МБОУ Шахунская средняя общеобразовательная
школа № 1 имени Д.Е. Комарова
Учитель начальных классов
Бессолицына
Ирина Николаевна
Образование: высшее Квалификационная категория: высшая
Стаж работы: 26 лет
Мой девиз:
Стать первым учителем не по счету, а по уважению со стороны учеников, родителей, коллег так как начальная школа – это начало всех начал!
ТЕМА:
«Формирование духовно - нравственной личности обучающихся в условиях
личностно - ориентированного подхода к обучению и воспитанию»
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Участие в работе методического объединения учителей начальных классов г.о.г. Шахунья;
Участие в работе методического объединения учителей ОРКСЭ г.о.г. Шахунья;
Работа в школьном методическом центре учителей начальных классов «Детство»;
Выступления перед педагогической общественностью школы с целью обобщения опыта работы;
Работа экспертом при проверке и оценке исследовательских работ на уровне школы и муниципалитета;
Работа в рамках профессионально-педагогических сообществ;
Транслирование опыта на образовательных порталах .
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
«Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является
ключевой задачей современной государственной политики
Российской Федерации»
В. В. Путин
Духовно – нравственное развитие
Направлено на становление личности ребенка, раскрытие его способностей и может быть эффективным, если оно исходит из максимально точного учета возрастных и психологических особенностей детей и строится на принципах:
Принцип гуманистической ориентации воспитания
Принцип индивидуализации воспитания и обучения
Принцип создания воспитывающей среды
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
«Школа - это тот социальный институт,
где каждый ребенок должен раскрыться
как уникальная, неповторимая
индивидуальность»
И. С. Якиманская
Творческое мышление
Способность к рефлексии и самопознанию
Развитая коммуникативная компетенция
Умение работать с информаций
Личность
« Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения» Л.С.Выготский
Цель:
Создание условий для формирования
духовно – нравственной личности обучающегося.
Задачи педагогической деятельности:
Способствовать формированию потребности
получения культурологических знаний на основе
традиционных для России православных и
культурных ценностей;
Подобрать наиболее эффективные формы и методы
работы по духовно – нравственному воспитанию на
уроке и во внеурочной деятельности;
Применять в своей работе инновационные
технологии;
Продемонстрировать результаты своей работы на
заседании методического объединения учителей
ОРКСЭ г.о.г. Шахунья и опубликовать на персональном
сайте http://multiurok.ru/irina606910 /
Ведущая педагогическая идея
«Учиться надо не для того, чтобы удивить других, а для того, чтобы совершенствовать себя»
В условиях личностно - ориентированного подхода к обучению
и воспитанию формирование духовно - нравственных
качеств обучающихся особенно актуально.
Нравственность –
Духовность –
способы действия, нормы поведения, поступки людей.
самое высокое к чему должен стремится человек, направленность его души.
Учитель дает направление ребенку, чтобы тот мог расширить возможности своего Я. Вырасти духовно над самим собой.
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования
Уроки
Конкурсы
Деятельностный аспект
Олимпиады
НОУ
Внеурочная деятельность
Принципы духовно – нравственного воспитания
Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
Принцип творчества и успеха.
Воспитание на традициях.
Принцип сотрудничества.
Духовно – нравственное воспитание имеет ряд направлений:
Военно -патриотическое
Туристско -краеведческое
Спортивно -оздоровительное
Общеинтеллектуальное
Художественно -эстетическое
Урок ОРКСЭ по теме «Христианская семья»
Материал разного типа, вида и формы
Преобладают проблемные, неоднозначные задания
Творческие задания или задания с творческим продолжением
Рефлексия учебной деятельности
Личностно - ориентированное оценивание учебной успешности школьника
Ученик - субъект деятельности. Характеризуется активным и творческим отношением к учёбе. Сам создаёт условия для успешной деятельности, сам ищет пути для достижения лучших результатов.
Внеурочная деятельность
по духовно – нравственному воспитанию
Праздник
Классный час «Что я знаю о Российской символике?»
«Лучше мамы не найти!»
Фестиваль военной песни
Акция «Доброе сердце»
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Методика № 1 Диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у обучающихся Анкета «Нравственные понятия»
Методика № 2
Диагностика отношения к жизненным ценностям
В представлениях детей о главных человеческих ценностях наблюдается положительная динамика. Духовные ценности преобладают над материальными. Исходя из ответов детей можно сделать вывод, что высокий уровень отношения к жизненным ценностям у 6 человек (33%), средний уровень – у 11 обучащихся (62%) , ниже среднего уровня – у 1 ученика (5%).
.
Итак, обучающимся проще всего было объяснить такие понятия как: «дружба», «добро», «справедливость».
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой
На начало года у третьей части детского коллектива уровень воспитанности низкий и ниже среднего.
По итогам проделанной за год работы по формированию духовно – нравственной личности результаты стали значительно лучше.
Наиболее яркими качествами формирующейся нравственности являются отношение к умственному и физическому труду, отношение к людям.
Следует обратить внимание на развитие у ребят отношений к обществу и отношения к себе.
Начало учебного года
Конец учебного года
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
Педсовет
«Личностно - ориентированный подход в учебно - воспитательном процессе»
Методическое объединение учителей ОРКСЭ г.о.г. Шахунья.
Открытый урок.
Публикация материала
Областной интернет – фестиваль уроков по курсу ОРКСЭ
http://multiurok.ru/
irina606910
Литература
1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009.
2. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011.
3. Якиманская И.С. Технологии личностно-ориентированного образования. М, 2000.
Интернет - ресурсы
h ttp://allforchildren.ru /
http://opk.pravolimp.ru/
http://festival.1september.ru/
http://multiurok.ru/
Шаблон презентации
http://linda6035.ucoz.ru/
Элементы спирали нарисованы автором при помощи фигур
Microsoft Office PowerPoint 2007
Мои странички в интернет - сообществах
Мой сайт
Конкурсы
- Муниципальный этап областного конкурса детского рисунка
«Оранжевое солнце»
- Муниципальный этап областного конкурса декоративно-
прикладного творчества «Творчество: традиции и современность»
- Муниципальный этап фотоконкурса «Дети. Творчество. Родина»
- Муниципальный этап XVI Международного фестиваля
«Детство без границ»
- Муниципальный конкурс иллюстраций «Лукоморье»
- Областной конкурс «Я читаю Гайдара! Я рисую Гайдара!»
- VII Всероссийский интернет - конкурс учебных проектов
в образовательной области «Технология» имени М.И. Гуревича.
Олимпиады
Школьная интеллектуальная олимпиада среди учащихся 4 классов:
победитель
и
призер
VI Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры:
3 призера школьного этапа
Научное общество учащихся (НОУ)
Муниципальный уровень
2012 – 2013 уч. год
Кол – во участников
Юный исследователь
Результат
1 участник
Первые шаги в науку
1 место
2 участника
3 и 3 место
2013 – 2014 уч. год
Кол – во участников
Первые шаги в науку
Результат
2 участника
1 и 1 место
Всероссийский уровень
2013 – 2014 уч. год
В мир поиска, в мир творчества, в мир науки
Кол – во участников
Результат
1 участник
1 место
2014 – 2015 уч. год
В мир поиска, в мир творчества, в мир науки
Кол – во участников
Результат
1 участник
Сертификат участника