Как путешествует письмо?
Цели деятельности учителя:
познакомить с работой почты и разнообразием почтовых отправлений (письмо, открытка, бандероль, посылка);
показать разновидности почтовой марки;
раскрыть значение почтовой связи;
показать путь письма от отправителя к адресату.
Тип урока: решение частных задач.
Методы и формы обучения:
частично-поисковый;
фронтальная и индивидуальная.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;
строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений;
получат возможность научиться различать почтовые отправления (письмо, бандероль, открытки);
выдвигать предположения и доказывать их;
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные:
общеучебные – осознанное и произвольное речевое устное высказывание о работе почты;
логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Образовательные ресурсы:
презентация на тему «Как путешествует письмо?»
письмо, открытка, бандероль, марка,
рисунки с изображением почтового голубя, этапов пути письма.
Ход урока:
1. орг момент
Внимательно проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
2. Минутка календаря
- Назовите все времена года
- какое время года сейчас?
- назовите зимние месяца
- какой месяц сейчас?
Ну, когда же Новый Год К нам с подарками придет? — Пусть пришел бы к детворе Он пораньше — в … (Декабре)
Декабрь-первый зимний месяц и последний месяц года. В декабре солнце-редкий гость, погода пасмурная: ведь декабрь-самый темный месяц в году. Декабрь еще называют в народе Студень, Стужайло. В декабре ударят настоящие морозы. Ночи длинные, дни короткие. Выпадает снег, который покрывает деревья, дорожки, крыши домов.
3. Самоопределение к деятельности
- Вы, наверное, уже заметили, как в последние дни стал преображаться наш город! В учреждениях, магазинах и даже на улицах появляются ёлочки с разноцветными шарами, блестит мишура, сияют огоньки гирлянд. И наш класс день ото дня становится всё красивее.
- Как вы думаете, почему? (Приближается Новый год.)
- Да, для многих это самый чудесный, волшебный, долгожданный праздник. Именно в эти дни мы ждём исполнения всех самых сокровенных желаний.
- Кто главный герой этого праздника? (Дед Мороз.)
- Может быть, вы знаете, где он живёт? (В Великом Устюге.)
- Почему дети, а иногда и взрослые ждут встречи с ним? (Он дарит подарки, поздравляет, проводит праздники…).
- А как вы думаете, самому Дедушке Морозу приятно было бы получить поздравления? (Да.)
- Вот я и решила поблагодарить его за всё хорошее, что было в этом году, поздравить с праздником, да не знаю, каким способом это лучше сделать. Номера его телефона у меня нет, да я и не думаю, что у него есть время отвечать на телефонные звонки. (Можно написать письмо.)
Кто уже догадался какая тема нашего урока?
Тема: Как путешествует письмо?
Что вы хотите узнать? Чему научиться? (Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, что такое письмо и как путешествует письмо, как работает почта).
4. Открытие нового знания
Что такое письмо?
В умной книге, которая называется «Толковый словарь» я нашла объяснение.
(на экране) Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь.
Муравьишка спрашивает: «Неужели простой лист бумаги может путешествовать?»
Для того, чтобы письмо смогло путешествовать, нужно его подготовить.
А кто из вас хочет узнать, как это сделать?
Кто знает, что нужно, чтобы письмо смогло отправиться в путь?
Нужен конверт.
Правильно, только в конверте письмо может начать своё путешествие.
Берём конверт, вкладываем в него письмо. Что нужно сделать дальше? (Заклеить)
Теперь можно посылать?
Нет, на конверте нет адреса.
Что такое адрес? Название населённого пункта, улицы, номер дома, где человек живёт.
- Как вы считаете, как называют того, кто отправляет письмо? (Отправитель.) А того, кто получает письмо, того, кому оно адресовано? (Адресат.)
- Если я буду отправлять Деду Морозу письмо, кем я буду? (Отправитель.) А Дед Мороз? (Адресат.)
-На письме должна быть марка.
-Марка-это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие.
Марки бывают разные:
большие и маленькие, цветные и простые, а на некоторых конвертах они уже напечатаны. Марки бывают очень красивыми и интересными, очень редкими и ценными. Посмотрите, какие они.( слайд)
Многие люди коллекционируют марки. На почте выпускают специальные экземпляры, которые люди уже не наклеивают на конверт, а кладут в специальные альбомы и показывают другим людям, друзьям и знакомым.
Как называются такие люди?
(филателисты).
-Итак, конверт с маркой у нас есть. Можно отправлять?
- Какое ещё новое слово вы видите на конверте? (Индекс)
Индекс – «указатель» - это последовательность цифр, которые облегчают сортировку писем. В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры – это код города, ещё три – номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами.
- Посмотрите на образец. Дело в том, что его расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определённого вида.
- Давайте напишем индекс нашего города и города Великий Устюг. ( детям раздают шаблоны для написания индекса)
Вы напишете письмо, заклеите его.
- А как же оно попадёт к Дедушке Морозу? Опять проблема.
установление последовательности путешествия письма.
- Вы сами должны догадаться, как путешествует письмо. Если правильно разгадаете загадку, то узнаете, какая картинка будет по счёту первой
-К дому – невеличке подлетают птички.
Весточки, приветы понесут по свету. (Почтовый ящик)
Опускаем письмо в почтовый ящик.
Дети накладывают изображение почтового ящика в первый квадратик.
-Без крыльев, а летят, без языка, а говорят. (Письма)
- Несколько раз в день работники почты высыпают письма из ящиков в специальные мешки (дети прикладывают квадратик). Письма привозят на почту и сортируют, то есть распределяют по адресам. Одни письма отправят в Санкт-Петербург, другие - в Москву, третьи - в Самару.
Набирается определённое количество писем, которые поедут в одни и те же города и третья картинка будет… (с изображением двух стопок писем)
(накладывается следующий квадратик).
На каждое письмо ставится штамп с датой и временем его отправления.
Куда письмо отправляется дальше? Каждое в свою сторону.
Что за птица: песен не поёт, гнёзда не вьёт, людей и груз везёт.
(самолёт)
Полотно, а не дорожка, конь не конь – сороконожка.
По дороге той ползёт, весь обоз один везёт. (поезд)
- Какая карточка займёт пятое место? (самолёт и багаж)
-Часть писем поедет на почтовой машине на вокзал. Их отправят в специальном почтовом вагоне поезда в нужный город. А если до города адресата не ходят поезда, то письмо отправится самолётом вместе с другим багажом
-Наконец, письма попадают в нужный город. На почте их снова сортируют. Раскладывают по адресам. Эти письма - на проспект Мира, а эти - на Цветочную улицу.
-Кто она: полным – полна,
С почтальоном путь-дорогу делит вместе,
Носит вести и худеет понемногу? (сумка почтальона)
Почтальон кладёт их себе в сумку и разносит по адресам.
-Мы синего цвета, висим на стене,
И много приветов храним мы в себе. (почтовые ящики)
Именно почтальон кладёт письмо вам в почтовый ящик (дети докладывают последние рисунки).
- Но по почте можно отправить не только письмо. Что ещё можно пересылать по почте? Расскажет нам об этом почтальон Печкин.
фрагмент мультфильма «Зима В Простоквашино».
- Какие пересылки упомянуты в мультфильме? (Телеграмма, бандероль, посылка.)
Телеграмма - сообщение, переданное по телеграфу, а также бланк с таким сообщением.
Учитель показывает образцы телеграмм: обычных и поздравительных.
- Бандероль - почтовое отправление в бумажной обёртке.
Посылка - вещь, посланная в специальной упаковке.
- Что ещё отправляют по почте, но не было упомянуто Печкиным?
Открытка - специальная почтовая карточка для открытого письма. В магазинах вы видите огромное количество различных открыток.
Для чего их выпускают?
С какими праздниками вы поздравляете своих друзей и близких?
Нарисуйте красивую открытку для своего друга или подруги.
5
Подведение итого урока.
-Ребята, сегодня утром нам в школу принесли письмо, на нем написано "Вручить Неумейке". Послушайте, какую историю рассказал мне почтальон.
Чтение стихотворения "Неумейка" Я. Акима
-Может у нас есть тот, кому вручить это письмо?
- Мы с вами совершили длинное путешествие вместе с письмом.
Давайте вспомним все, о чем говорили. ( На доску вывешивается ватман-письмо). Детям нужно приклеить названия : индекс, марка, адрес, адресат, отправитель рядом с их обозначениями.
6. Рефлексия
Красные и зеленые конвертики