СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Определения для подготовки к олимпиаде по физической культуре

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Определения для подготовки к олимпиаде по физической культуре»

Определения для подготовки к олимпиаде по физической



культуре



(теоретическая часть)



1. Адаптивная физическая культура – это вид (область) физической культуры человека с

отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общество.

2. Аутогенная тренировка – это саморегуляция психического состояния, направленная на

расслабление всех мышц, снятие нервного напряжения, успокоение и нормализацию функций

организма с помощью специальных формул самовнушения.

3. Адаптация - приспособление организма, его функциональных систем, органов и тканей к

условиям существования.

4. Авитаминоз – специфическое нарушение обмена в – в, вызванное длительным

отсутствием(дефицитом) какого – либо витамина в организме

5. Анаболики – химические вещества, которые стимулируют синтез белка в тканях организма и

увеличивают мышечную массу, ускоряя восстановление организма.

6. Аэробный обмен – процесс распада и окисления питательных веществ с участием

кислорода.

7. Амплитуда движения – размах движений отдельных частей тела по отношению друг к другу

или всего тела по отношению к снаряду.

8. Атлетическая гимнастика (бодибилдинг)– это система физических упражнений с

отягощениями, направленная на всестороннюю силовую подготовку и совершенствование

телосложения путем развития мышц.

9. Аэробика – система циклических упражнений, требующих проявления выносливости и

способствующая совершенствованию функциональных возможностей сердечно – сосудистой и

дыхательной систем.

10. Акробатика - система физических упражнений, связанных с выполнением вращений тела в

разных плоскостях с опорой и без опоры и сохранением равновесия одним спортсменом, вдвоём

или группами.

11. Бег - это способ ускоренного передвижения, в котором чередуются одноопорные и полётные

фазы, т. е. опора одной ногой о землю чередуются с фазой полёта (с безопорной фазой).

12. Блок – технический прием защиты в волейболе, с помощью которого преграждается путь к

мячу, летящего после нападающего удара соперника.

13. Биоритмы – циклические изменения биологических процессов, происходящих в организме,

не зависящие от внешних условий.

14. Витамины – это биологически активные органические соединения, необходимые для

нормального функционирования организма.

15. Вис - положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек

хвата.

16. Восстановление – состояние организма, возникающее при работе и особенно

активизирующееся после ее окончания и заключающееся в постепенном переходе измененных

функций к исходному состоянию как правило через фазу суперкомпенсации.



17. Врабатывание – состояние, возникающее в начальный период работы, при к- ром

происходит переход функций организма и обмен в –в от уровня покоя до уровня, необходимого

для выполнения данной работы.

18. Выпад – положение с выставленной и согнутой опорной ногой, другая –прямая, туловище

вертикально.

19. Вид спорта – это вид деятельности, являющийся предметом соперничества и исторически

оформившийся как способ выявления и сравнения человеческих возможностей.

20. Гипокинезия - недостаточная двигательная активность организма.

21. Гиподинамия - совокупность отрицательных морфо-функциональных изменений в

организме вследствие недостаточной двигательной активности (атрофические изменения в

мышцах, деминерализация костей и т.д.).

22. Гипервитаминоз – возникает при избыточном поступлении витаминов.

23. Гиповитаминоз – недостаток витаминов в организме.

24. Гипоксия - кислородное голодание, которое возникает при недостатке кислорода во

вдыхаемом воздухе или в крови.

25. Группировка -  положение занимающегося, при котором согнутые в коленях ноги подтянуты

руками к груди и кисти захватывают колени.

26. Дыхание -  комплекс физиологических процессов, обеспечивающих потребление кислорода

и выделение углекислого газа живым организмом.

27. Двигательный опыт - объём освоенных человеком двигательных действий и способов их

выполнения.

28. Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общественным

правилам.

29. Двигательные действия - это движение (перемещение тела и его звеньев), выполняемое с

определённой целью.

30. Двигательная активность– это количество движений, выполняемых в течение какого- то

времени (день, неделя, месяц, год

31. Допинг – это запрещённые фармакологические препараты и процедуры, используемые с

целью стимуляции физической и психической работоспособности и достижения благодаря этому

высокого спортивного результата.

32. Дельфин -  способ спортивного плавания, возникающий как разновидность брасса.

33. ЖЕЛ (жизненная емкость легких) – максимальное количество воздуха, которое человек в

состоянии выдохнуть после максимального вдоха.

34. Здоровый образ жизни - процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и

ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному

приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и

профессиональной деятельности. (это способ жизнедеятельности человека, направленный на

сохранение и улучшение здоровья людей).

35. Закаливание – это повышение устойчивости организма к влиянию внешних факторов при

использовании естественных сил природы.

36. Иммунитет – невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.



37. Индивид -  человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к

самопознанию и саморазвитию.

38. Кувырок -  вращательное движение через голову с последовательным касанием опорной

поверхности отдельными частями тела

39. Круговой метод организации деятельности занимающихся, предусматривающий

последовательное выполнение серий заданий, дозируемых индивидуально на основе

максимального теста. 

40. Любительский спорт – многостороннее массовое спортивное движение в общей системе

физического воспитания граждан, дающее возможность совершенствовать своё спортивное

мастерство и достигать высших результатов в различных видах спорта.

41. Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, с устойчивой

системой социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или

общности.

42. Легочная вентиляция - объем воздуха, который проходит через легкие за минуту.

43. Массаж – эффективное средство восстановления и повышения работоспособности

организма, улучшения его функциональных качеств.

44. Максимальное потребление кислорода (МПК) - Наибольшее количество кислорода,

которое может потребить организм за минуту при предельно напряжённой работе.

45. Массовый спорт - часть физической культуры, представляющая собой массовое спортивное

движение, способствующее развитию физической культуры среди населения в целях

привлечения к занятиям физическими упражнениями и выявления талантливых спортсменов в

различных видах спорта.

46. Моторная плотность урока – это время, затраченное только на выполнение упражнений.

47. Методическими принципами физического воспитания понимают основополагающие

методические закономерности педагогического процесса, выражающие основные требования к

построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса.

48. Методы физического воспитания - способ достижения поставленной цели, определенным

образом упорядоченная деятельность. Основные методы условно делятся на три группы:

словесные, наглядные и практические

49. Методика – система средств и методов, направленных на достижение определенных

результатов.

50. Мышцы – антагонисты – мышцы, действующие одновременно (или поочередно) в двух

противоположных направлениях.

51. Мышцы – синергисты - мышцы, осуществляющие совместно одно определённое движение.

52. Миозит – воспаление мышцы

53. Мах - свободное движение тела относительно оси вращения.

54. Настойчивость – стремление достичь намеченной цели, энергичное, активное преодоление

препятствий на пути к достижению цели.

55. Национальные виды спорта - часть физической культуры, исторически сложившаяся в

форме соревновательной деятельности и представляющая собой своеобразные физические

упражнения и народные игры с самобытными правилами и способами организации физической

активности. 



56. Нарушение осанки – это незначительные отклонения в положении    позвоночника. 

57. Нападающий удар – технический прием атаки в волейболе, заключающийся в перебивании

мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего края сетки.

58. Олимпийская хартия - это сборник уставных документов МОК, в которых сформулированы

цели и задачи современного олимпийского движения, принципы олимпизма, свод законов и

правил, которыми руководствуются участники олимпийского движения.

59. Олимпизм – это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное

целое достоинства тела, воли и разума.

60.. Отдых – это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и

работоспособности. (активный и пассивный).

61. Ординарный интервал отдыха – полное восстановление работоспособности до исходного

уровня.

62. Отягощение - это внешнее сопротивление движению (гиря, штанга), усложняющее

выполнение упражнения, способствующее увеличению мышечных усилий.

63. Обучение – организованный, систематический процесс, направленный на приобретение

определённых знаний, навыков и умений, под руководством педагогов.

64. Образ жизни -  особенности повседневной жизни людей в конкретных социально –

экономических условиях.

65.  Обмен веществ (метаболизм) - это сложный, постоянно протекающий,

самосовершающийся и саморегулирующийся биохимический и энергетический процесс,

связанный с поступлением в организм из окружающей среды различных питательных веществ,

обеспечивающих постоянство химического состава и внутренних параметров организма, его

жизнедеятельность, развитие и рост, размножение, способность к движению и адаптации к

изменяющимся условиям внешней окружающей среды.

66. Основной обмен - это минимальное количество энергии, затрачиваемое организмом для

поддержания базового уровня жизнедеятельности.

67. Ортостатическая проба – перевод тела из горизонтального в вертикальное положение для

изучения реакций организма и ортостатической устойчивости.

68. Общая физическая подготовленность - это состояние человека, которое приобретается в

результате физической подготовки и характеризуется высокой физической работоспособностью,

хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом.   

69. Олимпийское движение - это совместная деятельность людей, осуществляемая во благо

укрепления мира и дружбы между народами в духе взаимопонимания, уважения и доверия,

призванная активно содействовать гуманистическому воспитанию народов на идеалах спорта.     

70.  Общая плотность урока - включает в себя время на объяснение упражнений, переход от

одного спортивного снаряда к другому и т. д.

71. Прыжки – это способ преодоления расстояния и препятствий (вертикальных и

горизонтальных) с помощью акцентированной фазой полёта после отталкивания ногами.

72. . Подъем -переход из виса в упор или из более низкого положения в высокое.

73. Поворот – вращательное движение тела вокруг вертикальной или продольной оси.

74. Плотность занятия – это показатель эффективности использования времени тренировок,

определяемый как отношение времени, затраченного на выполнение упражнений, ко всему

времени занятия.



75. Переутомление – это состояние организма, характеризующееся значительным увеличением

продолжительности восстановления работоспособности после занятий физическими

упражнениями в сочетании с негативными симптомами психического характера.

76. Подготовительная медицинская группа – группа, которая формируется из учащихся,

имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также

недостаточную подготовленность.

77. Плоскостопие – опущение сводов стопы.

78. Предстартовое состояние – это психическое состояние спортсмена, возникающее

непосредственно перед выступлением в соревнованиях.

79. Прыгучесть – способность к выполнению прыжка с большой высотой подъема ОЦМТ или со

значительной дальностью без разбега.

80. Перетренированность – патологическое состояние занимающегося, характеризующееся

значительным снижением уровня физической работоспособности, негативными симптомами

функционального характера в сочетании с психической депрессией.

81.  Профессионально – прикладная физическая подготовка - специализированный вид

физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями

профессии.  

82. Положение соревнований -  это основной документ соревнований, которым

руководствуется главная судейская коллегия и в котором предоставлены все аспекты

организации соревнований.

83. Решительность - способность своевременно принимать обоснованные и устойчивые

решения, без лишних задержек переходить к их выполнению.

84. Ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики оздоровительной

направленности, основным содержанием которой являются ОРУ, бег, прыжки и танцевальные

элементы, исполняемые под музыку преимущественно поточным методом (почти без перерывов,

пауз и остановок для объяснения упражнений).

85. Режим дня – это рациональное распределение всех видов деятельности и отдыха в течение

суток, повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов.

86. Разновременность (гетерохронность) – разные функции и качества достигают своего

максимального развития в разном возрасте.

87. Рефлексы - это реакции организма, возникающие на раздражение рецепторов при

обязательном участии нервной системы (основной механизм работы ЦНС).

88. Резистентность – устойчивость, сопртивляемость организма воздействию внешних

факторов.

89. Спортивная форма – адаптивное состояние, считается конечной фазой приспособления

организма к экстремально – предельным работам с проявлением фазы максимальной

работоспособности с наивысшей функциональной подготовкой.

90. Спортивная тренировка - это основная форма подготовки спортсменов.

91. Система физического воспитания - это способ социальной практики, её основы,

объединённые в целостную структуру.

92. Спорт– часть физической культуры, представляющая собой специфическую форму

соревновательной деятельности, подготовку спортсменов к участию в соревнованиях.



93. Спорт высших достижений – область спорта, обеспечивающая достижение высоких

спортивных результатов, установление рекордов.

94. Спортивная классификация – система спортивных званий, разрядов и категорий,

определяющих уровень мастерства в отдельных видах спорта, а также уровень квалификации

тренеров, спортсменов, инструкторов, методистов и судей.

95. Стретчинг – система статических упр., развивающих гибкость и способствующих

повышению эластичности мышц

96. Спортивная дисциплина– это составная часть вида спорта, отличающаяся от других

составляющих дисциплин формой или содержанием соревновательной деятельности.

97. Специализация - акцентированное овладение элементами, какой- либо спортивной

дисциплины.

98. Сколиоз -  это боковое искривление позвоночника.

99. Самочувствие - субъективное ощущение состояния своего здоровья, физических и

духовных сил.

100. Стресс -  состояния психической напряжённости, возникающей под влиянием сильных

раздражителей.

101. Специальная медицинская группа – группа, которая состоит из учащихся, имеющих

отклонения в состоянии здоровья, при которых противопоказаны повышенные физические

нагрузки.

102. Самоконтроль – это система наблюдений за состоянием своего здоровья, физического

развития, физической работоспособности и их изменением под влиянием физической культурой

и спортом.

103. Самоконтроль – это регулярные самостоятельные наблюдения занимающихся за

состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий

физическими упражнениями и спортом.

104. Специальная физическая подготовка - процесс, направленный на воспитание физ.

качеств в соответствии с требованиями специфики конкретного вида спорта и особенностей

соревновательной деятельности.

105. Спортивная травма – это воздействие на организм человека внешнего фактора,

нарушение   целости и функционального состояния тканей и органов, и нормальное течение

физиологических процессов в ходе выполнения физических упражнений.

106 . Смелость - готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасности, ущемляя

личное благополучие, преодолевая невзгоды, страдания, лишения.

107.. Социолизация -  процесс освоения человеком системы знаний, норм и ценностей

физической культуры, способствующих его функционированию в качестве полноправного члена

общества. (Становление человека как личности в процессе занятий физической культурой и

спортом).

108. Спад -  быстрый переход из упора в вис.

109. Спортивная подготовленность – состояние спортсмена, приобретённое в результате

подготовки, позволяющее достигнуть определённых результатов в соревновательной

деятельности.

110. Спортивный разряд – критерий специальной подготовленности спортсмена, уровень его

спортивного мастерства.



111. периоды онтогенеза, в рамках которых обеспечиваются наиболее значительные темпы

развития определённых способностей человека, складываются особо благоприятные

предпосылки формирования определённых умений и навыков.

112. Технические и прикладные виды спорта - часть физической культуры, требующая

специальной подготовки спортсмена к соревнованиям с применением технических средств.

113. Тренированность – это состояние организма, характеризующееся прогрессивными

функциональными изменениями, произошедшими под влиянием повторения двигательных

действий.  

114. Тренировка – это процесс выполнения физических упражнений с целью повышения

качества соревновательной деятельности.

115. Тест - измерение или испытание, проводимое для определения состояния, процессов,

свойств или способностей человека.

116. Телосложение – это целостность морфологических и функциональных признаков

организма, унаследованных и приобретённых под влиянием окружающей среды.

117. Тактика – организация индивидуальных и коллективных действий, по взаимодействию

игроков команды по определенному плану, позволяющие успешно вести борьбу против

соперника в ходе соревнований.

118. Упражнение физическое циклическое  - это упражнение, состоящее из движений,

непрерывно повторяющихся в течении известного промежутка времени.

119. Упражнение физическое ациклическое – это упражнение, состоящее из

неповторяющихся движений.

120. Утренняя гимнастика (зарядка) – это комплекс физических упражнений,

обеспечивающий постепенный переход от сна к бодрствованию.

121. Урочные формы  - это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с относительно

постоянной по составу учебной группой занимающихся в течение строго установленного времени

в специально отведённом месте в соответствии с требованиями педагогических закономерностей

обучения и воспитания.

122. Физическая подготовленность – понимается уровень развития основных физических

качеств (сила, гибкость и др.) для овладения новыми движениями.

123. Физическая подготовка – физическое воспитание, направленное на подготовку человека

к определенному роду деятельности с ярко выраженным прикладным направлением (это процесс,

обеспечивающий совершенствование двигательных способностей, необходимых в жизни).

124. Физическая работоспособность – это способность человека выполнять большой объём

физической работы на заданном уровне эффективности за определённый промежуток времени.

125. Физическое развитие -  процесс становления, формирования и последующего изменения

на протяжении индивидуальной жизни естественных морфо – функциональных свойств

организма. 

126. Физическая культура – это часть человеческой культуры, связанная с физическим и

духовным развитием человека, имеющее собственные культурные ценности в виде знаний,

двигательных действий и физических упражнений. (Процесс и результат человеческой

деятельности, направленный на достижение физического совершенствования личности).

127. Физическая культура– это неотъемлемая часть культуры, представляющая собой

совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в

целях физического развития человека, укрепления его здоровья, совершенствования

двигательных возможностей, способствующих гармоничному развитию личности.



128. Физическая культура личности -  достигнутый уровень физического совершенствования

человека и степень использования приобретённых качеств, навыков и специальных знаний в

повседневной жизни

129. Физическая культура личности – это совокупность свойств человека, которые

приобретаются в процессе занятий физическими упражнениями и выражаются в активном

стремлении человека всесторонне и гармонично совершенствовать своё тело, укреплять здоровье

и вести здоровый образ жизни.

130. Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на обучение

движениям, воспитание физических качеств, воспитание морально – волевых качеств и

овладение специальными физкультурными знаниями. (Педагогический процесс, направленный

на приобретение запаса жизненно важных двигательных умений и навыков, на разностороннее

развитие физических способностей, на улучшение форм тела).

131. Физическое воспитание -  педагогический процесс, направленный на формирование

здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения,

укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продления

жизни человека.

132. Физкультурное движение – это совместная деятельность людей по использованию и

приумножению ценностей физической культуры.

133. Физкультурное (физкультурно-спортивное) движение – форма социального

движения, содействующая повышению уровня физической культуры населения,

целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, граждан по

развитию физической культуры и спорта.

134. Физкультурное образование – системное освоение человеком рациональных способов

управления своими движениями, приобретение необходимого фонда двигательных умений и

навыков и связанных с ними знаний.

135. Физ. минутки и физ. паузы – это кратковременные сеансы физических упражнений,

вводимые в режиме дня преимущественно в качестве активного отдыха для поддержания

работоспособности человека.

136. Форма занятия – это способ организационного построения и управления процессом

занятия.

137. Фронтальный - метод организации деятельности занимающихся, когда все выполняют

одно и тоже задание.

138. Функциональная проба – это процедура, в ходе которой выполняется стандартное

задание с последующей регистрацией уровня функциональных сдвигов с целью определения

состояния организма или какой- либо его системы.

139. Форма физических упражнений - способы выполнения двигательных действий, с

помощью которых двигательная задача решается с относительно большей эффективностью.

140. Физическое совершенство – понимается идеальное здоровье. Гармоническое физ.

развитие, хорошо развитые двигательные функции, всесторонняя физ. подготовленность.

141. Физическое совершенство - процесс физического образования и воспитания,

выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.

Соответствующих требованиям жизни.

142. Ходьба – это способ передвижения, в котором сохраняется постоянная опора о землю

одной или двумя ногами

143. Хват - способ держания спортивного снаряда, предмета в процессе выполнения

упражнения.



144. Цель Олимпизма – поставить спорт на службу гармоничному развитию человека,

способствуя созданию миролюбивого общества, заботящегося о соблюдении человеческого

достоинства.

145. Шейпинг – это система преимущественно силовых упражнений для женщин, направленных

на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма.

146. Энергетический баланс – соотношение кол –ва энергии, поступающей с пищей и

энергией, расходуемой организмом.

147. Ядро - в лёгкой атлетике снаряд, метание которого выполняется после «скачка».

 

Используемая литература:

1. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической

культуры.М.:ФиС, 1991


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!