ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Школьный этап
4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку среди обучающихся 4 класса: развитие познавательного интереса к предмету и определение уровня знаний обучающихся.
Задачи:
создание условий для применения детьми собственных знаний и умений;
выявление и поддержка детей, обладающих высоким уровнем интеллектуальных способностей;
демонстрация интеллектуальных, эмоционально-волевых возможностей детей младшего школьного возраста;
поддержание и укрепление познавательной учебной мотивации детей младшего школьного возраста;
формирование стремления к активной интеллектуальной деятельности;
воспитание культуры поведения, уважительного отношения друг к другу.
Олимпиадная работа содержит 13 заданий, направленных на применение универсальных учебных действий. Критерии оценивания зависят от сложности задания. Максимальное количество балов – 52 балла.
Продолжительность олимпиады составляет – 60 минут.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Школьный этап
4 класс
Продолжительность – 60 минут.
1. Расставьте ударения в словах.
Квартал, свекла, щавель, договор, баловать, включишь, звонишь, облегчить, досуг, углубить.
2. Придумай по одному слову с удвоенными согласными:
-сс- ___________________________
-мм- __________________________
-нн- __________________________
-жж- __________________________
-зз-___________________________
-рр- __________________________
-бб- ___________________________
-вв-___________________________
-лл-___________________________
-кк- __________________________
-лл-___________________________
пп -__________________________
3. Подчеркни буквы, обозначающие звук [т]:
Учитель труда подписал дневник и отдал его старосте класса.
4. В каком словосочетании допущена ошибка. Обведи букву правильного ответа.
А) прочитать в книге
В) сорвать с сирени
Б) гулять по улице
Г) рассуждать о совесте
5. Употреби слова ПОЧИВАТЬ и ПОТЧЕВАТЬ правильно. Вставь их в предложения.
Лиса ________________________ журавля, размазав кашу по тарелке. Бабушка устала и отправилась _______________________ .
6. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.
Прежде чем вся 7я сядет за 100л, пре2рительно выЗ со стола.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Тебя попросили записать предложение, но выдали его транскрипцию. Запиши это предложение буквами по правилам орфографии.
[то′т сло′ва н’э′ баи′ца / кто′ д’э′ла н’э′ страшы′ца]
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Выпиши имена существительные, у которых нет формы единственного числа: очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Определи какой частью речи может быть слово, оканчивающееся на «-ло». Приведи примеры таких слов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Составь пословицы:
Улице, и, будет, на, праздник, нашей.
Ответ. ___________________________________________________________
То, золото, всё, блестит, не, что.
Ответ. ____________________________________________________________
Время, а, делу, час, потехе.
Ответ:____________________________________________________________
11. Отметь, в какой строке указаны только личные местоимения 1-го лица:
o у тебя, для меня, к нам, с вами;
o его, к нему, обо мне, из-за вас;
o мы, ко мне, о нас, при мне;
o их, они, с нами, вами.
12. Какие фразеологизмы спрятаны в картинках? Запиши фразеологизмы над картинкой.
13. Разбери предложение по членам:
А) Солнце закрыло облако.
Попробуй сделать его разным по цели высказывания и эмоциональной окраске. Запиши варианты.
1. _____________________________________________________________
2. _____________________________________________________________
3. _____________________________________________________________
Б) Выбери один из вариантов в качестве заголовка и придумай мини-текст из 4-5 предложений.
_________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальная оценка за работу – 38 баллов |
Получено баллов | |
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Школьный этап
4 класс – ключи и критерии
1. Расставьте ударения в словах.
Квартал, свекла, щавель, договор, баловать, включишь, звонишь, облегчить, досуг, углубить.
Решение: кварта́́л, све́кла, щаве́ль, догово́р, балова́ть, включи́шь, звони́шь, облегчи́ть, досу́г, углуби́ть.
Максимальное количество баллов – 2 балла, за каждое слово по 0,2 балла.
2. Придумай по одному слову с удвоенными согласными:
Решение:
-сс- масса, касса, ссора
-мм- гамма, Римма, Эмма
-нн- ранний, осенний, ванна
-жж- жжёт, дрожжи, вожжи, жужжать
-зз-беззаботный
-рр- терраса, перрон
-бб- суббота
-вв - вверх
-лл-аллея, Элла, коллекция
-кк-аккуратный, хоккей
-пп-группа, аппетит, аппарат
тт -оперетта, аттестат
Максимальное количество баллов – 6 балов, за каждый правильный ответ 0,5 балла.
3. Подчеркни буквы, обозначающие звук [т]:
Учитель сельскохозяйственного труда быстро подписал дневник и отдал его старосте четвёртого класса Садкову Петру.
Решение: Учитель сельскохозяйственного труда быстро подписал дневник и отдал его старосте четвёртого класса Садкову Петру.
Максимальное количество баллов – 1 балл, за каждый правильный ответ 0,1 балла.
4. В каком словосочетании допущена ошибка. Обведи букву правильного ответа.
А) прочитать в книге
В) сорвать с сирени
Б) гулять по улице
Г) рассуждать о совесте
Решение: Г) рассуждать о совести
Максимальное количество баллов – 1 балл.
5. Употреби слова ПОЧИВАТЬ и ПОТЧЕВАТЬ правильно. Вставь их в предложения.
Лиса ________________________ журавля, размазав кашу по тарелке. Бабушка устала и отправилась _______________________ .
Решение. Лиса потчевала журавля, размазав кашу по тарелке. Бабушка устала и отправилась почивать.
Максимальное количество баллов – 2 балла, за каждый правильный ответ 1 балл.
6. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.
Прежде чем вся 7я сядет за 100л, пре2рительно выЗ со стола.
Решение. Прежде чем вся семья сядет за стол, предварительно вытри со стола.
Максимальное количество баллов – 4 балла, за каждый правильный ответ 1 балл.
7. Тебя попросили записать предложение, но выдали его транскрипцию. Запиши это предложение буквами по правилам орфографии.
[то′т сло′ва н’э′ баи′ца / кто′ д’э′ла н’э′ страшы′ца]
Решение. Тот слова не боится, кто дела не страшится.
Максимальное количество баллов – 5 баллов.
8. Выпиши имена существительные, у которых нет формы единственного числа: очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
Решение: бигуди, жалюзи, санки, каникулы.
Максимальное количество баллов – 4 балла, за каждый правильный ответ 1 балл.
9. Определи какой частью речи может быть слово, оканчивающееся на «-ло». Приведи примеры таких слов.
Решение: зеркало, зло – сущ., вечерело, стало, бежало – глагол, весело, светло – наречие.
Максимальное количество баллов – 3 балла, за каждый правильный ответ с примером - 1 балл.
10. Составь пословицы:
Улице, и, будет, на, праздник, нашей.
Решение: Будет и на нашей улице праздник
То, золото, всё, блестит, не, что.
Решение: Не всё то золото, что блестит.
Время, а, делу, час, потехе.
Решение: Делу время, а потехе час.
Максимальное количество баллов – 3 балла, за каждую правильно составленную пословицу – 1 балл.
11. Отметь, в какой строке указаны только личные местоимения 1-го лица:
А) у тебя, для меня, к нам, с вами;
Б) его, к нему, обо мне, из-за вас;
В) мы, ко мне, о нас, при мне;
Г) их, они, с нами, вами.
Решение: В) мы, ко мне, о нас, при мне;
Максимальное количество баллов – 1 балл.
12. Какие фразеологизмы спрятаны в картинках? Запиши фразеологизмы и их значение над картинкой.
Решение:
н а всех парусах – очень быстро | р аботать спустя рукава – небрежно, кое-как, без усердия |
чесать языки – вести пустые разговоры | Черепашьим шагом –медленно, еле двигаться или идти |
Прикусить язык – внезапно замолчать | Водить за нос – обманывать, вводить в заблуждение |
Бить баклуши - бездельничать | Вешать лапшу на уши – обманывать, давать ложную информацию |
Максимальное количество баллов – 8 баллов, за каждый правильный ответ: фразеологизм и его значение по 0,5 баллов.
13. Разбери предложение по членам:
Солнце закрыло облако.
Попробуй сделать его разным по цели высказывания и эмоциональной окраске. Запиши варианты.
Решение: А) Солнце закрыло облако.
Солнце закрыло облако!
Солнце закрыло облако?
Солнце закрыло облако?!
Максимальное количество баллов – 4 балла, за правильный разбор по членам предложения - 1 балл и за каждое правильно составленное предложение– 1 балл.
Б) Выбери один из вариантов в качестве заголовка и придумай мини-текст из 4-5 предложений.
Решение: Максимальное количество баллов – 8 баллов.
Максимальное количество баллов за работу – 52 балла.