Всероссийская олимпиада школьников
Город Кострома
Школьный этап
2016 – 2017 г.г.
10 класс
Рекомендуемое время выполнения – 3 часа
Поставьте нормативное ударение, подчеркните слово с вариативным ударением:
включат, жалюзи, занята, черпать, оптовый, позвонит, балуясь, торты, шарфы, щавель, каталог, облегчить, газопровод, творог, обеспечение, откупорить, принудить, ходатайство,квартал.
За каждое слово – 0,5 балл + 0,5 балла за слово с вариативным ударением.
Итого: 10 баллов.
Замените иноязычные слова антитеза, секьюрити, имитация, форс-мажор, паритет, кредо, брифингрусскими синонимами. Составьте по одному предложению с данными заимствованными словами.
За каждый синоним– 0,5 балла. За предложение по 1 баллу.
Итого: 10,5 баллов.
Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: поодаль, бездарь, живость, зараза.
2 балла за слово.Итого 8 баллов.
В известном стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» имеются такие строки:
И внял я неба содроганье,
И горних ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье...
Что же означает выделенное словосочетание? Прокомментируйте каждое из трёх его слов. В чём стилистическая особенность этих слов?
1 балл за слово + 2 балла за стилистическую особенность.
Итого:5 баллов.
Разъясните различия в значении следующих однокоренных слов (или покажите их, составив словосочетания с существительными). Назовите лингвистическое понятие, объединяющее каждую пару:
Личный – личностный, представить – предоставить, артистический – артистичный, невежа – невежда, инженерный - инженерский.
1 балл за пару однокоренных слов + 1 балл за термин.
Итого: 6 баллов.
Соотнесите название знака препинания в левом столбце со сведениями о его происхождении в правом столбце.
Знак препинания | Этимология |
1. Точка | I. Раньше этот знак назывался «удивительным». |
2. Запятая | II. В.И. Даль связывает происхождение этого слова с глаголами запясть, запять, запинать– «останавливать», «задерживать». |
3. Многоточие | III. Предполагают, что название этого знака препинания связано с диалектными названиями утёнка, гусёнка или лягушки. |
4. Тире | IV. Образовано от слова ткнуть, «значок от укола, от приткнутия к чему остриём, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина» (В.И. Даль). |
5. Кавычки | V. В переводе с французского термин означает «черта». |
6. Восклицательный знак | VI. Под названием «знак пресекательный»слово отмечается уже в 1831 году в грамматике А.Х. Востокова. |
1 балл за знак препинания. Итого 6 баллов.
Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались данные слова: наладиться, угробить, скалозуб, пустопорожний, смотаться, насобачиться, одурачить, взбелениться.Приведите пример из художественнойлитературы с одним из получившихся фразеологизмов.
0,5 балла за фразеологизм + 2 балла за пример из литературы.
Итого: 6 баллов
К каким частям речи относятся и какую синтаксическую функцию выполняют выделенные слова в следующих предложениях? 1)Вон из комнаты! 2)Уйди вон из комнаты! 3) Прочь с глаз! 4)Уйди прочь с глаз! 5) Завели они новую прислугу, а старую прочь.
По 0,5 за правильно названную часть речи и 0,5 балла за синтаксическую функцию.
Итого:5 баллов.
9.Творческая работа: эссе на заданную тему.
Ниже представлены афоризмы и тезисы.В письменной форме докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор на основе жизненных наблюдений или прочитанного (объем эссе – не более одной страницы текста).
Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны. (Гюстав Флобер).
Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)
Все победы начинаются с победы над самим собой.(Л.М.Леонов)
Ошибка одного — урок другому.(Д.Рей)
В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы: исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света (Цицерон).
20 баллов
10 класс
Ключи
Задание 1.
ВключАт, жалюзИ, занятА,чЕрпать, оптОвый, позвонИт, балУясь, тОрты, шАрфы, щавЕль; каталОг, облегчИть, газопровОд, творОг,обеспЕчение, откУпорить, принУдить, ходАтайство, квартАл.
За каждое слово – 0,5 балла + 0,5 балла за слово с вариативным ударением
Итого: 10 баллов
Задание 2.
Антитеза - противопоставление, секьюрити - охранник, телохранитель, имитация – подделка, форс-мажор - неожиданное обстоятельство, паритет – равенство, кредо - взгляды, убеждения, брифинг - краткая пресс-конференция
За каждый синоним– 0,5 балла. За предложение по 1 баллу.
Итого: 10,5 баллов
Задание 3.
Современное членение | Историческое членение |
по-одаль | по-о-даль; приставка о- та же, что и в словах окрест, около, обок |
без-дарь | без-да-рь; корень да тот же, что и в глаголе дать; -рь- суфф. со значение лица, ср.: звонарь, рыбарь |
жив-ость | жи-в-ость: жи-тьжи-в жи-в-ой жи-в-ость; ср.: рез-в-ый, трез-в-ый, черст-в-ый |
зараз-а | за-раз-а; ср. заразить, поразить |
2 балла за слово. Итого 8 баллов
Задание 4.
Дольний (отдол, 'низ') вообще означает 'нижний', но здесь его надо понимать как 'земной'. Прозябание — 'произрастание'. Словом лоза здесь обозначается молодой (гибкий) побег всякого растения.
Таким образом всё выражение буквально означает 'произрастание земной поросли': т. е. говорящий увидел и то, как содрогается небо, и как в его выси летают ангелы, равно как и то, как плавают в пучине морские обитатели и как растёт у самой земли трава.
Эти слова — церковнославянизмы, придающие стихотворению возвышенный стиль с ярко выраженным библейским колоритом. Это особенно актуально по той причине, что герой стихотворения (поэт) явно сравнивается с библейскими пророками.
1 балл за слово + 2 балла за стилистическую особенность
Итого: 5 баллов
Задание 5.
Личный автомобиль, личное мнение -личностное начало, личностный потенциал;
Предоставить1. Отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. 2. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться. Примеры: 1) предоставить кредит, заём, концессию, помощь, место, участок, помещение, удобства, должность; предоставить себя воле волн, течению; 2) предоставить возможность, выбор, права, независимость, слово.Представить: 1. Предъявить, сообщить что-либо кому-либо. 2. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. 3. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо (о награде, повышении по службе и т. п.). 4. Воспроизвести в мыслях, вообразить кого-что-либо (обычно со словом «себе»). 5. Изобразить, показать кого-что-либо. Примеры: 1) представить документы, отчёт, заключение, факты, доказательства, список, справку, рукопись; 2) представить гостя, нового сотрудника, дебютанта, научный труд, характеристику; 3) представить к награде, к званию, на соискание премии.Артистическая жизнь, судьба, артистические способности, наклонности - артистичный ребёнок, артистичная поза, артистичное поведение.
Невежа – невоспитанный, грубый человек; невежда – малообразованный, малознающий человек.
Инженерный - технический; связанный с деятельностью инженеров (инженерный факультет; инженерные кадры; инженерная профессия; инженерное дело; инженерные войска); инженерский - относящийся к инженеру, принадлежащий, свойственный ему (инженерский диплом, дом, сын).
Это паронимы.
1 балл за пару однокоренных слов + 1 балл за термин.
Итого: 6 баллов.
Задание 6.
.Знак препинания | Этимология |
1. Точка | IY |
2. Запятая | II |
3. Многоточие | YI |
4. Тире | Y |
5. Кавычки | III |
6. Восклицательный знак | I |
1 балл за знак препинания. Итого 6 баллов.
Задание 7.
Наладиться - пойти на лад, угробить - вогнать в гроб, скалозуб - скалить зубы, пустопорожний - переливать из пустого в порожнее, смотаться - смотать удочки, насобачиться - собаку съесть, одурачить - оставить в дураках, взбелениться - белены объесться.
0,5 балла за фразеологизм + 2 балла за пример из литературы.
Итого: 6 баллов
Задание 8.
1), 3) – в значении приказания, требования уйти слова вон и прочь являются императивными междометиями и не являются членами предложения;2), 4) – в значении «наружу», «в сторону какого-либо места» слова вон и прочь принадлежат к разряду обстоятельственных наречий и выступают в роли обстоятельств;5) – при отсутствии глагола обстоятельственное наречие прочь выступает в роли сказуемого.
По 0,5 за правильно названную часть речи и 0,5 балла за синтаксическую функцию.
Итого: 5 баллов.
Задание 9.
Критерии оценивания
Критерий | Параметры | Баллы | Всего |
Содержание | Высказаны тезисы и приведены аргументы по заявленной теме, рассмотрены подходящие примеры | 10 | 10 |
Высказаны тезисы, но аргументация присутствует не всегда и/или спорна, примеры приводятся непоследовательно | 8 |
Высказаны тезисы и частично приведены аргументы, конкретные примеры | 6 |
Высказаны тезисы | 4 |
Высказаны отдельные мысли | 2 |
Высказаны несвязные мысли | 0 |
Композиция | Стройная композиция, логических ошибок нет | 5 | 5 |
Стройная композиция, наблюдаются отдельные логические ошибки | 4 |
Есть композиционные и логические нарушения | 3 |
Композиционные и логические на рушения значительны | 2 |
Композиционные и логические нарушения значительны, иногда мысль непонятна | 1 |
Композиционные и логические нарушения значительны, мысль непонятна | 0 |
Орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность (ведется общий счет ошибок) | 1-2 ошибки | 5 | 5 |
3-4 ошибки | 4 |
5-6 ошибок | 3 |
7-8 ошибок | 2 |
9 ошибок | 1 |
Более 9 ошибок | 0 |
Итого: 20 баллов
Максимальное количество баллов 76,5
Таблица баллов
Вопрос | Максимальное количество баллов |
| 10 |
| 10,5 |
| 8 |
| 5 |
| 6 |
| 6 |
| 6 |
| 5 |
| 20 |
ИТОГО | 76,5 |