СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по литературе для учащихся 7 кл

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Городская олимпиада для учащихся 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по литературе для учащихся 7 кл»

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе

2023 – 2024 учебный год

7 класс

Продолжительность олимпиады: 90 минут


Задания

1. Сравните тексты правого и левого столбцов. Какие особенности языка встречаются и в былине «Вольга и Микула», и в повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя. Дайте связный ответ, приведите примеры из текста (10 баллов)



«Вольга и Микула»

1. Он услышал в чистом поле ратая.

На добром коне никто не проезживает.

Тогда зарождался молодой Вольга, молодой Вольга Святославович.

2. Заколодела дорожка, замуравела.

Они сели есть да пить, да хлеба кушати, хлеба кушати, да пообедати.

Бог тебе помочь, оратаюшко, а орать, да пахать, да крестьяновати.

3. Ехал Вольга он до ратая, день с утра ехал до вечера.

«Тарас Бульба»

Вашанежба – чистое поле да добрый конь.

Молодые козаки ехали смутно.

Она вскормила их собственною грудью, она взрастила, взлелеяла их.

Рубится и бьется Тарас. Четыре дня бились и боролись козаки.

Однако же заметно стал он пасмурен и печален.

Но истощились запасы и силы, и решился Тарас пробиться сквозь ряды. И пробились было уже козаки.



2. В приведенных ниже предложениях найдите сравнения; укажите, чем они выражены (1 формами падежей, 2 сравнительными оборотами с союзами или 3 иными способами). Укажите их роль. (10 баллов)

Справка:

В художественном тексте сравнения могут играть разные важные роли:

  • рисовать внешний облик героя или образ, характеризовать состояние или явление;

  • передавать настроение, переживания героя;

  • помогать передать чувство, мысли героя;

  • служить авторской оценке предмета или явления

1. Вот она (чайка) пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою.

2. Но неизвестно будущее, и стоит оно пред человеком подобно осеннему туману, поднявшемуся из болот.

3. Покорно, как ребенок, слез он (Андрий) с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

4. Но Тарасу Бульбе не пришлись по душе такие слова, и навесил он еще ниже на очи свои хмурые, исчерна-белые брови, подобные кустам, повыраставшим по высокому темени горы, которой верхушки вплоть занес иглистый северный иней.

5. И грохнулся он (Тарас Бульба), как подрубленный дуб, на землю. И туман покрыл его очи.

6. Тихо склонился он на руки подхватившим его козакам, и хлынула ручьем молодая кровь, подобно дорогому вину, которое несли в стеклянном сосуде из погреба неосторожные слуги.

7. Ключом хлынула вверх алая, как надречная калина, высокая дворянская кровь и выкрасила весь обшитый золотом желтый кафтан его.

3. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, помещенные после текста. Опираясь на свои ответы, проанализируйте текст, излагая свои впечатления о прочитанном. Напишите связный текст.(20 баллов)


На всем же остальном своем громадном пространстве море светилось такой нежной, такой грустной голубизной августовского штиля, что невозможно было не вспомнить:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

хотя и паруса нигде не было видно, да и море ничуть не казалось туманным.

Петя залюбовался морем.Сколько бы ни смотреть на море – оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное.Оно меняется на глазах каждый час.

То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов.

Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.

Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок, недоступное человеческому уму?



Определите тип речи и стиль речи данного текста.

Сформулируйте тему и идею данного текста.

Какие изобразительно-выразительные средства и приемы использует автор в данном отрывке? Какую роль они играют в художественном произведении?



Всего 40 баллов













Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе

2023 – 2024 учебный год

7 класс


Ответы

1 задание: от 0 до 10 баллов (5 баллов языковые особенности, 5 баллов примеры)


Языковые особенности:

1) постоянные эпитеты: чисто поле, добрый конь

2) повторы: повтор группы слов (молодой Вольга, молодой Вольга Святославович);

повторы в конце одной строки и начале следующей (Они сели есть да пить, да хлеба кушати, хлеба кушати, да пообедати); конец предложения и начало следующего (решился пробиться. И пробились….)

3) употребление сочетаний и соединения из слов близких по значению - синонимичные (рубится и бьется Тарас, бились и боролись козаки; пасмурен и печален), (заколодела, замуровела; орать, пахать)

4) прием выделения при помощи местоимения «он», чтобы подчеркнуть действующее лицо (Ехал Вольга он до ратая)

5) употребление несовершенного вида (указывает на незаконченность, повторяемость, длительность действия: зарождался молодой Вольга, проезживает, кушати, есть да пить, ехал, орать, крестьяновати; ехали, рубится, бьется, бились, боролись)


2 задание: от 0 до 10 баллов (7 баллов фактическая точность, 3 балла объяснение)


1. Вот она (чайка) пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою.

Ответ: 1 форма падежей (Т.п.) – рисует образ

2. Но неизвестно будущее, и стоит оно пред человеком подобно осеннему туману, поднявшемуся из болот.

Ответ: 1 форма падежей (Д.п.) – служить авторской оценке предмета или явления;

3. Покорно, как ребенок, слез он (Андрий) с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

Ответ: 2 сравнительный оборот - рисует внешний облик героя или образ

4. Но Тарасу Бульбе не пришлись по душе такие слова, и навесил он еще ниже на очи свои хмурые, исчерна-белые брови, подобные кустам, повыраставшим по высокому темени горы, которой верхушки вплоть занес иглистый северный иней.

Ответ: 3 иным способом - рисует внешний облик героя или образ

5. И грохнулся он (Тарас Бульба), как подрубленный дуб, на землю. И туман покрыл его очи.

Ответ: 2 сравнительный оборот - рисует внешний облик героя или образ

6. Тихо склонился он на руки подхватившим его козакам, и хлынула ручьем молодая кровь, подобно дорогому вину, которое несли в стеклянном сосуде из погреба неосторожные слуги.

Ответ: 1 формой падежа - рисовать внешний облик героя или образ, характеризовать состояние или явление; служить авторской оценке предмета или явления

7. Ключом хлынула вверх алая, как надречная калина, высокая дворянская кровь и выкрасила весь обшитый золотом желтый кафтан его.

Ответ: 2 сравнительный оборот - рисовать внешний облик героя или образ, характеризовать состояние или явление; служить авторской оценке предмета или явления


Справка:

В художественном тексте сравнения могут играть разные важные роли:

  • рисовать внешний облик героя или образ, характеризовать состояние или явление;

  • передавать настроение, переживания героя;

  • помогать передать чувство, мысли героя;

  • служить авторской оценке предмета или явления.

3 задание: максимум 20 баллов

При оценке творческой работы учитывается:

  • глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–4 балла);

  • композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–4 балла);

  • оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–4 балла);

  • эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–4 балла);

  • соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов(0–4 балла).



Максимум 40 баллов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!