СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы Республиканской экспериментальной площадки "Школа №120 города Донецка"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы Республиканской экспериментальной площадки "Школа №120 города Донецка"»

Опыт работы Республиканской экспериментальной площадки МОУ «Школа № 120 города Донецка» по использованию индивидуально-дифференцированного подхода на уроках физической культуры для активизации двигательной активности обучающихся через систему упражнений вариативного компонента «Аэробика»

Гасанова И. М., учитель физической культуры МОУ «Школа № 120 города Донецка» Настругова О. В., учитель физической культуры МОУ «Школа № 120 города Донецка»


В последнее время в общеобразовательных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные средства физического воспитания. В настоящее время существует много направлений, и одно из наиболее доступных и эмоциональных - это аэробика.

Аэробика - одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. Над разработкой и популяризацией различных программ, синтезирующих элементы физических упражнений танца и музыки, для широкого круга занимающихся активно работают различные группы специалистов. Характерной чертой аэробики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается на определенном уровне работа сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. В начале 80-х годов широко распространилась система Workout, популяризатором которой являлась Джейн Фонда. Затем возникли и другие системы: фанк, степ (Funk, Step). Большая заслуга в разработке и обосновании программ для занимающихся разного уровня подготовленности и подготовке программ для обучения специалистов принадлежит Национальной школе аэробики (США), а также основанному в 1993 году Университету Рибок (США). В России подобную работу успешно ведут различные научные и учебные заведения г. Москвы (ЦНИИ и РГАФК) и Санкт-Петербурга (СПбГАФК, СПбГУ), а также многие учебные заведения и спортивные клубы Донецкой Народной Республики.

Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему и нервную систему человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения аэробики, но и образными упражнениями, композициями, которые отвечают возрастным особенностям детей.

Систематические занятия аэробикой способствуют развитию аэробной выносливости; совершенствованию сердечно-сосудистой и дыхательной систем; активизации жиросжигающих энзимов, снижению и нормализации артериального давления; силовых способностей, которые предотвращают развитие остеопороза, укрепляют опорно-двигательный аппарат; развивают гибкость (можно использовать весь потенциал своих движений); координацию движений (помогает быстро овладеть новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапной смены обстановки), общей выносливости и скорости.

Выявленные преимущества развития двигательных качеств средствами аэробики и определили актуальность экспериментальной деятельности в МОУ «Школа № 120 города Донецка».

Влияние занятий аэробикой на организм занимающихся

У регулярно занимающихся оздоровительной аэробикой, наблюдается увеличение аэробной работоспособности и выносливости. Эти положительные изменения включают улучшение жизненной емкости легких, объема крови и уровня гемоглобина, ударного и минутного объема кровообращения. Аэробная тренировка приводит к повышению фибринолитической активности крови, обеспечивающей лизирование, то есть растворение, тромбов. Увеличивается капиллярная сеть, просвет и эластичность капилляров, в результате чего снижается периферическое сопротивление кровотоку и уменьшается кровяное давление. Изменения капиллярной сети происходит не только в мышечной ткани, но и в сердечной мышце, головном мозге, печени других органах и тканях, участвующих в обеспечении мышечной работы. Повышается проницаемость стенок кровеносных сосудов для кислорода, питательных веществ, продуктов обмена. Все это создает более благоприятные условия для протекания обменных процессов в тканях. Увеличивается размер сердца, особенно левого желудочка, повышается сила сердечной мышцы. Эти изменения обеспечивают увеличение ударного объема крови – количества крови, выбрасываемого левым желудочком в большой круг кровообращения за одно сокращение. Аэробная работа положительно влияет на иммунную систему, совершенствует адаптационные возможности, повышая тем самым устойчивость организма к простудным, инфекционным и другим заболеваниям. В результате занятий аэробикой происходит укрепление опорно-двигательного аппарата. Параллельно решаются задачи укрепления мышц, увеличения их эластичности и выносливости, улучшения подвижности в суставах. А это является основой хорошего самочувствия, высокой работоспособности и, следовательно, отличного настроения и оптимистичного настроя, которые вместе с отсутствием заболеваний и недомоганий создают ощущение здоровья.

Лишние жировые отложения и формирование красивого телосложения - наиболее значимый стимул для занятий аэробикой. Для наиболее эффективного воздействия на уроке аэробики необходимо соблюдать следующие требования:

-нормализовать работу всех органов и систем, от которых зависят обменные процессы в организме;

-увеличивать силу, выносливость и эластичность мышц для обеспечения большей подвижности и активности ученика в повседневной деятельности, улучшения самочувствия и самооценки.

Современные направления аэробики

В аэробике можно выделить достаточное количество разновидностей занятий, имеющих разные названия, отличающихся содержанием и построением урока (см. таблицу 1).

–Некоторые направления и характеристики аэробной тренировки Таблица 1

Направленнос ть тренировки

Название вида

Авторы

Характерные особенности


Аэробно- анаэробная работа общего воздействия

  1. «Workout»

  2. «Aerobics»

  3. «Aerobics training»

4.«Aeropulse»

5. «Body

aligment»

Джейн Фонда

Кеннет Купер Ричард Симсон



Ивонн Лин Ивонн Лин

Базовая, классическая, разной интенсивности Беговая программа общеразвивающего характера Общеразвивающая напрвленность

Аэробная, малой интенсивности

Силовая с элементами балета


«Зональная»

интенсивность

  1. «Hi impact»

  2. «Hi repetition»

  3. «Interval training»

  4. «Low

impact»

Не известен Джанни Эрнст

Большая вертикальная нагрузка

Малая нагрузка с многократными повторениями



Молли Фоне





Интервальная в

определенном темпе



Не известен










Низкоинтенсивная с малыми

вертикальными нагрузками


Локально- силовая

1.«ABS und Buns»

2.«Body conditioning»

3.«Working»

Не известен

Для мышц живота и ягодиц



Не известен


Барбро Буберг

Для мышц плечевого пояса и рук

Для мышц шейного отдела и спины

Танцевальный характер и определенный музыкальный стиль

  1. «Aerobic dance»



  1. «Funk

aero- bics»

  1. «Afro aero- bics»

  2. «Afro jazz»

  3. «Cardio Funk»

  4. «Cardio

Salsa»

7.«Jazzercise»

8. «Jazz Funk»

Джекки Соренсен




не известен не известен

не известен Билли Гудзон


Анита Моралес


Джуди Миссет Теа Вайт Ивонн Лин

Танцевальные шаги в низкоинтенсивной тренировке с силовыми элементами

Свободный танец в стиле

«хип-хоп»

Африканские ритмы



Африканский джаз Низкоинтенсивная тренировка в стиле «фанк» и

«хип-хоп»

Аэробно-силовая под музыку «салса»

Аэробно-силовая под джаз

Аэробная под джаз и фанк



  1. «Power

Funk»



  1. «Street

dance»

Крис Толедо

Низкоинтенсивная с силовыми парными упражнениями под музыку

«хип-хоп»

Аэробная с силовыми элементами под музыку

«хип-хоп»


Круговая тренировка

  1. «Body con- troll»

  2. «Circuit

training»

  1. «Sweat and bounce»

4.«Team work»

Джозеф Пилатес не известен студия Войт Лилиан Гранберг

Аэробно-силовая с тренажерами

Аэробно-силовая с механическими устройствами

Аэробно-силовая механическими устройствами

Аэробно-силовая с несколькими специалистами


Использовани е отягощения и предметов, создание особых условий тренировки

  1. «Interval step»

  2. «Jump rope»



  1. «Power

walking»

  1. «Rubber Band»

  2. «Slide»


  1. «Step-up»


  1. «TBC»


  1. «Aqua-

aerobic»

9.«Crossrobics»

10. «Heavy

hands»

не известен не известен не известен не известен не известен Джин Миллер команда Найк не известен

не известен Р. Шварц

Интервальная со «степ- досками» Высокоинтенсивная со скакалками

Ходьба с грузом на свежем воздухе

Силовая с амортизаторами



Аэробно-силовая на

«скользкой платформе» Аэробно-силовая со «степ- доской»

Аэробно-силовая на разных опорах

Низкоинтенсивная аэробная в воде

Силовая на специальной механической лестнице аэробная с гантелями




С развитием фитнес-индустрии появляются новые виды занятий, например:

1. Фитбол - аэробика на мяче из особо прочной резины (объем мяча 45-65 см.), способствует развитию гибкости, равновесия, координации, силы мышц, для реабилитации лиц с ограниченными двигательными возможностями;

2. Собкор - аэробика на пластиковой доске - корборде, которая может двигаться как серф, поворачиваясь во все стороны, способствует развитию равновесия и координации, а также укреплению мышц туловища и ног;

3. Сайкл аэробика - аэробика на специальном велосипеде - развивает кардиореспираторную систему, укрепляет мышцы ног.

Под каким бы углом зрения мы не рассматривали существующие направления аэробики, для каждого из них характерна основная цель - содействовать стремлению занимающихся к приобретению здоровья, физического и психического благополучия.

Музыкальное сопровождение в аэробике

Хорошее, правильно подобранное, музыкальное сопровождение может способствовать повышению эффективности занятий аэробикой. При проведении занятий широко используется современная музыка, на которую «накладываются» соответствующие ей по стилю движения танцевального характера. От умения учителя проводить различные виды упражнений с музыкальным сопровождением, обогащать уроки эстетическим содержанием, привлекать внимание занимающихся к выразительным, точным и красивым движениям в какой-то мере зависит эффективность занятий.

На некоторых уроках музыка используется как фон для снятия монотонности от однотипных многократно повторяемых движений (атлетическая гимнастика, калланетика, стретчинг). На других - музыка используется как лидер, т.е. задает ритм, характер и управляет темпом движений (аэробика, ритмическая гимнастика, шейпинг, фитнес и др).

Уроки с музыкальным сопровождением имеют и большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение учащихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствуют повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху (см. таблицу 2).

В зависимости от содержания и направленности урока аэробики необходимо подбирать соответствующее им музыкальное сопровождение. Предпочтение следует отдать музыкальным композициям, имеющим четкий темп и ритм.

При подборе песенного материала для того, чтобы избежать возможных ошибок, необходимо внимательно прослушать текст. Следует помнить, что музыка и песни, используемые на уроках, должны иметь положительную эмоциональную окраску.

Таблица 2 - Темп музыки и движения

Темп

Кол-во двигат. акц.мин.

Части урока

Упражнения

Медленный

40- 60

«Последняя заминка» -

снижение нагрузки в конце урока

Упражнения на дыхание, равновесия, расслабление.

умеренный

60- 90

Разминка, «заминка» после аэробной части, упражнения на силу.

Упражнения на

«растягивание» (стретчинг), варианты ходьбы, движения руками, наклоны туловища, силовые упражнения с удержанием позы.

Средний

90- 120

Аэробная часть - низкая ударная нагрузка, упражнения на силу,

«заминка»- после высокой ударной нагрузки.

Базовые аэробные шаги, выпады, наклоны, махи, сгибания ног, силовые упражнения.

Выше среднего

120- 130

Аэробная часть уроков танцевальной направленности

Хореографические соединения базовых аэробных шагов и танцевальных движений

(твист, самба, ча-ча-ча)

Высокий

(быстрый)

130- 160

Аэробная часть - высокая ударная нагрузка

Ходьба, бег, прыжки, небольшие махи, хореографические соединения базовых аэробных шагов и танцевальных движений (хип-хоп, рок-н-ролл)

Очень

быстрый

160-180

Аэробная часть – высокая

ударная нагрузка.

Быстрые ходьба и бег,

подскоки.



Методические особенности проведения урока аэробики

Занятия аэробикой привлекают широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменять содержание уроков в зависимости от их интересов и подготовленности. Основу любого урока составляют различные упражнения, выполняемые в ходьбе, беге, скачках, а также упражнения на силу и гибкость, выполняемые из разных исходных положений.

Существуют базовые элементы, которые составляют основное содержание комплексов упражнений и отвечают принципу «безопасной техники» их выполнения: шаги и их разновидности, бег на месте и с перемещениями, поднимания бедер в разных направлениях, махи ногами, выпады, подскоки со сменой положения ног, «скип» - скрестные движения.

В связи со спецификой аэробики, наиболее типичными для уроков являются следующие общеразвивающие упражнения:

1.

Общеразвивающие упражнения




В положении стоя:

- упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях (поднимание-опускание, сгибание-разгибание, дуги и круги)


- упражнения для туловища и шеи (наклоны и повороты, движения по дуге вперед)


- упражнения для ног (поднимание-опускание, сгибание-разгибание в разных суставах, полуприседы, выпады).




В положении сидя и лежа:


- упражнения для стоп (поочередные и одновременные сгибания и разгибания, круговые движения)


- упражнения для ног в положении лежа и в упоре на колене (сгибания-разгибания, поднимания-опускания, махи)


- упражнения для мышц живота в положении лежа на спине (поднимание плеч и лопаток, то же с поворотом туловища, поднимание ног - согнутых или с разгибанием);


- упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях (небольшая амплитуда поднимания рук, ног или одновременных движений руками и ногами с «вытягиванием» в длину).





Упражнения на растягивание:



- в полуприседе для задней и передней поверхностей бедра;



- в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины;



- стоя для грудных мышц и плечевого пояса;



- в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра;


Ходьба:


- размахивая руками (кисти в кулак, пальцы врозь и др.);

- сочетание ходьбы на месте с различными движениями руками.

Например: И.П. - руки внизу. 1 - правую руку к плечу, кисть в кулак. 2 - левую руку к плечу, кисть в кулак. 3 - руки вверх, ладони вперед, пальцы врозь. 4 - сгибая руки к плечам, опустить их вниз.

- Ходьба с продвижением (вперед, назад, по диагонали, по дуге, по кругу),

- Основные шаги (базовые) и их разновидности.

Бег: - возможны такие же варианты движений, как и при ходьбе.

Подскоки и прыжки:

- на двух ногах (в фазе полета ноги вместе или в другом положении) на месте и с продвижением в различных направлениях;

- с переменой положения ног: в стойку ноги врозь, на одну ногу, в выпад;

- сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с различными движениями рук.

В связи с тем, что в аэробике большая часть движений оказывает нагрузку на суставы и позвоночник, то при выборе упражнений особое внимание уделяют правильной технике и безопасности условий их выполнения. Следует помнить, что многие упражнения, дающие определенный тренировочный эффект, но подобранные без учета состояния здоровья и уровня подготовленности занимающихся при длительном интенсивном повторении могут представлять определенный риск для здоровья и вести к травмам или повреждениям.

Структура построения урока аэробики

На уроке аэробики решаются основные типы педагогических задач (воспитательные, оздоровительные, образовательные, прикладные). Объем средств (содержание и виды движений), используемых в конкретных уроках для решения этих задач, зависит от основной цели занятия и контингента занимающихся.

Наиболее типичная структура построения занятия по аэробике при общей продолжительности 45 минут включает подготовительную, основную и заключительную части. В подготовительной части урока (5- 10 мин.) решаются следующие задачи:

  1. Постепенное повышение частоты сердечных сокращений;

  2. Увеличение температуры тела;

  3. Подготовку опорно-двигательного аппарата к последующей нагрузке и усиление притока крови к мышцам;

  4. Увеличение подвижности в суставах.

Основная часть урока (25-30 мин.) включает несколько комплексов упражнений:

- комплекс аэробных упражнений на базе основных элементов с постепенным увеличением амплитуды движений, вовлечением в работу все большего количества мышечных групп;

- короткий комплекс движений («заминка»), направленный на постепенный переход от высокоинтенсивных движений к упражнениям силового характера с низким темпом и значительной напряженностью;

- комплекс силовых упражнений, продолжительностью 8-10 минут, для мышц туловища, плечевого пояса, ног, способствующие укреплению мышечного корсета.

При этом используются упражнения в перемещениях собственного тела и с дополнительными отягощениями.

Задачами основной части урока являются:

  1. Увеличение частоты сердечных сокращений до уровня «целевой зоны»;

  2. Повышение функциональных возможностей разных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной);

3. Повышение расхода калорий при выполнении специальных упражнений.

В заключительной части урока используются упражнения, способствующие:

  1. Постепенно снизить обменные процессы в организме;

  2. Понизить частоту сердечных сокращений до уровня близкого к норме.



Таблица 3 - Общая структура урока аэробики

Часть урока

Направленность и продолжительность

Зона воздействий и направленность упражнений

Основные упражнения

Указания

1Под готовительная


1.1

Разогр евание


Продолжительность подготовительной части урока от 5 до 10 минут

      1. .

Локальные (изолированные) движения частями тела


Повороты головы, наклоны, круговые движения плечами, выставление ноги на носок, движение стопой

Рекомендуется использовать низкий и средний темп движений, с

небольшой амплитудой

Совмещения, движения для обширных мышечных групп

Полуприседы, выпады, движения туловищем, варианты шагов на месте и с перемещениями в сочетании с движениями руками

Упражнения на координацию и для усиления кровотока выполнять в среднем темпе с постепенным увеличением амплитуды

1.2.

Стретчинг - упражнения на гибкость

1.2.1.

Изолированные движения для мышц бедра и голени

Растягивание мышц голени, передней и задней поверхности бедра, поясницы

Выполнять в медленном и среднем темпе в положении стоя, с опорой руками о бедра, без использования махов и пружинящих движений

2.

Осно вная



2.1.

Аэроб ная часть



Продолжительность от 25 до 30 минут

Аэробная разминка

(3-10 мин).


Базовые элементы и усложнения движений, варианты ходьбы с движениями руками

Разучивание танцевальных соединений в среднем темпе на месте и с передвижениями в разных направлениях

2.1.2.

Аэробный пик (15-20 мин.)

Танцевальные комбинации аэробных шагов и их вариантов, бег, прыжки в сочетании с движениями руками

Выполнение сочетаний «блоков» упражнений на месте и с перемещениями в разных направлениях, увеличение нагрузки за счет координационной сложности, амплитуды и интенсивности движений

2.1.3.

Первая аэробная

«заминка» (2-5 мин.)


Базовые движения.

Амплитудные движения руками, сгибания и разгибания туловища с опорой руками о бедра

Уменьшение амплитуды перемещений, темпа движений

Движения в и.п. стойка ноги врозь, выпад, полуприсед, сочетаются с дыханием, темп движений замедляется

2.2.

Упражне ния на полу

(8-10

мин.)

2.2.1.

Упражнения для мышц туловища


В положении лежа упражнения на силу и силовую выносливость мышц брюшного пресса и спины

Выполнять 1-3 серии,

по 16-32 повторения. Методы выполнения упражнений и

длительность пауз между сериями зависят от уровня

подготовленности занимающихся.


2.2.2.

Упражнения для мышц бедра


В положении лежа упражнения на силу и силовую выносливость приводящих и отводящих мышц бедра.

2.2.3.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса

Варианты сгибания и разгибания рук в разных исходных положениях.

Используют упражнения с утяжелителями, амортизаторами на тренажерах

3. Закл ючит ельна я

3.1

Вторая заминка. (2-5 мин.)

3.1.1.

Стретчинг упражнения на гибкость

Растягивание мышц передней, задней и внутренней поверхностей бедра, мышц голеней, мышц груди, рук и плечевого пояса.

В разных исходных положениях, медленно, с фиксацией поз и последующим расслаблением.

В некоторых уроках силовая часть может отсутствовать, за счет этого увеличивается аэробная часть. Для начинающих рекомендуется больше времени уделять на разминку и силовую (партерную) часть урока, при этом уменьшая аэробную.

Содержание урока аэробики определенно методикой обучения, включены упражнения, направленные на формирование базовых движений и комплексное развитие двигательных способностей. Каждое разучиваемое движение базируется на предыдущем двигательном опыте обучающихся.

Этапы обучения:

1. Ознакомление с разделом в целом посредством использования методов слова и демонстрации.

2. Первоначальное разучивание наиболее простых упражнений посредством их вычленения из сложного комплекса специальных действий и движений, характерных для изучаемого.

3. Углубленное разучивание простых специальных движений. Доведение их до уровня навыка. Разучивание на их основе элементарных связок и комбинаций.

4. Закрепление простых комбинационных действий и движений специально направленного характера с использованием методов частичного регламентированного упражнения

5. Совершенствование основных базовых шагов, с использованием игрового и соревновательного методов.

6. Первоначальное разучивание элементарной схемы построения и перестроения.

7. Углубленное разучивание как элементарных, так и более сложных перестроений.

8. Закрепление основного рисунка комплекса.

9. Совершенствование упражнений через развитие интереса к аэробике.

При проведении уроков аэробики широко применяю специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) движений. К ним относятся:

1.Метод музыкальной интерпретации.
2. Метод усложнений.
3. Метод сходства.
4. Метод блоков.

Метод музыкальной интерпретации широко используется при построении танцевальных композиций в аэробике. В его реализации можно выделить два подхода: первый связан с конструированием конкретного упражнения, а второй - с вариациями движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. В основе первого подхода лежит составление упражнения на заданную музыку с учетом содержания, формы, ритма, динамических оттенков, т.е. конструирование упражнения с учетом основ музыкальной грамоты. Реализация второго подхода, собственно, и является методом музыкальной интерпретации.

Метод усложнений - так в аэробике называется определенная логическая последовательность обучения упражнениям. Подбор упражнений с учетом их доступности, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей отражает реализацию в уроке метода усложнения. Если разучивается упражнение, содержащее движения одной частью тела, то целостное действие первоначально может быть разделено на составные части, которые выполняются как самостоятельные упражнения, а потом соединяются.

Усложнение простых по технике упражнений может осуществляться за счет разных приемов:
- изменение темпа движения, ритма движения;
- добавление новых движений в ранее изученные;
- изменять технику выполнения;
- изменение направления движения;
- изменение амплитуды движения.
В результате применения этих приемов переход от элементарных к более сложным по координационной структуре движениям осуществляется учениками без особых усилий.

Метод сходства используется в том случае, когда при подборе нескольких упражнений берется за основу какая-то одна двигательная тема, направление перемещений или стиль движений. Такой комплекс может состоять от 2 и более упражнений.

Метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся и сложности движений каждое из подобранных для «блока» упражнений может повторяться несколько раз, а затем переходят к следующему упражнению.

Развитие физических качеств аэробными комбинациями упражнений

При проведении уроков используем методы непрерывной тренировки (с чередованием работы и отдыха), а также их комбинации в отдельных частях занятия.

1.Существуют базовые элементы, которые составляют основное содержание комплексов упражнений и отвечают принципу «безопасной техники» их выполнения: шаги и их разновидности, бег на месте и с перемещениями, поднимание бедер в разных направлениях, маховые движения ногами, руками, выпады, подскоки со сменой положения ног.

2.При исполнении движений придерживаться правильной техники, что в целом выражается в требовании (например: сохранять вертикальное положение спины, постоянно касаться пола пятками в определенных движениях, выдерживать точно вертикальное положение поднятых рук.

3.Выделяются отдельные «зоны» физической нагрузки в зависимости от характера двигательных действий.

- безударная – движение в партере (лежа, сидя, в смешанном упоре);

- низкоударная – при отсутствии безопасных фаз, в контакте с опорой;

- высокоударная – подскоки, прыжки, бег.

Большое значение на уроках аэробики придается активности самого ученика, его инициативе и самостоятельности во время занятий. Поэтому мы старались максимально приблизить к пониманию обучающихся содержание уроков.

Однако структура урока аэробики могла видоизменяться в зависимости от целей, задач. Для достижения максимального эффекта развития физических качеств обеспечивалось рациональное сочетание средств различной направленности: аэробная работа - 50-60 % времени; анаэробная работа (скорость, скоростная выносливость) 0,5-10 %; сила (силовая выносливость) - 15-20 %; ловкость - 15-20 %; гибкость - 5-10 %. Или на одном уроке мы объединяли такие качества как: гибкость и силу; гибкость и выносливость; быстроту и силу; быстроту и выносливость. Включение других качеств допускали в виде фоновой нагрузки, иначе возможно снижение показателей физической подготовленности.

Для развития двигательных качеств использовались следующие методы, средства и организационно-методические указания (ОМУ):

Двигательное качество

Быстрота

Сила

Выносливость

Гибкость

Метод

Повторный метод

Ударный метод, развитие взрывной силы, развитие динамической силы

Равномерный непрерывный, интервальный (круговая тренировка), переменный непрерывный, повторный

Метод многократного растягивания, статического растягивания, метод предварительного напряжения мышц

Средства

Перемещения рук, удары руками, бег на месте

Прыжки, отталкивания, упражнения с отягощениями

Связки аэробных движений (САД), бег, силовые упражнения с использованием инвентаря

Упражнения с собственным весом, упражнения в парах

ОМУ

Выполнять движения руками с максимальной частотой

5–6 раз с весом 60–80 % от макс.; 2–4 подхода с интервалом отдыха

Работа переменной мощности, интервалы отдыха произвольные

Упражнения выполняются 10–30 с, постепенное увеличение амплитуды

Например, рассмотрим урок аэробики силовой направленности. Урок проходит с повышенным уровнем нагрузки на кардиораспираторную и мышечную системы, поэтому дозировку варьируем с учетом распределения обучающихся на медицинские группы, пола и физической подготовленности. Для проведения силовой аэробики используем гантели (0,5 - 1 кг). Музыкальное сопровождение - ритмичная музыка, в темпе 128-135 уд. /мин.

С целью подготовки опорно-двигательного аппарата к упражнениям с отягощениями, необходима интенсивная разминка, состоящая из базовых шагов аэробики и активных движений туловища и рук. В основной части урока выполняем пошаговое изучение аэробной комбинации в правом и в левом направлении для симметричного распределения нагрузки. В начале изучаем и соединяем шаги с движениями рук, затем объединяем движения по квадратам на 8 счетов, далее - в комбинацию на 32 счета, затем - в комплекс из 6 комбинаций (по 3 вправо и влево), выполняемый с гантелями. В течение урока данный комплекс из 6 аэробных комбинаций повторяется 3 раза, между ними - серии из 4-6 силовых упражнений (в дальнейшем «серии») в положении стоя. «Серии» могут быть направлены на развитие разных групп мышц, дополнительно включать в себя прыжки и упражнения на развитие гибкости. После выполнения комплекса аэробных комбинаций и «серий», выполняются силовые упражнения в партере (лежа). Эта часть урока включает упражнения для мышц ног и ягодиц, а также мышечных групп, которые были мало задействованы в «сериях» (брюшной пресс, мышцы груди и спины). Часть этих упражнений рекомендуется выполнять с гантелями.

Ниже приведен пример комбинации комплекса аэробных и силовых упражнений в положении стоя.

САД вправо, на 32 счета по «восьмеркам»:

Движения ног

Движения рук

1-4 Grape Wine с правой ноги вправо,

5-6 Open -step левой ногой, разворот туловища влево,

7-8 Open-step правой, разворот туловища вправо;

И.п.: руки перед грудью, локти в стороны,

1,3-Разведение рук в стороны,

2,4-сведение,

5- сгибание рук в локтях (подъем гантелей на бицепс),

6- руки вниз,

7-8-то же;

1-4 V-step с левой ноги,

5-8 А-step с правой ноги;

И.п.: руки согнуты, кисти у плеч,

1,2 -Поочередный подъем рук (гантелей) вверх,

3,4 поочередно в и.п.,

5-8-то же;

1-4 поворот с продвижением с левой ноги влево,

5- шаг правой ногой ,

6- Knee up левой,

7- шаг левой ногой назад,

8- Lunge назад правой, наклон туловища вперед;

И.п.: руки согнуты, локти вниз, кисти перед грудью,

1,3- подъем рук (гантелей) вверх,

2,4-и.п.,

5-руки вниз,

6- сгибание рук в (подъем гантелей на бицепс),

7- руки вниз,

8-выпрямить руки назад;

1-шаг правой ногой вперед,

2-4 2 Knee up левой,

5- шаг левой ногой вперед,

6- Knee up правой,

7-8 Step-touch назад правой.

И.п.: руки согнуты, локти вниз, кисти на уровне плеч,

1,3,5,7-и.п.,

2,4,6- подъем рук (жим гантелей) вверх,

8-и.п.

Аэробная комбинация состоит из базовых шагов в сочетании с силовыми движениями рук, выполняемыми с гантелями или без (махи, сгибания, подъемы, разведения, тяги и др. в различных направлениях).

Выполнение приведенной выше аэробной комбинации проходит в непрерывном двигательном режиме. Значительная нагрузка при ее выполнении требует периодического восстановления дыхания и ЧСС, поэтому рекомендуется выполнять нагрузку переменным методом, чередуя интенсивность и характер упражнений (например 3 блока состоящие из комплекса из 6 аэробных комбинаций на 32 счета, выполняемых поочередно вправо и влево, через 8 приставных шагов и силовой «серии»). «Серия» выполняется с умеренной интенсивностью, что позволяет частично восстановить ЧСС и дыхание после аэробного комплекса.

С целью разнообразия «серии» могут отличаться и состоять из 4-6 различных упражнений на определенные группы мышц, по 8-16 повторений каждое, например:

«Серия» №1: Упражнения для мышц пояса верхних конечностей:

1. Разведение гантелей в наклоне стоя (8 р.)

2. Тяга гантелей в наклоне стоя (8 р.)

3. Подъем гантелей на бицепс (8 р.)

4. Жим гантелей из-за головы на трицепс (8 р.)

5. Подъем гантелей вверх от плеч (8 р.)

6. Упражнения для растягивания мышц и подвижности суставов верхних конечностей

«Серия» №2: Упражнения для мышц таза и бедра (выпады):

1. Поочередные выпады вперед с отведением рук в стороны (8 р.)

2. Поочередные выпады назад с махами руками вверх (8 р.)

3. Поочередные выпады в стороны с разворотом корпуса и сгибанием рук (подъем гантелей на бицепс) (8 р.)

4.Упражнения для развития гибкости туловища и нижних конечностей.

«Серия» №3: Упражнения для мышц таза и бедра (приседания и тяга)

1. Присед ноги вместе со сгибанием рук (подъем гантелей на бицепс) (8 р.)

2. Присед ноги в основной стойке с разведением рук перед грудью (8 р.)

3. Приседания «Плие» ноги в широкой стойке, стопы развернуты (8 р.)

4. Становая «румынская» тяга в положении стоя ноги вместе (8 р.)

5. Упражнения для развития гибкости туловища и нижних конечностей. Выполняя силовые упражнения, следует контролировать правильную технику (положение спины, рук и ног), скорость выполнения. упражнений и дыхание (выдох в момент наибольшего мышечного усилия).

Заключительная часть урока включает упражнения для развития гибкости (элементы стретчинга) и восстановления дыхания, например:

Упражнения на растягивание мышц (элементы стретчинга)

1. В исходном положении стоя, согнутые руки на уровне плеч, медленно оттянуть локти назад, удерживать их 15 - 20 с в растянутом положении. Вернуться в исходное положение, отдохнуть 10 - 15 с. Повторить упражнение 8 - 10 раз.

2. Исходное положение - стоя ноги врозь, локоть согнутой левой руки завести за голову. Взяться правой рукой за локоть левой руки и потянуть его справа. Удержать растянутое положение 10 - 20 с., А затем вернуться в исходное положение. Отдохнуть 15 - 20 с. и повторить упражнение в другую сторону. Выполнить 4 - 6 раз в каждую сторону.

3. Исходное положение - стоя ноги врозь. Руку, согнутую в локтевом суставе, поднять на высоту шеи. Кистью другой руки нажать на локоть в сторону-назад, стараясь, чтобы перемещение согнутой руки было достаточно протяженным. Содержать принятую позу 10 - 20 с. Поменять руку и повторить упражнение. После этого принять основную стойку, расслабиться, отдохнуть 10 - 15 с. Повторить 4 - 6 раз на каждую руку.

В процессе исследования, мы пришли к выводу, что если одно из физических качеств развито недостаточно и мешает достижению максимального показателя подготовленности, то рекомендуется до 70 % урочного времени посвятить его развитию.

На третьем (обобщающем) этапе на основе использования метода математической статистики обработали полученные результаты, сравнили прирост показателей степени физической подготовленности между участниками эксперимента и со стандартами ГФСК «ГТО ДНР», а также провели анализ эффективности использования третьего урока аэробики.

Результаты эксперимента и их обсуждение

Проведенные на заключительном этапе эксперимента контрольно-педагогические испытания позволили констатировать, что в КК прирост показателей в тесте «бег 30 м» составил – 14,3 %, в тесте «прыжок в длину с места» - 15,64%, в тесте «поднимание туловища в сед за 30 сек» - 18,18 %, в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» - 37 %, в тесте «челночный» бег 4*9 м» - 10,76 %, в тесте «наклон туловища вперед из положения сидя» - 42,41 %, в тесте «бег 500 м» - 10,06 %. У обучающихся ЭК к концу эксперимента значения прироста в тесте «бег 30 м» составили – 15,65 %, в тесте «прыжок в длину с места» - 16,43 %, в тесте «поднимание туловища в сед за 30 сек» - 24 %, в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» - 50 %, в тесте «челночный» бег 4*9 м» - 12,63 %, в тесте «наклон туловища вперед из положения сидя» - 85,15 %, в тесте «бег 500 м» - 15,03 %. Результаты эксперимента выявили прирост в развитии скоростных, скоростно-силовых, силовых, координационных способностей (ловкости), выносливости и гибкости. Полученные результаты представлены в таблице 4 и в диаграммах 1-7.

Динамика развития физических качеств в контрольных и экспериментальных классах

Таблица 4

№ п/п

Виды испытаний

Октябрь 2017 (средний показатель)

Октябрь 2019

(средний показатель)

Прирост, %

К

Э

К

Э

К

Э

1.

Бег 30м, сек

6,14

6,06

5,32

5,18

14,3

15.65

2.

Прыжок в длину с места, см

135,09

144,11

158,02

169,91

15,64

16,43

3.

Поднимание туловища в сед за 30 сек, раз

20

22

24

28

18,18

24

4.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз

13

12

19

20

37

50

5.

«Челночный» бег 4*9 м, сек

12,14

12,2

10,9

10,75

10,76

12,63

6.

Наклон туловища вперед из положения сидя, см

+5,48

+4,12

+8,43

+10,23

42,41

85,15

7.

Бег 500 м

2,40

2,36

2,17

2,03

10,06

15,03

Динамика развития быстроты в контрольных и экспериментальных классах










Диаграмма 1

Динамика развития скоростно-силовых качеств в контрольных и экспериментальных классах

Диаграмма 2


Динамика развития силы мышц туловища в контрольных и экспериментальных классах

Диаграмма 3.

Динамика развития силы рук в контрольных и экспериментальных классах

Диаграмма 4.

Динамика развития ловкости в контрольных и экспериментальных классах Диаграмма 5

Динамика развития гибкости в контрольных и экспериментальных классах Диаграмма 6.

Динамика развития выносливости в контрольных и экспериментальных классах Диаграмма 7.

Сравнительный анализ полученных значений позволил выявить во всех исследуемых величинах межгрупповые отличия между ЭК и КК. Данные отражены в диаграмме 8.

Динамика прироста физических качеств в контрольных и экспериментальных классах


Диаграмма 8.

Показатели оценки физической подготовленности приведены в таблице 5- 6.

Оценка показателей физической подготовленности (2017 г.)

Таблица 5

№ п/п

Тест-оценивание физической подготовленности

«5»

«4»

«3»

«2»

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

1.

Бег 30м, сек

7

4

10

10

11

18

14

14

2.

Прыжок в длину с места, см

6

4

4

8

8

14

24

19

3.

Поднимание туловища в сед за 30 сек, раз

9

8

8

10

10

10

15

17

4.

Бег 500 м, мин; сек

1

2

5

5

15

20

21

18

5.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз

7

9

7

10

12

11

16

15

6.

«Челночный» бег 4*9 м, сек

2

5

1

4

7

10

32

26

7.

Наклон туловища вперед из положения сидя

4

5

9

5

12

18

17

17

Всего

36

37

44

52

75

101

139

126


Оценка показателей физической подготовленности (2019 г.)

Таблица 6 -

№ п/п

Тест-оценивание физической подготовленности

«5»

«4»

«3»

«2»

К

Э

К

Э

К

Э

К

Э

1.

Бег 30м, сек

1

20

14

10

19

7

11

7

2.

Прыжок в длину с места, см

12

19

15

8

11

11

7

6

3.

Поднимание туловища в сед за 30 сек, раз

20

32

8

4

7

4

10

4

4.

Бег 500 м, мин; сек

16

26

10

5

8

5

11

8

5.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз

32

29

8

8

-

1

5


6

6.

«Челночный» бег 4*9 м, сек

10

12

7

9

5

6

23

17

7.

Наклон туловища вперед из положения сидя

14

17

5

10

15

9

11

8

Всего

105

155

67

54

65

43

78

56

Анализ данных показывает, что количество обучающих в 2019 году с оценкой «5» увеличилось в КК в 2,9 раза, в ЭК в 4,2 раза, с оценкой «4» соответственно в КК в 1,7 раза, а в ЭК в 1,03 раза, количество учащихся с оценкой «3» уменьшилось в КК в 1.15 раза, в ЭК в 2,35 раза , с оценкой «2» соответственно в КК в 1,75 раза, в ЭК в 2,22 раза. Данные приведены в диаграмме 9.

Динамика оценки показателей физической подготовленности

Диаграмма 9.

Анализ данных распределения учащихся на медицинские группы по физической культуре представлен в диаграмме 10.

Распределение обучающихся экспериментальных и контрольных классов на медицинские группы

Диаграмма 10.


На основании мониторинга уровня удовлетворенности учащимися

уроками физической культурой можно сделать вывод, что уроки аэробики положительно повлияли на эмоциональную сферу учащихся и на формирование активного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся. Результаты приведены в диаграмме 11.

Д инамика уровня мотивации к занятиям физической культурой

Диаграмма 11 -

Участники эксперимента удовлетворены уроками физической культуры: общий средний балл в ЭК находится в I-ом (высоком) уровне удовлетворенности, а в контрольных в I и II (хорошем) уровне.

В 2019 году занятость обучающихся ЭК в секциях и кружках спортивной направленности увеличилась на 18 %, а кол-во учащихся участвующих в соревнованиях районного, городского и республиканского уровней соответственно на 53%. Данные отражены в диаграммах 12-13.

в контрольных (КК) и экспериментальных классах (ЭК)

Динамика занятости обучающихся экспериментальных и контрольных классов в секциях и кружках спортивной направленности

Диаграмма 12 -

Динамика участия учащихся экспериментальных классов в соревнованиях районного, городского и республиканского уровня








Диаграмма 13.

89% учащихся экспериментальных классов успешно выполнили нормативы комплекса ГФСК «ГТО ДНР» (1 – золотой,20 – серебряных, 10 – бронзовых значка).

Результаты выполнения нормативов комплекса ГФСК «ГТО ДНР» Диаграмма 14.

Вывод

В сложном и многогранном процессе физического воспитания одним из главных направлений является использование современных технологий на уроках физической культуры.

Полученные в ходе проведенного эксперимента результаты подтвердили эффективность использования третьего урока аэробики как инновационной технологии развития физических качеств. В результате повысилась: мотивация к урокам физической культуры; результативность учебного процесса; интерес детей к изучению техники движений как к способу достижения результата, творческая активность в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях.

Таким образом, в результате внедрения нами в учебный процесс третьего урока аэробики можно сказать, что данная технология полностью соответствует запросам современного учебного заведения, а также может быть внедрена в работу других учебных заведений района, города, республики.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!