СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Окружающий мир"- 1 класс. Тема "Звери - млекопитающие" УМК "Начальная школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Начальная школа 21 века" 

Класс - 1.

Предмет "Окружающий мир"

Тема "Звери - млекопитающие"

Просмотр содержимого документа
«"Окружающий мир"- 1 класс. Тема "Звери - млекопитающие" УМК "Начальная школа 21 века"»

Урок окружающего мира в 1 классе

(УМК «Начальная школа 21 века»)

Тема урока: Звери-млекопитающие.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: создать условия для ознакомления с представителями млекопитающих, выделения общих для них признаков, способами передвижения и питания.

Задачи:

- Познакомить учащихся с млекопитающими животными, их разнообразием, способами передвижения и питания;

-Учить распознавать признаки млекопитающих, развивать умение распределять зверей по способу питания;

-Формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать;

- Способствовать развитию монологической речи, памяти, внимания;

-Воспитывать любознательность, интерес к миру природы, бережное отношение к животным.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать. Выявлять взаимосвязи.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание - принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: знакомиться с представителями млекопитающих, выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать, выявлять взаимосвязи.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью, задавать вопросы.

Личностные: самоопределение - проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование: учебники, иллюстрации, тетради, презентация.



Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. (Проверка готовности к уроку)

- Ребята, наш урок начнем с замечательного стихотворения о солнце.

(Учитель читает, дети выполняют движения, повторяя за учителем)

Из глубокого колодца (руки “О”)
Солнце медленно встает (руки поднимаются над головой)
Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)
Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)
Новый день оно начнет (руки вниз широко).

- Улыбнёмся друг другу.

- Какой сейчас урок? (окружающий мир)

- Нет ничего увлекательнее, загадочней, интереснее окружающего нас мира, в частности мира природы. Я уверена, что и на этом уроке каждый из вас откроет для себя новое знание и что-то отложится в памяти ярким пятном. Будьте внимательны, запоминайте и поделитесь своими впечатлениями с родителями. Им будет приятно убедиться, что вы уверенно поднимаетесь по лесенке новых знаний.

  1. Актуализация знаний. Целеполагание.

(СЛАЙД № )

- Мы говорили о солнце, и на нашей доске тоже засияло солнышко. - Что изображено на слайде? (природа) Какая бывает природа? (живая и неживая) (СЛАЙД№ ) - Чем отличается живая природа от неживой? (Рождение, движение, питание, рост, умирание)

Назовите объекты неживой природы. (солнце, речка, камни, облака) - Объекты живой природы. (птицы, деревья, рыбы, насекомые)

- Как одним словом можно назвать всех птиц, зверей, насекомых, рыб, т.е. ярких представителей живой природы? (животные) (СЛАЙД № )

- Посмотрите на огромное разнообразие животного мира. Но мы с вами сегодня на уроке поговорим об одной только группе. А как она называется, вы узнаете из загадок.


-На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три. -З


Буква эта совсем толстушка,

Над подушкою подушка. -В


Буква эта похожа на расческу,

Не поправишь ей прическу. -Е


Сам увидишь ты, дружок:

Буква эта - на палочке флажок. -Р


Первая в словах ИГЛА, ИВОЛГА,

ИНДЮК, ИКРА. -И

(Дети отгадывают загадки и определяют название группы – «звери») (СЛАЙД № )

- Но мы же с вами знаем, что у всех зверей появляются детёныши. И сейчас поиграем в игру «Назови детеныша»

Мама слониха – детеныш ….. слоненок

Мама лиса – детеныш …… лисенок

Мама корова – детеныш ….. теленок

Мама коза – детеныш ….. козленок

Мама волчица – детеныш…. волчонок

Мама собака – детеныш….щенок

Мама кошка – детеныш …….котенок

- Давайте сейчас изобразим движения, которые вы услышите:

Физминутка

Как-то раз лесной тропой Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок,             (Идут громко топая.)

За мамой-лисицей крался лисенок,           (Крадутся на носочках.)

За мамой-ежихой катился ежонок,  (Приседают, медленно двигаются вперед.)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скакали бельчата,          (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой – косые зайчата,         (Скачут на прямых ногах.)

Волчица вела за собою волчат,                  (Идут на четвереньках.)

Все детки очень напиться хотят. (Делают движения языком – "лакают”.)

-Чем вскармливают мамы детенышей, чтоб они были крепкими и здоровыми? (Молоком)

- Правильно. Если эти животные выкармливают своих детёнышей молоком, то давайте разгадаем ребус.

МОЛОКО+ПИТАТЬ+ЮЩИЕ

- Но раньше, в древности, слово «молоко» называлось млеко. Мамы питали своих детёнышей млеком.

- Значит, по-другому как можно назвать зверей? (млекопитающие)

- Сформулируйте тему урока. (СЛАЙД № ) «Звери-млекопитающие»

- Определите цели урока.

А) Изучать многообразие зверей, их особенности; Б) развивать внимание, речь, В) Воспитывать интерес к изучаемому предмету, бережное отношение ко всему живому.

3. Выявление места и причины затруднения

- Если обратить внимание на многообразие зверей, то можно у них выделить сходства и отличия.

- Сходство мы сейчас определили с вами вместе, назвав тему урока.

- То, что звери – млекопитающие, это и есть общая особенность зверей.

- А теперь вам необходимо найти отличия. По каким признакам можно разделить всех млекопитающих на группы? (Обучающиеся затрудняются ответить на вопрос)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Итак, вы испытываете затруднения, не можете ответить на вопрос, следовательно, появилась проблема.

- Что делать, чтобы выйти из этой проблемной ситуации? (найти решение)

- Как вы думаете, что в этом поможет? (учебник)

5. Реализация построенного проекта

- Откройте учебник на стр. 32 . Посмотрите на животных, которые здесь изображены. Сравните, чем покрыты их тела? (СЛАЙД № )

- Чем покрыто тело дикобраза и ежа? (колючками)

- Чем покрыто тело медведя и куницы? (мехом)

- Чем покрыто тело нерпы? (кожа, а под ней жир)

- Как покров тела помогает зверям в жизни? (защищает от холода)



- Прочитайте вывод на стр. 32.

- Итак, мы определили по какому признаку можно различать зверей. И этот признак – покров тела. (СЛАЙД № )

- Рассмотрите иллюстрации на стр. 33.

Обратите внимание, как звери передвигаются.

(СЛАЙД № )

- Как передвигается гепард? (бежит)

- Как передвигается летучая мышь? (летит)

- Как передвигается белка – летяга? (прыгает)

- Как передвигается Гренландский тюлень? (ползет, плавает)

- Как передвигается шимпанзе? (виснет и прыгает)

- Мы определили еще один признак, по которому можно различать млекопитающих. Это – способ передвижения.

- Вот сейчас и мы с вами подвигаемся.

Физминутка «Зоосад»

- Сейчас узнаем еще 1 признак, по которому можно различать зверей.

Рассмотрите рисунки на стр. 34. Обратите внимание, чем питаются разные звери.

Кто изображен в 1 круге? (муравьед, еж, крот)

-Как назвать их одним словом? (звери или млекопитающие)

-Чем они питаются? (личинка, муравей, медведка)

-Как назвать их одним словом? (насекомые)

-Какой можем сделать вывод? (Звери, которые питаются насекомыми, называются НАСЕКОМОЯДНЫЕ) (СЛАЙД № )



Сообщение «Ёж»

Ежи обитают в степях и лесах. Это небольшое животное. Ёж имеет острые зубы, когти и колючки. У ежей прекрасный нюх и слух, а вот зрение слабое. Это ночное животное, которое днем прячется в своем гнезде,

устроенном в кустах. Свое жилище зверек выстилает сухой листвой, травой. Ёж кушает практически всё, но главная его пища насекомые. Ежи очень боятся воды.



-Кто изображен в 2 круге? (лошадь, суслик, белка)

-Как назвать их одним словом? (звери или млекопитающие)

-Чем они питаются? (овес, пшеница, фундук)

-Как назвать их одним словом? (растения)

-Какой можем сделать вывод? (Звери, которые питаются растениями, называются РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ) (СЛАЙД № )



Сообщение «Белка»

Белки живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды. Зимой белки не спят, а летом они запасают на зиму корм. Большую часть жизни они проводят  высоко над землей, в кронах деревьев.



-Кто изображен в 3 круге? (тигр, лисица, выдра)

-Как назвать их одним словом? (звери или млекопитающие)

-Чем они питаются? (мышь, рыбка, косуля)

-Как назвать их одним словом? (животные)

-Какой можем сделать вывод? (Звери, которые питаются животными, называются ХИЩНИКАМИ) (СЛАЙД № )



Сообщение «Тигр»

Тигры - самые крупные хищники-кошки. Они очень быстрые, но умеют передвигаться тихо, чтобы не спугнуть свою добычу. 

Полоски нужны тигру для маскировки, так его меньше заметно во время охоты среди деревьев и кустов. Тигры выходят на охоту утром или вечером.

В отличие от обычных кошек, тигры умеют плавать и любят купаться!



- А посмотрите в следующий круг. Кто там? (медведь)

-Чем питается медведь? (малина, рыба, муравей, овес)

-Какой сделаем вывод? (Звери, которые питаются и растениями, и животными, и насекомыми, называются ВСЕЯДНЫМИ) (СЛАЙД № )

Сообщение «Медведь»

Медведь — грозный лесной житель. Он хорошо плавает и лазит по деревьям. Ест всё. Зимой медведь мирно спит, к весне в берлоге у медведицы появляются медвежата. Детёныши держатся с мамой до трёх лет. Медведь зверь очень любопытный, но осторожный.



- Прочитайте на стр. 35 вывод.

- И следующий признак, который мы с вами выделили - это «питание».



6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- У вас на парте карточки с описанием зверя. Подумайте, посовещайтесь друг с другом. Найдите тот вариант, который соответствует описанию.

Работа в паре. (Дети выполняют работу на карточках) (СЛАЙД № )

Задание:

Из 3 вариантов зверей выбери только одного, который подходит под ниже приведенное описание.

(дикобраз, нерпа, медведь)

Этот зверь имеет волосяной покров. Мех хорошо защищает его от холода. Передвигается на 4 лапах.

Проверка работы по эталону.



7. Самостоятельная работа (выбор правильной ситуации при решении проблемы).

(Выполнение задания в рабочей тетради с последующей взаимопроверкой)

- Проверим, как усвоили новый материал, выполните задание на стр. 58.

Обведите карандашом тех животных, которые относятся к млекопитающим.


- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по парте.

- Объясни свой выбор.


«Найди лишнее животное». (Дети выполняют работу на карточках)

- Посмотрите на следующее задание. На партах у вас лежат листочки, на которых записаны животные. В каждой строчке есть лишнее животное. Найдите его и объясните, как вы рассуждали.

Лиса, волк, змея, медведь.

Кит, курица, корова, собака.

Слон, голубь, кенгуру, лошадь.

Ёж, тигр, щука, белка.

- Правильно, в первой строчке лишняя змея, потому что она не является млекопитающим. Во второй строчке лишняя курица, она - птица. В третьей строчке лишний голубь, потому что это птица. В четвертой строчке лишняя щука, потому что это рыба.

8. Рефлексия учебной деятельности.

- Вы работаете очень старательно, давайте совершим прогулку в лес, в мир природы.

-«Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.

Вверх на небо посмотрели и их лучики согрели.

Вокруг птички летали, крыльями махали.

Дружно хлопаем, ногами топаем.

Хорошо мы погуляли и немножечко устали»


-Человек, который наблюдает и изучает природу, не может быть равнодушным

к ней.


-Послушайте стихотворение Сергея Островского и ответьте на вопрос «За что в ответе каждый из вас?»


Если из гнезда упала птица - мне не спится.

Если где-то умер зверь в берлоге - я в тревоге.

Если раздавлю зерно невольно - мне больно.

Если ствол сломали бесшабашно - мне страшно.

Им бы жить на белом свете - Я В ОТВЕТЕ!


-Так за что в ответе каждый из вас? (за сохранность природы)

-Любите природу, не обижайте животных, и тогда мы будем радоваться богатству нашей планеты. (СЛАЙД № )

- Достиг ли урок поставленных целей? (да)

- Чему научились на уроке? (Научились сравнивать зверей, выделять различия и сходства, делить на группы)

- Теперь мы убедились, что мир млекопитающих разнообразен. Мы должны бережно относиться к животным, помогать им и охранять их.

- Давайте определим, с каким настроением заканчиваем урок.

- Выберите солнечные лучики те, кому понравилось на уроке, и кто работал в полную силу, а у кого не всё получилось, выберите тучки.

- Все молодцы! Спасибо за урок.





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!