МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Дагестан «Дагестанский базовый медицинский
колледж им. Р.П.Аскерханова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
теоретического занятия
по теме: «Онтогенез. Постэмбриональный период развития».
для специальностей: ОУД. 12 Биология 34.02.01 Сестринское дело 31.02.02 Акушерское дело 31.02.03 Лабораторная диагностика
Курс: 1
Автор - составитель: преподаватель биологии Н.А.Бораганова
Махачкала - 2022
Согласовано Методист П.А. Гамидова | Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК преподавателей общемедицинский №2 Протокол №____ ______________2021г. Председатель ЦМК _________Г.М.Султанова |
Данная методическая разработка посвящается периоду постэмбрионального развития организмов, т.е. с момента рождения или вылупления из яйца до смерти. Раскрываются вопросы постэмбрионального периода развития. Данная методическая разработка предназначается для преподавателей, занимающихся с обучающимися на ОУД. 12 Биология для специальностей: 34.02.01 Сестринское дело 31.02.02 Акушерское дело 31.02.03 Лабораторная диагностика и является полезным и интересным материалом.
Автор – составитель: Н.А.Бораганова
Содержание
1. Пояснительная записка 4
2. Основная часть 5
2.1. Технологическая карта учебного занятия 5
2.2. Содержание теоретического материала 8
2.2.1. Дидактический материал 9
3. Заключительная часть 13
4.Информационные источники……………………………………………….18
1. Пояснительная записка
Данная методическая разработка, предназначенная для преподавателей ГБПОУ РД «ДБМК» по дисциплине ОУД.12 Биология, работающих с обучающимися 1 курса специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело, 31.02.03 Лабораторная диагностика. Дисциплина ОУД.12 Биология относится к общемедицинским дисциплинам, обязательным для изучения на 1 курсе специальности МСО, АД, ЛД.
Цель настоящей разработки – расширить знания студентов об основных этапах постэмбрионального развития организмов.
Разработка содержит теоретический материал, презентация по данной теме, видео-материал для закрепления, вопросы для опроса.
Структура методической разработки соответствует требованиям, предъявляемым в методических рекомендациях для преподавателей к написанию и оформлению методической разработки учебного занятия.
2. Основная часть 2.1. Технологическая карта учебного занятия
ФИО преподавателя, квалификационная категория | Бораганова Наида Абдулгамидовна |
Код, наименование специальности | 34.02.01 Сестринское дело |
Учебная дисциплина/МДК | ОУД.12 Биология |
Интегративные связи | Межпредметные | Внутрипредметные |
Генетика, микробиология, гигиена | Половое размножение Онтогенез. Эмбриональное развитие. |
Формируемые компетенции | Общие компетенции | Профессиональные компетенции |
ОК – 1, 2, 4, 5, 6, 7, 12 | |
Уровень освоения | 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) |
Тема учебного занятия | Онтогенез. Постэмбриональный период развития. |
Количество часов | 2 часа (90мин) |
Вид учебного занятия | теоретическое занятие |
Тип учебного занятия | Изучение нового материала |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный метод |
Цели учебного занятия | Обучающая | Развивающая | Воспитательная |
| развивать коммуникативные навыки, умения работать с различными источниками информации, самостоятельность | формирование интереса к изучаемому предмету, формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы |
Методы контроля результатов обучения темы учебного занятия | Индивидуальный и фронтальный опрос |
Организация образовательного пространства учебного занятия | Материально-техническое обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Методическая литература |
методическая разработка практического занятия для преподавателя | «Общая биология 10-11класс» учебник/Сонина, Захарова | Немилое А., Гистология и эмбриология домашних животных, 2 изд., М.-Л., 1936 | Рабочая программа, календарно-тематический план, поурочный план, методическая разработка |
Характеристика этапов урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формы обучения | Результат |
Организационный момент (2 мин) | Приветствует, проверяет готовность к занятию | Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку | Фронтальная | Волевая саморегуляция |
Проверка домашнего задания (13 мин) | Проводит индивидуальную проверку домашнего задания с целью выявления обучающихся, не выполнивших данный вид работы; организует повторение темы «Онтогенез. Эмбриональное развитие». | Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания, задают вопросы, возникавшие в ходе осуществления самостоятельной работы. | Фронтальная, индивидуальная | Умение отличать выполненное задание от невыполненного, определять объем знаний, которые уже были усвоены и которые еще предстоит усвоить. |
Дискуссия по теме (15 мин) | Осуществляет постановку учебной проблемы. | Отвечают на вопросы педагога | Фронтальная | Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. Формирование четких мыслительных,выработка умения анализировать информацию. |
Изучение новых знаний (50 мин) | Излагает новый материал, организовывает повторение особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами обучающихся | Слушают объяснения, делают записи в тетради, задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Подведение под понятие, целеполагание |
Подведение итогов занятия, рефлексия (10 мин) | Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. | Формулируют результат работы на уроке, называют основные моменты усвоенного материала. | Фронтальная | Самоопределение, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить. |
2.2. Содержание теоретического материала.
Онтогенез. Постэмбриональный период развития.
С момента рождения или вылупления из яйца до смерти организма – это постэмбриональный период развития.
Постэмбриональное развитие может быть прямым или непрямым -сопровождается превращением (метаморфозом).
Прямое развитие, когда новый организм, выходящий из яйца или из тела матери, имеет небольшие размеры, а в остальном имеет все органы, характерные для взрослого организма (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Они только растут и созревают в половом плане.
2. Непрямое (с метаморфозом) развитие, когда из яйца выходит личинка, обычно устроена проще взрослого животного, со специальными личиночными органами, отсутствующими во взрослом состоянии.
Личинка питается, растет и со временем личиночные органы заменяются органами, как у взрослых животных (метаморфоз – превращение)
Примеры: амфибии (лягушка): яйцо – головастик – взрослая лягушка.
насекомые: яйцо – гусеница – куколка – взрослое насекомое.
Причем личинка отличается не только по строению от взрослого животного, но и по образу жизни и среде обитания, например, взрослые бабочки питаются нектаром цветков, а их личинки – гусеницы – листьями.
Т.О., метаморфоз связан с переменой образа жизни и среды обитания.
Значение непрямого развития:
1.Личинки самостоятельно питаются и растут, не составляя конкуренцию взрослым, т.к. питаются по-разному и обитают в разных средах. Борьба за существование внутри вида сведена к минимуму.
2.Они накапливают клеточный материал для уже постоянных органов, свойственных взрослому животному.
3.Свободноживущие личинки тех животных, которые ведут прикрепленный или паразитический образ жизни, играют важную роль в расселении вида и в расширении ареала их обитания.
Постэмбриональный период имеет разную продолжительность:
у поденки: личинка живет 2-3 года, а взрослый 2-3 часа – 2-3 дня; у чел-ка: дорепродуктивный, репродуктивный (стадия зрелости), пострепродуктивный (стадия старости).
Постэмбриональное развитие сопровождается ростом. Различают рост: неопределенный - в течение всей жизни (растения, рыбы, крысы). Определенный – ограниченный каким-то сроком (у чел. заканчивается к 20-25 годам, а в старости наоборот уменьшаются размеры тела).
Т.О., в постэмбриональном периоде происходит рост, половое созревание и размножение.
Сходство зародышей и эмбрион-я дивергенция признаков. Биогенетической закон.
Развитие зародышей у животных, относящихся к одному типу, во многом сходно. Все развиваются из оплодотворенной яйцеклетки. У всех хордовых животных в эмбриональном периоде закладывается осевой скелет – хорда, возникает нервная трубка, жаберные щели. На ранних стадиях развития зародыши позвоночных очень похожи (рис.7.10). К.Бэр сформулировал закон зародышевого сходства: «Эмбрионы обнаруживают уже начиная с самых ранних стадий известное общее сходство в пределах типа». Сходство зародышей разных групп организаций свидетельствуют об общности их происхождения.
В дальнейшем в строении зародышей проявляются признаки класса, рода, вида и наконец, признаки, характерные для данной особи. Расхождение признаков зародышей в процессе развития называются эмбриональной дивергенцией и объясняется историей развития данного вида.
В своем развитии организм проходит одноклеточную стадию (зиготу), что указывает на происхождение от одноклеточных.
Закладка хорды у всех позвоночных (и у чел), развитие в глотке жаберных щелей и двухкамерного сердца у птиц, у млекопитающих говорит о том, что в своей эволюции они происходили от рыбообразных предков, дышащих жабрами и т.д.. Эти и многие другие примеры, указывают на глубокую связь между индивидуальным развитием и их историческим развитием. Эта связь выражается биогенетическим законом, сформулированным немецкими учеными Мюллером и Геккелем в 19 веке: «онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится».
2.3. Дидактический материал.
2.3.1.Вопросы опроса по теме: «Онтогенез. Эмбриональный период развития»
Вопросы к индивидуальному устному опросу:
Студент 1.
Задание №1.
1. Период дробления завершается образованием:
а) гаструлы;
б) нейрулы;
в) бластулы.
2. Печень и желудок развиваются из:
а) эктодермы;
б) мезодермы;
в) энтодермы.
3. Процесс индивидуального развития организмов:
а) филогенез;
б) овогенез;
в) онтогенез.
4. Стадия однослойного зародыша называется:
а) гаструлой;
б) бластулой;
в) морулой.
5. Органы чувств и нервная система развиваются из:
а) мезодермы;
б) энтодермы;
в) эктодермы.
Задание №2.
Что такое дифференцировка?
Эталоны ответов.
Студент 1.
Задание №1
1) – в
2) – в
3) – в
4) – б
5) – в
Задание №2
Дифференцировка – это возникновение и нарастание структурно-функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.
Студент 2.
Задание №1.
1. Клетки бластулы:
а) гаплоидны;
б) диплоидны;
в) полиплоидны.
2. При образовании бластулы её клетки:
а) делятся и растут;
б) не делятся, но растут;
в) делятся и не растут.
3. Из перечисленных типов животных гаструла не формируется у:
а) млекопитающих;
б) кольчатых червей;
в) кишечнополостных.
4. Какой из факторов в большей мере говорит о генетическом контроле за дифференциацией клеток в эмбриогенезе:
а) во всех соматических клетках организма содержится одинаковая генетическая информация;
б) в каждой отдельной клетке используется только часть генетической информации;
в) между клетками существует механическая и гормональная связь.
5. Двуслойная стадия зародыша называется:
а) бластула;
б) гаструла;
в) нейрула.
Задание №2
Что такое дробление?
Эталоны ответов.
Студент 2.
Задание №1
1) – б
2) – в
3) – в
4) – б
5) – б
Задание №2
Дробление – ряд последовательных митотических делений оплодотворенного яйца.
Студент 3.
Задание: выбрать правильные утверждения.
Онтогенез – процесс индивидуального развития организмов.
2. Эмбриогенез – процесс зародышевого развития.
3. Дробление – ряд последовательных мейотических делений оплодотворенного яйца.
4. Клетки, возникающие в результате дробления, называются гастромерами.
5. В результате дробления образуется гаструла.
6. Бластула – однослойный зародыш.
7. В результате гаструляции образуется трехслойный зародыш.
8. Наиболее простой способ гаструляции осуществляется путем впячивания.
9. Зародышевые листки: эктодерма – внешний, энтодерма – внутренний.
10. Мезодерма – третий, средний зародышевый листок.
11. На стадии гаструлы закладываются осевые органы: нервная трубка, хорда и кишечная трубка.
12. Процесс, приводящий к превращению однородных клеток в специализированные органы и ткани, называется дифференцировкой.
13. Покровы тела, нервная система, органы чувств имеют эктодермальное происхождение.
14. Печень, пищеварительные железы – это производные мезодермы.
15. Почки, кровеносная система, мышечная ткань являются производными энтодермы.
Эталоны ответов.
Студент 3.
Правильные утверждения: 1,2,6,8,9,10,12,13.
2.3.2.Вопросы к фронтальному письменному опросу
Задание: вставить пропущенные слова.
… - процесс индивидуального развития организмов.
Эмбриогенез - процесс ... развития.
Дробление - многократное деление зиготы, наступающие после оплодотворения и осуществляется путём …
Клетки, возникающие в результате дробления, называются …
В результате дробления образуется …
… однослойный зародыш.
В результате … образуется двухслойный зародыш.
Наиболее простой способ гаструляции осуществляется путем …
Зародышевые листки: … - внешний, … - внутренний, … - средний.
Мезодерма – третий, средний зародышевый листок, из которого формируется …
На стадии … идет закладка осевых органов: нервной трубки, хорды и кишечника.
… - возникновение и нарастание структурно - функциональных различий между клетками и частями зародыша.
Покровы тела, нервная система, органы чувств образуются из …
Мышечная ткань, кровеносная система, почки являются производными …
Поджелудочная железа, печень, эпителий жабр и легких образуются из …
Эталоны ответов.
Онтогенез.
Зародышевого.
Митоза.
Бластомерами.
Бластула.
Бластула.
Гаструляции.
Впячивания.
Эктодерма, энтодерма, мезодерма.
Мышечная ткань, соединительная ткань, кровеносная система, почки и др.
Нейрулы.
Дифференцировка.
Эктодермы.
Мезодермы.
Энтодермы.
3. Заключительная часть.
Подведение итогов занятия, рефлексия
3.1.Вопросы для закрепления с презентации.
1. Процесс индивидуального, генетически обусловленного развития особи от момента оплодотворения до смерти:
А) онтогенез
Б) гаметогенез
В) филогенез
Г) партеногенез
2.При прямом развитии:
А) организм похож на взрослую особь
Б) организм не похож на взрослую особь
В) происходит метаморфоз
Г)происходит оплодотворение.
3Личинка имеет органы, несвойственные взрослым при:
А) прямом развитии
Б) при развитии с метаморфозом
В) при эмбриональном развитии
Г)при гаструляции.
4.Метаморфоз:
А) снижает интенсивность конкуренции за пищу
Б) не имеет значения
В) способствует быстрому развитию организма
Г)способствует развитию первичного органогенеза.
5.У хордовых метаморфоз характерен для:
А) человека
Б) лягушки
В) птиц
Г)паука.
6.Какой тип развития характерен для животных, потомство которых сходно со взрослыми особями, но имеет небольшие размеры и иные пропорции тела
А) эмбриональное
Б) непрямое
В) с метаморфозом
Г) прямое
7.У насекомых с полным превращением
А) личинка похожа на взрослое насекомое
Б) за стадией личинки следует стадия куколки
В) во взрослое насекомое превращается личинка
Г) личинка и куколка питаются одинаковой пищей
8.Определите тип индивидуального развития кошек, учитывая, что у них родятся котята, похожие на родителей
А) зародышевое развитие
Б) послезародышевое развитие
В) прямое развитие
Г) развитие с превращением
9.В процессе индивидуального развития бабочка капустной белянки появляется из:
А) яйца
Б) куколки
В) личинки
Г) гусеницы
10.Продолжительность жизни в постэмбриональном периоде до полового созревания называется:
А) период старения
Б) дорепродуктивный период
В) репродуктивный период
Г) промежуточный период
Эталоны ответов на вопросы с презентации:
1 – А
2 – А
3 – Б
4 – А
5 – Б
6 – Г
7 – Б
8 – В
9 – Б
10 – Б
3.2.Вопросы для закрепления.
Установите соответствие между понятием и его формулировкой
Понятия:
Прямое развитие
Непрямое развитие (метаморфоз)
Определенный рост
Неопределенный рост
Ювенильный период
Формулировки:
А. Организмы растут лишь ограниченное время жизни
Б. Родившаяся особь является уменьшенной копией взрослого организма
В. Рост, который не прекращается в течении всей жизни
Г. Период, который длится до наступления половозрелого состояния
Д. Появившаяся из яйца особь (личинка) иногда даже отдаленно не напоминает взрослый организм
Эталоны ответов
– Б
– Д
– А
– В
– Г
Задание на дом.
Конспект в тетрадях, учебник «Общая биология 10-11 класс», Захаров.В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. стр228
4. Информационные источники
Учебник «Общая биология 10-11 класс»,Захаров.В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. стр228
Учебник «Общая биология 10-11 классы», А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник [Электронный ресурс] URL:
https://www.libfox.ru/634842-andrey-kamenskiy-biologiya-obshchaya-biologiya-10-11-klassy.html
Учебник «Биология.10-11класс», созданный под редакцией академика Д.К.Беляева и профессора Г.М.Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В.Саблина.- М.: Просвещение, 2018г. [Электронный ресурс] URL:
https://vklasse.online/10-klass/uchebniki/biologiya/in-belyaev-pm-borodin-nn-vorontsov-gm-dymshits-2012
4. Слайды к МР по теме: «Онтогенез. Постэмбриональный период развития».
Приложение 1