СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оптимизация образовательного пространства МКУ ДО РДЭЦ г. Светлограда через спектры образовательных услуг для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оптимизация образовательного пространства районного детского экологического центра г. Светлограда через спектры образовательных услуг для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

( Статья опубликована в сборнике статей II краевой заочной научно-практической конференции, посвященной проблемам дополнительного образования в Ставропольском крае, 12 ноября 2015г.)

 

 

         Проблемы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья,  их социальной адаптации являются  предметом особой заботы администрации, педагогических сотрудников и обучающихся МКОУ ДОД РДЭЦ. Дополнительное эколого-биологическое образование обладает немалым потенциалом для развития творческих способностей таких детей, их жизненной устойчивости, позитивной самооценки.      

 С 2012 года в нашем учреждении  началась работа  над созданием специальных условий, без которых невозможно или затруднено освоение  дополнительных  общеобразовательных  программ  указанной категорией детей. Нами была создана нормативно-методическая база: разработаны «Положение об индивидуальном обучении детей с ОВЗ», «Положение  о психолого-педагогическом консилиуме», адаптированная образовательная программа «Надежда». Организована подготовка педагогов к работе с детьми с ОВЗ через обучающие семинары, самообразование, индивидуальные консультации с участием педагога-психолога, медицинских, социальных работников. Шестеро педагогических сотрудников в 2015 году прошли краевые курсы повышения квалификации.    Педагоги учреждения скорректировали программы четырех направленностей: эколого-биологической, естественно-научной, художественно-эстетической и социально-педагогической для детей с ограниченными возможностями здоровья различного возраста (6-15 лет) с учетом их интеллектуальных, физических возможностей, разработали дидактическое и методическое сопровождение этих программ. Были успешно апробированы 2 новые общеобразовательные программы «Развиваемся, играя» и «Развивающая арт-терапия» и программы индивидуальных образовательных маршрутов  по нескольким  программам, выбранным детьми и родителями. Удалось преодолеть и имевшиеся у некоторых педагогов барьеры-неуверенность в своих возможностях, страх «Смогу ли я сделать это?».

За три года был накоплен определенный опыт психологического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей. Занятия с педагогом-психологом  проводятся индивидуально. Это консультации для родителей, упражнения, тренинги по развитию коммуникативных способностей, коррекция  психологических проявлений, выявление индивидуальных особенностей развития, психологическое оздоровление. В  рамках психолого-педагогического консилиума   проводится комплексное психолого-педагогическое обследование каждого ребенка с ОВЗ в целях определения  социального, психологического и педагогического статуса и содержания коррекционно-педагогической помощи; определяется характер, продолжительность и эффективность специальной помощи; определяется уровень  и особенности развития познавательной деятельности, изучение эмоционально-волевого и личностного развития ребенка.     В соответствии с состоянием здоровья детей, пожеланиями родителей и рекомендациями консилиума используются различные подходы в организации учебных занятий: занятия в детском коллективе по индивидуальному образовательному маршруту; индивидуальные занятия в учреждении, занятия на дому. Применение в работе природного материала, эскизов, шаблонов, трафаретов, игровых моментов позволяет вырабатывать у детей устойчивый интерес  к занятиям, создавать ситуацию успеха. В направлении социальной адаптации дети с ОВЗ участвуют в жизни центра:  в познавательных, развлекательных, досуговых программах; акциях, проектах, конкурсах и конференциях различного уровня, проводимых детским экологическим центром и его партнерами; включаются в смешанные группы обучения. Так они быстрее адаптируются, развивают свои коммуникативные навыки, учатся высказывать личное мнение, выражать свое отношение к окружающему, а   для других обучающихся создаются условия для развития духовной  нравственности, толерантности, социальной активности. Здоровые дети учатся состраданию,  проявляют заботу о больных, оказывают им помощь.

Результаты работы с детьми с ОВЗ проявляются в их развитии, оздоровлении, адаптации. Ярким примером являются Злата К. и Даниил П. Злата 2009г. рождения пришла с родителями в наш центр год назад с нарушенным звукопроизношением, ограниченным запасом слов и представлением об окружающем мире, испытывала затруднения в выражении мыслей, поиске нужных слов, могла выполнять задания только  с организующей и направляющей помощью взрослого. После года обучения по индивидуальному образовательному маршруту, девочка  обогатила свой словарь, научилась читать, считать, стала уверенно чувствовать себя в детском коллективе во время досуговых мероприятий. В конце учебного года было принято коллективное решение о возможности ее обучения в следующем году в комплексной учебной группе по подготовке детей к школе.     

В первый год обучения у Даниила П., 2007года рождения, присутствовало явно выраженное  аутичное поведение, двигательные стереотипы  в виде хождения по кабинету, писк при появлении посторонних людей. Особенностями  работы с ним являлось проведение занятий по программе «Развивающая арт – терапия» (сенсорные игры с  песком, красками, солёным тестом, пластилином) и по программе «Соцветие» (декоративно-прикладное творчество), а также   растормаживание речевой активности, развитие мелкой моторики, познавательной сферы. Развивающая и коррекционная работа проводилась в форме индивидуальных занятий с педагогом - психологом.  В результате была отмечена положительная динамика по многим показателям. Даниил стал менее тревожным и агрессивным к  окружающим; в сфере общения появился  продолжительный  визуальный контакт и реакция на словесное обращение  взрослого; отмечается стремление к речевому контакту, появились первые навыки диалогического общения с окружающими с помощью вопросно-ответной формы; появились навыки учебного поведения: может сидеть за столом во время индивидуальных занятий в течение 20–40 минут; отмечался повышенный интерес к продуктивной деятельности. Работа педагогов с Даниилом во второй год обучения над развитием речевой активности,  мелкой моторики, познавательной сферы посредством игротерапии, изотерапии, сказкотерапии и оригамитерапии;  обучением навыкам общения; созданием условий для социализации так же дала положительные результаты.

 В результате целенаправленной работы коллектива расширился спектр образовательных  услуг различной направленности для детей с ОВЗ, произошла актуализация и кооперация кадровых, программно-методических,  информационных и частично материально-технических ресурсов; определены оптимальные формы образовательной деятельности. В целом, значительно оптимизировалась  образовательно- воспитательная среда учреждения.  Но остались и проблемы, над которыми  предстоит работать. Необходимы материально-финансовое обеспечение и обеспечение программно-методическим материалом, направленным на решение задач обучения и развития детей, вне зависимости от вида дефекта или степени его сложности. Их отсутствие сужает возможности образовательного учреждения  для использования его потенциала. Необходимо обеспечение высококвалифицированными кадрами, повышение уровня их профессиональной компетенции при работе с «аномальными» воспитанниками, введение в штат узкопрофильных специалистов – социального педагога, дефектолога, логопеда, медицинского работника. При этих условиях образовательное пространство учреждения получило бы свое дальнейшее развитие, стало средой индивидуально-личностного развития и социализации всех обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!