СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Онтогенез. Постэмбриональный период развития.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка повящается периоду постэмбрионального развития организмов, т.е. от момента рождения до смерти.

Просмотр содержимого документа
«Онтогенез. Постэмбриональный период развития.»


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Республики Дагестан «Дагестанский базовый медицинский

колледж им. Р.П.Аскерханова»












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

по теме: «Онтогенез. Постэмбриональный период развития».



для специальностей: ОУД. 12 Биология 34.02.01 Сестринское дело 31.02.02 Акушерское дело 31.02.03 Лабораторная диагностика


Курс: 1

Автор - составитель: преподаватель биологии Н.А.Бораганова









Махачкала - 2022

Согласовано

Методист

П.А. Гамидова

Рассмотрено и утверждено на

заседании ЦМК

преподавателей

общемедицинский №2

Протокол №____

______________2021г.

Председатель ЦМК

_________Г.М.Султанова







Данная методическая разработка посвящается периоду постэмбрионального развития организмов, т.е. с момента рождения или вылупления из яйца до смерти. Раскрываются вопросы постэмбрионального периода развития. Данная методическая разработка предназначается для преподавателей, занимающихся с обучающимися на ОУД. 12 Биология для специальностей: 34.02.01 Сестринское дело 31.02.02 Акушерское дело 31.02.03 Лабораторная диагностика и является полезным и интересным материалом.





Автор – составитель: Н.А.Бораганова










Содержание

1. Пояснительная записка 4

2. Основная часть 5

2.1. Технологическая карта учебного занятия 5

2.2. Содержание теоретического материала 8

2.2.1. Дидактический материал 9

3. Заключительная часть 13

4.Информационные источники……………………………………………….18




























1. Пояснительная записка

Данная методическая разработка, предназначенная для преподавателей ГБПОУ РД «ДБМК» по дисциплине ОУД.12 Биология, работающих с обучающимися 1 курса специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело, 31.02.03 Лабораторная диагностика. Дисциплина ОУД.12 Биология относится к общемедицинским дисциплинам, обязательным для изучения на 1 курсе специальности МСО, АД, ЛД.

Цель настоящей разработки – расширить знания студентов об основных этапах постэмбрионального развития организмов.

Разработка содержит теоретический материал, презентация по данной теме, видео-материал для закрепления, вопросы для опроса.

Структура методической разработки соответствует требованиям, предъявляемым в методических рекомендациях для преподавателей к написанию и оформлению методической разработки учебного занятия.















2. Основная часть 2.1. Технологическая карта учебного занятия


ФИО преподавателя, квалификационная категория

Бораганова Наида Абдулгамидовна


Код, наименование специальности

34.02.01 Сестринское дело

Учебная дисциплина/МДК

ОУД.12 Биология

Интегративные связи

Межпредметные

Внутрипредметные

Генетика, микробиология, гигиена

Половое размножение

Онтогенез. Эмбриональное развитие.

Формируемые компетенции

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК – 1, 2, 4, 5, 6, 7, 12


Уровень освоения

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

Тема учебного занятия

Онтогенез. Постэмбриональный период развития.

Количество часов

2 часа (90мин)

Вид учебного занятия

теоретическое занятие

Тип учебного занятия

Изучение нового материала

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный метод

Цели учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

  • расширить знания студентов об основных этапах постэмбрионального развития организмов

развивать коммуникативные навыки, умения работать с различными источниками информации, самостоятельность

формирование интереса к изучаемому предмету,

формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы

Методы контроля результатов обучения темы учебного занятия

Индивидуальный и фронтальный опрос

Организация образовательного пространства учебного занятия

Материально-техническое обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Методическая литература

методическая разработка практического занятия для преподавателя

«Общая биология 10-11класс» учебник/Сонина, Захарова


Немилое А., Гистология и эмбриология домашних животных, 2 изд., М.-Л., 1936

Рабочая программа, календарно-тематический план, поурочный план, методическая разработка

Характеристика этапов урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формы обучения

Результат

Организационный момент

(2 мин)

Приветствует, проверяет готовность к занятию

Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку

Фронтальная

Волевая саморегуляция

Проверка домашнего задания (13 мин)

Проводит индивидуальную проверку домашнего задания с целью выявления обучающихся, не выполнивших данный вид работы; организует повторение темы «Онтогенез. Эмбриональное развитие».

Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания, задают вопросы, возникавшие в ходе осуществления самостоятельной работы.


Фронтальная, индивидуальная

Умение отличать выполненное задание от невыполненного, определять объем знаний, которые уже были усвоены и которые еще предстоит усвоить.

Дискуссия по теме

(15 мин)

Осуществляет постановку учебной проблемы.

Отвечают на вопросы педагога

Фронтальная

Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. Формирование четких мыслительных,выработка умения анализировать информацию.

Изучение новых знаний 

(50 мин)

Излагает новый материал, организовывает повторение особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами обучающихся

Слушают объяснения, делают записи в тетради, задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Подведение под понятие, целеполагание

Подведение итогов занятия, рефлексия

(10 мин)

Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом.

Формулируют результат работы на уроке, называют основные моменты усвоенного материала.

Фронтальная

Самоопределение, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить.




2.2. Содержание теоретического материала.

Онтогенез. Постэмбриональный период развития.

С момента рождения или вылупления из яйца до смерти организма – это постэмбриональный период развития.

Постэмбриональное развитие может быть прямым или непрямым -сопровождается превращением (метаморфозом).

  1. Прямое развитие, когда новый организм, выходящий из яйца или из тела матери, имеет небольшие размеры, а в остальном имеет все органы, характерные для взрослого организма (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Они только растут и созревают в половом плане.

2. Непрямое (с метаморфозом) развитие, когда из яйца выходит личинка, обычно устроена проще взрослого животного, со специальными личиночными органами, отсутствующими во взрослом состоянии.

Личинка питается, растет и со временем личиночные органы заменяются органами, как у взрослых животных (метаморфоз – превращение)

Примеры: амфибии (лягушка): яйцо – головастик – взрослая лягушка.

насекомые: яйцо – гусеница – куколка – взрослое насекомое.

Причем личинка отличается не только по строению от взрослого животного, но и по образу жизни и среде обитания, например, взрослые бабочки питаются нектаром цветков, а их личинки – гусеницы – листьями.

Т.О., метаморфоз связан с переменой образа жизни и среды обитания.

Значение непрямого развития:

1.Личинки самостоятельно питаются и растут, не составляя конкуренцию взрослым, т.к. питаются по-разному и обитают в разных средах. Борьба за существование внутри вида сведена к минимуму.

2.Они накапливают клеточный материал для уже постоянных органов, свойственных взрослому животному.

3.Свободноживущие личинки тех животных, которые ведут прикрепленный или паразитический образ жизни, играют важную роль в расселении вида и в расширении ареала их обитания.

Постэмбриональный период имеет разную продолжительность:

у поденки: личинка живет 2-3 года, а взрослый 2-3 часа – 2-3 дня; у чел-ка: дорепродуктивный, репродуктивный (стадия зрелости), пострепродуктивный (стадия старости).

Постэмбриональное развитие сопровождается ростом. Различают рост: неопределенный - в течение всей жизни (растения, рыбы, крысы). Определенный – ограниченный каким-то сроком (у чел. заканчивается к 20-25 годам, а в старости наоборот уменьшаются размеры тела).

Т.О., в постэмбриональном периоде происходит рост, половое созревание и размножение.

Сходство зародышей и эмбрион-я дивергенция признаков. Биогенетической закон.

Развитие зародышей у животных, относящихся к одному типу, во многом сходно. Все развиваются из оплодотворенной яйцеклетки. У всех хордовых животных в эмбриональном периоде закладывается осевой скелет – хорда, возникает нервная трубка, жаберные щели. На ранних стадиях развития зародыши позвоночных очень похожи (рис.7.10). К.Бэр сформулировал закон зародышевого сходства: «Эмбрионы обнаруживают уже начиная с самых ранних стадий известное общее сходство в пределах типа». Сходство зародышей разных групп организаций свидетельствуют об общности их происхождения.

В дальнейшем в строении зародышей проявляются признаки класса, рода, вида и наконец, признаки, характерные для данной особи. Расхождение признаков зародышей в процессе развития называются эмбриональной дивергенцией и объясняется историей развития данного вида.

В своем развитии организм проходит одноклеточную стадию (зиготу), что указывает на происхождение от одноклеточных.

Закладка хорды у всех позвоночных (и у чел), развитие в глотке жаберных щелей и двухкамерного сердца у птиц, у млекопитающих говорит о том, что в своей эволюции они происходили от рыбообразных предков, дышащих жабрами и т.д.. Эти и многие другие примеры, указывают на глубокую связь между индивидуальным развитием и их историческим развитием. Эта связь выражается биогенетическим законом, сформулированным немецкими учеными Мюллером и Геккелем в 19 веке: «онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится».

2.3. Дидактический материал.

2.3.1.Вопросы опроса по теме: «Онтогенез. Эмбриональный период развития»

Вопросы к индивидуальному устному опросу:

Студент 1.

Задание №1.

1. Период дробления завершается образованием:

а) гаструлы;

б) нейрулы;

в) бластулы.

2. Печень и желудок развиваются из:

а) эктодермы;

б) мезодермы;

в) энтодермы.

3. Процесс индивидуального развития организмов:

а) филогенез;

б) овогенез;

в) онтогенез.

4. Стадия однослойного зародыша называется:

а) гаструлой;

б) бластулой;

в) морулой.

5. Органы чувств и нервная система развиваются из:

а) мезодермы;

б) энтодермы;

в) эктодермы.


Задание №2.

Что такое дифференцировка?


Эталоны ответов.

Студент 1.

Задание №1

1) – в

2) – в

3) – в

4) – б

5) – в

Задание №2

Дифференцировка – это возникновение и нарастание структурно-функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.


Студент 2.

Задание №1.

1. Клетки бластулы:

а) гаплоидны;

б) диплоидны;

в) полиплоидны.


2. При образовании бластулы её клетки:

а) делятся и растут;

б) не делятся, но растут;

в) делятся и не растут.

3. Из перечисленных типов животных гаструла не формируется у:

а) млекопитающих;

б) кольчатых червей;

в) кишечнополостных.

4. Какой из факторов в большей мере говорит о генетическом контроле за дифференциацией клеток в эмбриогенезе:

а) во всех соматических клетках организма содержится одинаковая генетическая информация;

б) в каждой отдельной клетке используется только часть генетической информации;

в) между клетками существует механическая и гормональная связь.

5. Двуслойная стадия зародыша называется:

а) бластула;

б) гаструла;

в) нейрула.


Задание №2

Что такое дробление?


Эталоны ответов.

Студент 2.

Задание №1

1) – б

2) – в

3) – в

4) – б

5) – б

Задание №2

Дробление – ряд последовательных митотических делений оплодотворенного яйца. 


Студент 3.

Задание: выбрать правильные утверждения.

  1. Онтогенез – процесс индивидуального развития организмов.

2. Эмбриогенез – процесс зародышевого развития.

3. Дробление – ряд последовательных мейотических делений оплодотворенного яйца.

4. Клетки, возникающие в результате дробления, называются гастромерами.

5. В результате дробления образуется гаструла.

6. Бластула – однослойный зародыш.

7. В результате гаструляции образуется трехслойный зародыш.

8. Наиболее простой способ гаструляции осуществляется путем впячивания.

9. Зародышевые листки: эктодерма – внешний, энтодерма – внутренний.

10. Мезодерма – третий, средний зародышевый листок.

11. На стадии гаструлы закладываются осевые органы: нервная трубка, хорда и кишечная трубка.

12. Процесс, приводящий к превращению однородных клеток в специализированные органы и ткани, называется дифференцировкой.

13. Покровы тела, нервная система, органы чувств имеют эктодермальное происхождение.

14. Печень, пищеварительные железы – это производные мезодермы.

15. Почки, кровеносная система, мышечная ткань являются производными энтодермы.



Эталоны ответов.

Студент 3.

Правильные утверждения: 1,2,6,8,9,10,12,13.


2.3.2.Вопросы к фронтальному письменному опросу

Задание: вставить пропущенные слова.

  1. … - процесс индивидуального развития организмов.

  2. Эмбриогенез - процесс ... развития.

  3. Дробление - многократное деление зиготы, наступающие после оплодотворения и осуществляется путём …

  4. Клетки, возникающие в результате дробления, называются …

  5. В результате дробления образуется …

  6. … однослойный зародыш.

  7. В результате … образуется двухслойный зародыш.

  8. Наиболее простой способ гаструляции осуществляется путем …

  9. Зародышевые листки: … - внешний, … - внутренний, … - средний.

  10. Мезодерма – третий, средний зародышевый листок, из которого формируется …

  11. На стадии … идет закладка осевых органов: нервной трубки, хорды и кишечника.

  12. … - возникновение и нарастание структурно - функциональных различий между клетками и частями зародыша.

  13. Покровы тела, нервная система, органы чувств образуются из …

  14. Мышечная ткань, кровеносная система, почки являются производными …

  15. Поджелудочная железа, печень, эпителий жабр и легких образуются из …


Эталоны ответов.


  1. Онтогенез.

  2. Зародышевого.

  3. Митоза.

  4. Бластомерами.

  5. Бластула.

  6. Бластула.

  7. Гаструляции.

  8. Впячивания.

  9. Эктодерма, энтодерма, мезодерма.

  10. Мышечная ткань, соединительная ткань, кровеносная система, почки и др.

  11. Нейрулы.

  12. Дифференцировка.

  13. Эктодермы.

  14. Мезодермы.

  15. Энтодермы.



3. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия, рефлексия


3.1.Вопросы для закрепления с презентации.

1. Процесс индивидуального, генетически обусловленного развития особи от момента оплодотворения до смерти:

А) онтогенез

Б) гаметогенез

В) филогенез

Г) партеногенез

2.При прямом развитии:

А) организм похож на взрослую особь

Б) организм не похож на взрослую особь

В) происходит метаморфоз

Г)происходит оплодотворение.

3Личинка имеет органы, несвойственные взрослым при:

А) прямом развитии

Б) при развитии с метаморфозом

В) при эмбриональном развитии

Г)при гаструляции.

4.Метаморфоз:

А) снижает интенсивность конкуренции за пищу

Б) не имеет значения

В) способствует быстрому развитию организма

Г)способствует развитию первичного органогенеза.

5.У хордовых метаморфоз характерен для:

А) человека

Б) лягушки

В) птиц

Г)паука.

6.Какой тип развития характерен для животных, потомство которых сходно со взрослыми особями, но имеет небольшие размеры и иные пропорции тела

 А) эмбриональное

Б) непрямое

В) с метаморфозом

Г) прямое

7.У насекомых с полным превращением 

А) личинка похожа на взрослое насекомое

Б) за стадией личинки следует стадия куколки

В) во взрослое насекомое превращается личинка

Г) личинка и куколка питаются одинаковой пищей

8.Определите тип индивидуального развития кошек, учитывая, что у них родятся котята, похожие на родителей

А) зародышевое развитие

Б) послезародышевое развитие

В) прямое развитие

Г) развитие с превращением

9.В процессе индивидуального развития бабочка капустной белянки появляется из: 

А) яйца

Б) куколки

В) личинки

Г) гусеницы

10.Продолжительность жизни в постэмбриональном периоде до полового созревания называется:

А) период старения

Б) дорепродуктивный период

В) репродуктивный период

Г) промежуточный период



Эталоны ответов на вопросы с презентации:

1 – А

2 – А

3 – Б

4 – А

5 – Б

6 – Г

7 – Б

8 – В

9 – Б

10 – Б

3.2.Вопросы для закрепления.


Установите соответствие между понятием и его формулировкой

Понятия:

  1. Прямое развитие

  2. Непрямое развитие (метаморфоз)

  3. Определенный рост

  4. Неопределенный рост

  5. Ювенильный период


Формулировки:

А. Организмы растут лишь ограниченное время жизни

Б. Родившаяся особь является уменьшенной копией взрослого организма

В. Рост, который не прекращается в течении всей жизни

Г. Период, который длится до наступления половозрелого состояния

Д. Появившаяся из яйца особь (личинка) иногда даже отдаленно не напоминает взрослый организм


Эталоны ответов

  1. – Б

  2. – Д

  3. – А

  4. – В

  5. – Г
























Задание на дом.

  1. Конспект в тетрадях, учебник «Общая биология 10-11 класс», Захаров.В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. стр228



















































4. Информационные источники



  1. Учебник «Общая биология 10-11 класс»,Захаров.В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. стр228


  1. Учебник «Общая биология 10-11 классы», А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник [Электронный ресурс] URL:

https://www.libfox.ru/634842-andrey-kamenskiy-biologiya-obshchaya-biologiya-10-11-klassy.html


  1. Учебник «Биология.10-11класс», созданный под редакцией академика Д.К.Беляева и профессора Г.М.Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В.Саблина.- М.: Просвещение, 2018г. [Электронный ресурс] URL:

https://vklasse.online/10-klass/uchebniki/biologiya/in-belyaev-pm-borodin-nn-vorontsov-gm-dymshits-2012


4. Слайды к МР по теме: «Онтогенез. Постэмбриональный период развития».



























Приложение 1











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!