СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорные системы животных

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии в 6 классе с использованием презентации.

Просмотр содержимого документа
«Опорные системы животных»

Тема: Опорные системы животных. ( 6 класс)

Цель урока: способствовать формированию знаний об опорных системах животных, как механизмов опоры, защиты и часто движения.

Результаты обучения:

Понимать, что постоянная форма тела поддерживается скелетом

Понимать, что скелет бывает наружный и внутренний

Знать, у кого скелет наружный, у кого – внутренний

Понимать, что части скелета могут соединяться друг с другом подвижно, неподвижно и полуподвижно.

Понимать, что прочность кости обеспечивается её внутренним строением

Знать, что скелет позвоночных состоит из кости и хряща

Предметные: у учащихся сформируется представление о строении и значении скелета, типами скелетов, их особенностями.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД:

- формирование ответственного отношения к обучению;

Регулятивные УУД:

- осознание собственных знаний, умение осуществлять самопроверку, самоконтроль.

Познавательные УУД:

- формирование логического мышления, умение заполнять таблицу, умение слушать и слышать;

- владение поиском и способностью выделять необходимую информацию.

Коммуникативные УУД:

- владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

- умение выражать свои мысли, строить предположения, рассуждать и доказывать свою точку зрения.



Оборудование: компьютер, проектор.

Демонстрация остовов млекопитающих, распилов костей, ра­ковин моллюсков, коллекций насекомых, фиксированные скелеты лягушки, ящерицы, голубя, кролика.


Организационный момент: ( 2 минуты) Здравствуйте, ребята! Улыбнемся друг другу, поприветствуем наших гостей. Проверьте свои принадлежности. Начнем наш урок.

Опрос домашнего задания. (3 минуты)Ребята, давайте вспомним, какая тема была на прошлом уроке? Ответьте, пожалуйста на вопросы(слайд1-4 ) :

1. Какая ткань растений придаёт им прочность? (механическая)

2. Назовите особенности строения клеток механической ткани (Они имеют толстые прочные стенки)

3. В каких органах растений можно обнаружить механическую ткань? (Корень – сосредоточены в центре корня, стебель – волокна луба и древесины, лист – в составе жилок).

Обобщение ответов и вывод.

Основная часть.

Молодцы, тема сегодняшнего нашего урока «Опорные системы животных» . Как вы думаете, какова цель нашего урока? Какие задачи мы будем решать на уроке? (Слайд№5)

Теперь посмотрите на некоторых животных (Слайд №6 – 11). Ответьте на вопрос Слайд №12: все ли представленные животные имеют скелет?

Чтобы это выяснить, обратимся к плану опорной системы , который поможет вам охарактеризовать её после прочтения

План изучения опорной системы

1. Название опорной системы, характерной для данной группы животных

2. Особенности строения

3. Свойства

4. Значение для организма

Прочитайте текст (до внутреннего скелета) и выделите из материала необходимые пункты. 2 минуты. Рассказ учащихся про радиолярию, краба и устрицу.(учитель дополняет при необходимости)

У радиолярии внутриклеточный скелет состоит из кремневых иголочек. Он позволяет им парить в толще воды и защищает от врагов. У устрицы и речного рака наружный скелет. Раковина устрицы состоит из извести и рогоподобного вещества. Они прочные, но тяжёлые, поэтому устрицы ведут малоподвижный образ жизни. По мере роста моллюски достраивают свои раковины.

Скелет краба состоит из хитина, который выделяется клетками кожи. У многих он пропитывается минеральными солями и становится ещё прочнее, превращаясь в панцирь. У членистоногих процесс роста происходит сложнее – они растут при линьках. В определённое время под старым панцирем у них образуется новый тонкий хитиновый покров, а старый сбрасывается: животное линяет. Пока новый покров мягкий и эластичный, животное быстро растёт. Этот период для него очень опасен: животное в этот период малоподвижное, слабое и может стать добычей многочисленных хищников. ( Работа со слайдами №14-16)

Дополнение учителя: в первые годы жизни рак линяет и быстро растет, а с 5-летнего возраста он подвергается линьке не чаще 1 раза в год и растет медленно. Живут раки до 15 – 20 лет и достигают величины 20 – 25 см. 3-4 минуты


Усовершенствование и усложнение организации животных в ходе эволюции отразилось на строении опорных систем. Так наружный скелет постепенно сменяется внутренним. Уже у головоногих моллюсков, как у более эволюционно продвинутого класса появляется внутренний хрящевой скелет.

Первые позвоночные животные, такие как рыбы, имеют три типа внутреннего скелета: хрящевой эволюционно более древний, остался лишь у акул и скатов. Переходная форма костно-хрящевой у осетровых и эволюционно наиболее молодой класс костные рыбы – костный. Скелет рыбы. Причем чем эволюционно более молодой вид рыб, тем большая разновидность костей скелета и уменьшение его массы.

(Слайды № 17 – 18). У позвоночных животных внутренний скелет состоит из 3-х отделов: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей. Скелет млекопитающих.

Как вы считаете, в чем преимущества и недостатки внутреннего и наружного скелета? Наружный скелет дает большую защиту, чем внутренний, но вместе с тем малую подвижность организма, что сказывается на жизнедеятельности организма и его обменных процессах. 3 минуты

Человек, как и все позвоночные животные, имеет внутренний скелет. Он состоит из тех же отделов. На ранних стадиях развития скелет хрящевой, а с возрастом он почти полностью замещается костной тканью. Скелет позвоночных образован костями, сухожильями и связками. Кости состоят из соединительной костной ткани, а связки и сухожилия из соединительной волокнистой ткани.

Для того чтобы выяснить какими свойствами должна обладать кость, нужно установить зависимость этих свойств от химического состава кости, мы проведем лабораторную работу «Строение и свойства кости»


Лабораторная работа «Строение и свойства костей» 10 минут

Цель: изучить свойства костей и установить зависимость этих свойств от химического состава костей.

Оборудование: образцы костей птицы: натуральные, выдержанные в кислоте, прокаленные.

Вопросы в начале лабораторной работы: Можно ли кость назвать живой структурой? (Можно, т.к. кость состоит из живых клеток и тканей) Какие химические вещества входят в состав живых организмов?

(Органические и неорганические) Какими свойствами должна обладать кость? (прочностью, упругостью)

Ход работы.

  1. Рассмотрите кости животных.

  2. Рассмотрите образцы костей:

  • Натуральной

  • Выдержанной в растворе кислоты

  • Прокаленной.

Вам необходимо в таблицах расставить знаки + и – (да и нет)

4. Сделайте выводы о химическом составе кости и его влияние на свойства кости и занесите их в таблицы



Прокалённая кость

Выдержанная в кислоте

Натуральная

Химический состав:

- органические вещества

- минеральные вещества



-


+



+


-



+


+

Свойства кости:

- эластичная, упругая

- твёрдая


-


+


+


-


+


+

Вывод: Органические вещества придают эластичность и упругость костям, минеральные (неорганические) – твёрдость, поэтому сочетание этих веществ обеспечивает живой кости высокую прочность.

Итак, вы изучили состав костей и установили зависимость этих свойств от состава костей. Давайте теперь рассмотрим, как кости соединены между собой, ведь они не отделены в организме друг от друга.

Существует 3 типа соединения костей: неподвижное, подвижное и полуподвижное.

Слайд №19 Неподвижные соединения костей осуществляются сращением костей (крестцовые позвонки), а также швами (кости черепа). Они обеспечивают надежность соединения и способность выдерживать большие нагрузки.

Полуподвижными называются соединения костей с помощью хряща (соединение позвонков в позвоночнике, ребер с грудиной).

Сустав (подвижное соединение) – наиболее распространенная и сложная форма соединения костей. Суставы независимо от различий в подвижности состоят из трех обязательных элементов: суставных поверхностей, суставной сумки и суставной полости. 


Обобщение проводят в форме индивидуальной работы с текстом приложения, заполняют таблицу. Слайд №20


Вопросы для сравнения

Раковины моллюсков


Панцирь рака (краба)


Кости позвоночных


Тип скелета




Из каких веществ состоит




Какими свойствами обладают




Могут ли расти и в какие периоды жизни.




Преимущества (по сравнению с другими)




Недостатки

(по сравнению с другими)





Проверка работы ( слайд 21)


Итог урока:

Вернёмся к проблеме нашего урока:

  1. Какой тип скелета у моллюсков? (Наружный, у более прогрессивных - внутренний)

  2. Из какого вещества состоит панцирь краба? (Хитин)

  3. В чём преимущества внутреннего скелета по сравнению с наружным?

  4. В чём его недостатки?


Домашнее задание. ( слайд 22)

  1. Читать стр. 83-87.

  2. Отвечать на вопросы на стр. 88.

  3. Задания № 93-94 (рабочая тетрадь)

Творческое задание: подготовить мультимедийный доклад по одной из следующих тем:

  • Как происходит линька у членистоногих.

  • Опорные структуры растений и их применение в архитектуре и строительстве.

  • Скелеты простейших в живописи.


Оценить работу учащихся на уроке.





Приложение.

Опорные системы животных.(Заполни таблицу, используя приложение. )

Вопросы для сравнения

Раковины моллюсков

Панцирь краба

Скелет позвоночных

1.Тип скелета




2. Из каких веществ состоит




3. Какими свойствами обладают




4. Могут ли расти и в какие периоды жизни.




5. Преимущества (по сравнению с другими)




6. Недостатки (по сравнению с другими)






Приложение к таблице «Опорные системы животных»

1) Наружный скелет, Внутренний скелет,

2) Из хитина, пропитанного минеральными солями; Из извести и рогоподобного вещества; Из неорганических и органических веществ.

3) Прочные и легкие; Кости обладают большой прочностью и упругостью; Прочные и тяжелые.

4) Растут до определенного возраста; Растут при линьках; В течение всей жизни достраивают раковины.

5) Позволяют активно двигаться; Обеспечивают защиту тела и позволяют активно двигаться; Обеспечивают надежную защиту тела моллюсков.

6) Тяжелые; В период линьки хозяин не защищен и может стать добычей хищников; С возрастом меняется соотношение органических и неорганических веществ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!