«Опорно-двигательная система»
Описание мультимедийных компонентов проекта
Авторы проекта (ФИО) | Сергеева Татьяна Анатольевна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | Учитель биологии |
Образовательное учреждение | МБОУ «Новосергеевская ООШ» |
Название проекта | Опорно – двигательная система человека |
Операционная система, с помощью которой подготовлен мультимедийный компонент (Windows, Linux) | Windows |
Форма (презентация, тест и т.п.) | Презентация |
Размер ресурса (мегабайт) | 3,68 МБ (3 770 КБ) |
Технические данные (компьютер, интерактивная доска и другие.) | компьютер |
Учебный предмет | Биология |
Класс | 8 класс |
Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс | Биология: Человек: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений/авторы Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев) |
Название темы или раздела учебного курса | Опорно – двигательная система |
Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие) | ppt, doc |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие) | Презентация, текстовый документ |
Образовательный тип (поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие) | Урок |
Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал | Microsoft PowerPoint |
Преподаватель – Сергеева Татьяна Анатольевна
Предмет – биология
Тема – Опорно-двигательная система.
Продолжительность занятия – 45 минут
Учебно – методическое обеспечение: Биология: Человек: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений/авторы Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев)
Класс – 8
Образовательное учреждение – Томская область, Кожевниковский район, село Новосергеевка, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новосергеевская основная общеобразовательная школа»
Авторский медиапродукт – наглядная презентация учебного материала ? слайдов (среда Power Point, Word)
МЕДИАПРОДУКТ
I. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.
II. Структура презентации:
№ п/п | Структурные элементы | Временная реализация | № кадра |
1 | Организационный момент | 2 минуты | №1 |
2 | Целевая установка | 3 минуты | |
3 | Разминка | 3 минут | №2,3 |
4 | Сообщение нового материала | 9 минут | №4-11,13-14, 16-17,21-24,26-29 |
5 | Задание | 8 минут | №15,20,23 |
6 | Закрепление изложенного материала | 15 минут | №12,15,18-19, 20, 25,30-32 |
| Задание на дом | 5 минут | №33 |
III. Схема взаимосвязи кадров презентации:
15
14
10
11
122
16
17
18
19
20
21
15
22
23
24
15
25
26
26
6
1
2
3
4
5
7
13
8
9
28
29
33
27
31
32
30
IV. Содержание кадров:
Тема урока.
Если б не было скелета.
Разнообразие движений.
Одна или много?
Возможно ли это в реальной жизни?
ОДС.
Функции ОДС.
Опорная функция.
Опорная функция.
Обменная функция.
Остеомаляция.
Защитная функция.
Кроветворная функция.
Формообразующая функция.
Крепость материалов на растяжение и сжатие.
Проблема.
Строение кости.
Микроскопическое строение кости.
Микроскопическое строение кости.
Лабораторная работа.
Эйфелева башня.
Проблема.
Лабораторная работа.
Декальцинированная и нормальная кости.
Химический состав костей.
Мухтар Гусенгаджиев.
Сравнение состава детского и взрослого скелета.
Развитие костей.
Типы костей.
Трубчатая кость.
Плоская кость.
Губчатая кость.
Домашнее задание.
-35. Литература.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, схем, текстов и т.д.);
Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности (виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости, виртуальный эксперимент- визуализация процессов, которые трудно или невозможно рассмотреть в реальных условиях и др.)
План занятия:
№№ | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Временная реализация |
1 | Организационный момент | Проверка готовности к уроку. Мотивация обучающихся | Обсуждение | 2 МИНУТЫ |
2 | Целевая установка | Сообщение темы и разъяснение целей урока | Восприятие разъяснений учителя | 3 МИНУТЫ |
3 | Сообщение нового материала | Лекция-беседа | Восприятие | 7 МИНУТ |
4 | Самостоятельная работа с рисунком учебника | Наблюдение, помощь по просьбе учащихся | Восприятие | 5 МИНУТ |
5 | Лабораторно-исследовательская работа. | Разъяснение этапов творческого проектирования | Восприятие | 5 МИНУТ |
6 | Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с раздаточным материалом. | Наблюдение, помощь по просьбе учащихся | Восприятие |
8 МИНУТ |
7 | Закрепление изложенного материала | Наблюдение, помощь по просьбе учащихся | Работа над проектами | 12 МИНУТ |
8 | Задание на дом | Разъяснение дифференцированного объёма работы на дом | Запись в дневниках. Выбор задания | МИНУТЫ |
4.Используемые технологии:
- технология на проблемной основе.
- информационно-коммуникативная,
- частично-поисковая технология,
- технология на диалоговой основе.
- исследовательская технология
Используемые методы обучения:
1. Дискуссия.
2. Работа с учебником.
3. Работа с дидактическим материалом.
4. Беседа.
1. Демонстрация.
2. Презентация к уроку.
1. Лабораторные работы.
Образовательные задачи:
Формировать новые анатомо-физиологические понятия: значение опорно-двигательной системы, строение костей.
Сформировать у учащихся знания об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы
Продолжить формирование умений учащихся анализировать факты, находить причинно–следственные связи, делать выводы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья (формировать представления учащихся о необходимости следить за своим питанием).
Подвести учащихся к мысли П.Ф. Лесгафта, что при наибольшей легкости кость представляет набольшую крепость с наименьшим расходом материала.
Доказать эволюционное происхождение человека и преобразующую роль материальных причин - труда и физических упражнений – в жизни, развитии человека;
Развивающие задачи.
Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Развивать умения работать с учебником.
Развивать умение добывать знания опытным путем.
Ход урока
План
ИНМ
Изучение систем внутренних органов человека начинается с опорно- двигательной системы. Это система труженица. Еще И.М. Сеченов говорил о том, что “ cмеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге, - везде окончательным фактом является мышечное движение”.
- Зачем нужен скелет?
Для ответа на него попробуем с помощью художника представить, что было бы, если бы у животных совсем не было скелета. А было бы примерно то, что вы видите на рисунке. Слайд 2. Так выглядели бы собака, голубь и лягушка без скелетов. Они напоминали бы выброшенную на берег медузу. Сколь много опасностей ожидало бы его на каждом шагу – даже легкая травма головы, незащищенная черепной коробкой, могла бы привести к тяжелейшему сотрясению и даже к смерти. А каким бы способом человек передвигался, не имей он такого прочного и относительно легкого опорного аппарата? Наверное, перекатывался бы с места на место, как студенистый шар, или вообще бы избрал себе для жизни водную среду…
Слайд 3. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвёртом месяце после рождения — тянуться, хватать различные предметы. Как многообразны и сложны наши движения! Вспомните акробатические трюки гимнастов или изящные пируэты танцоров. Даже наши обычные каждодневные движения не так уж просты.
- Сколько костей в человеческом скелете?
Как это ни странно, указать точное количество костей в скелете человека не представляется возможным. Во-первых, оно несколько различно у разных людей. Примерно у 20% людей есть отклонения в количестве позвонков. Один человек из каждых двадцати имеет лишнее ребро, причем у мужчин лишнее ребро встречается примерно в 3 раза чаще, чем у женщин. Во-вторых, количество костей меняется с возрастом: со временем некоторые кости срастаются, образуя плотные швы. Поэтому не всегда ясно, как считать кости. Слайд 4. Крестцовая кость явно состоит из пяти сросшихся позвонков. Считать ее за одну или за пять? Поэтому солидные руководства осторожно указывают, что у человека "несколько более 200 костей". Чтобы стать скелетом, они должны в определенном порядке соединяться друг с другом.
Слайд 5. Во многих американских фильмах ужаса человеческий скелет встает из гроба и идет по ночному кладбищу. Возможно ли это?
Слайд 6. Кости - это пассивная часть скелета, так как самостоятельно кости двигаться не могут. Соединение костей друг с другом осуществляется при помощи сухожилий и скелетных мышц. Мышц насчитывается примерно 600. Это активная часть скелета. Кости и мышцы – это каркас каждого из нас. Только благодаря им мы можем прыгать, бегать, танцевать или просто лежать. Причем одни без других абсолютно бесполезны. Имея одни лишь кости, мы могли бы стоять, опершись обо что-то. И даже самые сильные мышцы без скелета не позволили нам так виртуозно владеть своим телом.
- Опорно - двигательная система. Вслушайтесь в эти слова и ответьте на вопрос. Какие важные функции выполняет ОДС?
Слайд 7. На костную систему возложили три важнейшие функции – опорную, двигательную и защитную.
Слайд 8. Опорная. Скелет служит жестким, устойчивым к сжатию каркасом тела. Он помогает телу сохранять определенную форму, обеспечивая опору для всей его массы, противодействуя силе тяжести и поднимая тело над землей. Это облегчает передвижение по суше. Внутренние органы оказываются закрепленными и подвешенными к скелету.
Слайд 9. Двигательная (локомоция). Большинство костей скелета соединено подвижно друг с другом с помощью суставов. Скелет, построенный из жесткого материала, служит местом прикрепления мышц. Под влиянием нейрогуморальной регуляции происходит сокращение мышц, части скелета работают как рычаги, и это приводит к различным движениям.
Слайд 12. Защитная. Кости и мышцы образуют полости тела, которые защищают внутренние органы от травм. Наиболее важные для организма органы заключены в костные образования. Черепная коробка составлена из мелких плоских костей, соединенных между собой неподвижно посредством швов. Она защищает мозг. А позвоночник – спинной мозг. Грудная клетка может быть подвижна – это обусловлено тем, что подвижны органы, которые она защищает. Увеличение объема легких было бы невозможно при фиксированной грудной клетке - это затрудняло бы движение корпуса. Природа продумала все.
Есть еще три функции, которые выполняет опорно- двигательная система.
Слайд 10, 11. Обменная. Кости и мышцы принимают участие в обмене некоторых элементов, в частности фосфора и кальция. Тело человека содержит в среднем около 1,5 кг фосфора. Из этого количества 1,4 приходится на кости, 130 грамм на мышцы и 12 грамм на нервы и мозг. Почти все важнейшие физиологические процессы в организме связаны с превращением фосфорорганических веществ. Кальций называют «самым живым металлом». Ионы кальция присутствуют во всех тканях организма, но более всего их в костях. Так скелет человека на 80 % состоит из фосфата кальция и на 13 % - из карбоната кальция. Нехватка кальция в организме приводит к рахиту, то есть недоразвитию костно - мышечной системы.
Слайд 13. Кроветворная. Находящийся в костях красный костный мозг вырабатывает эритроциты, зернистые формы лейкоцитов и кровяные пластинки. Одно из самых распространённых заболеваний, поражающих костный мозг — лейкоз, часто, несмотря на лечение, приводит к смерти.
Слайд 14.Формообразующая. Мышцы прикрепляются к костям скелета и образуют форму, определяют размер.
Слайд 15. Кость — одно из самых удивительных изобретений природы. По прочности она превосходит гранит, ее упругость выше, чем у дуба, а вес — легче металла. Не будь у человека таких легких, упругих и прочных костей, он, возможно, никогда не стал бы властелином Земли. Вот что такое кость! От чего же зависят ее замечательные свойства?
Слайд 16. У молодого петуха всю бедренную кость удалили, но сохранили надкостницу. Через некоторое время кость восстановилась. Почему так произошло?
Слайд 17. Используя рисунок 18 стр. 46 учебника, и текст § 10 стр. 47 изучите макроскопическое строение кости. Затем заполните пропуски (приложение №1)
Снаружи кость одета надкостницей, которую пронизывают кровеносные сосуды, питающие кость. В надкостнице имеется много чувствительных нервных окончаний, сама же кость нечувствительна. Рост костей в толщину происходит за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы. На основе этих фактов можно предположить, что кость является живым органом. Вес кости уменьшен за счет того, что внутри она полая. Полость трубчатых костей заполнена красным костным мозгом, который в течение жизни заменяется желтым (жировой тканью). А как устроена кость изнутри? Слайд 18 - 19. Круги различного диаметра, отходящие от костного канала в разные стороны, образованы круговыми костными пластинами. Они, как русские матрешки, вставлены одна в другую и тем самым придают костной ткани необыкновенную прочность. Костные клетки похожи на овальных жуков с лапками. Они образуют при помощи своих тел и отростков костные пластины. Костные пластины погружены в вещество, окрашенное на микропрепарате более светлым тоном. Это очень прочное межклеточное вещество, не уступающее по прочности камню.
Слайд 20. Лабораторная работа
«Микроскопическое строение кости»
Оборудование: два одинаковых листа бумаги одинаковой плотности, подставки (можно из книг), разновесы (можно самодельные из металлических скрепок), нитки.
Порядок работы:
Сверните два одинаковых листа бумаги – один трубочкой, а другой – плотной полоской.
Положите бумажные трубочку и полоску на подставку и подвешивайте на нитках груз разной величины. Определите, при какой нагрузке прогибаются «трубочка» и «полоска».
- Какая особенность строения кости выясняется этим опытом?
Вывод: человеческая кость очень прочная за счет костных пластин, вставленных одна в другую, и очень прочного межклеточного вещества, в которое они погружены. Такая разновидность костной ткани называется плотной.
Слайд 21. В 1889 году в Париже по проекту инженера Эйфеля была сооружена трехсотметровая башня, ставшая своеобразным символом столицы Франции. Ученые обнаружили, что распределение силовых линий в конструкциях башни и в берцовой кости человека идентично, хотя при создании инженер не пользовался живыми моделями.
Слайд 22. Средний вес человека варьирует в пределах 70-90 кг. Чистый вес скелета составляет 7-8 кг. Чем же объяснить его высокую прочность при относительной легкости.
Костная ткань образуется из твердых частичек солей и мягких, тягучих белковых волоконец. Что дает кости каждое из них? Это вы смогли выяснить, проделав простой опыт дома.
Слайд 23. Лабораторная работа
Цель эксперимента: сделать кость гибкой, удалив из нее минеральные вещества.
Очистить сырую куриную косточку от мяса и сухожилий.
Просушить кость в течение нескольких часов.
Положить кость в банку и залить уксусом.
Закрыть банку и оставить на ночь.
Утром вилкой осторожно вынуть кость из банки и промыть водой.
Проверить, как сгибается косточка.
Снова опустить кость в банку и в течение всей недели проверять, как сгибается косточка.
Слайд 24. Результат опыта: сначала сгибается только конец косточки, затем гибкий участок на ней увеличивается, в конце концов вся кость легко гнется.
- К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента?
Выводы: кость твердая благодаря минеральным веществам, входящим в их состав. Уксус, будучи кислотой, растворяет эти вещества и выводит их из кости, из - за чего она становится гибкой и мягкой.
- А как удалить из кости органические вещества?
Органика прекрасно горит. На месте костра, в печи всегда остается зола – это минеральные соли, т.е. неорганические вещества.
Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели.
Опыт. Испытать прокаленную кость на прочность.
- Какой стала прокаленная кость?
Слайд 25, 26. Кстати, вес самой кости, совсем не тот, который получается, когда ее клали на весы в магазине. В кости ведь еще содержится... вода. Чтобы определить, сколько в кости воды, надо сначала взвесить «сырую» кость, затем высушить ее, как сушат белье, и снова взвесить. Тут-то и окажется, что вода составляет почти половину веса кости! На основе знаний химического состава можно выяснить причинно-следственные связи: твердость неорганических веществ + гибкость и упругость органических веществ = прочность костей.
Слайд 27. Химический состав костей в разные периоды жизни человека неодинаков. От рождения до 20 лет в костях больше органических веществ, поэтому детские кости редко ломаются, но деформируются. Наиболее прочные кости у людей в возрасте от 20-40 лет, когда содержание органических и неорганических веществ равно. После 40 лет содержание неорганических веществ увеличивается, а значит, кости становятся более хрупкими и ломкими. Вроде бы никто не сомневается, что скелет у человека находится внутри тела и построен из костей. Но если бы весь скелет состоял только из костей, дети совсем не росли бы, так и остались бы маленькими. Сомневаешься? Тогда обрати внимание на взрослых. Растут ли они? Нет, не растут. И причина в том, что скелет взрослого почти целиком построен из костей, величина же костей и через неделю, и через месяц, и через несколько лет не меняется, а потому человек не растет. У детей же скелет имеет очень важную особенность, благодаря которой и возможен рост. Особенность эта — хрящи. Хрящ имеет «волшебную» способность: превращать маленьких в больших.
Слайд 28. В первые недели жизни ребенка его скелет почти целиком хрящевой. По форме хрящи похожи на кости взрослого, но они мягкие, гнущиеся, непрочные и их легко можно повредить. Скелет стремительно растет и постепенно внутри хрящевых «костей» появляются островки настоящей твердой кости. Костные участки с каждым годом увеличиваются, хрящевые же — уменьшаются, что в конце концов приводит к задержке роста. Почему? Да потому, кость растет за счет хряща. К 20—25 годам костные участки сливаются, уничтожая существовавшие между ними последние островки хрящей, благодаря которым росла кость. Рост и формирование скелета улучшают физические упражнения. Качественный состав кости меняется в зависимости от состава пищи. Выдающийся русский анатом П.Ф.Лесгафт проделал интересный опыт. Он кормил четыре группы щенков разной пищей: молочной, мясной, смешанной и растительной. В костях щенков, которых кормили молоком или мясом, соотношение неорганических веществ было примерно 1:1. Значительно меньше неорганических веществ в кости при смешанном питании и особенно при питании растительной пищей, где это соотношение выражается 1:2. Различным составом костей объясняется и их прочность. Более прочные, крупные и тяжелые кости у животных, питающихся молоком. У щенков, содержащихся на растительной диете, кости более мягкие и слаборазвитые. У них чаще наблюдаются искривления и переломы конечностей. Все эти изменения подобны тем, которые бывают при рахите. В основе этого заболевания лежит недостаток извести и солей фосфора в костях. Соли не усваиваются из-за недостатка витамина В и солнечного света. В результате в рахитической кости отношение неорганических солей к органическим равно 1:4, тогда как в нормальной - 3:1. Кости ребенка при рахите мягки, кости черепа, тазового пояса, грудной клетки, нижних конечностей деформируются.
Кость - сложный живой орган, и для его жизни необходимы определенные условия питания, движения.
Слайд 29. Форма костей в скелете человека очень разнообразна. Различают: трубчатые, губчатые, плоские кости. Расположение костей в скелете связано с выполняемой ими функцией при общей закономерности: «Кости построены так, что при наименьшей затрате материала обладают наибольшей крепостью, легкостью, по возможности уменьшая влияние толчков и сотрясений» (П.Ф. Лесгафт).
Форма и рельеф костей зависят от характера прикрепления к ним мышц. Если мышца прикрепляется к кости с помощью сухожилия, то в этом месте формируется бугор, отросток или гребень. Если же мышца непосредственно сочетается с надкостницей, то образуется углубление.
Работа в группах.
Прочитать абзац «Типы костей» (стр. 48-49 учебника) и дополнительный материал. Ответить на поставленные вопросы. (приложение №2).
Первая группа – трубчатые кости.
Вторая группа – плоские кости.
Третья группа – губчатые кости.
Слайд 30-32. Трубчатые, губчатые и плоские кости.
Закрепление.
В одной старинной французской книге описывался такой случай. Молодая, красивая, жизнерадостная женщина за полгода превратилась в полного инвалида. Малейшее движение стоило ей больших усилий, даже говорила она с трудом. Позвоночник, кости рук и ног и другие части скелета стали мягкими и податливыми. Череп при надавливании изменял свою форму. Врачи не смогли спасти женщину от болезни, которая называется остеомаляцией, или размягчением костей. Объясните причины гибели женщины. Можно ли в наше время избежать этой болезни?
2. Почему корпус самолета делают из дюралюминиевых трубок, а не из листового проката?
3. Большая берцовая кость может выдержать в вертикальном положении груз массой до 1500 кг, хотя ее масса 0,5 кг. Объясните, чем обусловлена такая прочность и легкость кости.
Рефлексия. Составить синквейн.
Слайд 33. Домашнее задание. § 10.
Составить ребусы, кроссворд с названиями костей.
Написать сказку о скелете и его роли в жизни человека.
Дополнительный материал.
Приложение №1
Впишите в текст о строении кости пропущенные слова: 25 лет, губчатое вещество, хрящевая ткань, суставный хрящ, красный костный мозг, за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы, надкостница, кровеносные сосуды, нервные окончания.
Кость за исключением соединяющихся поверхностей, покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой, богатой …………………………… и ………………………………., которая носит название ……………………. . Кости могут расти в длину и ширину. В норме их рост у человека заканчивается к ……………….. годам. В длину кость растет ……………………………., а в ширину - …………………………………… . Кости прочные и упругие. Этот эффект достигается за счет особого химического состава костей. Прочность обеспечивается за счет ………………, а упругость - ………………………… .
Приложение №2
1.Трубчатые кости (длинные кости) — кости цилиндрической или трёхгранной формы, длина которых преобладает над шириной. Трубчатые кости – полые внутри. Это позволяет им при относительно небольшом весе сохранять высокую прочность. Трубчатые кости имеют вид цилиндра с утолщенными краевыми концами. Они служат длинными прочными рычагами, за счет которых человек может передвигаться в пространстве или поднимать тяжести. К трубчатым костям относятся кости плеча, предплечья, бедра и голени. Трубчатые кости покрыты надкостницей, за исключением суставных поверхностей. За надкостницей следует слой компактного плотного вещества. На конечных участках кости компактное вещество переходит в губчатое, которое заполняет концы костей. В средней части кости губчатого вещества нет, там находится костномозговая полость, заполненная желтым костным мозгом. Красный костный мозг сохраняется в губчатом веществе концевых участков кости. В толщину трубчатые кости растут за счет надкостницы. Однако масса кости увеличивается незначительно, потому что стенки костномозговой полости содержит клетки, растворяющие кость. Благодаря сложной и согласованной работе тех и других клеток достигается оптимальная прочность кости при наименьших массе и затрате материала. Рост в длину трубчатых костей происходит за счет зон роста и завершается к 20-25 годам. Зона роста находится недалеко от концевых участков костей. Они состоят из хрящевой ткани, которая по мере роста кости замещается костной тканью.
1. Большая берцовая кость при небольшой массе (около 0,5 кг ) может выдерживать нагрузку до 1500 кг. Благодаря чему это возможно?
2. Губчатые кости. Построены преимущественно из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного, Они имеют форму неправильного куба или многогранника и располагаются в местах, где большая нагрузка сочетается с подвижностью (например, надколенник). Среди них различают длинные губчатые кости (ребра и грудина) и короткие (позвонки, кости запястья, предплюсны). Размеры губчатых костей одинаковы в трех плоскостях. К губчатым костям относятся надколенник, гороховидная кость, кости пальцев руки и ноги; функция их - вспомогательные приспособления для работы мышц; развитие - эндохондральное в толще сухожилий. Губчатые кости располагаются около суставов, участвуя в их образовании и способствуя движениям в них, но с костями скелета непосредственно не связаны. В основном губчатые кости выполняют опорную функцию.
1. Каково значение губчатых костей в организме человека?
3. Плоские кости не содержат полости; между двумя пластинками компактного вещества в них располагается губчатое вещество. Плоские кости участвуют в образовании полостей для защиты органов (кости черепа, таза и др.). Плоские кости черепа (лобная и теменные) выполняют преимущественно защитную функцию. Они построены из 2 тонких пластинок компактного вещества, между которыми находится губчатое вещество, содержащее каналы для вен. Эти кости развиваются на основе соединительной ткани (покровные кости). Плоские кости поясов конечностей (лопатка, тазовые кости) выполняют функции опоры и защиты, построены преимущественно из губчатого вещества; развиваются на почве хрящевой ткани.
Плоские кости участвуют в образовании полостей, поясов конечностей и выполняют функцию защиты (кости крыши черепа, грудина).
Почему именно плоские кости составляют мозговую часть черепа?
Литература.
Занимательная анатомия. М., «РОСМЭН», 2000г.
Рабочая тетрадь 8-9 классы. Биология. О. Н. Ридигер. М., Вентана – Граф. 2006
Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., Просвещение, 1987 г
http://www.berl.ru/article/forabit/human/organ/skelet.htm
http://www.medclub.ru/anatomy/skeleton.html
19