СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку. Школьный этап. 10 - 11 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по русскому языку, школьный этап, с заданиями, отвеиами и критериями оценивания.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку. Школьный этап. 10 - 11 классы»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждении

«Недокурская средняя общеобразовательная школа»

663485, п Недокура, Красноярский край, Кежемский район, ул. Супругов Самаль,

д. 2,

тел.: 8(39143) 2-45-51







ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

10 - 11 КЛАССЫ

Задания, ответы и критерии оценивания





Составитель олимпиады:

учитель русского языка и литературы

Воловенко Валентина Александровна,

педагогический стаж - 34 года,

квалификационная категория - I.




































2020 год

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

10 - 11 КЛАССЫ

Задания, ответы и критерии оценивания

Задание 1 (6 баллов)

Как называются слова, на столкновении которых …

1. …построено стихотворение Ф. Крапивина?

Дождь

Душ глядит на улицу из ванной

И дождю перемывает кости:

«То он вдруг является из ванной,

То его не допроситься в гости!»

И такое беспокойство душа,

Может быть, законно и понятно:

Снова дождь, прогнозы все нарушив,

Заблудился в небе, вероятно.

Но вернется своенравный ливень,

Явится на землю блудным сыном.

Припадёт он к истомлённой ниве

И разгладит все её морщины.

2. … построена басня Козьмы Пруткова?

Помещик и садовник

Помещику однажды в воскресенье

Принёс презент его сосед.

То было некое растенье,

Какого, кажется, в Европе даже нет.

Помещик посадил его в оранжерею;

Но как он сам не занимался ею

(Он занят делом был другим:

Вязал набрюшники родным),

Раз садовника к себе он призывает

И говорит ему: «Ефим!

Блюди особенно ты за растеньем сим;

Пусть хорошенько прозябает».

Зима настала между тем.

Помещик о своём растенье вспоминает

И так Ефима вопрошает:

«Что? Хорошо ль растенье прозябает?»

«Изрядно, - тот в ответ, - прозябло уж совсем!»

Пусть всяк садовника такого нанимает,

Который знает, что значит слово «прозябает».

3. …построен фрагмент из стихотворения В. Я. Брюсова?

Я - под синим пологом

На холме пологом…

4. …построено стихотворение Я. Козловского?

Иголка ходит вверх и вниз,

Вот листья появились.

Сосёт Алёнушка ирис,

А вышивает ирис.

5. … построено стихотворение Я. Козловского?

- Чем заняты таланты? Возвести!

- Да продолжают славный воз вести!

- А бездари?

-Те мнят, что делают погоду.

- А критики?

- Темнят или молчат по году.

6. … построено стихотворение К. Ваншенкина?

Пусть и впредь в нашей долгой судьбе

Гордость с нами идёт, как доныне.

Я желаю тебе и себе -

Больше гордости, меньше гордыни.

Модель ответа и критерии оценивания

1. Омоформы

2. Омонимы

3. Омографы

4. Омографы

5. Омофоны

6. Паронимы

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Задание 2 (10 баллов)

Определите значения заимствованных слов

Автоклав, генезис, мессия, утилитарный, экспансия, крах, кредит, секьюрити, теолог, трюизм, инвестиция, экстремизм, дивиденд, допинг, бенефис, канцлер, плеяда, лапидарный, цуг, электорат.

Модель ответа и критерии оценивания

Автоклав - стерилизатор; генезис - происхождение; мессия - спаситель; утилитарный - узко практический; экспансия - захват, расширение; крах - провал; кредит - заем, ссуда; секьюрити - охрана; теолог - богослов; трюизм - банальность; инвестиция - долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие; экстремизм - приверженность к крайним взглядам и мерам; дивиденд - доход, получаемый владельцем акции; допинг - средства, способствующие быстрой кратковременной стимуляции физической и нервной деятельности; бенефис - спектакль в честь одного из его участников; канцлер - высший гражданский чин в царской России; плеяда - группа выдающихся деятелей одной эпохи; лапидарный - краткий, но отчётливый и ясный; цуг - богатый выезд, в котором лошади запряжены гуськом; электорат - круг избирателей, голосующих за какую-нибудь политическую партию на выборах.

За каждое правильно определённое значение по 0,5 балла.

Задание 3 (5 баллов)

Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.

1. Невозможно достигнуть ни одного представителя отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами при условии погони за парой особей, являющихся представителями этого отряда млекопитающих.

2. Информация, сохранённая на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

3. Дерево, являющееся разновидностью тополя и имеющее округлые, по краю выемчато-зубчатые листья на длинных черешках, не способно давать урожай плодов с оранжевой или кроваво-красной сладкой мякотью, богатых лимонной кислотой, витамином С, а также эфирными маслами, содержащимися в кожуре.

4. Необходимым условием для достижения объектом конечного пункта движения, а также дальнейшего его движения в пространстве является максимальное снижение скорости объекта, в своем снижении приближающейся к минимально допустимому пределу значения.

5. Недетерминированные непроизвольные сокращения диафрагмы, сопровождающиеся странными звуками, являются признаками умственной неполноценности издавающие их индивидуума.

Модель ответа и критерии оценивания

1. За двумя зайцами погонишься - и одного не поймаешь.

2. Что написано пером, то не вырубишь топором.

3. От осины не родятся апельсины.

4. Смех без причины - признак дурачины.

5. Тише едешь - дальше будешь.

За каждую пословицу 1 балл.

Задание 4 (3 балла)

На уроке русского языка учитель написал на доске пять слов с буквой щ: поглощение, упрощение, воплощение, освещение, отвращение. В четырёх из них он подчеркнул букву щ красным мелком, а в одном - зелёным. В каком? Выпишите это слово и объясните, почему учитель его подчеркнул зелёным мелком. Какой теме был посвящён урок?

Модель ответа и критерии оценивания

Урок был посвящён чередованиям согласных в корнях (1 балл за правильный ответ). В четырёх из пяти существительных представлено чередование т - щ (поглотить - поглощение, воплотить - воплощение, осветить - освещение, отвратить - отвращение) и лишь в одном - стандартное чередование ст - щ: упростить - упрощение (1 балл за объяснение). Именно для слова упрощение и потребовался зелёный мелок (1 балл за правильно выписанное слово).

Задание 5 (6 баллов)

Даны некоторые польские глаголы и их переводы на русский язык:

zdac’ - сдать; znosic - сносить, износить; zryc - изрыть.

Какой из следующих русских глаголов заимствован из польского языка?

Создать, воздать, позволить, провозгласить, низвести.

Примечание: с читается как очень мягко произнесённое русское ть, y - как русское ы.

Модель ответа и критерии оценивания

Позволить.

Как показывают примеры ( особенно слово znosic’), русским приставкам с- и из- в польском языке соответствует одна и та же приставка z-. В русском же языке, как известно, приставки з- нет вообще; значит, если в каком-то из приведённых русских глаголов обнаружится «лишнее» з, это и будет свидетельством его польского происхождения. В слове позволить выделяются корень -вол- (ср. воля) и приставка по-, а между ними то самое з, необъяснимое с точки зрения русских морфологических правил. Глагол позволить заимствован из польского языка.

За правильно определённое слово - 5 баллов, за правильное слово с объяснением - 6 баллов.

Задание 6 (4 балла)

Вычеркните слова, не соответствующие нормам русского литературного языка. Ответ обоснуйте.

Кипущий, залегающий, растрепавшийся, пронизанный, придущий, грядущий, расколотый, падаемый, оторвущий.

Модель ответа и критерии оценивания

Должны быть вычеркнуты следующие слова и написано обоснование: кипущий (нормативная форма кипящий); придущий (от глагола совершенного вида не образуются причастия настоящего времени); падаемый (от непереходных глаголов не образуются страдательные причастия); оторвущий (от глаголов совершенного вида не образуются причастия настоящего времени).

За правильно вычеркнутое слово слово - 0,5 балла, за правильное обоснование - 0,5 балла.

Задание 7 (7 баллов)

Подчеркните слова, ударение в которых поставлено верно: согнУтый, блАговест, кУхонный, вероисповедАние, корЫсть, знАмение, газопрОвод, щАвель,Эксперт, нЕнецкий, кремЕнь, фЕтиш, танцовщИк, жАлюзи, пАсквиль, звонИт, благовЕст, ломОта, бАловать, изЫск, Оптовый, пулОвер, зубчАтый, щАвель, свеклА, фетИш, танцОвщик, стОляр.

Модель ответа и критерии оценивания

БлАговест, кУхонный, корЫсть, знАмение, нЕнецкий, кремЕнь, пАсквиль, звонИт, ломОта, изЫск, пулОвер, зубчАтый, фетИш, танцОвщик.

За правильно подчёркнутое слово - 0,5 балла.

Задание 8 (8 баллов)

Выберите соответствующую грамматическим нормам форму сказуемых, выделенных курсивом в частях данных ниже сложноподчинённых предложений. Назовите виды придаточных. Объясните, чем обусловлена форма сказуемого. Для какого вида придаточных эта закономерность нарушается и почему?

  1. Те, кто помогал.. тебе, заслужива..т благодарности.

  2. Назови всех, кто тебе помогал.. .

  3. Перечисли всё, что здесь лежал.. .

  4. Я не могу ответить на вопрос, что случил..сь с экспедицией.

  5. Вспомни, кто сюда приходил.. .

  6. Вспомни гостей, что сюда приходил.. .

  7. Вспомни девушку, что сюда приходил..

Модель ответа и критерии оценивания

1) помогал, заслуживают; 2) помогал; 3) лежало; 4) случилось; 5) приходил; 6) приходили; 7) приходила - 3 балла (каждая ошибка приводит к потере 1 балла; если допущено три ошибки и более, то баллы за эту часть задания не начисляются).

Придаточные местоимённо-определительные - примеры 1, 2, 3; изъяснительные - примеры 4, 5; определительные - примеры 6, 7 (3 балла за правильный ответ; за каждую ошибку снимается балл - не более трёх ошибок). Форма сказуемого в придаточных местоимённо-определительном и изъяснительном обусловлена согласованием с грамматическими свойствами местоимений что (ср. р. ед. числа) и кто (муж.р. ед. числа) В придаточных определительных форма сказуемых обусловлена не грамматическими свойствами союзного слова что, а значением числа и рода существительного, к которому относится придаточное и заменой которого является союзное слово (2 балла)

Задание 9 (5 баллов)

Исправьте ошибки в словоупотреблении.

  1. На все вопросы своих адресатов газета отвечает незамедлительно.

  2. В Индии его долгое время мучила ностальгия по родине.

  3. Ваше мнение не играет никакого значения в данной ситуации.

  4. Личностный состав фирмы был отправлен в бессрочный отпуск.

  5. В тот год началась гражданская интервенция.

  6. Двадцать лет своей биографии она посвятила детям.

  7. Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Макс».

  8. План был предоставлен руководству точно в срок.

  9. Ученик плохо отличал стихотворные размеры.

  10. Воспитательница приготовила для занятия кубики и другой демонстрационный материал.

Модель ответа и критерии оценивания

  1. На все вопросы своих адресантов газета отвечает незамедлительно.

  2. В Индии его долгое время мучила ностальгия.

  3. Ваше мнение не играет никакой роли (не имеет никакого значения) в данной ситуации.

  4. Личный состав фирмы был отправлен в бессрочный отпуск.

  5. В тот год началась интервенция. / В тот год началась гражданская война.

  6. Двадцать лет своей жизни она посвятила детям.

  7. Самым продаваемым товаром нового сезона стала новая стиральная машина «Макс».

  8. План был представлен руководству точно в срок.

  9. Ученик плохо различал стихотворные размеры.

  10. Воспитательница приготовила для занятия демонстрационный материал.

За каждую исправленную ошибку 0, 5 балла.

Задание 10 (12 баллов)

Укажите, какой частью речи является слово что в каждом предложении, и определите его значение. Подчеркните это слово, как член предложения в тех случаях, когда оно выполняет синтаксическую функцию в предложении.

  1. Что, вы вернулись? Я и не заметил!

  2. Что вы вернулись, я и не заметил.

  3. Что вы вернулись? Что-нибудь забыли?

  4. Что принесли вы, я не понимаю.

  5. Что ваши деньги? Счастье ведь не купишь!

  6. Что ваша мама? Как её успехи?

  7. Что новое узнаете - звоните!

  8. Прощайте! - Что7 - До скорых встреч! - А? Что?

Модель ответа и критерии оценивания

1. Вопросительная частица. Подчёркивает вопросительный характер предложения, а также выражает удивление. Членом предложения не является.

2. Подчинительный союз. Выражает изъяснительные отношения между главной (с глаголом мысли, восприятия) и придаточной частями сложноподчинённого предложения. Членом предложения не является.

3. В значении местоимённого наречия почему. Формирует вопрос о причине действия. Обстоятельство причины.

4. Относительное местоимение (союзное слово), присоединяет изъяснительное придаточное, указывает на предмет - объект мысли (не понимаю что?). Прямое дополнение: принесли (что?) что.

5. Местоимение. В значении ерунда, пустяк, ничто. В риторическом высказывании указывает на несущественность, неважность чего-либо. В роли сказуемого.

6. Вопросительное местоимение. Формирует вопрос о состоянии, положении, действиях кого-чего-либо. В роли сказуемого.

7. Неопределённое местоимение. Указывает на неизвестный говорящему или безразлично какой предмет (что-то, что-нибудь). Прямое дополнение. Узнаете (что?) что

8. Вопросительная частица. Вопросительный отклик при переспросе, уточнении нерасслышанного. Ч леном предложения не является.

За верное определение части речи - 0, 5 балла.

За верное определение значения, в котором употреблено слово в каждом случае - о, 5 балла

За верное определение синтаксической роли - 0, 5 балла.

Примечание. Для получения баллов за определение части речи в примерах 4 - 7 учащемуся достаточно указать: слово что является местоимением без указания конкретного разряда.

Максимум - 12 баллов.

Максимальное количество баллов за все задания - 66.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!