Цели педагогической деятельности | Развивать умение воспринимать природу как важнейшее условие жизни человека; расширить представление о влиянии деятельности человека на природу; уточнить знания об охране природных богатств; формировать экологическое сознание школьников |
Тип урока | Рефлексия |
Планируемые образовательные результаты | Предметные : научатся: составлять собственную Красную книгу; правила друзей природы и экологические знаки; анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; получат возможность научиться: извлекать информацию из различных источников; формулировать выводы; выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; рассказывать о редких растениях и животных. Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению. |
Ход урока |
Этапы урока | Задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
I. Организационный момент | Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой | Слушают и обсуждают тему урока |
II. Актуализация знаний | Беседа по теме «Природа – мой друг» Игра «Кто быстрее назовет ответ?»
| – Какие поступки людей разрушают природу? – Какие поступки людей помогают защищать природу? – Какие бы правила для друзей природы вы записали? – Какие экологические знаки вы бы нарисовали и познакомили с ними друзей? • Копытное животное, родственник коровы — живет в лесах. Крупный зверь, мощный и красивый. (Зубр.) Ценнейшее лекарственное растение, в переводе с китайского языка означает «человек-корень». (Женьшень.) • Этот жук самый крупный в нашей стране. (Дровосек реликтовый.) • Журавль с белым оперением. (Стерх.) • Один из самых крупных наземных хищников, сохранился только в густой дальневосточной тайге. (Амурский тигр.) • Цветок, названный в честь древнеримской богини красоты. В разных странах его называют по-разному: дамская туфелька, девичий башмачок. (Венерин башмачок.) | Отвечают на вопросы. Объясняют необходимость ответственного отношения к природе |
III. Изучение нового материала | Презентация на тему «Будь природе другом!» | Демонстрирует и комментирует слайды презентации | Просматривают презентацию, отвечают на вопросы |
Работа по материалам учебника (с. 92–97) | – Какие правила друзей природы ты можешь предложить? Предлагает придумать и нарисовать в рабочей тетради знаки к этим правилам | Формулируют ответ на вопрос. Выполняют задание |
Чтение рассказа Ю. Аракчеева «В траве сидел кузнечик» | Вместе с учащимися делает вывод: природу разрушает бездумное, безответственное поведение людей. Добрые и умные поступки помогают защищать природу | Читают рассказ по цепочке. Формулируют вывод |
| Тест «Умеешь ли ты охранять природу? | 1. Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь? а) полюбуюсь на него и пойду дальше (1 очко); б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу (5 очков). 2. Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь? а) покормлю птенца (3 очка); б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 очков); в) буду наблюдать издали (1 очко). 3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними? а) пойду, но буду собирать очень осторожно (5 очков); б) расспрошу об этом учительницу (2 очка); в) не пойду (1 очко). 4. После привала вовремя похода у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними, прежде чем продолжил поход? а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик (1 очко); б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился (5 очков); в) закопал бы в землю (3 очка). 5. Как ты сам оцениваешь свои знания в области охраны природы? а) почти все знаю, но хотел бы знать больше (3 очка); б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше (1 очко); в) я люблю природу, но мы этого еще не проходили (5 очк.) | Ключ к тесту 5—11 очков — если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты много знаешь о природе и умеешь ее охранять. 11—I8 очков —твои знания неполные, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающим и людьми. 19—25 очков — ты, наверное, любишь природу. Но ты так мало о ней знаешь. Тебе нужно изучать жизнь растений, повадки животных. |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Выполнение задания 1 в рабочей тетради (с. 62–63) | 1) прочитай в книге любой рассказ по выбору; 2) подготовься к устному ответу; 3) выполни свой проект «Возьмем под защиту»; 4) представь список растений и животных, которых ты внесешь в свою Красную книгу | Выполняют задания в рабочей тетради. Слушают задание учителя |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщить полученные на уроке сведения. | Организует просмотр и прослушивание презентаций собственных разработок Красной книги | Представляют на обсуждение вариант собственной Красной книги. |