СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание новых воспитательных практик

Нажмите, чтобы узнать подробности

публикация содержит информацию о моментах воспитания в курсе истории и обществознания. большое значение придаётся проблемному обучению

Просмотр содержимого документа
«Описание новых воспитательных практик»

Описание опыта новых форм воспитательных практик

Воспитывает всё:

люди, вещи, явления,

но прежде всего

и дольше всего люди…

А.С.Макаренко

І

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90 – е гг. прошлого века в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально – политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодёжи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан пока не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко – культурную и социальную общность.

В процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование нравственности. Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времён, использовать всё положительное прошлого.

Процессы воспитания и образования неделимы. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса.

В России создана целая правовая база, касающаяся механизмов осуществления воспитательного процесса: в 2009 году принята Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России; в 2012 году – Закон об образовании; в 2014 году принят Историко – культурный стандарт – важнейший механизм реализации и Концепции и ФГОС [слайд 3].

Важная особенность курса истории состоит в том, что её предметное содержание позволяет охватить весь спектр ценностей, обозначенных во ФГОС. История – наука, которая предопределяет формирование в сознании школьников ценностную систему координат, обеспечивающую возможность взаимодействия их в социуме. Явления и события, изучаемые в курсе истории в той или иной мере оставляют когнитивный и эмоциональный след в личностной сфере ребёнка.

Главная задача учителя – обеспечение единства действий механизмов воспитания и обучения. Механизм обучения нельзя замыкать на передаче научных знаний, умений, навыков. Необходимо вырабатывать стремление у учеников к практическому использованию знаний на благо самого себя, другого человека, общества.

Теоретические основы воспитания рассматриваются в работах Е.Е.Вяземского, И.Ю.Синельникова, Е.Б.Еладовой. Приоритетная задача истории, по их мнению, развитие и воспитание личности. А.Н.Иоффе придаёт большое значение формированию гражданственности [слайд 4].

Не только методисты, но и политики, В.В.Путин в частности, подчёркивают особую роль истории. Действительно в настоящее время повышается внимание к гуманитарным предметам. А учебных часов в школьной программе для достойного изучения истории недостаточно.

Воспитание – целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся в ходе их урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающее осознанное воспроизводство ценностей культуры людей прошлого.

В целях социальной адаптации в современном обществе, самоопределения и самореализации личности, её продуктивного участия в общественном развитии предполагается воспитание личности в процессе собственных действий [слайд 5].

Преимущества воспитательного воздействия истории заключаются в следующем:

  1. Основано на реальных, конкретных фактах и событиях;

  2. Содержание предмета «История» позволяет оценивать факты, имеющие воспитательное значение.

Ключевая задача российской системы образования – воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма и толерантности. В истории транслируются культурно – исторические ценности, созданные и накопленные предыдущими поколениями и оказывающие неоценимую помощь в формировании гражданской идентичности. Таким образом, складывание национальной идентичности напрямую связано с процессом развития российской культуры.

Патриотическое воспитание – ведущее направление в процессе воспитания. Патриотизм начинается с любви к малой Родине.

Важнейший воспитательный потенциал истории – художественное отображение жизни при изучении культуры. Это элементы эстетического воспитания на уроках истории.

Учитель непосредственный и основной организатор учебно – воспитательного процесса в классе на уроке. Он должен очень хорошо знать ученический коллектив.

Цель современного образования – развитие личности, выявление её творческих возможностей.

Исходя из этого я как учитель истории ставлю перед собой следующие цели [слайд 6]: создание комфортной обстановки, благоприятных условий для саморазвития, самореализации личности ученика и его успешной социализации в обществе; выявление психолого – педагогических условий повышения роли методов активного обучения школьников.

Чтобы достичь этих целей, мне необходимо решить следующие задачи [слайд 7]: мотивация школьников к учебной деятельности; включение учащихся в работу на уроке; формирование нравственного смысла и духовной ориентированности; повышение уровня воспитания и культуры поведения; формирование здорового образа жизни школьников; воспитание сознательного отношения к истории; воспитание чувства коллективизма, ответственности.

Основное направление моей работы – стать союзником, наставником для учеников[слайд 8].

П.С.Лейбенгруб, Г.М.Донской создали [слайд 9] следующую классификацию методов воспитания:

*метод эмоционально – образного воздействия воспитания (воспитание чувств);

*методы создания содержательной основы воспитания (формирование знания, относящегося к вопросам воспитания);

*метод формирования оценочных суждений (связь с воспитательным потенциалом истории).

Исходя из этого, я выделяю следующие приёмы эмоционально – образного воздействия:

*устное и наглядное обучение (сюжетное повествование, рассказ, беседа, диалог);

*образное описание по картине (особенно в 5-ом классе), обсуждение иллюстраций;

* обсуждение отрывков из документальных и литературных произведений;

*просмотр и обсуждение фрагментов документальных или художественных фильмов.

Считаю, что важное значение имеет эстетический подход к изучению культуры, который в свою очередь базируется на формировании у школьников совокупности взглядов и чувств в категориях прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Культурно – исторический материал содержит богатые возможности для развития чувства фантазии и способности воспринимать красоту, преодоления дурного вкуса.

Конечно, большое значение имеет отбор материала для использования на уроке.

Наиболее эмоциональный и воспитательный эффект создаёт сочетание различных приёмов воздействия на школьников. Например, выразительное чтение стихотворения на фоне музыки.

Считаю наиболее эффективной работу с документами, текстами. Здесь применима работа по вопросам, анализ текста, сравнение и главное – рефлексия ученика с долей самостоятельности и творчества как результат изучения текстов, а также осуществляется поиск нового смысла.

В своей практике применяю проектный подход. Учебный проект для ученика – способ создать нечто интересное самостоятельно, попробовать свои силы, проявить знания и умения и показать публично достигнутый результат. Считаю, что метод проектов особенно применим для внеклассной работы, например, для участия в различных конкурсах.

Один из любимых моих приёмов на уроках истории – проблемное обучение. Этот приём предоставляет широкое поле деятельности для воспитательных моментов.

В истории человечества есть события поистине решающего, поворотного значения. Но до сих пор в истории остаётся немало белых пятен. Это объясняется и условиями, в которые были поставлены исследователи, и ограниченный круг источников, и политическая коньюктура. В настоящее время положение изменилось в лучшую сторону, не стало запретных тем. Следствие этого – переоценка и переосмысление большого числа прежних трактовок исторических событий. Но отмечается, что в погоне за сенсационностью некоторые авторы вольно обращаются с фактами и создают далёкие от реальности построения. В результате складываются какие – то новые мифы и легенды. И, конечно, ни один из учебников истории не даст ответов на самые разнообразные вопросы.

Слово «проблема» (греч. – задача, задание) – теоретический или практический вопрос, который необходимо изучить и разрешить.

Проблема, в полном смысле этого слова, требует с изучением ещё и разрешения как противоречие.

Проблемный метод обучения [слайд 10] есть совокупность действий, приёмов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно – познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие, способствующих успешной реализации целей учебно – воспитательного процесса.

Проблемный вопрос [слайд 11] содержит в себе противоречие, вызывает затруднение при выработке на него ответа, требует не вспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения, отличается относительной краткостью формулировки. Проблемные вопросы заметно отличаются от репродуктивных и продуктивно – познавательных большей творческой направленностью в формулировках и выработке ответов.

Например; репродуктивный вопрос: «Когда А.Невский был изгнан из Новгорода его жителями?»

Продуктивно – познавательный вопрос: «Каковы причины изгнания А.Невского из Новгорода в 1240 году?»

Проблемный вопрос: «Почему А.Невский в разгар лета 1240 года одержавший блестящую победу над шведами (за эту победу народ дал ему прозвище «Невский») и тем самым спасший независимость Новгорода, зимой того же года был изгнан из города этим же народом?»

Проблемная задача [слайд 12]– дидактическое средство в виде текста или схемы, содержащее в себе реальное или кажущееся (учебное) противоречие, вызывающее затруднение при выработке на него ответа, требующее не вспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения, содержащее (в отличие от проблемного вопроса) дополнительную вводную информацию и при необходимости – ориентиры поиска её решения.

Например, к теме об отмене крепостного права в России. Изучаются мнения дворян о крепостном праве и о том, как его отменить и отменить ли. Одно из таких мнений: «Главная нужда в России – просвещение. Без него нельзя ничего достичь. Распространению просвещения мешает крепостное право. Трогать крепостное право при таком состоянии просвещения опасно». Создаётся некий «порочный круг»: просвещение может получить развитие только при отмене крепостного права, ликвидировать которое возможно только в условиях просвещения населения. Каковы пути выхода из этой ситуации?

Проблемные задачи делятся на три типа [слайд 13]: задачи на анализ теоретических положений, высказанных различными личностями по одному и тому же вопросу и содержащих при их сведении противоречие; задачи на анализ двух и более высказываний одного и того же лица, содержащих противоречие; задачи на анализ факта или события.

Типизация проблемных задач не окончательна. Возможны разновидности, особенно на сопоставление фактов и событий далёкого прошлого и современности, сравнение российских и зарубежных аналогови т.д. Проблемные задачи очень трудны для их решения, требуют от учащихся и знаний, и мышления, и логики. В 1876 году Ф.М.Достоевский писал: «…Две – три мысли, два – три впечатления поглубже выжитые в детстве, собственным усилием (а если хотите, так и страданием), поведут ребёнка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегчённая школа, из которой сплошь и рядом выходит ни то, ни сё…».

Проблемная ситуация [слайд 14]– создание обстановки, в которой у учащихся возникает интеллектуально – психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, подходов, направленных на выявление личной оценки противоречиям, заложенным в проблемной задаче или вопросе. Проблемная ситуация является следствием обнаружения нестыковки между имеющимися знаниями и знаниями, полученными в ходе постановки проблемы. Учебный материал преподносится так, что у учащихся возникает изумление, заинтересованность, удивление: как же так и почему так, ведь должно быть по - другому.

Например: в начале 20 века Россия была страной с многопартийной системой. К моменту прихода большевиков к власти в стране осталась одна политическая организация - РСДРП. Как это могло случиться?

Элементы проблемного обучения я использую на всех видах учебных занятий. Это и уроки изучения нового материала, и комбинированные уроки, и уроки – семинары, и уроки изучения краеведческого материала.

Для повышения мотивации использую эпиграфы к урокам.

Использование на уроках проблемных заданий и вопросов – широкое поле деятельности для оценивания учителем умения рассуждать, сравнивать, мыслить, а так же знаний учащихся исторических событий, дат, фактов. Конечно, нельзя ставить оценку за знание нравственных понятий, за любое суждение школьников. Можно только поощрять обоснованность позиций, глубину, объективность суждений.

Тем не менее – учитель – диагност воспитательной деятельности [слайд 15]. Это - наблюдение, беседы, анкетирование, анализ сочинений, эссе. Параметры оценки – способность рассматривать исторические явления, факты с разных сторон при приоритете гуманистических ценностей. Наиболее профессиональный метод диагностики результатов воспитания – психологическое тестирование, задание на ранжирование ценностей, на альтернативный выбор, «Продолжи фразу…».





ІІ

В условиях вызовов современности перед учителями стала задача сохранения и преобразование имеющихся практик в интерактивный формат. Весной 2020 года в условиях пандемии дети обучались дистанционно – традиционные уроки и мероприятия были переведены в новый формат. Уроки стали стрим – направлением (прямая трансляция в реальном времени). Преобразования способствовали сохранению активности и традиционному воспитательному воздействию. Воспитательные практики, преобразованные в новые форматы, оказались близки и понятны детям, жизнедеятельность которых тесно связана с гаджетами, социальными сетями.

Подводя итог, я хочу подчеркнуть, что в своей деятельности я сочетаю традиционные и современные методики, что в свою очередь способствует положительной динамике психологического климата среди учащихся, повышает уровень участия школьников в работе на уроке [слайд 16].

Использованная литература [слайд 17]:

  1. Вяземский Е.С., Синельников И.Ю. Современные подходы к проектированию и реализации воспитательного потенциала школьного исторического образования//Преподавание истории и обществознания в школе – 2014 - № 7. – С. 29 – 36

  2. Вяземский Е.С., Синельников И.Ю. О воспитательном потенциале школьного историко – обществоведческого образования//Преподавание истории и обществознания в школе – 2014 - № 10. – С. 32 – 37

  3. Иоффе А.Н. Гражданские предрасположенности и ценности российских школьников: программа оценки гражданского образования в России (8 класс) //Преподавание истории и обществознания в школе – 2015 - № 4. – С. 3 – 13

  4. Лернер И.Я. дидактические основы методики обучения. – М.: 2006

  5. Степанищев А.Т. методический справочник учителя истории. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001

  6. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!