Просмотр содержимого документа
«"Определение кислотности почв"»
Тема урока: «Определение кислотности почв»
Тип урока: исследовательский
Задачи:
Образовательные:
Ознакомиться с понятием кислотность почвы; Продолжить развитие предметных компетенций: умение определять кислотность почвы, находить причинно-следственные связи между кислотностью почвы и типом почвы;
Воспитательные: Приучать детей к взаимопомощи и взаимопроверке; Воспитание целеустремленности.
Развивающие: Развивать потребность в познании, стремлении к самовыражению; Совершенствовать навыки самопроверки и взаимопроверки. Развивать умения применять знания, полученные на уроках.
Оборудование к уроку: ноутбук, цифровая лаборатория по химии, образцы почв для исследования с различных участков их фото, оборудование для проведение лабораторной работы, лакмусовый индикатор.
Организационный момент (приветствие, положительный настрой на успешную работу).
Актуализация знаний и целеполагание.
У:
-Что такое почва?
- Какие вещества входят в состав почвы?
- Каково значение почвы для растений?
- Что вы знаете о плодородии почвы?
3. Изложение нового материала по плану:
1). Кислотность почв (объяснение термина, чем выражается и как измеряется).
2). Виды кислотности почв ( демонстрация образцов почв с различной кислотностью)
3). Значение кислотности почв для растений (демонстрация гербариев растений, приуроченных к данным почвам).
4). Растения –индикаторы кислотности почв ( просмотр видеофильма https://yandex.ru/video/preview/7025981406377736762?safety=1 ).
4. Закрепление материала.
Практическая работа «Определение кислотности почв».
Цель: сравнительный анализ данных кислотности почв, полученных различными методами измерения.
Задачи:
1. Выделить особенности методов определения кислотности почв;
2. Определить кислотность почвы на трех типичных биотопах различными методами;
3. Дать оценку методам определения кислотности почвы по полученным данным.
Оборудование:
1. рН-метр и ноутбук;
2. Лакмусовый индикатор;
3. Емкости для сбора и оценки почвы.
Инструктаж по выполнению работы.
Ход работы:
Определение кислотности почвенного раствора лакмусовым индикатором.
Почва – 1 часть;
Вода – 4-5 частей;
Лакмусовая бумага;
Шкала уровня кислотности.
В почвенный раствор опускается на 2-3 секунды индикаторная бумага. Проявившийся на бумаге цвет сверяется со шкалой, и в результате получается значение рН почвенного раствора.
Определение кислотности почв по внешним признакам и природными индикаторами (растениями).
Определение рH почвы с помощью метода В.М. Клычникова
30 г подсушенной земли;
50 г кипяченой воды;
7 г измельченного мела;
резиновые напальчники;
бутылки.
На горлышко бутылки надевают резиновый напальчник, скатанный в плотный валик. Сосуд обертывают полотенцем (чтобы не нагревался от руки) и в течение 5 минут энергично взбалтывают.
Степень кислотности описанным способом определяют по состоянию резинки: если осталась сплюснутой — реакция почвенного раствора нейтральная (рН около 7), распрямилась наполовину — реакция среднекислая (рН 4,5-6), а распрямилась полностью — кислая (рН ниже 4,5).
Результаты работы вносим в таблицу:
| По лакмусовой бумажке | По природным индикаторам | По методу В.М.Клычникова | При помощи рН-метра |
Пришкольный участок | | | | |
Фермерское поле | | | | |
Заброшенный участок | | | | |
Выводы:
Домашнее задание: создать презентацию по теме урока (не более 6 слайдов о различных видах почв и произрастающих на них растениях).
.