СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть использован для проведения отборочного тура, а также  для подготовки к олимпиаде по русскому языку в 4 классе. Составлено по книге Ефремушкиной О.А. "Школьные олимпиады для начальных классов"

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по русскому языку»

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Задания, оцениваемые в 1 балл

1

Запиши пословицу или поговорку, содержа­щую количественное числительное.


2

Запиши пословицу, поговорку или фразеоло­гический оборот, в которых встречалось бы по­рядковое числительное.


3

Запиши имя числительное с удвоенными со­гласными.

4

Какие местоимения самые чистые?

5

Какое местоимение требует уборки?

6

От существительного сок образовали глагол, но в корне вместо буквы о появилась гласная а. Какой это глагол?

7

Найди форму, в которой глаголы пойти и послать совпадают.

8

В названии какой детской игрушки повели­тельное наклонение глагола пишется слитно с частицей -ка?

9

В каких словах в названиях букв допущена ошибка?

Чашка — ча, а, ша, ка, а

Конец — ка, о, эн, е, цэ

Стекло —эс, тэ, е, ка, эль, о

10

Назовите единственную в мире националь­ность, которая является прилагательным, пе­решедшим в существительное.

11

Выбери лишнее слово:

Читал, читатель, читальный, чте­ние, читала.

12

Выбери лишнее слово:

Бежал, бежит, бегу, бегун, бегите, бе­жишь.

13

Выбери лишнее слово:

Имя прилагательное, местоимение, суффикс, наречие, предлог, имя существительное.

14

Поставь вместо *** глагол так, чтобы полу­чилось два устойчивых словосочетания.

*** в дугу

*** в бараний рог

15

Сколько звуков [ш] в стихотворении:

Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке

От деревушки Пешки

До деревушки Ложки.

16

Найди в стихотворении имя существитель­ное, имеющее только форму единственного числа.

На сосне и на березе — бахрома:

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на березе! и сосне.

Задания, оцениваемые в 2 балла

1

Поставь следующие имена существительные в форму Р.п. мн.ч.

Книжка, тарелка, искра, петля, овца, земля, игла, просьба.



2

Образуй от имен прилагательных сравнитель­ную степень:

дорогой____________________________________

далекий_____________________________________

мощный____________________________________

чистый ______________________________________

красивый ___________________________________

жесткий _________________________________

широкий _________________________________

хороший

3

Выбери имена прилагательные, от которых нельзя образовать краткую форму: рыжий, при­гожий, медвежий, светлокожий, бесстыжий, верблюжий, шипучий, жгучий, телячий, горячий, казачий, кипучий, птичий, ребячий.

4

Восстанови крылатое выражение, определи, какие части речи есть в этом высказывании.

не с нами, кто, против нас, тот


5

Поставь глаголы в форме прошедшего времени:

привыкнуть исчезнуть настигнуть утихнуть.

Какой суффикс исчез?


6

Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов.

Мыло, пила, запевала, печь, течь, заросли.


7

Подбери имена прилагательные, которые ха­рактеризуют свойства человеческого характера, выраженные пословицей:

а) Язык без костей: что хочет, то и лопочет.______________________________

б) Ёл, да устал, спал, да намаялся.

8

Разбери глаголы по составу:

а) Солнце слепит глаз.

б) Малыш слепит игрушку.

в) Он был скупым на ласку.

г) В магазине я скупил множество книг.

9

Какими частями речи может быть слово уж?


10

Запиши два слова, которые имеют одинако­вый корень, но не являются однокоренными.


11

Запиши 4 слова, которые не употребляются без суффикса.


12

Выбери среди данных имен существитель­ных слова с суф­фиксом -ок:

замок, теремок, лесок, песок, венок, мирок, курок, листок, приток.


13

Составь предложения, объясняющие, раз­личия значений слов: гранат-граната.

_____________________________________________________________________


14

Объясни различия данных слов, составив с ними предложения: одеть — надеть

Задания, оцениваемые в 3 балла

1

Поставь ударение, определи, сколько здесь слов:

Пора, пахнуть, трусить, вычитать, стрелки.

2

Поставь в словах ударение, определи, сколь­ко здесь слов:

Ирис, чудно, вилок, белок, окуни.

3

Составь словосочетания, в которых данные слова являлись бы сначала существительными, а затем прилагательными:

ученый ___________________________________________________________

часовой ___________________________________________________________

столовая _________________________________________________________


4

Составь словосочетания с данными местоиме­ниями:

от него _______________________________________

от его _______________________________________

мимо неё ____________________________________________

мимо её _____________________________________________

из-за них _____________________________________________

из-за их

5

Составь словосочетания с прилагательным красный, в следующих значениях:

а) Цвет ______________________________

б) Красивый ________________________________

в ) Главный.

6

Назови 2-3 неизменяемых имен прилагатель­ных, обозначающих различные оттенки цвета.


7

В каких из этих слов есть только мягкие со­гласные звуки?

Пилить, жить, ёжики, висеть, пере­лететь, чулочки.


8

В каких словах количество букв и звуков совпадает?

Звёздный, песня, польют, лазурь, яб­локо, стая, якорь.


9

Образуй от имен существительных глаголы приставочным или приставочно-суффиксальным способом.

а) Луч _______________________________________

б) Камень­­­___________________________________________

в) Плата _________________________________________

г) Правда ___________________________________________

д ) Жалоба _________________________________________

е) Торжество

10

Замени словосочетания наречиями.

а) Перегоняя друг друга _______________________________

б) На пустой желудок ________________________________

в) С давних пор ____________________________________

г) Каждую минуту ______________________________________

д) На две равные части

11

Запиши три слова с одинаковым количеством букв, которые образованы от слова тихий.

12

Выпиши фразеологизмы в следующем по­рядке:

а) Устойчивые сочетания со значением «быстро»

___________________________________________________________________

б) Устойчивые сочетания со значением «бездель­ничать»

___________________________________________________________________

в) Устойчивые сочетания со значением «обманы­вать»

___________________________________________________________________

Со всех ног, сидеть сложа руки, водить за нос, бить баклуши, сломя го­лову, втирать очки.

13

Что это? Отгадай задуманные слова и со­ставь с ними по одному устойчивому словосоче­танию.

а) Их заговаривают, скалят, кладут на полку._____________________________

б) Под ними теряют почву, их под собой не чуют, под ними путаются.__________

в) Его задирают, с ним остаются, за него во­дят.

14

Поставь в словах ударение:

паралич, щавель, намерение, процент, баловать, украинский.

15

Поставь в словах ударение:

крапива, красивее, торты, верблюди­ца, звонит, поняла.

16

Замени фразеологический оборот одним словом:

а) в час по чайной ложке___________________________

б) надуть губы _____________________________

в) намозолить глаза

17

Составь лесенку, добавляя к каждому пос­ледующему слову по одной букве. Определи ча­сти речи полученных слов.

М * ____________

М * * ______________

М * * *.

Задания, оцениваемые в 4 балла

1

Сколько твердых и сколько мягких звуков обозначаются буквой л в стихотворении:

Ливень льет! Ливень льет!

Пляшут капли в лужице.

Плот плывет! Плот плывет!

Плот по луже кружится.

2

Подберите пять прилагательных в значении существительных. Запишите словосочетания с подходящими по смыслу определениями.

1.___________________________________

2.___________________________________

3._____________________________________

4._______________________________________

5.

3

Соотнеси предложение и фразеологический оборот:

а) Очень старательно что-либо охранять.

б) Появляться быстро и в большом количестве.

в) Чувствовать себя легко и непринужденно.

г) Беспокоиться, испытывать тревогу.

Сидеть как на иголках.

Как грибы после дождя.

Беречь как зеницу ока.

Как рыба в воде.






4

Поставь имена существительные в форму Р.п. мн.ч.:

Чулки-______________________

Туфли-_____________________

Носки-______________________

Сани-_______________________

Ботинки-___________________

Килограммы-__________________

Хозяева

Санатории-_____________________

Помидоры -_____________________

Каникулы -______________________

Яблони-_______________________

Колени-______________________

Домишки-______________________


5

Составь сложные слова:

7 лет, 2 горба, 5 знаков, 11 классов, 16 килограммов.

______________________________________________________________________


6

От глаголов несовершенного вида образуй гла­голы совершенного вида:

Говорить- ________________________

Ловить-_________________________

Брать-__________________________

Ложиться-_______________________

Приходить-

7

Объясни смысл фразеологических оборотов:


Морочить голову-___________________

Язык проглотить-__________________

С глазу на глаз-_____________________

Повесить нос-

Ни в зуб ногой-___________________

Пропустить мимо ушей-____________

__________________________

Взять сёбя в руки-


8

Раскрой скобки и запиши словосочетания сначала количественных имен числительных с существительными (а), а затем — порядко­вых (б):


А

Б

2 (друг)



3 (сутки)



5 (метла)



7 (петля)



10 (грамм)



6 (дочь)



9 (орден)



11 (черешня)



.

9

Какие русские слова, состоящие из двух кор­ней, имел в виду иностранец, произнеся их так:

дарить благо, употреблять зло, творить мир, водить руками.


10

Составь предложения, в которых слова будут являться:

а) именами существи­тельными_____________________________________________

б) глаголами в повелительном на­клонении.

11

Какой частью речи являются выделенные слова?

а) Я мою руки.

б) Ваня помог нести мою сумку.

в) На пологом холме росли крупные ромашки.

г) Кровать украсили легким розовым пологом.

12









Подбери к словосочетаниям подходящие по смыслу наречия:

а) Переходить реку

б) Разделить конфеты

в) Сварить яйцо

г) В дороге ели

д) Держать ружье

е) Надеть кепку

ж) Глянуть на врага

Вкрутую

Исподлобья

Всухомятку

Поровну

Вброд

Набекрень

Наперевес

.

13

Проспрягай глагол жечь.

___________________________________________________________________________________________________


14

Образуй от каждого из данных существи­тельных по 2 имени прилагательных с различ­ными суффиксами. Например: труд—трудный, трудовой, трудолюбивый.

Земля-_______________________________________________

вода-________________________________________________

камень-_______________________________________________

кость-

15

Назови 4 наречия, которые могут быть пред­логами.


Задания, оцениваемые в 5 баллов

1

Объясни различия данных слов, составив с ними предложения:

охватить — обхватить, ______________________________________________

______________________________________________________________________

укутать — окутать,__________________________________________________

______________________________________________________________________

отдернуть — одернуть.


2

Составь предложения, объясняющие разли­чия в значениях слов:

украсить — скрасить, __________________________________________________

______________________________________________________________________

расцветать — процветать,______________________________________________

_____________________________________________________________________

чернеть — очернить,__________________________________________________


3

Как называются жители этих стран?


а) Франция

б) Япония

в) Россия

г) Испания

д) Англия

е) Дания

ж) Норвегия

з) Индия

1) Россиянин

2) Индиец

3) Француз

4) Норвежец

5) Испанец

6) Датчанин

7) Англичанин

8) Японец

.

4











Запиши десять сложных слов, используя по одному разу корни указанных слов из обоих столбцов.


Мир

Единый

Любить

Общий

Взаимный

Машина

Вода

Хлопок

Строить

Хранить

Жить

Знать

Убирать

Любить

Помощь

Душа


5








Замени иноязычные слова сложными русски­ми словами.

а) Каллиграфия

б) Орфография

в ) Эгоизм

г) Гуманный

д) Оптимистический

1) Жизнерадостный

2) Себялюбие

3) Правописание

4) Чистописание

5)Человеколюбивый

.

6

Запиши пословицы, в которых имя прилага­тельное находится в форме сравнительной сте­пени.

_____________________________________________________________________


7

Разбей имена существительные с суффик­сом -ец:

1) Хлебец,

2) Хитрец,

3) Кавказец,

4) Гонец,

5) Любимец,

6) Испанец, Столбец,

7) Борец,

8) Красавец,

9) Ленинградец,

10) Канадец

на группы по значениям:

а) Уменьшительно-ласкательное

б) Название лица по действию

в) Название лица по признаку

г)Название лица по месту жительства или на­родности

8

Запиши возвратные глаголы: радоваться, нездоровиться, одеваться, кусаться, мириться, рваться в следующем порядке:

Действие совершает над собой само лицо ___________________________________

Взаимность действия ___________________________________________________

Чувства переживания ___________________________________________________

Процессы и свойства предметов _________________________________________

Свойства живых существ ______________________________________________

Состояние человека

9

Замени выражения одним глаголом:

Делать черным — становиться черным, ___________________________________

сделать слабым — сделаться слабым, _____________________________________

превращать в лед — покрываться льдом.___________________________________


10

Составь предложения, в которых будут слова:

на бок-____________________________________________________________

набок-_____________________________________________________________

в начале-___________________________________________________________ вначале-

11

Запиши указанные наречия: засветло, зи­мой, по-моему, вдвое, домой, вправо, натрое, добела, временами, впятером в следующем по­рядке:

а) Образованные от им. сущ. в Тв.п.;_______________________________________

б) Образованные от им.прил. с предлогами;_________________________________

в) Образованные от имен числит. с предлогами;_____________________________

г) Образованные от местоимений;_________________________________________

д) Образованные путем сращения место­имен. и сущ.

12

Выпиши из фразеологических оборотов снача­ла слова-антонимы, а затем —слова-синонимы:

Нет худа без добра;

Ум за разум заходит;

От мала до велика;

Ни конца ни краю;

Ходить вокруг да около;

Валить с больной головы на здоровую;

Писать черным по белому;

Переливать из пустого в порожнее;

И стар и млад;

Из огня да в полымя;

Всеми правдами и неправдами;

Цел и невредим;

Вопрос жизни и смерти.

13

Выпиши из данных словосочетаний фразеологизмы-синонимы:

а) Хлопать ушами;

б) Водить за нос;

в) Ловить ворон;

г) Мчится сломя голову;

д) Как сельди в бочке;

е) Делать из рук вон плохо;

ж) Летит стрелой;

з) Как огурцы в банке.

14

Выпиши из данных словосочетаний фразео­логизмы-антонимы:

а) Трудиться засучив рукава,

б) Потерять голову,

в) Работать спустя рукава,

г) Пропустить мимо ушей,

д) Заговаривать зубы,

е) Навострить ушц9

ж) Язык без костей,

з) Водой не разольешь,

и) Проглотить язык.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!