СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«5 класс»


Школьный этап областной олимпиады школьников по биологии.
5 класс
Задание 1.
Задание включает 20 вопросов. К каждому из них предложено по 3 варианта ответа. Вам необходимо выбрать только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным. Ответы занесите в матрицу для ответов. Максимальное количество баллов – 20.

  1. На Земле жизнь зародилась

А. В океане

Б. На суше

В. В океане и на суше одновременно

  1. Живым организмам, в отличие от тел неживой природы, свойственно

А . Движение

Б. Раздражимость

В. Рост

  1. Какой признак живой природы изображен на рисунке

А. Рост

Б. Развитие

В. Размножение

  1. Основной источник энергии, необходимый для жизнедеятельности клетки?

А. Белки

Б. Углеводы

В . Жиры

  1. Для какой группы живых существ характерно подобное строение клетки?

А. Растения

Б. Животные

В. Бактерии

  1. Хлоропласты есть в клетках

А. Корня моркови

Б. Гриба-трутовика

В. Листа красного перца

  1. Тубус микроскопа прикреплен к

А. Окуляру

Б. Штативу

В. Предметному столику

  1. Отдельным царством являются

А. Водоросли

Б. Лишайники

В. Грибы


  1. Почему подберезовики часто можно найти в березовом лесу?

А. В березовом лесу много света

Б. Подберезовики с корнями берез образуют микоризу (грибокорень)

В . У подберезовиков в березовом лесу нет конкурентов

  1. Несъедобный гриб?

А. бледная поганка

Б. опенок

В. сыроежка

  1. Выберите из предложенного перечня название среды обитания:

А. Лес

Б. Болото

В. Почва

  1. Помимо воды корень всасывает из почвы

А. Органические вещества

Б. Минеральные вещества

В. Частички почвы

  1. Рыбы приспособлены к водной среде обитания, так как

А. Парные конечности имеют форму плавников и дышат при помощи жабр

Б. Имеют хорду

В. Имеют головной и спинной мозг

  1. Головастик - это

А. Личинка лягушки

Б. Молодой лягушонок

В. Взрослая особь

  1. Зимой птицам страшен голод, а не холод, так как они

А. Теплокровны и пища служит для них источником энергии

Б. Способны к полету

В. Имеют сухую кожу

  1. Плавающие, но нелетающие птицы – это…

А. Чайки

Б. Утки

В. Пингвины

  1. Дерево как жизненная форма характерна для

А. Сирени

Б. Сосны

В. Можжевельника

  1. Типы растительных сообществ

А. Леса, луга, болота

Б. Степи, тундра

В. Оба ответа правильные

  1. Одно из основных значений скелета человека?

А. Помогает человеку бегать

Б. Помогает расти в высоту и ширину

В. Защищает внутренние органы

  1. В результате дыхания

А. Из организма удаляется углекислый газ

Б. В организм поступает атмосферный кислород

В. Из окружающей среды поступает кислород и выделяется в окружающую среду углекислый газ

Задание 2.
Задание включает 4 вопроса на сопоставление. Индексы правильных ответов внесите в матрицу. Максимальное количество баллов – 9.

2.1. (3 балла) Установите соответствие между названием науки и объектом ее изучения.


НАУКА

ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ

А) зоология

Б) микология

В) биология

Г) микробиология

В) ботаника

Д) орнитология

  1. изучает растения

  2. изучает живую природу

  3. изучает птиц

  4. изучает животных

  5. изучает грибы

  6. изучает бактерии


2.2. (3 балла) Распределите животных по средам обитания.


ЖИВОТНЫЕ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

А) лангуст

Б) крот

В) кораллы

Г) многоножка

В) панда

Д) паук-крестовик

  1. наземно-воздушная

  2. водная

  3. почвенная



2.3. (1,5 балла) Для данных природных зон укажите соответствующие им природные сообщества.


ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА

А) тундра

Б) степь

В) тайга

  1. хвойные деревья, мхи, черничники, лишайники

  2. карликовые деревья, клюква, мхи, олений мох

  3. ковыль, злаки, осока


2.4. (1,5 балла) Установите соответствие между объектами и приборами, с помощью которых их удобнее исследовать.

ПРИБОР

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

А) ручная лупа

Б) световой микроскоп

В) электронный микроскоп

  1. мякоть арбуза

  2. молекулы воды

  3. клетки листа


Задание 3.
Выберите номера правильных суждений. В матрице ответов напротив номера правильного или неправильного на ваш взгляд суждения поставьте «Х». Максимальное количество баллов – 15.

  1. Все тела неживой природы и живые существа состоят из клеток.

  2. С помощью экспериментов можно изучать только объекты неживой природы.

  3. Клетка бактерии состоит из клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра.

  4. Капусту можно квасить благодаря жизнедеятельности молочнокислых бактерий.

  5. Дрожжи – одноклеточные грибы.

  6. На Земле существует три среды жизни: наземно-воздушная, водная и почвенная.

  7. Все хвойные деревья и кустарники вечнозеленые.

  8. Дыхание в листьях растений происходит круглосуточно.

  9. Из почвы растение получает воду, сахар и минеральные вещества.

  10. Планктон – это организмы, активно плавающие в толще воды.

  11. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и звери – это позвоночные животные.

  12. Тропический лес – самое бедное видами природное сообщество.

  13. Биологическое разнообразие – это разнообразие домашних животных.

  14. Современные обезьяны – предки человека.

  15. Все живущие сейчас на Земле люди относятся к одному виду – человек разумный.


Задание 4.

Задание включает 3 вопроса, которые требуют работы с рисунком. Рассмотрите рисунок и выполните соответствующие задания. Ответы занесите в матрицу ответов. Максимальное количество баллов – 9.

4.1. (5 баллов) Исправьте ошибки, расставив живые организмы в нужном порядке (в ответе укажите правильную последовательность из цифр.)

4.2. (2 балла) Какие связи устанавливаются между организмами в данном ряду?

4.3. (2 балла) Как называется данная последовательность живых организмов?

1

2

3

4

5









Задание 5.

Р ассмотрите рисунок. Распределите изображенные организмы по царствам. Ответ занесите в матрицу для ответов. Максимальное количество баллов – 12.



1

2

3

4







5

6

7

8



9

10

11

12





















































Матрица ответов

Максимальное количество баллов - 65

Задание 1. [мах. 20 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10











11-20











Задание 2. [мах. 9 баллов]

Задание 2.1. [3 балла]

А

Б

В

Г

Д

Е









Задание 2.2. [3 балла]

А

Б

В

Г

Д

Е







Задание 2.3. [1,5 балла]

А

Б

В




Задание 2.4. [1,5 балла]

А

Б

В




Задание 3. [мах. 15 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

прав.











неправ.











11

12

13

14

15

прав.






неправ.






Задание 4. [мах. 9 баллов]

Задание 4.1. [5 баллов]






Задание 4.2. [2 балла]

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.3. [2 балла]

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Задание 5. [мах. 12 баллов]

Царства

рисунка

Растения


Животные


Грибы


Бактерии




Общее количество баллов за работу конкурсанта

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Итого














































ОТВЕТЫ

Максимальное количество баллов – 65


Задание 1. [мах. 20 баллов] 1 балл за каждый правильный ответ.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

А

Б

Б

Б

В

В

Б

В

Б

А

11-20

В

Б

А

А

А

В

Б

А

В

В



Задание 2. [мах. 9 баллов]


Задание 2.1. [3 балла] 0,5 балла за каждое правильное сопоставление.

А

Б

В

Г

Д

Е

4

5

2

6

1

3



Задание 2.2. [3 балла] 0,5 балла за каждое правильное сопоставление.

А

Б

В

Г

Д

Е

2

3

2

3

1

1



Задание 2.3. [1,5 балла] 0,5 балла за каждое правильное сопоставление.

А

Б

В

2

3

1



Задание 2.4. [1,5 балла] 0,5 балла за каждое правильное сопоставление.

А

Б

В

1

3

2



Задание 3. [мах. 15 баллов] 1 балл за каждый правильный и неправильный ответ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

прав.




Х

Х



Х



неправ.

Х

Х

Х



Х

Х


Х

Х

11

12

13

14

15

прав.

Х




Х

неправ.


Х

Х

Х



Задание 4. [мах. 9 баллов]


Задание 4.1. [5 баллов] 1 балл за каждое правильное место в последовательности.

5

3

2

1

4





Задание 4.2. [2 балла]

пищевые связи

Задание 4.3. [2 балла]

пищевая цепь (цепь питания)


Задание 5. [мах. 12 баллов] 1 балл за каждое правильно указанное царство организмов.

Царства

рисунка

Растения

2, 8, 11

Животные

4, 6, 9, 12

Грибы

1,7, 10

Бактерии

3, 5













Просмотр содержимого документа
«6 класс»

Задания школьного этапа областной олимпиады школьников по биологии

6 класс


Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Ответ впишите в поле для ответа.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).


1. Придаточные корни раскидистых деревьев, чьи ветки прогибаются от собственной тяжести, называются

а) дыхательные;

б) прицепки;

в) подпорки;

г) воздушные




2. Из чего делают такие мочалки?











а) из луба

б) из древесины

в) из листьев

г) из сердцевины





3.Картофель запасает крахмал в клубнях чтобы:











а) весной обеспечить образование новых зеленых побегов

б) увеличить питательность клубня, что способствует более успешному распространению семян

в) использовать его во время зимнего периода покоя

г) при взаимодействии с йодом окрашиваться в синий цвет



4. Для чего нужны волоски на поверхности листа у этого растения?














а) Для защиты от фитофагов

б) Для фокусировки света на поверхность листа для лучшего фотосинтеза

в) Для выделения излишков воды в капельно-жидком виде.

г) Для ловли насекомых





5. Что изображено на фотографии?












а) плод вяза гладкого

б) спорангий папоротника

в) заросток папоротника

г) мох сфагнум





6. Существование клеток впервые обнаружил:

а)Роберт Гук

б) Томас Мор

в) Чарлз Дарвин

г) Антони ванн Левенгук









7. Сколько лепестков у колокольчика?












а) лепестков нет

б) один

в) три

г) пять





8. Антибиотики готовят из :

а) мукора

б) дрожжей

в) пеницилла

г) спорыньи




9.Весной Лена смотрела, как под окнами тает снег. В одном месте снег растаял быстро, потому что там проходит теплоцентраль, а за домом сугроб лежал долго. Наступил май, и Лена увидела, что сначала одуванчики на газоне расцвели там, где снег растаял раньше, а за домом они расцвели в последнюю очередь. Лена сделала вывод, что температура почвы влияет на время цветения одуванчиков. Этот вывод был сделан потому, что Лена использовала метод:

а) измерения;

б) моделирования;

в) эксперимента;

г) наблюдения.




10. В тёплых морях многие острова окружены рифами, на которые может натолкнуться днище корабля. Рифы образуются в результате роста кораллов, которые относятся к царству:







а) растений;

б) грибов;

в) животных;

г) бактерий.



Часть II. Вам предлагаются 2 тестовых задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Ответ впишите в поле для ответа.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 (по 2 балла за каждое тестовое задание).


1. Выберите признаки насекомоопыляемых растений:

1. яркий цветок;

2. невзрачный цветок;

3. отсутствует запах;

4. цветки выделяют нектар – сладкую жидкость;

5. могут пахнуть даже гнилым мясом.

а) 1, 4, 5;

б) 2, 1;

в) 3, 4;

г) только 5 .





2. Тело грибов дрожжи образовано:

1. корнями;

2. побегом;

3. мицелием;

4. гифами;

5. одной клеткой.

а) 1, 5;

б) 2, 1;

в) 3, 4;

г) только 5




Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В таблице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 баллов.


А. Растения и животные способны обогащать воздух кислородом.

Б. Слоевище – это тело растения, не расчлененное на специальные органы.

В. Цианобактерии являются фотосинтезирующими автотрофами.

Г. Головастик – личиночная стадия ужа обыкновенного.

Д. Мухи могут быть переносчиками кишечных инфекций.


1

2

3

4

5







Часть IV. Вам предлагаются задания с выбором нескольких вариантов ответа. Ответ впишите в поле для ответа.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6 (по 3 балла за каждое тестовое задание).


1. Плоды кокосовой пальмы (рисунок в конце задания) могут заселять удаленные океанические острова вулканического происхождения – атоллы, на которых ранее не росли растения. Этому способствуют такие свойства плода, как:

















а) он легкий и переносится птицами

б) он прорастает еще на пальме

в) он имеет большой запас питательных веществ

г) он поглощает соленую морскую воду и превращает ее в пресную

д) он изначально имеет запас пресной воды, полученной от материнского растения.

е) он обладает хорошей плавучестью и долго не прорастает







2. Плоды растений, распространяющиеся ветром, могут обладать следующими особенностями:

а) различные плоские выросты на поверхности, похожие на крыло

б) сочный околоплодник или семенная кожура

в) твердый внутренний слой околоплодника (косточку) или твердые покровы семени, защищающие семя от действия пищеварительных ферментов

г) тонкий легкий околоплодник

д) очень маленькие размеры

е) ярко окрашены.








Ответы

6 класс

2018-2019 уч. год


Часть I (1 балл за каждое правильно выполненное задание. Всего 10 баллов.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

а

а

г

б

а

г

в

г

в


Часть II (2 балла за каждое тестовое задание. Всего 4 балла.)

1

2

а

г


Часть III (1 балл за каждый верно заполненный столбец. Всего 5 баллов.)

1

2

3

4

5

нет

да

да

нет

да


Часть IV (3 балла за каждое тестовое задание. Всего 6 баллов.)

1 в,д,е

2 а,г,д


Максимальное количество баллов, которые можно получить за работу: 25


Просмотр содержимого документа
«7 класс»

Школьный этап областной олимпиады школьников по биологии 7 класс

Максимальный балл – 45


Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.


1. Наука, изучающая развитие живой природы по отпечаткам и окаменелостям, которые находят в земной коре:
а) систематика

б) история

в) палеонтология

г) эволюция


2. Плод образует:

а) папоротник

б) яблоня

в) водоросль

г) сосна.


3.К растениям-паразитам относится: а) заразиха

б) венерина мухоловка

в) пырей

г) росянка


4.Почему грибы нельзя считать растениями

а) у них нет корней

б) у них нет листьев

в) их клетки не содержат хлоропластов, и поэтому в них не происходит фотосинтез

г) они не имеют тканей


5. Из названных растений можно считать водорослью:

а) ряску

б) элодею

в) морскую капусту

г) кувшинку


6. Малое количество жиров содержится в семенах

а) конопли

б) льна

в) гороха

г) подсолнечника


7. Какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке?


а) развитие

б) раздражимость

в) клеточное строение

г) единство химического состава


8. У моркови имеется:

а) корнеклубень

б) корневище

в) клубень

г) корнеплод.


9. Хлоропласты есть в клетках:

а) листа красного перца

б) корня земляники

в) кожи лягушки

г) бактерии, вызывающей чуму


10. Много семян находится в плодах:

а) подсолнечника

б) ржи

в) гороха

г) всех этих растений


11. К мохообразным растениям относится:

а) ламинария

б) олений мох

в) сфагнум

г) все эти растения.


12. Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:

а) развитие из спор

б) наличие цветка
в) развитие из семени

г) редукция спорофита


13. Клетки грибницы снабжают организм лишайника:

а) водой и органическими веществами

б) водой и минеральными  веществами

в) исключительно водой

г) кислородом и углекислым газом


14. Манную крупу изготовляют из:
а) пшеницы

б) проса

в) овса

г) ячменя


15. Жизненная форма следующих растений: бамбук, банан, ананас:

а) дерево

б) кустарник

в) кустарничек

г) трава.


Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех (или более) возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. К зерновым культурам относятся:

I. рожь II. Пшеница III. Хлопчатник IV. Овёс V. Морковь


А) II, IV, V

Б) I, II, III

В) I, II

Г) I, II, IV


2. Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
I. корень погибнет.
II. все растение погибнет.
III. рост корня в длину прекратится.
IV. растение выживет, но будет слабым.
V. начнут расти боковые и придаточные корни.
а) III, IV, V;
б) III, V;
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.


3. Выберите правильные утверждения, характерные для процесса фотосинтеза:

I. В результате процесса выделяется углекислый газ.
II. Происходит во всех клетках листа.
III. Происходит круглосуточно
IV. Происходит в хлоропластах.
V. В результате процесса энергия запасается в виде органических веществ.

VI. Для процесса необходимы вода и углекислый газ


а) III, IV, V;
б) II, V, VI,;
в) I, IV, V;
г) IV, V, VI


4. Из перечисленного перечня выберите особенности строения и функций, характерные для листьев растений (не менее трёх). Ответы (буквы) впишите в таблицу, а также перенесите ответ в матрицу.

А) образуют на свету органические вещества из неорганических

Б) поглощают воду и минеральные вещества из почвы

В) защищают растения от перегрева, испаряя воду

Г) представляют собой боковой орган побега

Д) представляют собой осевой орган побега

Е) имеют клеточное строение






Задание 5. Составьте правильно цепь питания, расположив объекты в необходимой последовательности. Ответы (буквы) впишите в таблицу, а также перенесите ответ в матрицу.

А. Щука

Б. Фитопланктон

В. Хищная птица

Г. Карась







Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10.

  1. Морковь и фасоль имеют стержневую корневую систему

  2. Печеночные мхи – низшие растения.

  3. После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.

  4. Луковица – это видоизмененный корень растения.

  5. Водоросли могут состоять из одной клетки.

  6. Для однодольных растений характерна стержневая корневая система.

  7. В клетках бактерий есть четко оформленное ядро.

  8. Кожица листа относится к покровной ткани.

  9. У мохообразных в коробочках созревают семена.

10. Трутовики находятся в симбиозе с деревьями.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 балла (по 2 балла за каждое задание). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1 . Установите соответствие между плодом и растением, для которого он характерен. К  каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами:

Растения

Плод

А. Земляника садовая

1. Ягода

Б. Фасоль обыкновенная

2. Стручок

В. Вишня

3. Боб

Г. Капуста

4. Костянка

Д. Картофель


Е. Слива




А

Б

В

Г

Д

Е








2. Установите соответствие между характеристикой процесса и процессом. К  каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами:


Характеристики процессов

Процессы

А. Кислород выделяется

1. Дыхание

Б. Углекислый газ поглощается

2. Фотосинтез

В. Происходит почти у всех организмов


Г. Происходит только у растений и некоторых бактерий


Д. Поглощается кислород


Е. Происходит на свету и в темноте


Ж) Происходит только на свету



А

Б

В

Г

Д

Е

Ж









Часть V. Вам предлагаются дать развернутые ответы на вопросы. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6 баллов (по 2 балла за каждое задание).


  1. Задание. Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день, слаще. Почему?



  1. Задание. Всем известно, что мухомор является ядовитым грибом. Однако для лечения болезней суставов и ревматизма человеком применяется спиртовая настойка мухомора. Как вы можете это объяснить?



  1. Задание. Обычно за неделю до уборки картофеля скашивают ботву. Как Вы думаете, для чего это нужно делать?


































Матрица ответов

По набранным баллам определяются  три первых места в олимпиаде.

Система  оценивания отдельных заданий и работы  в  целом:

Задания  части I Верное  выполнение  каждого задания оценивается 1 баллом.

Задание  части II В задании  выставляются 2 балла за каждое задание.

Задание  части III Верное  выполнение  каждого задания оценивается 1 баллом.

Задание  части IV Верное  выполнение  каждого задания оценивается 2 баллами. Если  в  ответе  содержится одна  ошибка, то экзаменуемый получает 1 балл.

За неверный ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.

Задание  части V Верное  выполнение  каждого задания оценивается 2 баллами, если ответ включает все названые элементы в ответе, не содержит биологические ошибки.

1 балл, если ответ включает 1 из названых элементов в ответе и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 вышеназванных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

0 баллов, если ответ неправильный.



Матрица ответов
максимальное количество баллов - 45


Часть I. [мах. 15 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

б

а

в

в

в

а

г

а

г

11

12

13

14

15






в

в

б

а

г







ЧастьII. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.

1

2

3

4

5

г

б

г

АВГ

БГАВ

Часть III. [мах. 10 баллов] ___________ баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

"ДА"

 

 +

 

+

 

 

 +

 

 

"нет"

 

 

 +


 +

 +

 

 +

Часть IV. [мах. 4 балла] ___________ баллов

1 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

1

3

4

2

1

4

2 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

2

2

1

2

1

1

2


Часть V. [мах. 6 баллов] ___________________баллов


Ответ на вопрос № 1:

В солнечный день в растении интенсивнее происходит процесс фотосинтеза, в результате чего в плодах накапливается больше углеводов (сахаров).


Ответ на вопрос № 2:

Мухомор относится к ядовитым грибам, и непригоден в пищу ни в каком виде. Мухомор содержит такие химические соединения, которые в малых количествах и при разумном применении могут успешно лечить многие недуги. Хорошо известны старинные рецепты приготовления настойки из мухоморов, которая успешно лечит ревматизм, подагру, варикозное расширение вен и ряд других болезней. Лечение химическими препаратами может вызвать и обратный эффект, по принципу «одно лечится, другое калечится». Растительное и другое природное сырье содержит естественные, сбалансированные, созданные самой природой лекарственные препараты. Вот почему любой, даже самый ядовитый организм при разумном использовании может оказаться целебнее самой дорогостоящей разрекламированной пилюли.


Ответ на вопрос № 3:

Питательные вещества не будут тратиться на рост растения, образование новых побегов и плодов, а начнут оттекать в клубни. Как правило, к концу лета на ботве поселяется паразитический гриб – фитофтора, и скашивание ботвы с последующим ее сжиганием позволит уменьшить риск заражения посадочного материала. Также вместе с ботвой могут быть уничтожены колорадский жук и его личинки, которые наносят огромный вред картофельным плантациям. При ручной уборке картофеля отсутствие ботвы значительно облегчает процедуру копки.
























Фамилия ______________________ Имя _________________________

Класс ______________________ Школа _________________________

Матрица ответов
на задания теоретического тура ___школьного___этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2015-16 уч. год
___7___ класс [максимально 45 баллов]


Часть I. [мах. 15 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











11

12

13

14

15

















ЧастьII. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.

1

2

3

4

5






Часть III. [мах. 10 баллов] ___________ баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

"ДА"

 

 

 

 


 

 

 

 

 

"нет"

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Часть IV. [мах. 4 балла] ___________ баллов

1 задание

А

Б

В

Г

Д

Е







2 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж









Часть V. [мах. 6 баллов] ___________________баллов


Ответ на вопрос № 1 __________

Ответ на вопрос № 2 __________

Ответ на вопрос № 3___________




Проверил Ф.И.О. _____________________

Итого ______________ баллов

Просмотр содержимого документа
«8 класс»


Задания областной олимпиады школьников по биологии

Школьный этап

8 класс.

Часть 1. Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наибо­лее полным и правильным.


1. Готовыми органическими веществами питаются:

а) грибы;

б) папоротники;

г) водоросли;

д) мхи.


2. Неподвижные мужские гаметы имеют:

а) орляк;

б) сфагнум;

в) лиственница;

г) щитовник.


3. Мицелий гриба рода Пеницилл:

а) неклеточного строения;

б) одноклеточный одноядерный;

в) одноклеточный многоядерный;

г) многоклеточный.



4 . На рисунке изображено строение шляпочного гриба. Обозначение 1 соответствует:

а) шляпке;

б) микоризе;

в) мицелию;

г) ножке.


5. К наземной жизни приспособилась водоросль:

а) хламидомонада;

б) хлорелла;

в) плеврококк;

г) нителла.


6. При прорастании семени редиса вначале наблюдается появление:

а) главного корня;

б) боковых корней;

в) главного и боковых корней;

г) придаточных корней.


7 . Растение, изображенное на рисун­ке, относится к семейству:

а) Розоцветные;

б) Губоцветные;

в) Лилейные;

г) Пасленовые.




8. Опыление у сосны обыкновенной осуществляется:

а) насекомыми;

б) водой;

в) ветром;

г) животными.



9. Основной хозяин малярийного плазмодия:

а) человек;

б) личинка малярийного комара;

в) малярийный комар;

г) отсутствует, т. к. малярийный плазмодий не является паразитом.


10. По образу жизни и характеру питания кишечнополостные являются вод­ными:

а) автотрофами;

б) всеядными животными;

в) фильтраторами;

г) хищниками.


11. Кровеносная система кольчатых червей:

а) незамкнутая;

б) замкнутая, пульсирует спинной сосуд;

в) замкнутая, пульсирует брюшной сосуд;

г) замкнутая, пульсируют кольцевые сосуды в передней части тела.


12. Из перечисленных членистоногих брюшные конечности развиты у:

а) ракообразных;

б) паукообразных;

в) насекомых;

г) многоножек.


13. Из названных насекомых конечности роющего типа имеет:

а) комнатная муха;

б) постельный клоп;

в) медведка;

г) рыжий муравей.


14. Рабочие пчелы являются:

а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;

б) самками, у которых не развиты половые железы;

в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;

г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.


15. По каким структурам окуня можно определить его возраст:

а) зубы;

б) чешуя;

в) позвонки;

г) количество лучей в плавнике.


16. Количество кругов кровообращения у амфибий:

а) один у личинок, два у взрослых животных;

б) один у взрослых животных. У личинок кровообращение отсутствует;

в) два у личинок, один у взрослых животных;


г) два у личинок и у взрослых животных.


17. Происхождение крыла птицы от свободной передней конечности, свойственной четвероногим позвоночным наглядно иллюстрируется на примере птенцов:

а) страуса;

б) куропатки;

в) гоацина;

г) пингвина .


18.Овладение умением разводить и поддерживать огонь было жизненно необходимым для :

а) австралопитеков;

б) человека умелого;

в) человека прямоходящего;

г) неандертальцев.


19. При малокровии ткани человека испытывают недостаток:

а) кислорода;

б) питательных веществ;

в) воды и минеральных солей;

г) всех перечисленных веществ.


20 Наука, изучающая клетку:

а) гистология;

б) морфология;

в) цитология;

г) эмбриология.




Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Рост плотности популяции ограничивают факторы:
    1) территориальность; а) наличие паразитов; 3) недостаток пищевого ресурса;
    4) накопление продуктов обмена; 5) хищничество.
    а) только 1
    в) только 3
    б) только 2, 3, 5
    г) только 1, 2, 3, 5
    д) 1, 2, 3, 4, 5

  2. Аналогичные органы, развившиеся в ходе эволюции:
    1) жабры рыбы и жабры рака;

    2) крылья бабочки и крылья птицы;

    3) усики гороха и усики винограда;

    4) волосы млекопитающих и перья птицы;
    5) колючки кактуса и колючки боярышника.

    а) 1, 2, 3, 4
    б) 1, 2, 4, 5
    в) 1, 2, 3, 5
    г) 1, 3, 4, 5
    д) 2, 3, 4, 5

  3. Какие растения размножаются черенками:

  1. смородина; 2) роза; 3) тополь; 4) одуванчик; 5) малина; 6)хрен; 7)осот; 8)пион

а) 4,5,7,8

б) 2,4,7

в) 1,2,6,7

г) 1,2,3

д) 1,2,6,7

4. К выводковым птицам относятся:

1) глухарь; 2) куропатка; 3) степной орёл; 4) лебедь; 5) филин

а) 1,2

б) 1,2,3

в) 1,2,4

г) 1,2,5

д) 2,3,4

5. Из названных млекопитающих молочные железы не имеют сосков у:

1) кенгуру; 2) утконоса; 3) ехидны; 4) опоссума; 5) ленивца

а) 1,2,4,5

б) 1,2,3,4

в) 2,3,4

г) 2,3

д) 3,5



Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое задание).

        1. Членистоногие – самый крупный по количеству видов класс животных.

        2. Мхи - высшие растения.

        3. Бактерии размножаются спорами.

        4. Для однодольных растений характерен двойной околоцветник.

        5. Камбий – вид образовательной растительной ткани.

        6. Партеногенез – это вариант полового размножения.

        7. Газообмен у листа осуществляется через чечевички и устьица.

        8. Простейшие – одноклеточные безъядерные организмы.

        9. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

        10. Плод рябины - яблоко.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 8,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Задание 1. [мах. 6 баллов] Соотнесите растения (1–6) с характерными для них видоизменениями полбега (А–В).

1) чина весенняя;

2) топинамбур;

3) картофель;

4) лилия;

5) гиацинт;

6) ландыш.

А - корневище;

Б - клубень;

В - луковица.




Растение

1

2

3

4

5

6

Видоизменение побега







Задание 2. [мах. 3 балла] Соотнесите заболевания человека и царства, к которым принадлежат их возбудители.

  1. крупозная пневмония; А- Животные

  2. гепатит; Б- Бактерии

  3. лейшманиоз. В- Вирусы



Заболевание

1

2

3

Царство








Матрица ответов
Максимальное количество баллов - 50

Часть 1. [20 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10











11-20











Часть 2. [20 баллов]

1

2

3

4

5

ответ






Часть 3. [10 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

"Да"











"Нет"











Часть 4. [10 баллов]



Задание 1[6 баллов]

Растение

1

2

3

4

5

6

Видоизменение побега









Задание 2 [4 балла]

Заболевание

1

2

3

4

Царство











ответы
Максимальное количество баллов - 50

Часть 1. [20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

а

в

г

в

в

а

а

в

в

г

11-20

г

а

в

б

б

а

в

г

а

в

Часть 2. [20 баллов]

1

2

3

4

5

ответ

г

в

г

в

г

Часть 3. [10 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

"Да"


+



+

+




+

"Нет"

+


+

+



+

+

+


Часть 4. [10 баллов]



Задание 1[6 баллов]

Растение

1

2

3

4

5

6

Видоизменение побега

А

Б

Б

В

В

А



Задание 2 [4 балла]

Заболевание

1

2

3

4

Царство

Б

В

А

Г



Итого: 50 баллов








Просмотр содержимого документа
«Рейтинг участников»

Рейтинг участников МБОУ «_________________________» школьного этапа областной олимпиады школьников

в 2019-2020 учебном году

Предмет:

Класс:

Дата проведения:

Максимальное количество баллов:


Фамилия

Имя

Отчество

ОО

Класс

Педагог

Задания

Количество баллов

Тип диплома


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



1



















2



















3



















4





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!