием Смутного времени, характеризовать последствия Смуты.

Планируемые результаты:

предметные: давать определения понятий: гетман, интервенция, Семибоярщина; описывать планы иностранных государств по отношению к России;

определять причины свержения Шуйского и прихода к власти Семибоярщины; оценивать деятельность правительства во главе с Ф.И.Мстиславским;

определять роль народного ополчения в борьбе за независимость страны; оценивать значение восшествия на престол династии Романовых;

овладевать целостным представлением об историческом пути русского народа при помощи исследования различных документов (исторической карты, отрывков из исторических источников, произведений древнерусской культуры); применять основные хронологические понятия, термины; коммуникативные:

организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; владеть устной и письменной речью;

регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; оценивать исторические события и роль личности в истории; уважительно относиться к героическому прошлому Отечества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений и значение истории в жизни человека.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2 Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

-Ребята, что такое подвиг? ( Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Подвиг – действие человека, совершенное во имя других.)

- Кто такой патриот? ( Патриот – это человек, горячо любящий свой народ и своё Отечество.)

- Какие люди способны совершить подвиг? ( Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к самопожертвованию.)

- Когда человек готов на подвиг ради Родины? (Если Родине угрожает опасность. Если он любит свою Отчизну.)

- Как Вы думаете, в начале XVII века Россия нуждалась в героях? Почему? Какое время было? (Смутное время.)

- Что такое Смута? (непонятное время, тревожное, опасное).

Сколько же оно могло уже продолжаться? Должен же когда-нибудь наступить ему конец. Как вы думаете, какая сегодня будет тема нашего урока? ( Окончание Смутного времени)

Проблемный вопрос урока: Какова роль народа в ликвидации Смутного времени, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности?

3. Изучение нового материала.

К концу лета 1610 года положение России было очень бедственным, Россия находилась на краю пропасти. Почему? (ответы учащихся)

​ Лжедмитрий 2 со своими полчищами расположился в 12 верстах от Москвы в Тушине. За что и был прозван «тушинским вором».

​ Смоленск был осажден войсками Сигизмунда 3, часть польского войска под командованием гетманов Жолкевского и Сапеги двинулась из-под Смоленска на Москву. В бою под селом Клушино, близ Можайска, русское войско во главе с бездарным Дмитрием Шуйским (брат царя В.Шуйского) потерпело жесткое поражение. Поляки окружили Москву.

​ После клушинского поражения шведские войска ушли на север и в 1611 году захватили Новгород и все русское побережье Финского залива. Шведские отряды силой пытались добиться признания шведского принца русским царем.

1) Распад тушинского лагеря. (работа с учебником с. 26, работа с картой с. 27)

У стен Новодевичьего монастыря стали лагерем войска польского королевича Владислава. Гетман Жолкевский, выступавший от имени Владислава, которому было всего 15 лет, послал московским боярам письмо: «Желаю не крови вашей,— писал он,— а блага России, предлагаю вам державство и гибель Самозванца». Другими словами в письме, говорилось о намерении поляков остановить напрасное кровопролитие, а предложение боярам вместо Шуйского избрать русским царем сына Сигизмунда 3 Владислава, который по их словам, охотно примет православную веру. Большая часть бояр, поколебалась в преданности царю В. Шуйскому.

2) Семибоярщина (просмотр презентации).

В июле 1610 года московские бояре свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи и отправили в Чудов монастырь. К власти пришли Боярская дума, в составе 7 человек – во главе с Ф.И. Мстиславским.

Период правления 7 бояр вошел в историю под названием Семибоярщина.

Запись в тетрадь:

Интервенция – с лат. «вмешательство» - насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.

Семибоярщина - правление 7 бояр (во главе с Ф.И. Мстиславским) в период Смутного времени.

3)Работа с учебником с. 29 :

вывод: под угрозу поставлена независимость страны, - произошло пробуждение народа, он поднялся на борьбу за освобождение Отечества.

4) Работа в группах:

1- первое ополчение (январь-июль 1611 год),

2- второе ополчение (сентябрь 1611-октябрь 1612 год),

Результат - составление таблицы:




Народное

ополчение

Центр

формиро-

вания

Руково

дители

Основной состав

Итоги деятельности

Первое

ополчение

Рязань

Прокопий

Ляпунов

Дворяне, казаки, черносошные крестьяне, горожане, «тушинские» бояре и воеводы, служилые люди из лагеря Лжедмитрия II.

Не удалось освободить Москву. В результате противоречий между казаками и дворянами был убит П. Ляпунов


Второе

ополчение

Нижний

Новгород

Кузьма

Минин

Дмитрий

Пожарский

Мелкие и средние дворяне, горожане, крестьяне, казаки. Многонациональный состав.

Капитуляция польского гарнизона и полное освобождение Москвы.





5) Освобождение Москвы. ( работа с учебником и заполнение хронологической таблицы на доске и в тетрадях:

Дата

Событие

Июль 1612 г.

Поход Второго ополчения на Москву.

22 августа

1612 г.

Первый бой с отрядами Ходкевича. Объединение отрядов Трубецкого(остатков Первого ополчения) со Вторым ополчением.

24 августа

1612 г.

Победа ополченцев в сражении. Бегство Ходкевича из Москвы.

Сентябрь-

Октябрь

1612 г.

Осада Вторым ополчением Кремля и Китай-города.

22 октября

1612 г.

Ополченцы захватили Китай-город.

4 ноября

1612 г.

Сдача остатков польского гарнизона, засевшего в Кремле. Полное освобождение Москвы от захватчиков.




Подвиг Ивана Сусанина – с. 32 в учебнике, слайд презентации.

6). Земский собор 1613 года. (слайды презентации).

Работа с документом на с.34-35. Ответы на вопросы.

- Так как же России удалось избежать национальной катастрофы?

Благодаря патриотическому подъёму всего российского народа ( в ополчении были и башкирский и татарский народы ) народ осознал, насколько важно, научиться жить единой нацией в собственном государстве. По этому поводу А.С. Пушкин в своём произведении « Борис Годунов» сказал:

Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?

Не войском, нет, не польскою помогой

А мнением: да! Мнением народным.

- Какое событие описывает А.С. Пушкин? (Смутное время)

- Ребята, а почему сейчас тема народного единства, приобретает важное значение? ( потому что только единый народ может добиться процветания своего государства)

- Какой праздник мы отмечает 4 ноября? (день народного единства)

Спасение страны было главным итогом Смуты, но не единственным, какие ещё итоги можно назвать?

Итоги Смутного времени (запись в тетради)

• Рост национального самосознания. • Упадок хозяйства.

• Новая династия. • Потеря территории.

• Укрепление царской власти.• Убыль населения

• Сохранения единства страны.

• Усиление роли Земских соборов

4. Домашнее задание.

Параграф 3. Ответить на вопросы к параграфу, выполнить одно из творческих заданий рубрики «Учимся быть историками».




5. Рефлексия.

1. Что я запомнил? Назовите:

- два самых важных имени,

- два самых важных события,

- два самых важных качества личности лидера,

- две причины победы русского народа в борьбе с иноземцами.

2. Что мне понравилось делать сегодня на уроке?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!