Задания, оцениваемые в 1 балл |
1 | Запиши пословицу или поговорку, содержащую количественное числительное. |
2 | Запиши пословицу, поговорку или фразеологический оборот, в которых встречалось бы порядковое числительное. |
3 | Запиши имя числительное с удвоенными согласными. |
4 | Какие местоимения самые чистые? |
5 | Какое местоимение требует уборки? |
6 | От существительного сок образовали глагол, но в корне вместо буквы о появилась гласная а. Какой это глагол? |
7 | Найди форму, в которой глаголы пойти и послать совпадают. |
8 | В названии какой детской игрушки повелительное наклонение глагола пишется слитно с частицей -ка? |
9 | В каких словах в названиях букв допущена ошибка? Чашка — ча, а, ша, ка, а Конец — ка, о, эн, е, цэ Стекло —эс, тэ, е, ка, эль, о |
10 | Назовите единственную в мире национальность, которая является прилагательным, перешедшим в существительное. |
11 | Выбери лишнее слово: Читал, читатель, читальный, чтение, читала. |
12 | Выбери лишнее слово: Бежал, бежит, бегу, бегун, бегите, бежишь. |
13 | Выбери лишнее слово: Имя прилагательное, местоимение, суффикс, наречие, предлог, имя существительное. |
14 | Поставь вместо *** глагол так, чтобы получилось два устойчивых словосочетания. *** в дугу *** в бараний рог |
15 | Сколько звуков [ш] в стихотворении: Пешком шагали мышки По узенькой дорожке От деревушки Пешки До деревушки Ложки. |
16 | Найди в стихотворении имя существительное, имеющее только форму единственного числа. На сосне и на березе — бахрома: Белой пряжей их запутала зима. И оставила распутывать весне Эту пряжу на березе! и сосне. |
Задания, оцениваемые в 2 балла |
1 | Поставь следующие имена существительные в форму Р.п. мн.ч. Книжка, тарелка, искра, петля, овца, земля, игла, просьба. |
2 | Образуй от имен прилагательных сравнительную степень: дорогой____________________________________ далекий_____________________________________ мощный____________________________________ чистый ______________________________________ красивый ___________________________________ жесткий _________________________________ широкий _________________________________ хороший |
3 | Выбери имена прилагательные, от которых нельзя образовать краткую форму: рыжий, пригожий, медвежий, светлокожий, бесстыжий, верблюжий, шипучий, жгучий, телячий, горячий, казачий, кипучий, птичий, ребячий. |
4 | Восстанови крылатое выражение, определи, какие части речи есть в этом высказывании. не с нами, кто, против нас, тот |
5 | Поставь глаголы в форме прошедшего времени: привыкнуть исчезнуть настигнуть утихнуть. Какой суффикс исчез? |
6 | Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов. Мыло, пила, запевала, печь, течь, заросли. |
7 | Подбери имена прилагательные, которые характеризуют свойства человеческого характера, выраженные пословицей: а) Язык без костей: что хочет, то и лопочет.______________________________ б) Ёл, да устал, спал, да намаялся. |
8 | Разбери глаголы по составу: а) Солнце слепит глаз. б) Малыш слепит игрушку. в) Он был скупым на ласку. г) В магазине я скупил множество книг. |
9 | Какими частями речи может быть слово уж? |
10 | Запиши два слова, которые имеют одинаковый корень, но не являются однокоренными. |
11 | Запиши 4 слова, которые не употребляются без суффикса. |
12 | Выбери среди данных имен существительных слова с суффиксом -ок: замок, теремок, лесок, песок, венок, мирок, курок, листок, приток. |
13 | Составь предложения, объясняющие, различия значений слов: гранат-граната. _____________________________________________________________________ |
14 | Объясни различия данных слов, составив с ними предложения: одеть — надеть |
Задания, оцениваемые в 3 балла |
1 | Поставь ударение, определи, сколько здесь слов: Пора, пахнуть, трусить, вычитать, стрелки. |
2 | Поставь в словах ударение, определи, сколько здесь слов: Ирис, чудно, вилок, белок, окуни. |
3 | Составь словосочетания, в которых данные слова являлись бы сначала существительными, а затем прилагательными: ученый ___________________________________________________________ часовой ___________________________________________________________ столовая _________________________________________________________ |
4 | Составь словосочетания с данными местоимениями: от него _______________________________________ от его _______________________________________ мимо неё ____________________________________________ мимо её _____________________________________________ из-за них _____________________________________________ из-за их |
5 | Составь словосочетания с прилагательным красный, в следующих значениях: а) Цвет ______________________________ б) Красивый ________________________________ в ) Главный. |
6 | Назови 2-3 неизменяемых имен прилагательных, обозначающих различные оттенки цвета. |
7 | В каких из этих слов есть только мягкие согласные звуки? Пилить, жить, ёжики, висеть, перелететь, чулочки. |
8 | В каких словах количество букв и звуков совпадает? Звёздный, песня, польют, лазурь, яблоко, стая, якорь. |
9 | Образуй от имен существительных глаголы приставочным или приставочно-суффиксальным способом. а) Луч _______________________________________ б) Камень___________________________________________ в) Плата _________________________________________ г) Правда ___________________________________________ д ) Жалоба _________________________________________ е) Торжество |
10 | Замени словосочетания наречиями. а) Перегоняя друг друга _______________________________ б) На пустой желудок ________________________________ в) С давних пор ____________________________________ г) Каждую минуту ______________________________________ д) На две равные части |
11 | Запиши три слова с одинаковым количеством букв, которые образованы от слова тихий. |
12 | Выпиши фразеологизмы в следующем порядке: а) Устойчивые сочетания со значением «быстро» ___________________________________________________________________ б) Устойчивые сочетания со значением «бездельничать» ___________________________________________________________________ в) Устойчивые сочетания со значением «обманывать» ___________________________________________________________________ Со всех ног, сидеть сложа руки, водить за нос, бить баклуши, сломя голову, втирать очки. |
13 | Что это? Отгадай задуманные слова и составь с ними по одному устойчивому словосочетанию. а) Их заговаривают, скалят, кладут на полку._____________________________ б) Под ними теряют почву, их под собой не чуют, под ними путаются.__________ в) Его задирают, с ним остаются, за него водят. |
14 | Поставь в словах ударение: паралич, щавель, намерение, процент, баловать, украинский. |
15 | Поставь в словах ударение: крапива, красивее, торты, верблюдица, звонит, поняла. |
16 | Замени фразеологический оборот одним словом: а) в час по чайной ложке___________________________ б) надуть губы _____________________________ в) намозолить глаза |
17 | Составь лесенку, добавляя к каждому последующему слову по одной букве. Определи части речи полученных слов. М * ____________ М * * ______________ М * * *. |
Задания, оцениваемые в 4 балла |
1 | Сколько твердых и сколько мягких звуков обозначаются буквой л в стихотворении: Ливень льет! Ливень льет! Пляшут капли в лужице. Плот плывет! Плот плывет! Плот по луже кружится. |
2 | Подберите пять прилагательных в значении существительных. Запишите словосочетания с подходящими по смыслу определениями. 1.___________________________________ 2.___________________________________ 3._____________________________________ 4._______________________________________ 5. |
3 | Соотнеси предложение и фразеологический оборот: а) Очень старательно что-либо охранять. б) Появляться быстро и в большом количестве. в) Чувствовать себя легко и непринужденно. г) Беспокоиться, испытывать тревогу. | Сидеть как на иголках. Как грибы после дождя. Беречь как зеницу ока. Как рыба в воде. | |
4 | Поставь имена существительные в форму Р.п. мн.ч.: Чулки-______________________ Туфли-_____________________ Носки-______________________ Сани-_______________________ Ботинки-___________________ Килограммы-__________________ Хозяева | Санатории-_____________________ Помидоры -_____________________ Каникулы -______________________ Яблони-_______________________ Колени-______________________ Домишки-______________________ | |
5 | Составь сложные слова: 7 лет, 2 горба, 5 знаков, 11 классов, 16 килограммов. ______________________________________________________________________ |
6 | От глаголов несовершенного вида образуй глаголы совершенного вида: Говорить- ________________________ Ловить-_________________________ Брать-__________________________ Ложиться-_______________________ Приходить- |
7 | Объясни смысл фразеологических оборотов: Морочить голову-___________________ Язык проглотить-__________________ С глазу на глаз-_____________________ Повесить нос- | Ни в зуб ногой-___________________ Пропустить мимо ушей-____________ __________________________ Взять сёбя в руки- | |
8 | Раскрой скобки и запиши словосочетания сначала количественных имен числительных с существительными (а), а затем — порядковых (б): | А | Б | 2 (друг) | | | 3 (сутки) | | | 5 (метла) | | | 7 (петля) | | | 10 (грамм) | | | 6 (дочь) | | | 9 (орден) | | | 11 (черешня) | | | . |
9 | Какие русские слова, состоящие из двух корней, имел в виду иностранец, произнеся их так: дарить благо, употреблять зло, творить мир, водить руками. |
10 | Составь предложения, в которых слова будут являться: а) именами существительными_____________________________________________ б) глаголами в повелительном наклонении. |
11 | Какой частью речи являются выделенные слова? а) Я мою руки. б) Ваня помог нести мою сумку. в) На пологом холме росли крупные ромашки. г) Кровать украсили легким розовым пологом. |
12 | Подбери к словосочетаниям подходящие по смыслу наречия: а) Переходить реку б) Разделить конфеты в) Сварить яйцо г) В дороге ели д) Держать ружье е) Надеть кепку ж) Глянуть на врага | Вкрутую Исподлобья Всухомятку Поровну Вброд Набекрень Наперевес | . |
13 | Проспрягай глагол жечь. ___________________________________________________________________________________________________ |
14 | Образуй от каждого из данных существительных по 2 имени прилагательных с различными суффиксами. Например: труд—трудный, трудовой, трудолюбивый. Земля-_______________________________________________ вода-________________________________________________ камень-_______________________________________________ кость- |
15 | Назови 4 наречия, которые могут быть предлогами. |
Задания, оцениваемые в 5 баллов |
1 | Объясни различия данных слов, составив с ними предложения: охватить — обхватить, ______________________________________________ ______________________________________________________________________ укутать — окутать,__________________________________________________ ______________________________________________________________________ отдернуть — одернуть. |
2 | Составь предложения, объясняющие различия в значениях слов: украсить — скрасить, __________________________________________________ ______________________________________________________________________ расцветать — процветать,______________________________________________ _____________________________________________________________________ чернеть — очернить,__________________________________________________ |
3 | Как называются жители этих стран? а) Франция б) Япония в) Россия г) Испания д) Англия е) Дания ж) Норвегия з) Индия | 1) Россиянин 2) Индиец 3) Француз 4) Норвежец 5) Испанец 6) Датчанин 7) Англичанин 8) Японец | . |
4 | Запиши десять сложных слов, используя по одному разу корни указанных слов из обоих столбцов. Мир Единый Любить Общий Взаимный Машина Вода Хлопок | Строить Хранить Жить Знать Убирать Любить Помощь Душа | |
5 | Замени иноязычные слова сложными русскими словами. а) Каллиграфия б) Орфография в ) Эгоизм г) Гуманный д) Оптимистический | 1) Жизнерадостный 2) Себялюбие 3) Правописание 4) Чистописание 5)Человеколюбивый | . |
6 | Запиши пословицы, в которых имя прилагательное находится в форме сравнительной степени. _____________________________________________________________________ |
7 | Разбей имена существительные с суффиксом -ец: 1) Хлебец, 2) Хитрец, 3) Кавказец, 4) Гонец, 5) Любимец, 6) Испанец, Столбец, 7) Борец, 8) Красавец, 9) Ленинградец, 10) Канадец на группы по значениям: а) Уменьшительно-ласкательное б) Название лица по действию в) Название лица по признаку г)Название лица по месту жительства или народности |
8 | Запиши возвратные глаголы: радоваться, нездоровиться, одеваться, кусаться, мириться, рваться в следующем порядке: Действие совершает над собой само лицо ___________________________________ Взаимность действия ___________________________________________________ Чувства переживания ___________________________________________________ Процессы и свойства предметов _________________________________________ Свойства живых существ ______________________________________________ Состояние человека |
9 | Замени выражения одним глаголом: Делать черным — становиться черным, ___________________________________ сделать слабым — сделаться слабым, _____________________________________ превращать в лед — покрываться льдом.___________________________________ |
10 | Составь предложения, в которых будут слова: на бок-____________________________________________________________ набок-_____________________________________________________________ в начале-___________________________________________________________ вначале- |
11 | Запиши указанные наречия: засветло, зимой, по-моему, вдвое, домой, вправо, натрое, добела, временами, впятером в следующем порядке: а) Образованные от им. сущ. в Тв.п.;_______________________________________ б) Образованные от им.прил. с предлогами;_________________________________ в) Образованные от имен числит. с предлогами;_____________________________ г) Образованные от местоимений;_________________________________________ д) Образованные путем сращения местоимен. и сущ. |
12 | Выпиши из фразеологических оборотов сначала слова-антонимы, а затем —слова-синонимы: Нет худа без добра; Ум за разум заходит; От мала до велика; Ни конца ни краю; Ходить вокруг да около; Валить с больной головы на здоровую; Писать черным по белому; Переливать из пустого в порожнее; И стар и млад; Из огня да в полымя; Всеми правдами и неправдами; Цел и невредим; Вопрос жизни и смерти. |
13 | Выпиши из данных словосочетаний фразеологизмы-синонимы: а) Хлопать ушами; б) Водить за нос; в) Ловить ворон; г) Мчится сломя голову; д) Как сельди в бочке; е) Делать из рук вон плохо; ж) Летит стрелой; з) Как огурцы в банке. |
14 | Выпиши из данных словосочетаний фразеологизмы-антонимы: а) Трудиться засучив рукава, б) Потерять голову, в) Работать спустя рукава, г) Пропустить мимо ушей, д) Заговаривать зубы, е) Навострить ушц9 ж) Язык без костей, з) Водой не разольешь, и) Проглотить язык. |