СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир "Звездное небо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Окружающий мир

Тема: Звёздное небо

Типу рока: Открытие нового знания

Цель: расширить представления обучающихся о звездах, созвездиях.

Образовательная:

- создать условия для усвоения новых знаний;

- способствовать развитию у школьников умения созвездия.

Развивающая:

- содействовать развитию внимания, памяти, мышления;

- развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к созвездиям.

Воспитывающая:

- учиться наблюдать и замечать красоту вокруг себя;

- формировать самооценку школьников.

Предметные:

- различать на рисунке созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь;

- находить созвездия на звездном небе.

Метапредметные:

Позновательные

- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,

Регулятивные

-самостоятельно организовывать свое рабочее место;

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Личностные:

- повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности.

- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей.

- развитие эстетических чувств и духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

 

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация

 

 

 

Этапы урока

Содержание урока

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Самоопределение к деятельности

 Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Александровна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь.

Сегодня у нас с вами будет необычный урок, урок путешествия. (Слайд 1)

(космонавт прислал письмо, в котором говорится, что дети получаю важное задание сегодня будут космонавты + значки космонавтов).

- Ой, ребята, смотрите что у нас появилось. Это же письмо, а от кого мы сейчас узнаем. Кто мне поможет прочитать?

Дорогие ребята! Сегодня вам предоставляется уникальная возможность отправиться в путешествие. Я желаю вам успехов на уроке. Не ленитесь, а старайтесь узнавать что-то новое. (Гагарин)

(раздаю значки, которые прикрепят себе (техника безопасности с иголкой!!!)).

- Как думаете, на чём мы можем отправиться в космос? (Достаю ракету). На сегодня это наше транспортное средство.

- Взлетел в ракете русский парень,

Всю землю видел с высоты.

Был первым в космосе Гагарин…

Каким по счету будешь ты?

- Кто такой Гагарин?

- А вы знаете, когда он родился?

- Чем он занимался?

- Давайте улыбнемся и пожмём друг другу руки. Полетели!!!

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выходит и читает письмо

 

Прикрепляют значки

(читает письмо)

 

 

 

 

(на ракете).

 

 

 

 

 

 

 

2. Постановка цели и задач урока

- Ребята, что находится в космосе?

- Посмотрите на слайд. Что вы здесь видите. (Слайд 2)

- Как думаете, о чём мы будем говорить?

- Кто может назвать точно нашу тему?

Звёзды, планеты, кометы

О звёздах

(на слайде несколько картинок звёздного неба)

(о звёздах)

(Звездное небо)

Комм.: включаться в диалог с учителем.

 

Р.: определение темы урока;

К: включаться в диалог с учителем.

 П: Уметь ориентироваться в новой системе знаний, отличать новое от уже известного.

3. Открытие нового знания

- (вешаю плакат на котором изображены не подписанные созвездия и солнце)

- А вы знаете что такое звезда?

- Кто изучает звёзды?

- Какие звёзды знаете?

- А солнце это звезда?

- А почему?

Солнце называется звездой, потому что она излучает огромное количество света.  (Слайд 3)

- Ребята, а вы знаете, что звезда на небе это не пятиконечная звезда, которую мы рисуем, у неё совсем другой вид.

(Слайд 4)

- (объясняю на примере: чем дальше предмет от нас - тем он меньше, а чем ближе - тем больше.

- Смотрите, я беру мячик. Всем видно? (бросаю в окно уменьшился ли мячик визуально).

- Что вы видите? Уменьшился ли мячик?

- Он остался такого же размера, но вам кажется, что он уменьшился. Так же происходит со звездой.

- Звезда – это большой газовый шар, который находится от нас очень-очень далеко, поэтому мы видим её маленькой, так же как мячик.

 

- С древних времен люди наблюдали за звездами на небе и заметили, что в их расположении есть определенный порядок, сохраняющийся постоянно.

Фантазируя, древние астрономы наделяли группы звезд очертаниями людей, предметов животных. Так появились созвездия – участки звездного неба. Всего на небе 88 созвездий.

- Какие знаете созвездия?

- А на что похоже созвездие большая медведица?

-Что примечательно для созвездия Малой Медведицы? (Слайд 6)

В созвездии Малой Медведицы находится Полярная звезда, по которой ориентируются путешественники.

- Какое направление она указывает?

Много лет назад люди научились ориентироваться по звездам. В течение всей ночи звезды на небе изменяют свое местоположение, так как Земля вращается вокруг своей оси. Только одна звезда остается на месте – Полярная. Если встать к ней лицом, то впереди будет север, сзади юг, слева запад, справа восток. Это один из самых точных способов ориентирования.

 

- Давайте познакомимся с другими созвездиями. Но перед этим я вам раздам карту звездного неба. Мы будем проходить созвездия, а вы попробуете найти их на

1. Созвездие «Кассиопея»

- Наша ракета летит к первому созвездию.

- Кассиопея. Про него подготовила сообщение наша ученица Вика.

Его главные звезды образуют фигуру, похожую на букву "М". Но только эта буква как будто растянута за "ножки". Оно состоит из 5 звезд. Созвездие названо по имени царицы Кассиопеи, которая, согласно легенде, когда-то правила в одной из южных стран.

- Кто был внимательным и запомнил название созвездия? (Кассиопея)

- Молодец! Подойди и прикрепи название созвездия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Большая медведица, малая медведица

 

 

 

(большая медведица, малая медведица)

(на ковшик)

 

 

 

 

 

 

На север

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(выходит и читает)

 

 

 

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу.

 

 

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

 

 

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения Устные ответ

4. Работа в тетрадях

- Теперь давайте откроем тетради на печатной основе и сделаем задание.

- Открываем страницу 31, № 2.

- Прочитайте задание, что нужно сделать?

- Кому не понятно как делать?

- Начинайте (делают номер)

-Давайте проверим правильность выполненного задания.

- Посмотрите на экран. (Слайд 7)

Проверьте, правильно ли вы соединили созвездия.

- Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок.

-Теперь поднимите руки те, кто неправильно соединил созвездие или неправильно подписал звезду.

В следующий раз постарайтесь быть внимательнее.

 

 

 

Выполняют

 

 

4. Физминутка

Теперь давайте отдохнём:

Полетели на Луну (Встать возле парты)

Руку в сторону одну. (Правую руку поднять в сторону).

А вторую вверх подняли, (Левую руку – вверх).

Словно крылья замахали. (Обе руки – в стороны, махи руками 6-8 раз).

Подскочили высоко – (Подпрыгнули на месте).

Вот Луна, недалеко!

Подтянулись - вот она! (Руки вверх, потянутся).

На ладонях вся Луна! (Сложить ладони в форме чаши).

 

 

Выполняют

Р: контролируют свои действия под слова учителя.

 

 

5. Открытие нового знания (продолжение)

2. Созвездие «Орион»

- Следующее созвездие, с которым мы познакомимся, называется «Орион». Выходи Аня и рассказывай.

- Созвездие Орион мы можем наблюдать на небе зимой в южной части звездного неба.

- Его название – это имя охотника из древнегреческих мифов. Глядя на яркие звезды Ориона, не так уж трудно представить себе могучего охотника, поднявшего вверх тяжелую дубину. Отыскать это созвездие проще всего по трем звездам, расположенным наклонно, близко друг к другу. Это пояс Ориона.

- Спасибо Аня, садись.

- Обратите внимание на экран. (Слайд 8) Это созвездие Орион. Вверху слева горит красноватая звезда Бетельгейзе (ее название переводится как «подмышка великана»).

- Интересно, что эта звезда больше Солнца по диаметру почти в 400 раз. Данное созвездие состоит из 10 звезд.

- Кто запомнил, название созвездия это имя кого?

- Молодец, пойди и повесь название второго созвездия.

 

 

3. Созвездие «Лебедь» 

-И последнее созвездие, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Лебедь». Выходи Вика , рассказывай.

- Созвездие Лебедь состоит из 9 звезд.

Это созвездие можно увидеть летом и осенью. Оно напоминает лебедя с широко раскрытыми крыльями, летящего вниз, к земле. Хвост лебедя отмечен особенно яркой звездой – одной из самых ярких на свете. Эта звезда называется Денеб.

- Кто же помнит, из какого количества звёзд состоит это созвездие (показываю на плакате)? (из 9)

- Умница, всё верно. Иди повесь название третьего созвездия.

 

 

 

 

Рассказывает Аня

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: проявляют интерес к новому материалу о созвездиях.

 

6. Работа в группах

-Ребята, у вас на столе лежат конвертики со звездочками и схема. Вам необходимо в группе составить созвездие и определить его название. Будьте внимательны.

- Как мы работаем в группах?

-Группа, которая выполнила задание, поднимает руки вверх в «замочке».

-Давайте послушаем каждую группу и узнаем, какое они составили созвездие и из скольких звезд оно состоит. (слушаем каждую группу)

 

- Встаньте, возьмитесь за руки, закройте глаза, опустите головы, представьте, что мы все вместе плавно по звёздному небу перелетаем в Зодиак.

Откройте глаза. Все долетели?

- Присаживаемся. Давайте подумаем, что же такое Зодиак?

- Где мы можем узнать значение слова?

«Зодиак – пояс из созвездий, вдоль которого Солнце движется в течение года».

- Если бы звёзды были видны днём, мы заметили бы, что Солнце в течение дня бывает «в гостях» у разных созвездий. У каждого созвездия Солнце «гостит» примерно один месяц.

 

 В основе слова "зодиак" лежат греческие слова "животное" и "круг". Таким образом, его дословный перевод означает "круг животных". И действительно, 11 зодиакальных созвездий из 12 (исключение составляют Весы) носят название живых существ: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Путешествие по Зодиаку принято начинать с созвездия Овна.

- Откроем  учебник  на странице 42, посмотрим на зодиакальные созвездия и прочитаем их названия. Паша прочитай.

- Подумайте, сколько всего созвездий в Зодиаке? (Созвездий в зодиаке 12).

- Давайте отследим последовательность созвездий, начиная с овна.

(Дети читают хором)

Овен - телец – близнецы – рак – лев – дева – скорпион – стрелец – козерог –

водолей – рыбы.

- Молодцы! А теперь выполните задание в парах. (раздаю листы с заданиями, где изображены зодиаки). Перед вами созвездия, пронумеруйте их в порядке их «посещения» Солнцем.

- Кто не сделал?

- Кто хочет рассказать, что получилось? Выходи к доске.

- Молодцы!

- Я хочу вам подарить маленький подарок, но перед этим предлагаю вам выполнить маленький тест, он может определить  на сколько вы были внимательны на уроке.

Тест 1. Солнце – это: а) Звезда б) Планета в) Метеорит 2. Кто изучает звезды? а) Астроном б) Счетовод в) Лунатик 3. Группу звезд называют: а) Метеоры б) Кометы в) Созвездие.

- Кто не сделал?

- Итак, все вы сегодня молодцы, старались. И я дарю вам подарок, значок вашего знака зодиака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

 

 

 

 

 

 

 

Зодиак – пояс из созвездий, вдоль которого Солнце движется в течение года

 

7. Домашнее задание

- И так, наше путешествие подходит к концу, наша ракета возвращается домой, но перед этим жители космоса оставили для нас домашнее задание.

- Давайте его запишем в свои дневники. Открываем дневник, записываем: ТПО стр.31-32 № 3

 

 

7. Итог урока

- Вспомните тему нашего сегодняшнего урока.

- Какие созвездия мы с вами узнали?

- Что такое созвездие?

- Как называется созвездие похожее на растянутую букву «М»?

- Как на звёздном небе легче найти созвездие Ориона?

- В каком созвездии находится полярная звезда?

- Сегодня все молодцы, вы хорошо слушали и отвечали на уроке и в знак отличной работы я дарю вам значок вашего знака зодиака.

Отвечают на вопросы

 

8. Рефлексия

Обратите внимание на свои парты, у вас лежат ракеты разного цвета.

Сейчас вы подойдете по парам и наклеите на наше звёздное небо

оранжевая ракета – означает, что у вас всё получилось, вы работали хорошо на уроке

Белая ракета – вы старались, но вам что-то было не понятно

Синяя ракета – урок был для вас бесполезным и не интересным.

Спасибо всем за работу. Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

 

вешают

 

 

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир "Звездное небо"»

Окружающий мир

Окружающий мир

Юрий Гагарин

Юрий Гагарин

Проверь себя.

Проверь себя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!