ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «КАЛИНИНГРАДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Формирование экологической компетентности обучающихся с особыми образовательными потребностями через проектную деятельность
Драневская Майя Руслановна,
воспитатель ГБУ КО «Школа – интернат»
г. Калининград
Условия возникновения и становления опыта
В теории и практике экологического образования обосновываются различные пути формирования экологической компетентности в рамках учебной и внеурочной деятельности, дополнительного экологического образования.
Цель формирования экологической компетентности школьников - создание педагогических условий для становления экологически грамотной личности, экологических ценностей, экологического мышления, экологической культуры.
Условия возникновения и становления опыта
- Низкая экологическая культура школьников
- Невысокая социализация личности воспитанников, непонимание и нежелание усваивать образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в обществе, в окружающей среде.
- Недостаточный уровень семейного экологического воспитания
- Незначительная практика привлечения детей к решению экологических проблем
Условия возникновения и становления опыта
В основе педагогического опыта лежат:
- идеи личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) и современные концепции воспитания (О.С. Газман, В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова и др.
- современные концептуальные основы экологического образования Николаевой, И.Н. Пономарёвой, Г.П. Сикорской, А.Е. Тихоновой, Н.М. Черновой и др.
- идеи учёных экологов: академика, директора Института эволюционной морфологии и экологии животных В.Е.Соколова , профессора МГПУ им. В.И.Ленина Н.М.Черновой , профессора РГПУ им. А.И.Герцена Н.Е.Кузнецовой
Условия возникновения и становления опыта
В результате сопоставления их взглядов с собственными проблемами и суждениями была выдвинута следующая педагогическая идея работы:
- полноценная социализация обучающихся с ОВЗ средствами целенаправленного формирования их экологической компетентности
- От уровня зрелости экологического мышления зависит успешность природоохранной и природопреобразующей деятельности. Кроме того, через отношение к природе формируется нравственное отношение к социальному окружению, ведь природа — это общий дом всего человечества и забота о нем предполагает учет интересов как ныне живущих, так и будущих поколений.
- Формирование развитого экологического мышления является основанием формирования экологической культуры, развития гражданственности и патриотизма: нельзя быть гражданином и патриотом и не заботиться о сохранении качества природной среды
Цель и задачи
Цель : формирование экологического сознания младших школьников
Задачи:
- реализация программы внеурочной деятельности эколого - краеведческой направленности , «Хранители природы», «Детский экологический театр»
- создание информационных материалов по экологическому образованию;
- привитие школьникам поисковых интересов к овладению знаниями и методическую грамотность исследовательских и проектных работ;
- воспитание экологической культуры обучающихся
Личностно - ориентированная технология
Технологические приемы:
- Экологические проекты
- Экологическая тропа
- Экскурсии, целевые прогулки
- Природоохранные акции и праздники
- Дидактические игры и др.
Результативность работы Программа экологического образования младших школьников «Хранители природы», направление «Биоразнообразие и его сохранение
Цель:
Формирование бережного отношения к природе как основа экологической культуры школьников.
Задачи:
- Создать условия для позитивного взаимодействия с окружающей средой;
- Организовать исследовательскую и природоохранную работу с учащимися по теме: «Биоразнообразие и его сохранение»
- Направления деятельности:
- познавательное;
- исследовательское;
- творческая мастерская
«Хранители природы»,
операция «Листопад» (сентябрь – ноябрь)
«Хранители природы» операция «Поможем зимующим птицам» (декабрь – февраль)
- « Поможем зимующим птицам (игры-тренинги, экскурсии, создание поделок, кормушек).Участие во Всероссийском экологическом конкурсе «Сытая птица мороза не боится!» (Организатор: Образовательный центр «Путь знаний»). Свои работы мы представили в номинациях «Рисунок» и «Декоративно – прикладное искусство».
Участие в благотворительной акции «Урок искусства», организованной КРОМО «Культура жизни», совместно с преподавателями музыкальной школы им. Глиэра и Детской школы искусств им. Чайковского. Итогом этой акции стала школьная выставка рисунков «Птицам холодно зимой!».
«Хранители природы» операция «Первоцветы» (март – май)
- Проведение внеклассного мероприятия «Первоцветы», экскурсия в ландшафтный парк КОДЮЦ ЭКТ
«Хранители природы»
- Литературно - экологический час «Знай, люби и береги», к Дню Земли (22 апреля)
Природоохранная кампания проводится в рамках проекта « Молодёжь за чистую Балтику: от экологического образования к решениям природоохранных проблем »
Природоохранная кампания проводится в рамках проекта « Молодёжь за чистую Балтику: от к решениям природоохранных проблем »
образования к решениям природоохранных проблем »
чистую Балтику: от экологического образования к решениям природоохранных проблем »
огического образования к решениям природоохранных проблем »
Природоохранные мероприятия
Всемирные Дни наблюдений птиц – 6 – 8 октября
Международный День Энергосбережения – 11 ноября
Природоохранная кампания «Дни действий в защиту Балтики» – апрель
Международный интернет – проект «Весна идет – 2019!» – апрель, май
Областной конкурс детского музыкального творчества (Музей мирового океана), «Океан в искусстве», номинация «Сольное пение» - апрель
Публикация познавательно – исследовательского проекта «Загадки тетушки Совы» в приложении к газете «Страна Калининград», «Маленькая страна»
Образовательный центр «Путь знаний», Всероссийские творческие конкурсы для детей с ОВЗ «Сытая птица, мороза не боится!», «Чудесная весна», «Кошки, котики, коты, «Берегите Планету»
Результативность опыта
Результативность опыта
Перспективы опыта работы
- Привлечение школьников, педагогов, родителей к экологическим проблемам
- Реализация экологических проектов
- Проведение экологических и природоохранных акций и праздников
- Составление социальных проектов и написание исследовательских работ обучающимися
- Возможность создания в школе класса «Эколята» и «Молодые защитники природы» для продолжения реализации экологических проектов (при поддержке Министерства просвещения РФ и Министерства природных ресурсов РФ)
Дерзайте,
выдумывайте,
старайтесь показать
своим воспитанникам удивительный,
окружающий нас мир природы!
Спасибо за внимание!