муниципальное казенное общеобразовательное учреждении
«Недокурская средняя общеобразовательная школа»
663485, п Недокура, Красноярский край, Кежемский район, ул. Супругов Самаль,
д. 2,
тел.: 8(39143) 2-45-51
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
10 - 11 КЛАССЫ
Задания, ответы и критерии оценивания
Составитель олимпиады:
учитель русского языка и литературы
Воловенко Валентина Александровна,
педагогический стаж - 34 года,
квалификационная категория - I.
2020 год
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
10 - 11 КЛАССЫ
Задания, ответы и критерии оценивания
Задание 1 (6 баллов)
Как называются слова, на столкновении которых …
1. …построено стихотворение Ф. Крапивина?
Дождь
Душ глядит на улицу из ванной
И дождю перемывает кости:
«То он вдруг является из ванной,
То его не допроситься в гости!»
И такое беспокойство душа,
Может быть, законно и понятно:
Снова дождь, прогнозы все нарушив,
Заблудился в небе, вероятно.
Но вернется своенравный ливень,
Явится на землю блудным сыном.
Припадёт он к истомлённой ниве
И разгладит все её морщины.
2. … построена басня Козьмы Пруткова?
Помещик и садовник
Помещику однажды в воскресенье
Принёс презент его сосед.
То было некое растенье,
Какого, кажется, в Европе даже нет.
Помещик посадил его в оранжерею;
Но как он сам не занимался ею
(Он занят делом был другим:
Вязал набрюшники родным),
Раз садовника к себе он призывает
И говорит ему: «Ефим!
Блюди особенно ты за растеньем сим;
Пусть хорошенько прозябает».
Зима настала между тем.
Помещик о своём растенье вспоминает
И так Ефима вопрошает:
«Что? Хорошо ль растенье прозябает?»
«Изрядно, - тот в ответ, - прозябло уж совсем!»
Пусть всяк садовника такого нанимает,
Который знает, что значит слово «прозябает».
3. …построен фрагмент из стихотворения В. Я. Брюсова?
Я - под синим пологом
На холме пологом…
4. …построено стихотворение Я. Козловского?
Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились.
Сосёт Алёнушка ирис,
А вышивает ирис.
5. … построено стихотворение Я. Козловского?
- Чем заняты таланты? Возвести!
- Да продолжают славный воз вести!
- А бездари?
-Те мнят, что делают погоду.
- А критики?
- Темнят или молчат по году.
6. … построено стихотворение К. Ваншенкина?
Пусть и впредь в нашей долгой судьбе
Гордость с нами идёт, как доныне.
Я желаю тебе и себе -
Больше гордости, меньше гордыни.
Модель ответа и критерии оценивания
1. Омоформы
2. Омонимы
3. Омографы
4. Омографы
5. Омофоны
6. Паронимы
По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Задание 2 (10 баллов)
Определите значения заимствованных слов
Автоклав, генезис, мессия, утилитарный, экспансия, крах, кредит, секьюрити, теолог, трюизм, инвестиция, экстремизм, дивиденд, допинг, бенефис, канцлер, плеяда, лапидарный, цуг, электорат.
Модель ответа и критерии оценивания
Автоклав - стерилизатор; генезис - происхождение; мессия - спаситель; утилитарный - узко практический; экспансия - захват, расширение; крах - провал; кредит - заем, ссуда; секьюрити - охрана; теолог - богослов; трюизм - банальность; инвестиция - долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие; экстремизм - приверженность к крайним взглядам и мерам; дивиденд - доход, получаемый владельцем акции; допинг - средства, способствующие быстрой кратковременной стимуляции физической и нервной деятельности; бенефис - спектакль в честь одного из его участников; канцлер - высший гражданский чин в царской России; плеяда - группа выдающихся деятелей одной эпохи; лапидарный - краткий, но отчётливый и ясный; цуг - богатый выезд, в котором лошади запряжены гуськом; электорат - круг избирателей, голосующих за какую-нибудь политическую партию на выборах.
За каждое правильно определённое значение по 0,5 балла.
Задание 3 (5 баллов)
Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.
1. Невозможно достигнуть ни одного представителя отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами при условии погони за парой особей, являющихся представителями этого отряда млекопитающих.
2. Информация, сохранённая на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.
3. Дерево, являющееся разновидностью тополя и имеющее округлые, по краю выемчато-зубчатые листья на длинных черешках, не способно давать урожай плодов с оранжевой или кроваво-красной сладкой мякотью, богатых лимонной кислотой, витамином С, а также эфирными маслами, содержащимися в кожуре.
4. Необходимым условием для достижения объектом конечного пункта движения, а также дальнейшего его движения в пространстве является максимальное снижение скорости объекта, в своем снижении приближающейся к минимально допустимому пределу значения.
5. Недетерминированные непроизвольные сокращения диафрагмы, сопровождающиеся странными звуками, являются признаками умственной неполноценности издавающие их индивидуума.
Модель ответа и критерии оценивания
1. За двумя зайцами погонишься - и одного не поймаешь.
2. Что написано пером, то не вырубишь топором.
3. От осины не родятся апельсины.
4. Смех без причины - признак дурачины.
5. Тише едешь - дальше будешь.
За каждую пословицу 1 балл.
Задание 4 (3 балла)
На уроке русского языка учитель написал на доске пять слов с буквой щ: поглощение, упрощение, воплощение, освещение, отвращение. В четырёх из них он подчеркнул букву щ красным мелком, а в одном - зелёным. В каком? Выпишите это слово и объясните, почему учитель его подчеркнул зелёным мелком. Какой теме был посвящён урок?
Модель ответа и критерии оценивания
Урок был посвящён чередованиям согласных в корнях (1 балл за правильный ответ). В четырёх из пяти существительных представлено чередование т - щ (поглотить - поглощение, воплотить - воплощение, осветить - освещение, отвратить - отвращение) и лишь в одном - стандартное чередование ст - щ: упростить - упрощение (1 балл за объяснение). Именно для слова упрощение и потребовался зелёный мелок (1 балл за правильно выписанное слово).
Задание 5 (6 баллов)
Даны некоторые польские глаголы и их переводы на русский язык:
zdac’ - сдать; znosic’ - сносить, износить; zryc’ - изрыть.
Какой из следующих русских глаголов заимствован из польского языка?
Создать, воздать, позволить, провозгласить, низвести.
Примечание: с’ читается как очень мягко произнесённое русское ть, y - как русское ы.
Модель ответа и критерии оценивания
Позволить.
Как показывают примеры ( особенно слово znosic’), русским приставкам с- и из- в польском языке соответствует одна и та же приставка z-. В русском же языке, как известно, приставки з- нет вообще; значит, если в каком-то из приведённых русских глаголов обнаружится «лишнее» з, это и будет свидетельством его польского происхождения. В слове позволить выделяются корень -вол- (ср. воля) и приставка по-, а между ними то самое з, необъяснимое с точки зрения русских морфологических правил. Глагол позволить заимствован из польского языка.
За правильно определённое слово - 5 баллов, за правильное слово с объяснением - 6 баллов.
Задание 6 (4 балла)
Вычеркните слова, не соответствующие нормам русского литературного языка. Ответ обоснуйте.
Кипущий, залегающий, растрепавшийся, пронизанный, придущий, грядущий, расколотый, падаемый, оторвущий.
Модель ответа и критерии оценивания
Должны быть вычеркнуты следующие слова и написано обоснование: кипущий (нормативная форма кипящий); придущий (от глагола совершенного вида не образуются причастия настоящего времени); падаемый (от непереходных глаголов не образуются страдательные причастия); оторвущий (от глаголов совершенного вида не образуются причастия настоящего времени).
За правильно вычеркнутое слово слово - 0,5 балла, за правильное обоснование - 0,5 балла.
Задание 7 (7 баллов)
Подчеркните слова, ударение в которых поставлено верно: согнУтый, блАговест, кУхонный, вероисповедАние, корЫсть, знАмение, газопрОвод, щАвель,Эксперт, нЕнецкий, кремЕнь, фЕтиш, танцовщИк, жАлюзи, пАсквиль, звонИт, благовЕст, ломОта, бАловать, изЫск, Оптовый, пулОвер, зубчАтый, щАвель, свеклА, фетИш, танцОвщик, стОляр.
Модель ответа и критерии оценивания
БлАговест, кУхонный, корЫсть, знАмение, нЕнецкий, кремЕнь, пАсквиль, звонИт, ломОта, изЫск, пулОвер, зубчАтый, фетИш, танцОвщик.
За правильно подчёркнутое слово - 0,5 балла.
Задание 8 (8 баллов)
Выберите соответствующую грамматическим нормам форму сказуемых, выделенных курсивом в частях данных ниже сложноподчинённых предложений. Назовите виды придаточных. Объясните, чем обусловлена форма сказуемого. Для какого вида придаточных эта закономерность нарушается и почему?
Те, кто помогал.. тебе, заслужива..т благодарности.
Назови всех, кто тебе помогал.. .
Перечисли всё, что здесь лежал.. .
Я не могу ответить на вопрос, что случил..сь с экспедицией.
Вспомни, кто сюда приходил.. .
Вспомни гостей, что сюда приходил.. .
Вспомни девушку, что сюда приходил..
Модель ответа и критерии оценивания
1) помогал, заслуживают; 2) помогал; 3) лежало; 4) случилось; 5) приходил; 6) приходили; 7) приходила - 3 балла (каждая ошибка приводит к потере 1 балла; если допущено три ошибки и более, то баллы за эту часть задания не начисляются).
Придаточные местоимённо-определительные - примеры 1, 2, 3; изъяснительные - примеры 4, 5; определительные - примеры 6, 7 (3 балла за правильный ответ; за каждую ошибку снимается балл - не более трёх ошибок). Форма сказуемого в придаточных местоимённо-определительном и изъяснительном обусловлена согласованием с грамматическими свойствами местоимений что (ср. р. ед. числа) и кто (муж.р. ед. числа) В придаточных определительных форма сказуемых обусловлена не грамматическими свойствами союзного слова что, а значением числа и рода существительного, к которому относится придаточное и заменой которого является союзное слово (2 балла)
Задание 9 (5 баллов)
Исправьте ошибки в словоупотреблении.
На все вопросы своих адресатов газета отвечает незамедлительно.
В Индии его долгое время мучила ностальгия по родине.
Ваше мнение не играет никакого значения в данной ситуации.
Личностный состав фирмы был отправлен в бессрочный отпуск.
В тот год началась гражданская интервенция.
Двадцать лет своей биографии она посвятила детям.
Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Макс».
План был предоставлен руководству точно в срок.
Ученик плохо отличал стихотворные размеры.
Воспитательница приготовила для занятия кубики и другой демонстрационный материал.
Модель ответа и критерии оценивания
На все вопросы своих адресантов газета отвечает незамедлительно.
В Индии его долгое время мучила ностальгия.
Ваше мнение не играет никакой роли (не имеет никакого значения) в данной ситуации.
Личный состав фирмы был отправлен в бессрочный отпуск.
В тот год началась интервенция. / В тот год началась гражданская война.
Двадцать лет своей жизни она посвятила детям.
Самым продаваемым товаром нового сезона стала новая стиральная машина «Макс».
План был представлен руководству точно в срок.
Ученик плохо различал стихотворные размеры.
Воспитательница приготовила для занятия демонстрационный материал.
За каждую исправленную ошибку 0, 5 балла.
Задание 10 (12 баллов)
Укажите, какой частью речи является слово что в каждом предложении, и определите его значение. Подчеркните это слово, как член предложения в тех случаях, когда оно выполняет синтаксическую функцию в предложении.
Что, вы вернулись? Я и не заметил!
Что вы вернулись, я и не заметил.
Что вы вернулись? Что-нибудь забыли?
Что принесли вы, я не понимаю.
Что ваши деньги? Счастье ведь не купишь!
Что ваша мама? Как её успехи?
Что новое узнаете - звоните!
Прощайте! - Что7 - До скорых встреч! - А? Что?
Модель ответа и критерии оценивания
1. Вопросительная частица. Подчёркивает вопросительный характер предложения, а также выражает удивление. Членом предложения не является.
2. Подчинительный союз. Выражает изъяснительные отношения между главной (с глаголом мысли, восприятия) и придаточной частями сложноподчинённого предложения. Членом предложения не является.
3. В значении местоимённого наречия почему. Формирует вопрос о причине действия. Обстоятельство причины.
4. Относительное местоимение (союзное слово), присоединяет изъяснительное придаточное, указывает на предмет - объект мысли (не понимаю что?). Прямое дополнение: принесли (что?) что.
5. Местоимение. В значении ерунда, пустяк, ничто. В риторическом высказывании указывает на несущественность, неважность чего-либо. В роли сказуемого.
6. Вопросительное местоимение. Формирует вопрос о состоянии, положении, действиях кого-чего-либо. В роли сказуемого.
7. Неопределённое местоимение. Указывает на неизвестный говорящему или безразлично какой предмет (что-то, что-нибудь). Прямое дополнение. Узнаете (что?) что
8. Вопросительная частица. Вопросительный отклик при переспросе, уточнении нерасслышанного. Ч леном предложения не является.
За верное определение части речи - 0, 5 балла.
За верное определение значения, в котором употреблено слово в каждом случае - о, 5 балла
За верное определение синтаксической роли - 0, 5 балла.
Примечание. Для получения баллов за определение части речи в примерах 4 - 7 учащемуся достаточно указать: слово что является местоимением без указания конкретного разряда.
Максимум - 12 баллов.
Максимальное количество баллов за все задания - 66.