СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания 2016 год. русский язык 10-11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всероссийская олимпиада школьников

Город Кострома

Школьный этап

2016 – 2017 г.г.

10- 11 класс

Просмотр содержимого документа
«олимпиадные задания 2016 год. русский язык 10-11 класс»

Всероссийская олимпиада школьников

Город Кострома

Школьный этап

2016 – 2017 г.г.

10 класс


Рекомендуемое время выполнения – 3 часа

  1. Поставьте нормативное ударение, подчеркните слово с вариативным ударением:

включат, жалюзи, занята, черпать, оптовый, позвонит, балуясь, торты, шарфы, щавель, каталог, облегчить, газопровод, творог, обеспечение, откупорить, принудить, ходатайство,квартал.

За каждое слово – 0,5 балл + 0,5 балла за слово с вариативным ударением.

Итого: 10 баллов.

  1. Замените иноязычные слова антитеза, секьюрити, имитация, форс-мажор, паритет, кредо, брифингрусскими синонимами. Составьте по одному предложению с данными заимствованными словами.

За каждый синоним– 0,5 балла. За предложение по 1 баллу.

Итого: 10,5 баллов.

  1. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: поодаль, бездарь, живость, зараза.

2 балла за слово.Итого 8 баллов.

  1. В известном стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» имеются такие строки:

И внял я неба содроганье,

И горних ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье...

Что же означает выделенное словосочетание? Прокомментируйте каждое из трёх его слов. В чём стилистическая особенность этих слов?

1 балл за слово + 2 балла за стилистическую особенность.

Итого:5 баллов.

  1. Разъясните различия в значении следующих однокоренных слов (или покажите их, составив словосочетания с существительными). Назовите лингвистическое понятие, объединяющее каждую пару:

Личный – личностный, представить – предоставить, артистический – артистичный, невежа – невежда, инженерный - инженерский.

1 балл за пару однокоренных слов + 1 балл за термин.

Итого: 6 баллов.

  1. Соотнесите название знака препинания в левом столбце со сведениями о его происхождении в правом столбце.

Знак препинания

Этимология

1. Точка

I. Раньше этот знак назывался «удивительным».

2. Запятая

II. В.И. Даль связывает происхождение этого слова с глаголами запясть, запять, запинать– «останавливать», «задерживать».

3. Многоточие

III. Предполагают, что название этого знака препинания связано с диалектными названиями утёнка, гусёнка или лягушки.

4. Тире

IV. Образовано от слова ткнуть, «значок от укола, от приткнутия к чему остриём, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина» (В.И. Даль).

5. Кавычки

V. В переводе с французского термин означает «черта».

6. Восклицательный знак

VI. Под названием «знак пресекательный»слово отмечается уже в 1831 году в грамматике А.Х. Востокова.

1 балл за знак препинания. Итого 6 баллов.

  1. Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались данные слова: наладиться, угробить, скалозуб, пустопорожний, смотаться, насобачиться, одурачить, взбелениться.Приведите пример из художественнойлитературы с одним из получившихся фразеологизмов.

0,5 балла за фразеологизм + 2 балла за пример из литературы.

Итого: 6 баллов

  1. К каким частям речи относятся и какую синтаксическую функцию выполняют выделенные слова в следующих предложениях? 1)Вон из комнаты! 2)Уйди вон из комнаты! 3) Прочь с глаз! 4)Уйди прочь с глаз! 5) Завели они новую прислугу, а старую прочь.

По 0,5 за правильно названную часть речи и 0,5 балла за синтаксическую функцию.

Итого:5 баллов.

9.Творческая работа: эссе на заданную тему.

Ниже представлены афоризмы и тезисы.В письменной форме докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор на основе жизненных наблюдений или прочитанного (объем эссе – не более одной страницы текста).

  1. Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны. (Гюстав Флобер).

  2. Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)

  3. Все победы начинаются с победы над самим собой.(Л.М.Леонов)

  4. Ошибка одного — урок другому.(Д.Рей)

  5. В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы: исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света (Цицерон).

20 баллов




10 класс

Ключи

Задание 1.

ВключАт, жалюзИ, занятАЕрпать, оптОвый, позвонИт, балУясь, тОрты, шАрфы, щавЕль; каталОг, облегчИть, газопровОд, творОг,обеспЕчение, откУпорить, принУдить, ходАтайство, квартАл.

За каждое слово – 0,5 балла + 0,5 балла за слово с вариативным ударением

Итого: 10 баллов

Задание 2.

Антитеза - противопоставление, секьюрити - охранник, телохранитель, имитация – подделка, форс-мажор - неожиданное обстоятельство, паритет – равенство, кредо - взгляды, убеждения, брифинг - краткая пресс-конференция

За каждый синоним– 0,5 балла. За предложение по 1 баллу.

Итого: 10,5 баллов

Задание 3.

Современное членение

Историческое членение

по-одаль

по-о-даль; приставка о- та же, что и в словах окрест, около, обок

без-дарь


без-да-рь; корень да тот же, что и в глаголе дать; -рь- суфф. со значение лица, ср.: звонарь, рыбарь

жив-ость

жи-в-ость: жи-тьжи-в жи-в-ой жи-в-ость; ср.: рез-в-ый, трез-в-ый, черст-в-ый

зараз-а

за-раз-а; ср. заразить, поразить

2 балла за слово. Итого 8 баллов

Задание 4.

Дольний (отдол, 'низ') вообще означает 'нижний', но здесь его надо понимать как 'земной'. Прозябание — 'произрастание'. Словом лоза здесь обозначается молодой (гибкий) побег всякого растения.

Таким образом всё выражение буквально означает 'произрастание земной поросли': т. е. говорящий увидел и то, как содрогается небо, и как в его выси летают ангелы, равно как и то, как плавают в пучине морские обитатели и как растёт у самой земли трава.

Эти слова — церковнославянизмы, придающие стихотворению возвышенный стиль с ярко выраженным библейским колоритом. Это особенно актуально по той причине, что герой стихотворения (поэт) явно сравнивается с библейскими пророками.

1 балл за слово + 2 балла за стилистическую особенность

Итого: 5 баллов

Задание 5.

Личный автомобиль, личное мнение -личностное начало, личностный потенциал;

Предоставить1. Отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. 2. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться. Примеры: 1) предоставить кредит, заём, концессию, помощь, место, участок, помещение, удобства, должность; предоставить себя воле волн, течению; 2) предоставить возможность, выбор, права, независимость, слово.Представить: 1. Предъявить, сообщить что-либо кому-либо. 2. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. 3. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо (о награде, повышении по службе и т. п.). 4. Воспроизвести в мыслях, вообразить кого-что-либо (обычно со словом «себе»). 5. Изобразить, показать кого-что-либо. Примеры: 1) представить документы, отчёт, заключение, факты, доказательства, список, справку, рукопись; 2) представить гостя, нового сотрудника, дебютанта, научный труд, характеристику; 3) представить к награде, к званию, на соискание премии.Артистическая жизнь, судьба, артистические способности, наклонности - артистичный  ребёнок, артистичная поза, артистичное поведение.

Невежа – невоспитанный, грубый человек; невежда – малообразованный, малознающий человек.

Инженерный - технический; связанный с деятельностью инженеров (инженерный факультет; инженерные кадры; инженерная профессия; инженерное дело; инженерные войска); инженерский - относящийся к инженеру, принадлежащий, свойственный ему (инженерский диплом, дом, сын).

Это паронимы.

1 балл за пару однокоренных слов + 1 балл за термин.

Итого: 6 баллов.

Задание 6.

.Знак препинания

Этимология

1. Точка

IY

2. Запятая

II

3. Многоточие

YI

4. Тире

Y

5. Кавычки

III

6. Восклицательный знак

I

1 балл за знак препинания. Итого 6 баллов.

Задание 7.

Наладиться - пойти на лад, угробить - вогнать в гроб, скалозуб - скалить зубы, пустопорожний - переливать из пустого в порожнее, смотаться - смотать удочки, насобачиться - собаку съесть, одурачить - оставить в дураках, взбелениться - белены объесться.

0,5 балла за фразеологизм + 2 балла за пример из литературы.

Итого: 6 баллов

Задание 8.

1), 3) – в значении приказания, требования уйти слова вон и прочь являются императивными междометиями и не являются членами предложения;2), 4) – в значении «наружу», «в сторону какого-либо места» слова вон и прочь принадлежат к разряду обстоятельственных наречий и выступают в роли обстоятельств;5) – при отсутствии глагола обстоятельственное наречие прочь выступает в роли сказуемого.

По 0,5 за правильно названную часть речи и 0,5 балла за синтаксическую функцию.

Итого: 5 баллов.

Задание 9.

Критерии оценивания

Критерий

Параметры

Баллы

Всего

Содержание

Высказаны тезисы и приведены аргументы по заявленной теме, рассмотрены подходящие примеры

10

10

Высказаны тезисы, но аргументация присутствует не всегда и/или спорна, примеры приводятся непоследовательно

8

Высказаны тезисы и частично приведены аргументы, конкретные примеры

6

Высказаны тезисы

4

Высказаны отдельные мысли

2

Высказаны несвязные мысли

0

Композиция

Стройная композиция, логических ошибок нет

5

5

Стройная композиция, наблюдаются отдельные логические ошибки

4

Есть композиционные и логические нарушения

3

Композиционные и логические на рушения значительны

2

Композиционные и логические нарушения значительны, иногда мысль непонятна

1

Композиционные и логические нарушения значительны, мысль непонятна

0

Орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность

(ведется общий счет ошибок)

1-2 ошибки

5

5

3-4 ошибки

4

5-6 ошибок

3

7-8 ошибок

2

9 ошибок

1

Более 9 ошибок

0

Итого: 20 баллов

Максимальное количество баллов 76,5

Таблица баллов

Вопрос

Максимальное количество баллов

10

10,5

8

5

6

6

6

5

20

ИТОГО

76,5





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!