СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт обучения русскому языку «Учимся думать: контролируем и корректируем»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                              

Опыт обучения русскому языку «Учимся думать: контролируем и корректируем»

 

На сегодняшний день перед каждым из нас  ставятся задачи: сформировать у младших школьников способность оценивать и контролировать себя; научить предвидеть трудности (ошибки); искать пути их устранения, самостоятельно строить алгоритм действий, т. е. формировать у обучающихся универсальные учебные действия.

В своем выступлении я  поделюсь опытом работы по формированию у обучающихся таких   регулятивных УУД, как контроль и оценка.

Не секрет, что в течение  многих лет оценка лежала только на плечах учителя. Он оценивал, контролировал ребенка, сам производил коррекцию. С введением новых образовательных  стандартов умение оценить себя вышло на уровень контроля, и сегодня я  формирую у своих учеников такие регулятивные УУД,  как умение контролировать и оценивать  учебные действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Для формирования умений самоконтроля и самооценки в УМК разработаны задания с проверочными и тренировочными упражнениями, которые есть как в учебнике, так и в рабочих тетрадях. Такие  задания позволяют учащимся самостоятельно определить уровень усвоения ими темы,  устранить выявленные пробелы в знаниях.

Кроме этого, формировать у обучающихся данные умения мне помогает надпредметный курс «Мир деятельности» (автор Л.Г. Петерсон). На занятиях данного курса учащиеся изучают  такие темы, как: «Проверяю свою работу.  Подробный образец», «Как проверить свою работу». «Как исправить свою ошибку», «Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе», «Как самому оценить свою работу».

Поэтому мои ученики знакомы с данными видами деятельности и успешно применяют их на уроках.  Так, на уроках дети часто пользуются эталоном   «Как проверить свою работу по образцу».

 

.Какие же шаги должен уметь выполнить ребенок?

-Во-первых, проверить полученный результат и сравнить его с правильным ответом;

-Затем выявить ту ошибку, которую он допустил;

-Далее   установить причину ошибки;

-Исправить ошибку

-И  сделать вывод, как избежать такой ошибки в будущем

Система упражнений и заданий, заложенных в учебнике русского языка, позволяет мне формировать у обучающихся действия контроля и оценки у своих учеников.

Так, действия контроля результата выполнения задания я формирую в несколько этапов.

На первом этапе обучающимся предлагаются задания, в которых  указано  место ошибки (ошибка подчеркнута). На слайдах представлены фрагменты из рабочих тетрадей  и учебников.

 На втором этапе указывается количество ошибок или их характер. Например, найди 4 ошибки. Объясни, почему ты считаешь, что это ошибки. Или, в каждом предложении допущены ошибки – нарушена связь подлежащего и сказуемого. Исправь ошибки и запиши предложения.

 

На следующем этапе обучающимся предлагаются «ключи» к проверке. Например, проверь себя: нужно выписать 7 слов, или проверь себя: в тексте по 3 формы каждого слова.

И, наконец, самый сложный, 4-ый этап.

 Обучающимся предлагается найти ошибки в собственной или чужой работе и исправить их.

При этом обязательно озвучивается причина, которая привела к ошибке, приводятся примеры, подтверждающие исправления.

Я считаю, что еще одним условием успешного формирования данной операции является установка учителя. Я нацеливаю детей на то, что каждый из них может ошибиться. Важно найти и исправить свою ошибку.

Одновременно с деятельностью контроля я  формирую  умение осуществлять оценочную деятельность. Для этого я использую мини-тесты, знаки, шкалы, на которых ученики фиксируют оценку собственной работы или  работы товарища.  Я применяю такие приемы, как: «Лесенка успеха», «Ладошка», «Волшебные линеечки», Попади в десятку», задания-ловушки и др.

Следует отметить еще одно важнейшее условие формирования самоконтроля — вовлечение школьников в активные формы проверки. Дети знакомятся с данными приемами при изучении курса «Мир деятельности» и успешно применяют данные виды контроля в учебной деятельности.

На своих уроках я применяю самопроверку по образцу,  взаимопроверку, отзыв на самостоятельную работу. Последний  вид взаимопроверки я использую при проведении небольших проверочных самостоятельных работ на 5–7 минут. Учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются готовыми работами, проверяют их и в конце листка записывают свой краткий отзыв. При этом ученик может ограничиться общей оценкой работы. Сначала учащиеся учатся оценивать работы 1-2 словами (например, «Молодец!», «Ответ верный», «Ответ неверный», «Ответ неполный» и т. д.). В 3-4 классах  постепенно приучаю детей  давать более полную оценку работы своего одноклассника (например,  «Следует назвать такие факты, как …», «Необходимо дополнить, что…» и т. д.

  Также в 3-4 классах использую такой вид контроля, как устный взаимоконтроль. После самостоятельного изучения нового материала учащиеся объединяются в пары и в вопросно-ответной форме определяют друг у друга качество усвоения информации.

Кроме этого, начиная с 1 класса, применяю различные листы самооценки.

Дети оценивают свою работу по определенным критериям в баллах. Посчитав итоговый балл, ребенок может судить о результативности своей работы на уроке. Так, в зависимости от суммы набранных баллов, ученик получает следующие оценки: я успешен, я хорошо работал, были затруднения, надо потренироваться и тд.

Вашему вниманию я предлагаю различные листы самооценки:

- Листы самооценки по различным темам

 

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

€ А. Да, все работали одинаково.

€ Б. Нет, работал только один.

€ В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

 

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

€ А. Работали дружно, ссор не было.

€ Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

€ В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

 

  1. Тебе нравится результат работы группы?

€ А. Да, все получилось хорошо.

€ Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

€ В. Нет, не нравится.

 

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком

Оценочный лист работы группы

Критерии

Результат в баллах

Да(1 балл)

Нет(0 баллов)

Наша группа работала как единая команда

 

 

Мы обсуждали решения и принимали решения вместе

 

 

В нашей группе учитывается мнение каждого

 

 

Мы сотрудничали и решали проблемы вместе

 

 

Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу

 

 

В нашей группе ценятся таланты и способности каждого

 

 

Итоговый балл

 

6 баллов – вы отличная команда! Так держать!                      5 – 4балла – будьте внимательнее друг к другу!

0 – 3 балла – вам нужны помощь и совет!

 

Лист самооценки выполнения домашнего задания после изучения новой темы

Критерии

Результат в баллах

Да(1 балл)

Нет(0 баллов)

Я сделал(а) домашнее  задание

 

 

Я сразу понял(а), что требуется сделать

 

 

Я выполнил(а) все задания

 

 

Я проверил(а) свою работу

 

 

Я нашел(а) и исправил(а) свои ошибки

 

 

Я выполнил(а) работу старательно, аккуратно

 

 

Я успешен

 

 

Итоговый балл

 

7 баллов –  отличная работа;                             6-5баллов – получилось хорошо, но можно было лучше;

0 – 4баллов – нужна помощь.

- листы самооценки своей работы на уроке

Кроме фронтальной работы я практикую парные и групповые формы организации работы в уроке.  Чаще всего данные виды работ я применяю на этапе «Первичное закрепление».

На занятиях внеурочного курса «Мир деятельности» учащиеся знакомятся с правилами работы в группе, в паре. А на уроках  применяют полученные знания.

                   Следует отметить, что в учебнике русского языка очень часто предлагаются задания для работы в группах и парах

Дети учатся высказывать суждения с использованием необходимых терминов и понятий,

формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

Одна из задач, которая стоит передо мной – научить детей мыслить, рассуждать, сопоставлять,  находить ошибки, самостоятельно  делать  определённые  выводы.

С этой целью я применяю схемы - опоры. Это выводы, которые делают обучающиеся во время «открытия нового знания»  и фиксируют их в тетрадях в виде  таблиц, карточек, чертежей и рисунков.

Я считаю, что эти «подсказки» помогают школьникам строить  свой ответ. Учащиеся  пользуются схемой, читают её, работают с ней, находят ошибки в словах и при этом ни один ученик не чувствует себя беспомощным. Также важно, что ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно.

    Хорошим подспорьем для учащихся являются алгоритмы, которые представлены в учебнике в рубрике «Подсказка». Подсказка не дает ответа на вопрос, она лишь направляет ученика в нужное русло. Дети учатся самостоятельно  пользоваться предложенными алгоритмами, выполнять различные действия, т.е. учатся учиться.  Это экономит их время, учащиеся знают, что от них требуется, дети самостоятельно могут выполнить домашнее задание, лишь иногда обращаются за помощью к учителю или родителям. Благодаря выполнению всех шагов алгоритма, учащиеся решают проблемы, которые они испытывают при написании тех или иных слов.

Например, во 2 классе дети пользуются   алгоритмами при изучении таких  тем, как: «Учимся писать приставки», «Различаем приставки с буквами о, а», «Учимся писать разделительный ъ» и др.

Также на уроках русского языка я использую рабочие тетради «Учусь писать без ошибок». Цель данного пособия – педагогическая поддержка детей, испытывающих трудности в процессе обучения. Основное внимание уделено тому материалу, который входит в раздел обязательных требований «Программы».

Содержание учебного материала, представленного в коррекционно развивающих тетрадях «Я учусь читать и писать» (для 1 класса), «Учусь писать без ошибок» (для 2-4 классов), автор М.И. Кузнецова, направлено не только на предупреждение трудностей обучения у отдельных учащихся, но и на развитие всех учеников.

В тетради представлены задания разных уровней сложности, большое место в ней занимают упражнения, помогающие устранить трудности в усвоении наиболее сложных орфографических тем. Также в данные  тетради  включено большое количество упражнений на поиск детьми «чужих» ошибок, которые формирует такой важнейший компонент учебной деятельности, как контроль.

 Таким образом, через овладение учащимися действиями  контроля, оценки и коррекции я формирую у них умение  владеть учебной деятельностью, т.е. уметь учиться.

 

 

                                                              

Опыт обучения русскому языку «Учимся думать: контролируем и корректируем»

 

На сегодняшний день перед каждым из нас  ставятся задачи: сформировать у младших школьников способность оценивать и контролировать себя; научить предвидеть трудности (ошибки); искать пути их устранения, самостоятельно строить алгоритм действий, т. е. формировать у обучающихся универсальные учебные действия.

В своем выступлении я  поделюсь опытом работы по формированию у обучающихся таких   регулятивных УУД, как контроль и оценка.

Не секрет, что в течение  многих лет оценка лежала только на плечах учителя. Он оценивал, контролировал ребенка, сам производил коррекцию. С введением новых образовательных  стандартов умение оценить себя вышло на уровень контроля, и сегодня я  формирую у своих учеников такие регулятивные УУД,  как умение контролировать и оценивать  учебные действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Для формирования умений самоконтроля и самооценки в УМК разработаны задания с проверочными и тренировочными упражнениями, которые есть как в учебнике, так и в рабочих тетрадях. Такие  задания позволяют учащимся самостоятельно определить уровень усвоения ими темы,  устранить выявленные пробелы в знаниях.

Кроме этого, формировать у обучающихся данные умения мне помогает надпредметный курс «Мир деятельности» (автор Л.Г. Петерсон). На занятиях данного курса учащиеся изучают  такие темы, как: «Проверяю свою работу.  Подробный образец», «Как проверить свою работу». «Как исправить свою ошибку», «Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе», «Как самому оценить свою работу».

Поэтому мои ученики знакомы с данными видами деятельности и успешно применяют их на уроках.  Так, на уроках дети часто пользуются эталоном   «Как проверить свою работу по образцу».

 

.Какие же шаги должен уметь выполнить ребенок?

-Во-первых, проверить полученный результат и сравнить его с правильным ответом;

-Затем выявить ту ошибку, которую он допустил;

-Далее   установить причину ошибки;

-Исправить ошибку

-И  сделать вывод, как избежать такой ошибки в будущем

Система упражнений и заданий, заложенных в учебнике русского языка, позволяет мне формировать у обучающихся действия контроля и оценки у своих учеников.

Так, действия контроля результата выполнения задания я формирую в несколько этапов.

На первом этапе обучающимся предлагаются задания, в которых  указано  место ошибки (ошибка подчеркнута). На слайдах представлены фрагменты из рабочих тетрадей  и учебников.

 На втором этапе указывается количество ошибок или их характер. Например, найди 4 ошибки. Объясни, почему ты считаешь, что это ошибки. Или, в каждом предложении допущены ошибки – нарушена связь подлежащего и сказуемого. Исправь ошибки и запиши предложения.

 

На следующем этапе обучающимся предлагаются «ключи» к проверке. Например, проверь себя: нужно выписать 7 слов, или проверь себя: в тексте по 3 формы каждого слова.

И, наконец, самый сложный, 4-ый этап.

 Обучающимся предлагается найти ошибки в собственной или чужой работе и исправить их.

При этом обязательно озвучивается причина, которая привела к ошибке, приводятся примеры, подтверждающие исправления.

Я считаю, что еще одним условием успешного формирования данной операции является установка учителя. Я нацеливаю детей на то, что каждый из них может ошибиться. Важно найти и исправить свою ошибку.

Одновременно с деятельностью контроля я  формирую  умение осуществлять оценочную деятельность. Для этого я использую мини-тесты, знаки, шкалы, на которых ученики фиксируют оценку собственной работы или  работы товарища.  Я применяю такие приемы, как: «Лесенка успеха», «Ладошка», «Волшебные линеечки», Попади в десятку», задания-ловушки и др.

Следует отметить еще одно важнейшее условие формирования самоконтроля — вовлечение школьников в активные формы проверки. Дети знакомятся с данными приемами при изучении курса «Мир деятельности» и успешно применяют данные виды контроля в учебной деятельности.

На своих уроках я применяю самопроверку по образцу,  взаимопроверку, отзыв на самостоятельную работу. Последний  вид взаимопроверки я использую при проведении небольших проверочных самостоятельных работ на 5–7 минут. Учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются готовыми работами, проверяют их и в конце листка записывают свой краткий отзыв. При этом ученик может ограничиться общей оценкой работы. Сначала учащиеся учатся оценивать работы 1-2 словами (например, «Молодец!», «Ответ верный», «Ответ неверный», «Ответ неполный» и т. д.). В 3-4 классах  постепенно приучаю детей  давать более полную оценку работы своего одноклассника (например,  «Следует назвать такие факты, как …», «Необходимо дополнить, что…» и т. д.

  Также в 3-4 классах использую такой вид контроля, как устный взаимоконтроль. После самостоятельного изучения нового материала учащиеся объединяются в пары и в вопросно-ответной форме определяют друг у друга качество усвоения информации.

Кроме этого, начиная с 1 класса, применяю различные листы самооценки.

Дети оценивают свою работу по определенным критериям в баллах. Посчитав итоговый балл, ребенок может судить о результативности своей работы на уроке. Так, в зависимости от суммы набранных баллов, ученик получает следующие оценки: я успешен, я хорошо работал, были затруднения, надо потренироваться и тд.

Вашему вниманию я предлагаю различные листы самооценки:

- Листы самооценки по различным темам

 

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

€ А. Да, все работали одинаково.

€ Б. Нет, работал только один.

€ В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

 

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

€ А. Работали дружно, ссор не было.

€ Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

€ В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

 

  1. Тебе нравится результат работы группы?

€ А. Да, все получилось хорошо.

€ Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

€ В. Нет, не нравится.

 

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком

Оценочный лист работы группы

Критерии

Результат в баллах

Да(1 балл)

Нет(0 баллов)

Наша группа работала как единая команда

 

 

Мы обсуждали решения и принимали решения вместе

 

 

В нашей группе учитывается мнение каждого

 

 

Мы сотрудничали и решали проблемы вместе

 

 

Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу

 

 

В нашей группе ценятся таланты и способности каждого

 

 

Итоговый балл

 

6 баллов – вы отличная команда! Так держать!                      5 – 4балла – будьте внимательнее друг к другу!

0 – 3 балла – вам нужны помощь и совет!

 

Лист самооценки выполнения домашнего задания после изучения новой темы

Критерии

Результат в баллах

Да(1 балл)

Нет(0 баллов)

Я сделал(а) домашнее  задание

 

 

Я сразу понял(а), что требуется сделать

 

 

Я выполнил(а) все задания

 

 

Я проверил(а) свою работу

 

 

Я нашел(а) и исправил(а) свои ошибки

 

 

Я выполнил(а) работу старательно, аккуратно

 

 

Я успешен

 

 

Итоговый балл

 

7 баллов –  отличная работа;                             6-5баллов – получилось хорошо, но можно было лучше;

0 – 4баллов – нужна помощь.

- листы самооценки своей работы на уроке

Кроме фронтальной работы я практикую парные и групповые формы организации работы в уроке.  Чаще всего данные виды работ я применяю на этапе «Первичное закрепление».

На занятиях внеурочного курса «Мир деятельности» учащиеся знакомятся с правилами работы в группе, в паре. А на уроках  применяют полученные знания.

                   Следует отметить, что в учебнике русского языка очень часто предлагаются задания для работы в группах и парах

Дети учатся высказывать суждения с использованием необходимых терминов и понятий,

формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

Одна из задач, которая стоит передо мной – научить детей мыслить, рассуждать, сопоставлять,  находить ошибки, самостоятельно  делать  определённые  выводы.

С этой целью я применяю схемы - опоры. Это выводы, которые делают обучающиеся во время «открытия нового знания»  и фиксируют их в тетрадях в виде  таблиц, карточек, чертежей и рисунков.

Я считаю, что эти «подсказки» помогают школьникам строить  свой ответ. Учащиеся  пользуются схемой, читают её, работают с ней, находят ошибки в словах и при этом ни один ученик не чувствует себя беспомощным. Также важно, что ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно.

    Хорошим подспорьем для учащихся являются алгоритмы, которые представлены в учебнике в рубрике «Подсказка». Подсказка не дает ответа на вопрос, она лишь направляет ученика в нужное русло. Дети учатся самостоятельно  пользоваться предложенными алгоритмами, выполнять различные действия, т.е. учатся учиться.  Это экономит их время, учащиеся знают, что от них требуется, дети самостоятельно могут выполнить домашнее задание, лишь иногда обращаются за помощью к учителю или родителям. Благодаря выполнению всех шагов алгоритма, учащиеся решают проблемы, которые они испытывают при написании тех или иных слов.

Например, во 2 классе дети пользуются   алгоритмами при изучении таких  тем, как: «Учимся писать приставки», «Различаем приставки с буквами о, а», «Учимся писать разделительный ъ» и др.

Также на уроках русского языка я использую рабочие тетради «Учусь писать без ошибок». Цель данного пособия – педагогическая поддержка детей, испытывающих трудности в процессе обучения. Основное внимание уделено тому материалу, который входит в раздел обязательных требований «Программы».

Содержание учебного материала, представленного в коррекционно развивающих тетрадях «Я учусь читать и писать» (для 1 класса), «Учусь писать без ошибок» (для 2-4 классов), автор М.И. Кузнецова, направлено не только на предупреждение трудностей обучения у отдельных учащихся, но и на развитие всех учеников.

В тетради представлены задания разных уровней сложности, большое место в ней занимают упражнения, помогающие устранить трудности в усвоении наиболее сложных орфографических тем. Также в данные  тетради  включено большое количество упражнений на поиск детьми «чужих» ошибок, которые формирует такой важнейший компонент учебной деятельности, как контроль.

 Таким образом, через овладение учащимися действиями  контроля, оценки и коррекции я формирую у них умение  владеть учебной деятельностью, т.е. уметь учиться.

 

 

                                                              

Опыт обучения русскому языку «Учимся думать: контролируем и корректируем»

 

На сегодняшний день перед каждым из нас  ставятся задачи: сформировать у младших школьников способность оценивать и контролировать себя; научить предвидеть трудности (ошибки); искать пути их устранения, самостоятельно строить алгоритм действий, т. е. формировать у обучающихся универсальные учебные действия.

В своем выступлении я  поделюсь опытом работы по формированию у обучающихся таких   регулятивных УУД, как контроль и оценка.

Не секрет, что в течение  многих лет оценка лежала только на плечах учителя. Он оценивал, контролировал ребенка, сам производил коррекцию. С введением новых образовательных  стандартов умение оценить себя вышло на уровень контроля, и сегодня я  формирую у своих учеников такие регулятивные УУД,  как умение контролировать и оценивать  учебные действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Для формирования умений самоконтроля и самооценки в УМК разработаны задания с проверочными и тренировочными упражнениями, которые есть как в учебнике, так и в рабочих тетрадях. Такие  задания позволяют учащимся самостоятельно определить уровень усвоения ими темы,  устранить выявленные пробелы в знаниях.

Кроме этого, формировать у обучающихся данные умения мне помогает надпредметный курс «Мир деятельности» (автор Л.Г. Петерсон). На занятиях данного курса учащиеся изучают  такие темы, как: «Проверяю свою работу.  Подробный образец», «Как проверить свою работу». «Как исправить свою ошибку», «Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе», «Как самому оценить свою работу».

Поэтому мои ученики знакомы с данными видами деятельности и успешно применяют их на уроках.  Так, на уроках дети часто пользуются эталоном   «Как проверить свою работу по образцу».

 

.Какие же шаги должен уметь выполнить ребенок?

-Во-первых, проверить полученный результат и сравнить его с правильным ответом;

-Затем выявить ту ошибку, которую он допустил;

-Далее   установить причину ошибки;

-Исправить ошибку

-И  сделать вывод, как избежать такой ошибки в будущем

Система упражнений и заданий, заложенных в учебнике русского языка, позволяет мне формировать у обучающихся действия контроля и оценки у своих учеников.

Так, действия контроля результата выполнения задания я формирую в несколько этапов.

На первом этапе обучающимся предлагаются задания, в которых  указано  место ошибки (ошибка подчеркнута). На слайдах представлены фрагменты из рабочих тетрадей  и учебников.

 На втором этапе указывается количество ошибок или их характер. Например, найди 4 ошибки. Объясни, почему ты считаешь, что это ошибки. Или, в каждом предложении допущены ошибки – нарушена связь подлежащего и сказуемого. Исправь ошибки и запиши предложения.

 

На следующем этапе обучающимся предлагаются «ключи» к проверке. Например, проверь себя: нужно выписать 7 слов, или проверь себя: в тексте по 3 формы каждого слова.

И, наконец, самый сложный, 4-ый этап.

 Обучающимся предлагается найти ошибки в собственной или чужой работе и исправить их.

При этом обязательно озвучивается причина, которая привела к ошибке, приводятся примеры, подтверждающие исправления.

Я считаю, что еще одним условием успешного формирования данной операции является установка учителя. Я нацеливаю детей на то, что каждый из них может ошибиться. Важно найти и исправить свою ошибку.

Одновременно с деятельностью контроля я  формирую  умение осуществлять оценочную деятельность. Для этого я использую мини-тесты, знаки, шкалы, на которых ученики фиксируют оценку собственной работы или  работы товарища.&nb

Просмотр содержимого документа
«Опыт обучения русскому языку «Учимся думать: контролируем и корректируем»»

Опыт обучения русскому языку «Учимся думать: контролируем и корректируем»


На сегодняшний день перед каждым из нас ставятся задачи: сформировать у младших школьников способность оценивать и контролировать себя; научить предвидеть трудности (ошибки); искать пути их устранения, самостоятельно строить алгоритм действий, т. е. формировать у обучающихся универсальные учебные действия.

В своем выступлении я поделюсь опытом работы по формированию у обучающихся таких регулятивных УУД, как контроль и оценка.

Не секрет, что в течение многих лет оценка лежала только на плечах учителя. Он оценивал, контролировал ребенка, сам производил коррекцию. С введением новых образовательных стандартов умение оценить себя вышло на уровень контроля, и сегодня я формирую у своих учеников такие регулятивные УУД, как умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Для формирования умений самоконтроля и самооценки в УМК разработаны задания с проверочными и тренировочными упражнениями, которые есть как в учебнике, так и в рабочих тетрадях. Такие задания позволяют учащимся самостоятельно определить уровень усвоения ими темы, устранить выявленные пробелы в знаниях.

Кроме этого, формировать у обучающихся данные умения мне помогает надпредметный курс «Мир деятельности» (автор Л.Г. Петерсон). На занятиях данного курса учащиеся изучают такие темы, как: «Проверяю свою работу. Подробный образец», «Как проверить свою работу». «Как исправить свою ошибку», «Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе», «Как самому оценить свою работу».

Поэтому мои ученики знакомы с данными видами деятельности и успешно применяют их на уроках. Так, на уроках дети часто пользуются эталоном «Как проверить свою работу по образцу».


.Какие же шаги должен уметь выполнить ребенок?

-Во-первых, проверить полученный результат и сравнить его с правильным ответом;

-Затем выявить ту ошибку, которую он допустил;

-Далее установить причину ошибки;

-Исправить ошибку

-И сделать вывод, как избежать такой ошибки в будущем

Система упражнений и заданий, заложенных в учебнике русского языка, позволяет мне формировать у обучающихся действия контроля и оценки у своих учеников.

Так, действия контроля результата выполнения задания я формирую в несколько этапов.

На первом этапе обучающимся предлагаются задания, в которых указано место ошибки (ошибка подчеркнута). На слайдах представлены фрагменты из рабочих тетрадей и учебников.

На втором этапе указывается количество ошибок или их характер. Например, найди 4 ошибки. Объясни, почему ты считаешь, что это ошибки. Или, в каждом предложении допущены ошибки – нарушена связь подлежащего и сказуемого. Исправь ошибки и запиши предложения.


На следующем этапе обучающимся предлагаются «ключи» к проверке. Например, проверь себя: нужно выписать 7 слов, или проверь себя: в тексте по 3 формы каждого слова.

И, наконец, самый сложный, 4-ый этап.

Обучающимся предлагается найти ошибки в собственной или чужой работе и исправить их.

При этом обязательно озвучивается причина, которая привела к ошибке, приводятся примеры, подтверждающие исправления.

Я считаю, что еще одним условием успешного формирования данной операции является установка учителя. Я нацеливаю детей на то, что каждый из них может ошибиться. Важно найти и исправить свою ошибку.

Одновременно с деятельностью контроля я формирую умение осуществлять оценочную деятельность. Для этого я использую мини-тесты, знаки, шкалы, на которых ученики фиксируют оценку собственной работы или работы товарища. Я применяю такие приемы, как: «Лесенка успеха», «Ладошка», «Волшебные линеечки», Попади в десятку», задания-ловушки и др.

Следует отметить еще одно важнейшее условие формирования самоконтроля — вовлечение школьников в активные формы проверки. Дети знакомятся с данными приемами при изучении курса «Мир деятельности» и успешно применяют данные виды контроля в учебной деятельности.

На своих уроках я применяю самопроверку по образцу, взаимопроверку, отзыв на самостоятельную работу. Последний вид взаимопроверки я использую при проведении небольших проверочных самостоятельных работ на 5–7 минут. Учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются готовыми работами, проверяют их и в конце листка записывают свой краткий отзыв. При этом ученик может ограничиться общей оценкой работы. Сначала учащиеся учатся оценивать работы 1-2 словами (например, «Молодец!», «Ответ верный», «Ответ неверный», «Ответ неполный» и т. д.). В 3-4 классах постепенно приучаю детей давать более полную оценку работы своего одноклассника (например, «Следует назвать такие факты, как …», «Необходимо дополнить, что…» и т. д.

Также в 3-4 классах использую такой вид контроля, как устный взаимоконтроль. После самостоятельного изучения нового материала учащиеся объединяются в пары и в вопросно-ответной форме определяют друг у друга качество усвоения информации.

Кроме этого, начиная с 1 класса, применяю различные листы самооценки.

Дети оценивают свою работу по определенным критериям в баллах. Посчитав итоговый балл, ребенок может судить о результативности своей работы на уроке. Так, в зависимости от суммы набранных баллов, ученик получает следующие оценки: я успешен, я хорошо работал, были затруднения, надо потренироваться и тд.

Вашему вниманию я предлагаю различные листы самооценки:

- Листы самооценки по различным темам


  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.


  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.


  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.


  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком

Оценочный лист работы группы

Критерии

Результат в баллах

Да(1 балл)

Нет(0 баллов)

Наша группа работала как единая команда



Мы обсуждали решения и принимали решения вместе



В нашей группе учитывается мнение каждого



Мы сотрудничали и решали проблемы вместе



Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу



В нашей группе ценятся таланты и способности каждого



Итоговый балл


6 баллов – вы отличная команда! Так держать! 5 – 4балла – будьте внимательнее друг к другу!

0 – 3 балла – вам нужны помощь и совет!


Лист самооценки выполнения домашнего задания после изучения новой темы

Критерии

Результат в баллах

Да(1 балл)

Нет(0 баллов)

Я сделал(а) домашнее задание



Я сразу понял(а), что требуется сделать



Я выполнил(а) все задания



Я проверил(а) свою работу



Я нашел(а) и исправил(а) свои ошибки



Я выполнил(а) работу старательно, аккуратно



Я успешен



Итоговый балл


7 баллов – отличная работа; 6-5баллов – получилось хорошо, но можно было лучше;

0 – 4баллов – нужна помощь.

- листы самооценки своей работы на уроке

Кроме фронтальной работы я практикую парные и групповые формы организации работы в уроке. Чаще всего данные виды работ я применяю на этапе «Первичное закрепление».

На занятиях внеурочного курса «Мир деятельности» учащиеся знакомятся с правилами работы в группе, в паре. А на уроках применяют полученные знания.

Следует отметить, что в учебнике русского языка очень часто предлагаются задания для работы в группах и парах

Дети учатся высказывать суждения с использованием необходимых терминов и понятий,

формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

Одна из задач, которая стоит передо мной – научить детей мыслить, рассуждать, сопоставлять, находить ошибки, самостоятельно делать определённые выводы.

С этой целью я применяю схемы - опоры. Это выводы, которые делают обучающиеся во время «открытия нового знания» и фиксируют их в тетрадях в виде таблиц, карточек, чертежей и рисунков.

Я считаю, что эти «подсказки» помогают школьникам строить свой ответ. Учащиеся пользуются схемой, читают её, работают с ней, находят ошибки в словах и при этом ни один ученик не чувствует себя беспомощным. Также важно, что ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно.

Хорошим подспорьем для учащихся являются алгоритмы, которые представлены в учебнике в рубрике «Подсказка». Подсказка не дает ответа на вопрос, она лишь направляет ученика в нужное русло. Дети учатся самостоятельно пользоваться предложенными алгоритмами, выполнять различные действия, т.е. учатся учиться. Это экономит их время, учащиеся знают, что от них требуется, дети самостоятельно могут выполнить домашнее задание, лишь иногда обращаются за помощью к учителю или родителям. Благодаря выполнению всех шагов алгоритма, учащиеся решают проблемы, которые они испытывают при написании тех или иных слов.

Например, во 2 классе дети пользуются алгоритмами при изучении таких тем, как: «Учимся писать приставки», «Различаем приставки с буквами о, а», «Учимся писать разделительный ъ» и др.

Также на уроках русского языка я использую рабочие тетради «Учусь писать без ошибок». Цель данного пособия – педагогическая поддержка детей, испытывающих трудности в процессе обучения. Основное внимание уделено тому материалу, который входит в раздел обязательных требований «Программы».

Содержание учебного материала, представленного в коррекционно развивающих тетрадях «Я учусь читать и писать» (для 1 класса), «Учусь писать без ошибок» (для 2-4 классов), автор М.И. Кузнецова, направлено не только на предупреждение трудностей обучения у отдельных учащихся, но и на развитие всех учеников.

В тетради представлены задания разных уровней сложности, большое место в ней занимают упражнения, помогающие устранить трудности в усвоении наиболее сложных орфографических тем. Также в данные тетради включено большое количество упражнений на поиск детьми «чужих» ошибок, которые формирует такой важнейший компонент учебной деятельности, как контроль.

Таким образом, через овладение учащимися действиями контроля, оценки и коррекции я формирую у них умение владеть учебной деятельностью, т.е. уметь учиться.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!