СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

К уроку музыки

Просмотр содержимого документа
«Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.»

Технологическая карта урока музыки.

Ф.И.О: Бянкина Нина Андреевна.

Класс: 4 «б»

Дата проведения:

Дисциплина: музыка

Тип урока: открытие новых знаний

Тема урока: опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Цель урока: знакомство с оперой «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить с историей возникновения жанра «опера»; с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»;

  2. Развивающие: способствовать развитию музыкальной памяти и слуха на основе активного восприятия музыкального произведения и исполнения;

  3. Воспитательные: создать условия для воспитания патриотических чувств, чувства гордости и уважения к истории Отечества на примере оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»; способствовать воспитанию толерантного, уважительного отношения к музыкальной культуре других стран и народов.

Планируемые результаты:

Предметные: в результате урока учащиеся: познакомятся с историей возникновения жанра «опера»; с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; с музыкальными терминами: увертюра, интродукция, опера, ария, хоровая сцена, речитатив; смогут - определять и соотносить различные по смыслу интонации (темы); - воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности (вокально – хоровая, музыкально – ритмическая) на основе знаний основных средств музыкальной выразительности.

Метапредметные:

  1. Регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.

  2. Коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.

  3. познавательные: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы; узнавать характерные черты отдельных оперных номеров; наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки; извлекать информацию и делать логические выводы; ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.

Личностные: в результате урока учащиеся смогут: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям; воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний; уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности.

Методы: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самостоятельной работы, контрастного сопоставления музыкального материала, слуховой, проблемно-аналитический.

Формы работы: коллективная форма: хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность; фронтальная: музыкальная беседа – рассуждение; групповая: работа в парах (выполнение тестов), индивидуальная.

Технологии: технология системно - деятельностного подхода, здоровье сберегающие, ИКТ.

Оборудование и ПО: иллюстрации, музыкальный центр,



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент.

Цель: организовать учащихся на работу на уроке.



Здравствуйте, ребята! Сегодня урок буду проводить у вас я. Меня зовут Нина Андреевна. Сегодня на уроке, мы вместе откроем много нового и интересного.

- Приветствуют учителя.


2. Мотивационный

Цель:

На доске эпиграф: «Когда мы едины – мы непобедимы!»

Ребята, я предлагаю начать наш урок со слушания музыки.

Давайте, вспомним, как нужно правильно слушать музыку?

Слушать молча, вдумчиво, не мешать соседу, не отвлекаться.

Звучит вступление (фрагмент) из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

-Определите характер музыки?

- Подумайте, какому народу она могла бы принадлежать?

Эти качества составляют – основу русской музыки.


- Рассказывают правила слушания музыки




- Вначале музыка сильная, грозная, а затем песенная, плавная, широкая, распевная.

- Музыка принадлежит русскому народу.

Личностные: привлечение жизненно – музыкального опыта в процессе знакомства с музыкой;

Познавательные: овладение навыками речевого высказывания, в процессе восприятия музыки;

Регулятивные: умение корректировать результаты в случае их несоответствия;

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися.

3. Актуализация и открытие новых знаний.

Цель:

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, портреты этих людей.

Демонстрация слайдов с изображением русских полководцев: А.В.Суворова, М.И.Кутузова, И.Муромца, И.Сусанина, А. Невского.

- Как вы думаете, кто эти люди?




- Какими они обладают качествами? Какой у них характер?

-Что их объединяет? Кому все они служат? Кого защищают?


- Выделите человека из этой группы, который отличается от остальных.


- А знаете ли вы, кто это?

- А что вам известно о нем?

- Предание о героическом подвиге Ивана Сусанина послужило толчком к созданию первой русской оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

Вначале урока прозвучала увертюра к опере «Иван Сусанин».

- Что значит увертюра?

О чем же мы сегодня будем говорить? (о героях, о подвигах, о музыке, о том, как в музыке можно показать историю). А точнее – мы будем говорить об опере!






- Учащиеся отмечают, что они военные, узнают знакомые образы героев Отечества, защищающие Родину в разное историческое время.

- Качества храбрость, сила, отвага, смелость.

- Объединяет – преданность и любовь к Родине и своему народу.

- Ответы учащихся среди полководцев не военный человек, а простой крестьянин.

- Иван Сусанин.

- Он совершил подвиг, защищая свой народ и Родину



- Увертюра – это вступление к опере, балету или драматическому спектаклю

Коммуникативные: передача собственных впечатлений, высказывание своей точки зрения.

Познавательные: применение полученных знаний об исторических событиях.

Регулятивные: умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли.

4. Целеполагание и планирование

Цель:


Итак, ребята, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. 

Тема урока: «Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки».

- Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке?

-Предлагаю совместно составить план урока.




- формулируют предполагаемую тему урока

- называют виды деятельности

1.Узнать историю возникновения оперы как жанра в музыке;

2.Познакомиться с сюжетом и главными героями оперы «Иван Сусанин»;

3.Послушать и посмотреть музыкальные фрагменты из оперы;

4. Разучить и исполнить отдельные темы из оперы

5.Представить себя в роли артистов оперного театра.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Регулятивные:

целеполагание, планирование, саморегуляция


5. Открытие нового знания.

Цель:


Для этого я предлагаю вам отправиться в музыкальный театр.

- Постановку, каких спектаклей мы можем увидеть на сцене театра?

- Ребята, а что такое опера?

- Кто создал первую оперу?

Ребята, первую оперу в России написал М.И.Глинка! Раньше, оперы писали только немецкие и итальянские композиторы. Глинка стал первым русским композитором, сочинившим такое серьезное, большое произведение! Он тоже совершил подвиг, только подвиг в искусстве!

- Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» - героическая народная музыкальная драма. Это первая русская национальная опера.

- Хотите, я вам расскажу об этом композиторе?

- Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) – великий русский композитор, родился в селе Новоспасском Смоленской губернии.

Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: еще в детстве он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество. Обучался в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга.

Еще в молодые годы, живя в Петербурге, Глинка прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов.

Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии, Испании, Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина и принялся за сочинение своей первой оперы, которую назвал «Иван Сусанин», но по настоянию царской цензуры оперу пришлось переименовать в «Жизнь за царя». Лишь спустя долгое время она получила своё первоначальное название, данное автором.

- О каких событиях рассказывает эта опера?










- Кто главный герой этой оперы?


- Какой подвиг совершил Иван Сусанин?

Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612году. В это время Россия была оккупирована польскими войсками. Польский король Сигизмунд Ш хотел посадить на русский трон своего сына – королевича Владислава.

Поляки, узнав, что в Костромской губернии скрывается молодой русский царь Михаил Романов, которого народ хотел избрать новым русским царем, пытались помешать этому.

Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. И потребовали указать им дорогу на Москву, чтобы убить Михаила.

Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой, дремучий лес, на верную гибель. Узнав правду, враги зверски убивают его.

Благодаря подвигу Ивана Сусанина враги погибли в пути, так и не найдя дороги в монастырь.

- Опера состоит из четырех действий с эпилогом.

- Давайте познакомимся с главными действующими лицами оперы: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида (его дочь), Ваня (приемный сын Сусанина), Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды, Сигизмунд (польский король).

Время действия: 1612 – 1613 годы

- И так, театр приглашает нас занять удобнее места и как сказал А.С.Пушкин:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Слушание: Интродукция из оперы «Иван Сусанин»

Интродукция – это введение. В опере это вокальный ансамбль или хор, предваряющий действия

- Послушайте, как звучит вступительная хоровая сцена оперы «Иван Сусанин»?



- Образы, каких героев представили? Что передает музыка?












Действие первое:

1613 год, крестьяне села Домнина, среди которых — Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю.

Ребята, давайте представим себя в роли артистов театра.

Задание: Разыграть фрагмент музыкального спектакля – оперы в классе.

Для этого предлагаю разучить отдельные темы оперы. (Мелодии мужского и женского хора).





- Оперы, балеты, мюзиклы.


-Опера - музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра.

- Высказывают свои предположения.


- Ответы учащихся.


- Слушают рассказ учителя




























- О событиях, которые происходили 300 лет назад, когда крестьянин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской - войска Польского.

- Герой этой оперы - костромской крестьянин Иван Сусанин, погибает за Русь.

Учащиеся знакомятся с сюжетом оперы


















Ребята знакомятся с главными действующими лицами оперы













Учащиеся слушают и анализируют музыку.

Сначала звучит широкая, распевная, мужественная мелодия в исполнении мужского хора «Родина моя! Русская земля» (образ воинов – защитников).

Затем звучит быстрая, плясовая тема ее исполняет женский хор «На зов своей родной страны». Оживленная и светлая, мелодия близка хороводным песням – (образ девушек, встречающих отважных бойцов).

Затем поет весь хор – музыка сильная, решительная, маршевая (сила и неустрашимость русского народа)







Личностные:

формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру;

Познавательные способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ, поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные:

формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос;


6. Физминутка.

Цель:


- Тихонько вставайте из – за парт. И повторяйте движения за мной.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась

Раз-росой она умылась

Два-изящно покружилась

Три нагнулась и присела

На четыре-полетела

У реки остановилась

Над водою закружилась.

- Повторяют движения за учителем.


7. Продолжение по теме урока.

Цель:

- Давайте познакомимся со 2 действием оперы.

2 действие оперы переносит нас на бал в старинный замок польского короля.

- Как вы думаете, почему король устроил бал во время войны?


- Просмотр видеофрагмента из оперы. Танец «Мазурка»

- Обратите внимание на характер музыки и движения этого танца.

- А вы знаете, почему этот танец так называется?

- - Название танца происходит от слова “мазуры” — так называют жителей Мазовии.

- Как в музыке Глинка характеризует образ русских и поляков?

- Глинка в опере характеризует русских - через песни, поляков - через танцы.

- Давайте познакомимся с 3 действием.


3 действие

Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. И потребовали, чтобы он показал им дорогу на Москву.

Опера заканчивается тем, что Русь побеждает в войне. Москва празднует победу русского войска, освободившего страну от врага.


- Выражают свое мнение.


- Потому что король считал, что они уже победили и поэтому начал праздновать победу.


- Мелодия исполняется громко;

- Умеренный




- Гордым, надменным, хвастливым





Слушают фрагмент из 3-го действия и анализируют.



Личностные:

развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;

Познавательные:

подбор литературных произведений по теме урока;

Регулятивные:

формирование эмоционально – осознанного отношения к музыке;

Коммуникативные:

умение работать в коллективе

8. Рефлексия.

Цель:

Я предлагаю вам поработать в парах. У вас на столе карточки с вопросами и вариантами ответов. Вам необходимо ответить на 5 вопросов.

Вопросы

В заключении я предлагаю вам оценить наш урок и вашу работу на уроке.

Итак, если вам понравился урок, вы поняли материал, попрошу встать.

Если вам не понравилась тема урока или что - то не поняли, попрошу не вставать.

Давайте похлопаем друг другу.

Я благодарю всех за работу на уроке.

- Выполняют задания данные на карточках.

- Оценивают свою работу.

Личностные: расширение представлений о культуре своей Родины;

понимание значения и функций музыки в жизни людей, в своей жизни;

Познавательные: структурирование знаний;

Коммуникативные:

умение работать в коллективе, в парах

Регулятивные: контроль и оценка знаний;




9.Домашнее задание.

Цель:

- Домашнее задание у вас будет творческим. Каждый сам придумает для себя задание (например, нарисовать афишу, сделать кроссворд, подготовить презентацию, нарисовать главных героев и т.д.) и выполнит его.

- Урок окончен. До свидания!

- Записывают домашнее задание.



Методист_____________


Учитель______________


Оценка_____________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!