Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования для образовательных учреждений, программы общеобразовательных учрежденийавтора А.А. Плешакова «Окружающий мир.1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России») и является частью Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №8.
Предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» обязательной части учебного плана. Учебный предмет расчитан на 68 часов.
Результаты изучения курса
Личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Преобладающими формами текущего контроля в 3 классе выступает устный опрос (собеседование), письменный опрос (тесты). Формами подведения итогов программы являются соревнования и выставки.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:
определять место человека в мире;
распознавать тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы:
называть основные свойства воздуха и воды;
объяснять круговорот воды в природе;
определять основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии)); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птиц, звери); съедобные и несъедобные грибы;
устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы;
устанавливать взаимосвязи между природой и человеком;
характеризовать системы органов человека (их части и назначение);
правилам гигиены, основам здорового образа жизни;
правилам безопасного поведения в быту и на улице;
распознавать основные дорожные знаки;
правилам противопожарной безопасности и основам экологической безопасности;
называть потребности людей, товары и услуги;
определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.
Третьеклассники получат возможность научиться:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приёмами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Содержание тем учебного курса «Окружающий мир» в 3 классе
Как устроен мир (8 часов)
Природа и её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между живой и неживой природой, растениями и животными и т.д.) Роль природы в жизни человека.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (19 часов)
Тела, вещества. Частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды и её охрана.
Разрушение твёрдых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Значение почвы для живых организмов. Охрана почвы.
Растения и их разнообразие. Группы растений. Виды растений. Дыхание, питание, размножение и развитие растений Роль в природе и жизни человека. Охрана растений.
Животные и их разнообразие. Группы животных. Цепи питания. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие, строение. Роль грибов в природе и жизни человека .Съедобные и несъедобные грибы. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания, свойства воды, размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 часов)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система и её роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.
Кожа, её значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система и её роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, подсчёт ударов пульса.
Наша безопасность (8 часов)
Как действовать при возникновении пожара, при аварии водопровода, при утечке газа в квартире.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. Лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах.
Ядовитые растения и грибы. Опасные животные. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и воды.
Практические работы.
Чему учит экономика (13 часов)
Потребности людей. Что такое товары и услуги.
Природные богатства и труд людей - основа экономики.
Полезные ископаемые, их разнообразие и роль в экономике. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли.
Роль денег в экономике. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Доходы и расходы бюджета.
Практические работы: знакомство с культурными растениями, знакомство с разными монетами.
Путешествия по городам и странам (10 часов)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Основные достопримечательности. Охрана памятников истории культуры.
Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, основные достопримечательности.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.
Бережное отношение к культурному наследию человечества.
Тематическое календарно-поурочное планирование курса «Окружающий мир»
3 класс, базовый уровень. 2016-2017 учебный год.
УМК Плешаков А.А.,68 часов
ВПМ ЕСТ и ВПМ ОБЖ обозначены часы внутрипредметного модуля
№ урока | Тема раздела, урока | Количество часов | Примечание |
Как устроен мир (8 часов) |
1 | Природа | 1 | |
2 | Человек | 1 | |
3 | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | |
4 | Общество | 1 | |
5 | ВПМ ЕСТ Что такое экология | 1 | |
6 | ВПМ ЕСТ Природа в опасности! | 1 | |
7 | ВПМ ЕСТ Тела, вещества, частицы | 1 | |
8 | Тестирование (входное)по разделу «Как устроен мир» | 1 | |
Эта удивительная природа ( 19 часов) |
9 | ВПМ ЕСТ Разнообразие веществ Практическая работа «Обнаружение крахмала в продуктах питания» | 1 | |
10 | Твёрдые вещества, жидкости и газы. | 1 | |
11 | Воздух и его охрана | 1 | |
12 | ВПМ ЕСТ Вода. Практическая работа «Исследование по инструкции учебника свойств воды» | 1 | |
13 | ВПМ ЕСТ Превращение и круговорот воды | 1 | |
14 | ВПМ ОБЖ Берегите воду! | 1 | |
15 | Что такое почва. Практическая работа «Исследование состава почвы в ходе учебного эксперимента» | 1 | |
16 | Разнообразие растений | 1 | |
17 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | |
18 | ВПМ ЕСТ Размножение и развитие растений нашего края | 1 | |
19 | ВПМ ЕСТ Охрана растений нашего края | 1 | |
20 | ВПМ ЕСТ Разнообразие животных | 1 | |
21 | Цепи питания животных. | | |
22 | Кто есть кто? | 1 | |
23 | ВПМ ЕСТ Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 | |
24 | Размножение и развитие животных | 1 | |
25 | Охрана животных | 1 | |
26 | ВПМ ОБЖ В царстве грибов | 1 | |
27 | ВПМ ЕСТ Великий круговорот жизни | 1 | |
«Мы и наше здоровье» (10 часов) |
28 | Тестирование по разделу «Эта удивительная природа» Органы человека Практическая работа в паре « Измерение роста и массы тела человека» | 1 | |
29 | Органы чувств | 1 | |
30 | Административная проверочная работа по теме «Разнообразие и жизнь животных».ВПМ ОБЖ Надёжная защита организма. Практическая работа «Изучение свойств кожи» | 1 | |
31 | ВПМ ОБЖ Опора тела и движение | 1 | |
32 | ВПМ ЕСТ Наше питание . Проект «Школа кулинаров» Практическая работа: определение наличия питательных веществ в продуктах питания | 1 | |
33 | ВПМ ОБЖ Дыхание и кровообращение Практическая работа «Измерение пульса на запястье и подсчитывание количества его ударов в минуту при разной нагрузке» | 1 | |
34 | ВПМ ОБЖ Умей предупреждать болезни | 1 | |
35 | ВПМ ОБЖ Здоровый образ жизни | 1 | |
36 | Проверим себя и оценим свои достижения . Тестирование по разделу « Мы и наше здоровье» | 1 | |
37 | ВПМ ЕСТ Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | 1 | |
Наша безопасность (8 часов) |
38 | ВПМ ОБЖ Огонь, вода, газ. | 1 | |
39 | ВПМ ОБЖ Чтобы путь был счастливым | 1 | |
40 | ВПМ ОБЖ Дорожные знаки | 1 | |
41 | ВПМ ОБЖ Дорожные знаки | 1 | |
42 | ВПМ ОБЖ Проект «Кто нас защищает» | 1 | |
43 | ВПМ ОБЖ Опасные места. | 1 | |
44 | ВПМ ОБЖ Природа и наша безопасность | 1 | |
45 | ВПМ ОБЖ Экологическая безопасность Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды» | 1 | |
Чему учит экономика ( 13 часов) |
46 | Тестирование по разделу «Наша безопасность» Для чего нужна экономика | 1 | |
47 | Природные богатства и труд людей — основа экономики | 1 | |
48 | ВПМ ЕСТ Полезные ископаемые нашего края | 1 | |
49 | ВПМ ЕСТ Растениеводство нашего края Практическая работа « Исследование сельскохозяйственных растений и описание их по плану» | 1 | |
50 | ВПМ ЕСТ Животноводство нашего края | 1 | |
51 | Какая бывает промышленность | 1 | |
52 | Проект «Экономика родного края» | 1 | |
53 | Что такое деньги? Практическая работа «Рассматривание и сравнение монет России по внешнему виду и описание их» | 1 | |
54 | Государственный бюджет | 1 | |
55 | Семейный бюджет | 1 | |
56 | ВПМ ОБЖ Семейный бюджет | 1 | |
57 | ВПМ ОБЖ Экология. Экологические катастрофы. | 1 | |
58 | Экономика и экология. Две стороны экономики. | 1 | |
Путешествия по городам и странам (10 часов) |
59 | Тестирование по разделу «Чему учит экономика» Золотое кольцо России. Сергиев-Посад, Переславль- Залесский, Ростов. | 1 | |
60 | Золотое кольцо России.Углич, Ярославль, Кострома, Плёс. | 1 | |
61 | Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир | 1 | |
62 | Наши ближайшие соседи | 1 | |
63 | На севере Европы | 1 | |
64 | Что такое Бенилюкс | 1 | |
65 | В центре Европы | 1 | |
66 | По Франции и Великобритании | 1 | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения . Тестирование по разделу «Путешествие по городам и странам» | 1 | |
68 | ВПМ ЕСТ Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 1 | |