Виды и формы обучения
Каждая дидактическая система вызывает к жизни
определённый вид обучения со своими особенностями
и соответствующей технологией.
Подласый И. П.
Придя в школу в первый класс, ребёнок широко раскрытыми глазами смотрит на окружающий мир вещей и людей. Они вызывают у младшего школьника интерес и стремление познать их, почувствовать, научится жить в этом мире. Пытливое отношение к действительности, изучение её происходит не только путём проб и ошибок, но и планомерно, системно под руководством учителя, в процессе целенаправленного обучения. Результативность обучения зависит от многих факторов, среди которых следует выделить виды и формы организации этого процесса. И с момента возникновения и осознания данного явления идет, и будет идти постоянный поиск наиболее совершенных и результативных.
Прежде чем рассматривать виды и формы обучения, необходимо дать определение этому процессу. Существует несколько вариантов:
Обучение - 1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями;
2) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека;
3) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимися.
Контент - анализ этих определений показывает, что в процессе обучения участвуют две стороны: тот, кто учит и тот, кого учат. И основная ответственность лежит на учителе, ведь его мастерство обеспечивает успех или неудачу.
Многие учителя часто допускают ошибку в понятиях: «вид обучения» и «вид урока».
Вид обучения – общий способ организации учебно-воспитательного процесса на основе:
1) характера деятельности учителя; 2) особенностей обучения учеников;
3) специфики применения знаний на практике.
Виды обучения – догматическое; объяснительно-иллюстративное; проблемное; программированное; компьютерное, дифференцированное, дистанционное,
Рассматривая каждый из видов обучения, следует исходить из его названия.
Догматический вид обучения долго господствовал в учебных заведениях. Учитель всегда прав и ученик зазубривает информацию как догму, не требующую обсуждения.
В основе объяснительно – иллюстративного вида обучения лежат словесные методы обучения с демонстрацией наглядных действий и иллюстративного дидактического материала.
Проблемное обучение способствует развитию ребёнка, подводит его к самостоятельным выводам, умозаключениям, развивает психические процессы и формирует навыки анализа, сравнения, обобщения, классификации и т.д. В основе этого вида обучения лежат проблемные ситуации и проблемные вопросы. История проблемного обучения идёт со времён великого философа Сократа. Широко известны в педагогическом мире «Сократовские беседы», основанные на проблемных вопросах учителя. Поиск ответов на них приводит ученика к выводам и умозаключениям и на их основе к усвоению новых знаний. Проблемные вопросы – должны содержать затруднение, учитывать запас знаний, вызывать удивление детей, подталкивать учеников к выдвижению гипотез. Но данный вид обучения не экономичен и требует длительного времени на изучение материала. Часто старшее поколение упрекает современных школьников: «Мы так давно учились, а я до сих пор помню…» Но мы живём в таком мире, когда объём информации очень огромен и идёт постоянное обновление её, пополнение… Как успеть передать её школьникам, а им усвоить. Исходя из этого, изменилась парадигма образования. В советской школе она звучала: «Научить на всю жизнь», а сейчас парадигма – «Научить учиться всю жизнь». Только человек, умеющий самостоятельно самообучаться, самосовершенствоваться достигнет успехов в какой - либо профессии. Например, вышел из профессионального учебного заведения молодой специалист, и не успел ещё приступить к работе, а появились новые технологии. Возникает необходимость «переучиваться». Вот здесь и проявляется уровень развития навыков самообучения. Если человек способен быстро «переучиваться», он будет успешным в жизни. А формируется этот навык во время обучения в общеобразовательной школе. И проблемное обучение способствует его формированию. Современная школа широко использует элементы, методы проблемного обучения в сочетании с другими видами. Проблемное обучение – реализуется с помощью проблемного изложения знаний, частично - поискового, поискового и исследовательского методов.
Программированное обучение - название происходит от термина «программа», обозначающего систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведёт к заранее запланированному результату. У истоков стояли американские дидакты и психологи Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси, в отечественной науке этими вопросами плодотворно занимались Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин, И.И. Тихонов и другие. Особенности заключаются в следующем:
*деление на шаги - учебный материал разделён на отдельные порции (дозы); каждый шаг содержит порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
*каждый шаг завершается контролем (пошаговый контроль);
*оказание учителем помощи и дополнительного разъяснения;
*учащиеся работают самостоятельно и в посильном темпе;
*использование технических средств.
Дифференцированное обучение – это:
1) максимальный учёт возможностей и запросов детей;
2) организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объёмов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребёнком;
Дистанционное обучение принято считать новым, хотя известно оно давно. Советские учёные – исследователи заполярья, брали в экспедиции своих детей и учили их на «дистанции» от учебного заведения. Возвратившись, дети сдавали экзамены и переводились в следующие классы, часто намного опережая сверстников. Сейчас дистанционное обучение осуществляется с помощью ИКТ.
Учителя образовательного учреждения школа № 9 широко используют в своей педагогической деятельности методы всех видов обучения. На уроках химии, истории, физики, русского языка и литературы, иностранного языка, математики, музыки и т.д. некоторые факты и явления, какую – то информацию дети усваивают как догму. Без объяснения учителя, без словесных методов обучения невозможно представить учебный процесс. Даже при программированном обучении учитель даёт инструкцию к действию. Каждая учебная аудитория оснащена оборудованием для программированного обучения. Дифференцированное обучение максимально ярко проявляется в работе с ребятами СКК. Учителя видят проблемы каждого ученика и строят коррекционно-развивающую работу, максимально используя возможности каждого из них. Большое внимание уделяется созданию оптимальных условий для работы каждого конкретного ребёнка. Мониторинговая работа позволяет «сопровождать» каждого ученика, видеть его движение вперёд в образовательном пространстве. Конечно, в работе с учащимися коррекционных классов используется широко объяснительно – иллюстративный вид обучения. Эти дети с ограниченными возможностями здоровья или имеющие низкий уровень усвоения программного материала. Им требуется постоянное подробное объяснение, повторение, демонстрация наглядного материала, показ способов решения задач, выражений, упражнение в формировании навыков письменной и устной речи и т.д
В работе с детьми СКК также применяются и методы программированного обучения. В нашей школе учитель совместно с психологом, логопедом, социальным педагогом школы выстраивает программу развития каждого обучающегося. Программированное обучение предусматривает оказание учителем помощи и дополнительного разъяснения, работу в посильном темпе каждому ученику, использование технических средств. Всё это учитель реализует не только на основном уроке, но наиболее благоприятные условия для этого создаются на специальных коррекционных занятиях, которые проводятся 3 раза в неделю по специальному расписании.
Все виды обучения реализуются через формы организации его.
Формы организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определённом порядке и режиме. К ним относятся: индивидуальная, коллективная, групповая и осуществляются через урок, экскурсию, домашнюю учебную работу, консультации, семинары, факультативы, практикумы, дополнительные занятия.
Классификация форм обучения
по количеству учеников продолжительности учебных занятий
- коллективные по месту учёбы - классический урок
- массовые - школьные - спаренные занятия
- групповые - внешкольные - уроки произвольной деятельности
- микрогрупповые
- индивидуальные
Классно-урочная форма - возникла в 17 веке. Её контуры очертили голландский педагог Д. Сил и немецкий профессор И. Штурм, оттачивал систему орден иезуитов во главе с И. Лойолой, а теоретические основы подвёл Я.А. Коменский.
Особенности классно-урочной системы - постоянный состав учащихся; годовой план работы (планирование); чередование уроков (расписание); отдельные части (уроки); каждый урок посвящён только одному предмету; руководящая роль учителя (педагогическое управление); применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Существует несколько вариантов определений понятия «урок».
Урок – 1) это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. 2) основная форма обучения.
На каждом уроке решаются задачи, и достигается образовательная цель.
Триединая цель урока - учебная, воспитательная, развивающая. Цели урока реализуются через: содержание, методы обучения, личность учителя, общение, формы сотрудничества.
Требования к уроку:
- использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение уроков на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;
- реализация на уроке всех дидактических принципов и правил;
- учёт интересов и наклонностей детей;
- установление межпредметных связей;
- связь с ранее изученным материалом;
- эффективное использование педагогических средств;
- связь с жизнью, личным опытом;
- формирование умений учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний;
- диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование каждого урока.
Также к уроку предъявляются следующие требования: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.
Следует чётко разводить два понятия: тип и вид урока.
В школе № 9 основная форма обучения – классно-урочная. Также используется и групповая (иностранный язык, технология). СКК кассы по составу немногочисленны: 12 – 11 человек – это подгруппа. Учитель имеет возможность уделить каждому ученику достаточно внимания, помочь. Учителями школы №9 проводятся уроки всех типов.
Типы уроков - изучения нового материала;
- формирования новых умений;
- комбинированные или смешанные (изучение нового материала и закрепление);
- закрепления знаний, умений;
- обобщения и систематизации изученного;
- практического применения знаний, умений;
- контроля и коррекции знаний, умений.
Каждый тип урока имеет определённый вид.
Вид урока (внешнее оформление урока) – лекция, беседа, экскурсия, диспут, киноурок, игровая форма проведения урока, уроки-конкурсы, диалоги и т.д.
Один и тот же тип урока может иметь несколько видов. Например: тип урока «изучение нового материала» может проходить в виде рассказа учителя, киноурока, экскурсии, работы с учебником, встречи с ветераном ВОВ, который рассказывает по теме урока и т.д. Но нельзя провести такой тип урока как контроль и коррекция знаний в виде рассказа учителя, самостоятельной работы с книгой, дискуссии и т.п.
Интегрированный урок – урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Бинарные уроки – когда разных учебных дисциплин проводят совместные уроки. Например: тема урока: «Отечественная война 1812 года: Бородинское сражение. Этот урок проводили учитель истории и литературы.
Качество каждого урока зависит в немалой степени от уровня его подготовки. Следует соблюдать этапы подготовки урока.
Этапы подготовки урока - 1 –ый диагностика, (анализ уровня знаний учащихся по теме, подготовленности самого учителя, наличие дидактического материала и т.п.)
2 – ой прогнозирование (представление учителем урока, каких целей он может добиться, достичь. 3 – ий планирование – составление конкретного плана к данному уроку, определение методов и приёмов работы на уроке.
Кроме основных форм работы существуют и вспомогательные формы обучения.
Вспомогательные формы обучения – разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную форму обучения: кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии и др.
Закрепление знаний происходит при выполнении домашнего задания
Функции домашней работы - закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках; расширение и углубление знаний, развитие самостоятельности; выполнение наблюдений, опытов, сбор и подготовка учебных пособий и т.д. В нашей школе учителя используют следующие виды домашнего задания: решение задач, выражений, выполнение упражнений, заучивание правил, чтение произведений, выполнение творческих работ и т.д.
Домашние задания должны соответствовать следующим дидактическим принципам: - стимулирование, активность и самостоятельность; доступность и посильность; творческий характер; индивидуализация и дифференциация; систематическая проверка, соответствие объёма домашнего задания педагогическим требованиям.
Таким образом, успешность, результативность образовательного процесса обеспечивается разными видами и формами обучения.