Дидактическая структура урока | Ход урока |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент | Здравствуйте, ребята, меня зовут, Мария Евгеньевна, и сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку: учебники, рабочие тетради, письменные принадлежности. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Слушают. |
Проверка домашнего задания | - Для того, чтобы нам начать урок, давайте проверим, как вы поработали дома. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 72 и давайте ответим на вопросы из рубрики «Проверим себя» - Отлично, молодцы. Идем дальше! Я предлагаю вам написать графический диктант, для того, чтобы проверить свои знания. Сейчас буду зачитывать высказывания, вам нужно будет поставить + , если вы согласны с этим высказыванием, если не согласны то -, затем проверим. 1.В 1861 г. Александр II подписал манифест об освобождении крестьян. (+) 2.За это его прозвали «царь-освободитель». (+) 3. Последним русским царем был Александр II. (-) 4. Первая мировая война началась в 1917 г. (-) 5. Она называлась мировой, потому что в нее были вовлечены многие государства (+) 6. В октябре 1917 г. к власти пришли белые (-) 7. В гражданской войне участвовали Англия, Франция, Германия. (-) 8. Людей, которые хотели жить в Советской стране называли красными (+) 9.Гражданская война привела к голоду, разрушению городов и разорениям сел (+) 10. После революции страну возглавил царь (-) 11. В Советы входили депутаты от рабочих, крестьян и солдат (+) 12. Гражданская война шла между красными и белыми (+) -Теперь давайте, обратим внимание на доску. Сравните свои ответы с эталоном. Посчитайте количество ошибочных ответов, запишите это количество на полях. -У кого все знаки поставлены верно? Кто допустил 1-2 ошибки? 3-5 ошибок? У кого 6 и более ошибок? - Кто желает проанализировать работу класса по этому заданию? Какой вывод можно сделать о готовности класса к изучению нового материала? | Отвечают: 1. - Каких перемен хотели люди, совершая революцию? (Люди выходили на улицы с требованием "Долой самодержавие". Они хотели справедливости) 2.-За что воевали люди друг с другом во время Гражданской войны? (Люди, которые хотели жить в советской республике, сражались в рядах Красной армии. Им противостояла Белая армия. Каждая сторона считала, что именно она знает, как построить справедливое общество. Каждый хотел силой навязать другому свою правду.) 3.-Как стала называться наша страна с 1922 года? (Советский Союз)
Пишут диктант и проверяют. |
Подготовка к основному этапу занятия | - Я предлагаю прослушать вам аудиозапись песни «Широка моя страна родная», чтобы предположить, о чем же мы сегодня с вами будем говорить. Слушайте внимательно. - Кто-нибудь, знает автора этой песни? - О чем эта песня? Каким настроением она проникнута? - Как в те времена друг друга называли соотечественники? - Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. - Ребята, откройте учебник на странице 72 и прочитайте как названа тема в учебнике. - Как вы понимаете это выражение? -Как вы думаете, какие цели мы себе сегодня поставим? | Слушают. Слова Василия Ивановича Лебедева-Кумача, музыка Исаака Осиповича Дунаевского Варианты ответов детей. Товарищ. О нашей Родине, о нашей стране «Век бед и побед» Познакомиться с событиями 20 века в России и узнать, почему это время называли «век бед и побед» |
Усвоение новых знаний и способов действий | - Ребята, для того, чтобы нам ближе познакомиться с историей России в 20в, я предлагаю вам прочитать статью со страницы 72- 75. Читайте внимательно, после я вам задам вопросы, и мы поговорим по статье. - Те кто уже прочитал, пробегитесь по тексту глазами и приготовитесь отвечать на вопросы. -Какие задачи стояли перед разрушенной страной? -В каких новых условиях стало работать сельское хозяйство страны? - Как расшифровывалось слово колхоз? - Как изменилась система образования в стране? - Для чего это было нужно? | Читают. Перед разрушенной страной стояли задачи залечить раны и с надеждой вступить на новый, неведомый путь. Крестьяне стали применять в земледелии сельскохозяйственные машины и объединяться в коллективные хозяйства-колхозы. Коллективное хозяйство У людей была сильная тяга к знаниям. Создавались различные учебные заведения для подготовки специалистов. Эти специалисты требовались в строительстве, автомобильной и авиационной промышленности, металлургии, на предприятиях транспорта и связи, в медицине и образовании. |
Первичная проверка понимания | -Давайте немного отдохнем. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Ребята, рассмотрите иллюстрации данные на страницах 72-73. Объясните, что на них изображено? | Выполняют физические упражнения. На иллюстрациях на странице 72 изображены советские летчицы и автомобильный завод. На странице 73 изображена станция метро «Охотный ряд» Первый пробный рейс, а так же плакат начала 20 века. |
Закрепление знаний и способов действий | - Рассмотрите плакат на странице 73, прочитайте подпись под ним. К чему призывал плакат советских людей? -Ребята, а кто мне скажет, когда Россия участвовала во Всемирной выставке в 1й раз? (1937 г.) - За что тогда была получена золотая медаль? - Что было представлено в павильоне? (Достижения страны советов за 20 лет) | Плакат призывал к получению образования, обретения грамотности. Золотая медаль была получена за павильон, который стал эмблемой выставки. В залах павильона были показаны достижения Страны Советов за 20 лет. |
Обобщение и систематизация знаний | -Ребята, рассмотрите монумент «Рабочий и колхозница». Где вы его видели? ( Монумент установлен в Москве на проспекте Мира) - Что из себя, представляет, этот монумент? -Кто автор этого монумента? - Я Вам предлагаю в парах поработать с вопросами рубрики «Подумаем» - Кто поделится результатами? | Высказывают предположения. Юноша и девушка держащие у себя над головой серп и молот, они олицетворяют собой хозяев советской земли – рабочий класс и колхозное крестьянство. Вера Игнатьевна Мухина 1)Молот - рабочий инструмент рабочего, серп - рабочий инструмент колхозницы. Они символизируют их труд. 2) 20 век - это век небывалого развития науки и техники. В 20-30-х годах в первую очередь стали строить заводы, фабрики, электростанции, потому что индустриальное развитие - это показатель силы страны. |
Контроль знаний | Откройте, пожалуйста, тетради на печатной основе, на странице 42. Прочитайте задание под номером 1. -Что нам нужно сделать? -Кто хочет попробовать поразмышлять вслух? - Записываем. - Кто хочет поделиться, что получилось? -Отлично, давайте теперь прочитаем №2. -Что нам нужно сделать? - Для удобства, я выведу современную схему Московского метрополитена. - Сравните схемы и запишите отличия. (самостоятельная работа) - Давайте проверим, насколько вы внимательны. Зачитайте свои ответы. | - Нам нужно рассмотреть советские плакаты 20-30-х годов прошлого века и написать своими словами к чему они призывают. Первый плакат обращен к детям. Он призывает их выбирать себе профессию еще в детстве, иметь мечту, цель в жизни и стремиться к ней. Вторые два плаката обращены ко взрослым людям. Они призывают больше учиться, чтобы быть грамотным и больше работать на благо страны. - В этом задание нам нужно рассмотреть схему на с. 43. Сравнить ее с современной схемой Московского метрополитена и записать что изменилось. На схеме в учебнике можно увидеть всего 13 станций метро (в 1935 году). В настоящее время работают 200 станций метро и, есть кольцевая линия, которая связывает все ветки (направления) метро. Некоторые станции поменяли свои названия. Например, Кировская (старое название) - Чистые пруды (новое название). |
Рефлексия | Подведем итог нашей работы на уроке. -какие преобразования совершились в нашей стране после революции? - почему это было необходимо? - Давайте сверим наши выводы с выводом учебника на с. 75. Ребята, давайте вспомним, какая же тема урока у нас сегодня была? -А какую цель мы себе ставили? -Достигли ли мы поставленной цели? Поняли ли, почему это время называют «век бед и побед»? - Ребята, посмотрите на доску, вам предложены варианты начала предложений, вам следует выбрать предложение, наиболее подходящее для вас, и продолжить его. - Запишите домашнее задание. -Всем спасибо, все молодцы. Урок окончен! | Наша страна уверенно вступила на путь промышленного индустриального развития. Это было необходимо, ведь 1я мировая война показала, как хрупок мир на Земле, как сложны и напряжены отношения между разными странами и что в таком мире нужно быть сильной страной. Читают статью «Сделаем вывод» «Век бед и побед» Познакомиться с событиями 20 века в России. Продолжают фразы. Уч. - с.72-75 читать, р/т — с. 43 № 3 |