СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по теме "Развитие познавательной активности учащихся посредством применения технологии проблемного обучения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе представлен опыт работы по применению технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме "Развитие познавательной активности учащихся посредством применения технологии проблемного обучения"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района

Шумилинская средняя общеобразовательная школа










Методический семинар

обобщение педагогического опыта по теме:

«Развитие познавательной активности учащихся посредством

использования технологии проблемного обучения».









учителя истории и обществознания

МБОУ Шумилинской СОШ

Любимовой Светланы Николаевны






2019 год.



Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования, основной образовательной программой школы.

В современной школе, согласно требованиям ФГОС, внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого ученика в активную познавательную и творческую деятельность.

Моя задача как учителя согласно требованиям ФГОС прежде всего воспитать ученика, готового к саморазвитию, самоопределению, социализации в обществе и осознанному выбору жизненного пути.

Цель моей деятельности в активизации учащихся заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности.

При переходе на новые образовательные стандарты возникли противоречия в применении педтехнологий, которые я использовала раньше на своих уроках. Традиционный подход к процессу обучения не позволял создавать реальные условия для развития универсальных учебных действий, т.е. для развития таких качеств, как умение учиться.

Я стала искать ответы на волнующие меня вопросы: Как можно добиться проявления внутренней активности учащихся? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Пришла к выводу, что этого можно достигнуть, используя технологию, в которой учитель выступает в роли наставника, помощника и режиссёра

Самой подходящей, на мой взгляд, технологией преподавания истории и обществознания (и соответствующий требованиям ФГОС) является технология проблемного обучения, основанная на деятельностном подходе.

Основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса, выдвинутая С. Л. Рубинштейном.

Технология проблемного обучения позволяет учащимся самостоятельно открывать знания, даёт развёрнутый ответ на вопрос, как учить, чтобы обучающиеся могли ставить и решать проблемы, подтверждая мысль кого-то из великих о том, что ничему нельзя научить - можно только научиться.

Из общественных деятелей педагогической науки ТПО четко сформулировал К.Д. Ушинский, считавший, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины.

Основными приемами работы на моих уроках являются постановка проблемных вопросов; раскрытие фактов, подтверждающих выдвинутые предположения; связь с современностью; оценочные суждения. Урок проблемного обучения делю на пять этапов.

Первый этап урока – подготовка к восприятию проблемы.

На этом этапе провожу актуализацию имеющихся знаний у учащихся. Это необходимо для того, чтобы дети смогли решить поставленную перед ними проблему.

Второй этап – создание проблемной ситуации.

Проблемную ситуацию создаю, используя жизненные ситуации или ситуативные задачи.

Третий этап- формулирование проблемы.

Проблему формулируют ученики. При этом помогаю им, задавая наводящие вопросы.

Четвертый этап- решение проблемы.

На этом этапе дети выдвигают гипотезы, проверяем выдвинутые гипотезы, ищем подтверждение или опровержение гипотез.

Пятый этап- доказательство правильности избранного решения на практике.

Данный этап заканчивается выполнением практических задач по данной проблеме.

Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых увеличивается познавательная активность учащихся. Каким образом я создаю такие ситуации на своих уроках? Стараюсь использовать факты, идеи, вызывающие удивление, поражающие своей неожиданностью. Например,

почему с провозглашением «нового политического мышления» СССР быстро потерял своих союзников? (история России 9 класс)

-Говорят, что в Ледовом побоище никто не кричал «Ура!»; зато в Куликовской битве «Ура!» раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему? (история России 6 класс)

На своих уроках иногда создаю ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Примером этого могут служить следующие проблемные вопросы: 1.По каким внешним признакам историки смогли доказать, что первые золотые и серебряные монеты князь Владимир начал чеканить только после крещения Руси? (история 10 класс) 2.Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола? (история 11 класс)

Часто на своих уроках создаю ситуацию несоответствия, когда в условии задачи присутствует противоречие:

- В 58 томе энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1903 г.) рассказывается о взятии войсками Петра I Нотебурга: «Особый отряд был переправлен на берег, прервав сообщение крепости с Ниешанцем. Флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера. На самолете была устроена связь между обоими берегами Невы...». Разве в эпоху Петра I существовали самолеты?

(история России 8 класс)

В своей практике использую проблемные задания, в которых содержится недостаточное количество данных для их решения. Расчет делаю на сообразительность, смекалку и мышление учащихся.

- Известно, что отец Владимира Мономаха знал 5 иностранных языков. Какие это могли быть языки? (история России 6 класс)

Не могу не отметить ситуацию предположения, которая основана на возможности учащихся выдвинуть
собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических
событий:

  • В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные дома, площадью 150-200 кв. метров. Какие выводы вправе сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища? (История Древнего мира 5 класс)

  • В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако, они часто голодали. Почему такое могло случаться в древности?

(история Древнего мира 5 класс)

Это были проблемные ситуации, которые я предлагаю детям на уроках истории с целью развития их критического мышления и активизации познавательной активности.

На мой взгляд, проблемные задания позволяют учащимся размышлять, формулировать свою точку зрения на изучаемые события и на уроках обществознания. Вот некоторые из вопросов, применяемых мной на уроках:

1.Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью? (обществознание 9 класс)

2.Сильная президентская власть в России: за и против. (обществознание 10 класс)

3. Независимость судебной власти: миф или реальность? (обществознание 11 класс)

4. Свобода человека в России: вседозволенность или ответственность? (обществознание 10 класс)

Побуждающий диалог, который часто использую на своих уроках, возникающий между учителем и учащимися после создания проблемной ситуации приводит к открытию новых знаний. В качестве примера хотелось бы привести следующую ситуацию, которую я создаю на уроке обществознания в 8 классе. Учащимся предлагается текст о детях-маугли и детях-вундеркиндах (создание проблемной ситуации). Мой вопрос: - Что заметили? Какое противоречие налицо? (побуждение к осознанию противоречия: в обоих случаях речь идет о детях, но одни ведут себя, как животные, а другие – нет). Интересуюсь у детей: - Какой возникает вопрос? Каких признаков в человеке больше: биологических или социальных? (побуждение к формулированию учебной проблемы: «Человек – существо биологическое или социальное?») Как правило, часть учеников считает, что человек биологическое существо, а часть – что социальное (принятие формулировок учебной проблемы). В ходе урока, рассмотрев сущность наследственности и социализации, возвращаемся к проблеме и, совместно с учениками, формулируем вывод (открываем новое знание): «Человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное». Следовательно, человек есть био -социальное существо.

Примером ситуативных задач, используемых мною на уроках обществознания могут служить следующие задачи:

1. Кате очень скучно. Она уже играла в куклы, читала сборник сказок, смотрела передачи по телевидению, телефон сломался. Мама и папа на работе, вернутся нескоро. Бабушка обещала приехать только к вечеру. Почему Катя скучает? Чего ей не хватает? (обществознание 6 класс).

2. Во время судебного заседания с участием присяжных заседателей у одного из них случился приступ аппендицита, и «скорая помощь» увезла его в больницу. Может ли в сложившейся ситуации продолжаться заседание суда? (обществознание 11 класс)

Решение нестандартных проблемных ситуаций, применяемых мной на уроках обществознания даёт возможность детям высказываться и отстаивать свою точку зрения, таким образом решая проблему речевой безграмотности. (Лиза учится в музыкальной школе. Каждый день после обеда она садится за фортепиано. В соседней квартире живёт пожилая соседка, которая после обеда принимает лекарства и ложится отдыхать. Но под звуки Лизиных упражнений никак не может заснуть. Она часто говорит об этом Лизиной маме. Девочка называет соседку вредной ворчуньей. (Обществознание 6 класс)

При решении ситуативных задач часто использую работу с документами. В качестве примера может служить урок обществознания в 7 классе по теме: «Права несовершеннолетних». На данном уроке в качестве мотивации предлагаю ситуацию:

Двенадцатилетняя девочка Маша получила в наследство от бабушки дом. Так как Маша жила с родителями и не нуждалась в жилище, то она решила подаренный ей дом продать. Когда девочка пришла в газету «Луч» с объявлением, ей отказали. Чем могли мотивировать отказ Маше работники типографии? Рассуждая над поставленным вопросом учащиеся выходят на проблему урока, которая звучит следующим образом: взрослый человек обладает бОльшим спектром прав нежели ребёнок. Это дискриминация или забота о детях? При решении данной проблемы опираемся на принципы 2;4;6;7 Декларации прав ребёнка, статьи 7;9;13;19 Конвенции о правах ребёнка и статьи 17;38;39;43 Конституции Р.Ф. Работая с данными документами и анализируя их, учащиеся делают вывод о том, что у детей меньше прав, чем у взрослого человека. В силу своей физической и психологической незрелости, они нуждаются в защите со стороны взрослых. С возрастом спектр прав детей увеличивается и прибавляются обязанности. Это забота со стороны взрослых и защита со стороны государства. (обществознание 7 класс)

На уроках обществознания использую и межпредметную связь, применяя математические задачи, которые развивают критическое мышление учащихся и позволяют справляться с проблемой, поставленной перед ними учителем. (Предприниматель Романов открыл собственную прачечную. За аренду помещения он платит 350.000 руб. в год, за аренду оборудования-670.000руб. в год. Расходы на сырьё и материалы составляют 120.00руб. в год Выручка предпринимателя-1,5 миллионов руб. в год. Возможно ли считать деятельность предпринимателя Романова прибыльной? (Обществознание 8 класс)

Методика проблемного обучения на уроках реализуется мной посредством проектной деятельности. В качестве примера могу привести названия проектов по обществознанию, созданных учащимися: «Россия многонациональная» (обществознание 6 класс); «Взгляд на одну из глобальных проблем современности» (обществознание 11 класс); «Каждый выбирает для себя» (обществознание 10 класс); «Конституция РФ: путь к правовому государству» (обществознание 9 класс); «Рост экономических показателей в условиях ограниченности ресурсов» (обществознание 8 класс)

Решение проблемных ситуаций организую и через проведение нетрадиционных форм уроков. Например, в 11 классе изучается тема о многопартийности в России. Партий много, программы всех запомнить сложно. Поэтому в тетради, в ходе беседы предлагаю оформить таблицу.

Партии в России

Партии

Социалистические

Либеральные

Монархические

Название

РСДРП

эсеры

кадеты

октябристы

Год создания






Лидеры






Основные программные установки






Форма правления






Национальный вопрос






Аграрный вопрос






Рабочий вопрос






Тактика






Вопросы для беседы:

  1. Каковы причины первой русской революции?

  2. Назовите основные ее события.

  3. Какое значение имел Манифест от 17 октября 1905 года?

4. Как вы думаете, какие вопросы найдут отражение в программах
партий? Почему?

Вместе с детьми заполняем 1 колонку таблицы. После этого даю индивидуальное задание учащимся. Каждый ученик изучает самостоятельно программу своей партии, используя дополнительную литературу и заполняет таблицу.

На следующем уроке ставлю вопрос: Каковы особенности становления первой российской многопартийности? Урок провожу в форме митинга. Учащийся, представляющий ту или иную партию, раскрывает программные положения и агитируют за неё, подчеркивая ее преимущества перед другими партиями и критикуя политических соперников, а также отвечает на вопросы, возникающие в ходе выступления. На уроке развертывается острая дискуссия, особенно по аграрному и национальному вопросу.

При изучении темы о периоде, связанном с именем Л.И. Брежнева, даю учащимся задание взять интервью у своих бабушек, родственников или знакомых. Дети с удовольствием включились в работу. Некоторые принесли на следующий урок описанное интервью, некоторые задание выполнили устно. Щепкина Екатерина принесла видеозапись интервью со своей бабушкой Денисовой Надеждой Константиновной и прабабушкой Щегольковой Тамарой Дмитриевной. В ходе проделанной детьми работы выяснилось, что многие люди отзываются очень положительно о периоде «застоя». Так возникли проблемные вопросы, которые требовали решения: «А был ли застой?» и «Можно ли утверждать, что при Брежневелюди жили хорошо»? Мы решили провести урок-прения. Класс разделился на две группы. Одна из них доказывала, что годы правления Л.И. Брежнева - это годы благополучия, стабильности, доступности высшего образования, используя при этом материал учебника, дополнительную информацию и интервью приготовленное к уроку. Другая группа, используя эти же источники, должна была доказать, что это годы дефицита, процветания теневой экономики, воровства, что для ностальгии по тем временам нет никаких оснований.

После дискуссии учащиеся пришли к выводу, что по сравнению с сегодняшним днем в том периоде есть много преимуществ, но если сравнивать с тем, как должны жить люди в экономически стабильном, правовом государстве, то идеализировать этот период тоже не следует.

С моей точки зрения такая форма работы позволяет включить в активную работу всех, даже слабых учащихся. Учащиеся размышляют, высказывают свою точку зрения на изучаемые события. В условиях решения подобных проблемных вопросов и задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и развивать свою познавательную активность.

По моему мнению, правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Стараюсь каждый урок выстроить таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы, при этом решая проблемный вопрос или задачу.

Постановка и решение проблемных вопросов, использование интересных фактов, ситуативных задач являются эффективными средствами развития интереса к учению и развитию ребёнка как личности. Происходит формирование регулятивных УУД. Кроме этого формируются метапредметные умения, развиваются исследовательские способности. Технология проблемного обучения помогает мне сделать учебный процесс более интересным, увлекательным. С моей точки зрения, проблемное обучение способствует не только развитию познавательной активности учащихся, но и формированию коммуникативных качеств. Я могу отметить неплохие учебные результаты школьников. Их подтверждение можно проследить в ходе независимых диагностических обследований различного уровня, в том числе ГИА и ЕГЭ. (Приложение 1)

Данную технологию применяю не только на уроках истории и обществознания, но и во внеурочной деятельности. Участие в научно-исследовательской деятельности дает возможность развивать у школьников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату, способствует воспитанию патриотических чувств.

Я считаю, что внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе. В процессе многоплановой внеурочной деятельности я пытаюсь обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Результатом данной работы является не только участие детей, но и их победы во многих конкурсах и олимпиадах муниципального, регионального и областного уровней. (Приложение 2)

Следовательно, проблемное обучение действенная технология и применима не только на уроках истории и обществознания.

Своим опытом по применению технологии проблемного обучения делюсь с коллегами посредством выступления на педагогических советах школы, методических объединениях учителей истории и обществознания районного уровня, размещением уроков и различных материалов на сайтах http:/ www.prohkolu.ru; http://multiurok.ru/id38697788/; сайте МБОУ Шумилинской СОШ.( Приложение 3)









Приложение 1

1. Результаты независимого обследования (аккредитационная комиссия) показали качество обученности выше среднего по обществознанию в 8 классе в 2018-2019 учебном году.

2.Результаты ВПР учеников 6 класса по обществознанию в 2017-2018 учебном году на конец года подтверждают итоговую оценку по обществознанию у всех обучающихся класса.

3.По итогам государственной итоговой аттестации девятых классов в 2016 учебном году по обществознанию подтвердили годовые отметки 3 человека и 1 человек получил отметку на балл выше, при этом процент верных ответов всех обучающихся колебался от 60% до 80%.

4.В 2017-2018 учебном году государственную итоговую аттестацию по обществознанию проходили 2 человека, подтвердив при этом годовые оценки.


5.Результаты Единого государственного экзамена (в баллах) в динамике за последние два года.

6.В 2017-2018 учебном году одна выпускница учебного заведения по выбору сдавала ЕГЭ по истории, показав при этом средние знания по предмету и набрав 56 баллов

Приложение 2

Участие обучающихся в мероприятиях муниципального уровня.

Название мероприятия

участники

сроки

Результат

Муниципальный этап областного конкурса «Малая академия юных исследователей».


Сакменнова Ирина –

учащаяся 5 класса

11.02.16г.

грамота

(II место)

Конкурс « Наш Шолохов». Номинация « Исследовательские краеведческие работы»

Орлова Ирина

ученица 5 класса

12.05.2016г.

Грамота

(I Место)

Муниципальный этап областного конкурса «Малая академия юных исследователей».


Сакменнова Ирина –

учащаяся 6 класса

06.02.17г.

Грамота

(II место)

Районный конкурс «Наш Шолохов». Номинация «Художественное чтение»

Орлова Ирина –

Учащаяся 6 класса

04.04.17г.

Грамота

(IIместо)

Межрайонный конкурс «Наш Шолохов». Номинация

« Художественное чтение»


Орлова Ирина –

Учащаяся 6 класса

11.04.17г.

Грамота

(IIIместо)

Районный тур областной олимпиады по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву

Колесник Анастасия – учащаяся 11 класса

13.04.2017г.

Благодарственное письмо за участие

Муниципальный этап областного конкурса» Знаток Коституции и избирательного права»

Минаева Татьяна

учащаяся 11 класса

2017г.

Диплом I степени

Муниципальный этап областного конкурса «Малая академия юных исследователей».


Сакменнова Ирина –

учащаяся 7 класса

31.01.2018г.

грамота

(I место)

Районный конкурс «Наш Шолохов». Номинация «Художественное чтение»

Лукина Татьяна-

учащаяся 8 класса

03.04.2018г.

Грамота

(I место)

Межрайонный конкурс «Наш Шолохов». Номинация

« Художественное чтение»


Лукина Татьяна-

учащаяся 8 класса .

10.04.18г.

Грамота

(IIIместо)

Муниципальный этап областного конкурса к 25-летию Конституции российской Федерации, организованного Избирательной комиссией Ростовской области

Лежнева Мария-

Учащаяся 11 класса

2018г.

Сертификат участника

Участие обучающихся в мероприятиях областного уровня

Конкурс проектно-исследовательских работ « Малая академия юных исследователей»

Сакменнова Ирина

учащаяся 5 класса

17.03.2016г.

Грамота

( III место)

Конкурс проектно-исследовательских работ « Малая академия юных исследователей»

Сакменнова Ирина

учащаяся 6 класса

03.03.2017г.

Диплом участника

Конкурс проектно-исследовательских работ « Малая академия юных исследователей»

Сакменнова Ирина

учащаяся 7 класса

12.03.2018г.

Диплом победителя заочного этапа в номинации» Гуманитарная»

(6-8 классы)

Юниорский лесной конкурс «Подрост»

Минаева Алина

Учащаяся 9 класса

31.01.2018г.

Диплом призёра

(II место)

Участие обучающихся во всероссийских конкурсах

XVIII Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия –XX век». Тема « Цена победы». Исследовательская работа «В кольцах малого Сатурна»

Минаева Алина,учащаяся 8 класса

20.05.2017г.

Поощрительная грамота

XVIII Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия –XX век». Тема « Человек и малая родина». Исследовательская работа «История малой родины».

Сакменнова Ирина, учащаяся 6 класса

20.05.2017г.

Поощрительная грамота

Научно-просветительский конкурс «Российский день истории». Работа «Как я понимаю ,изображаю и оцениваю революцию 1917 года в России»

Минаева Татьяна, учащаяся11 класса

12.12.2017г.

Сертификат участника

Международные конкурсы и олимпиады.

Международная олимпиада по обществознанию «Мир». Зима.

Минаева Алина, учащаяся 10 класса

07.02. 2019г.

Сертификат участника

Международная олимпиада по истории «Назад в прошлое». Зима.

Минаева Алина, учащаяся 10 класса

2019г.

Сертификат участника


Приложение 3

Сведения о размещении работ педагога и обучающихся школы в сети Интернет.

№ п\п

Наименование сайта, на котором размещена работа

Название работы

Автор работы

1.

Сайт МБОУ Шумилинской СОШ

Исследовательская работа: «У войны и женское лицо»

Минаева Алина

2.

Сайт МБОУ Шумилинской СОШ

Исследовательская работа: « В кольцах малого Сатурна»

Минаева Алина

3.

Сайт МБОУ Шумилинской СОШ

Разработка урока по теме: «Едины-значит сильны»

Любимова С.Н.

4.

http://www.prohkolu.ru

Творческий проект: «Россия многонациональная»

Коллективная работа учащихся 6 класса

5.

http://www.prohkolu.ru

Разработка классного часа :

« Дорогой дружбы и добра»

Любимова С.Н.

6.

http://multiurok.ru/id38697788/


Презентация к уроку истории в 5 классе:

« Восточные славяне в древности»

Любимова С.Н.

7.

http://multiurok.ru/id38697788/


Разработка урока обществознания в 11 классе по теме :

« Экономика и экология»

Любимова С.Н.

8.

http://multiurok.ru/id38697788/


Разработка урока обществознания в 11 классе по теме :

« Защита прав потребителя».

Любимова С.Н.

9.

http://multiurok.ru/id38697788/


Презентация по теме: « Смутное время в России»

Любимова С.Н.






11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!