Из опыта работы МБОУ СОШ № 28 с семьями, находящимися в СОП
Одним из ключевых направлений образовательной политики является выявление семей, находящихся в социально опасном положении, грамотное планирование и организация работы с таковыми, чтобы ситуация в семье нормализовалась
В нашем учреждении разработаны План работы ВР и планы по конкретным направлениям деятельности:
-ПЛАН по формированию семейной культуры
-План работы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, обеспечению безопасности и сохранению жизни и здоровья;
-ПЛАН работы по профилактике среди несовершеннолетних табачной и алкогольной зависимостей, по профилактике потребления и незаконного оборота наркотических средств, в том числе «спайсовой» группы ;
-Реализуется программа «Здоровый образ жизни».
Работа с педагогическим коллективом.
В первую очередь, работа начинается с классного руководителя, т.к. именно он ближе всех в школьной иерархии к ребёнку, поэтому работа по выялению семей, находящихся в СОП, начинается с методической грамотности—совещания-практикумы, круглые столы, изучение нормативно-правовой базы, внутришкольные и городские семинары, тренинги со специалистами: психолог школы, психолог городского центра «Ладья» Матюпатенко Ирина Васильевна, собеседования с инспектором ПДН и т.д.)
Таким, образом, создаётся некий Методический маршрут -ресурс, который создает классный руководитель для себя и своих коллег.
Личная эффективность руководителя напрямую зависит от умения видеть вокруг себя и сплотить управленческую команду.Как заместитель директора, я организую работу:
МО классных руководителей
Внутришкольной службы организации и сопровождения внеурочной деятельности
Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних
Службы медиации.
Выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации:
1. социальная анкета семьи, которая оформляется как социальный паспорт класса, школы: Численность обучающихся -1200 человек. На 01.06.2017 года на учёте состояло детей- 7 , семей-2. На 01.06.2018 года на учёте состояло детей- 4 , семей-3. На 01.02.2019 года на учёте состояло детей- 2 , семей-2. Группа риска-6.
2. учёт посещаемости учебных занятий обучающимися;
3. постоянные наблюдения за состоянием и поведением учащихся (состояние подавленности, угнетённости, рисунки на руках; мониторинг страницы в социальных сетях);
4. учёт активности обучающихся (как правило, незначительная занятость в системе внеурочной деятельности и дополнительного образования многое говорит о ребёнке. Поэтому каждый классный руководитель ведёт карту активности класса, в которой отражён учёт занятости каждого ребёнка.);
5. учёт активности родителей в жизни класса и школы: посещение родителями не только родительских собраний, но и воспитательных мероприятий, а также уроков. Получила активное одобрение акция «День открытых дверей», проекты. Помимо традиционных родительских собраний, консультаций и лекториев, общешкольного и классных родительских комитетов, организован родительский патруль (посещение на дому, рейды в микрорайон, вызов родителей на заседание родительского комитета); Клуб многодетных мам (яркое мероприятие - Приём многодетных мам директором школы, посвящённый Дню матери)
6. Проведение рейдов в семьи с целью выявления условий проживания и воспитания несовершеннолетних: 1 класс обследуются все семьи, 2-11 класс 1 семья в месяц плюс по мере необходимости.
7. Сетевое взаимодействие с дошкольными учреждениями (запрос списочного состава воспитанников из семей, находящихся в СОП, по мере необходимости совместное посещение на дому).
Дальнейшая задача воспитательной службы школы:
Эффективность современной школы во всех направлениях образовательной политики, а в вопросах профилактики правонарушений несовершеннолетних и выявления семей, находящихся в СОП, особенно зависит внутреннее взаимодействия всего коллектива, скоординированности его действий:
Кл. руководители (об их работе уже сказано)
Учителя-предметники (беседа, наблюдение)
Социальный педагог.
Психолог оказывает индивидуальную психолого-педагогическую помощь родителям и учащимся, выступает на родительских собраниях с лекциями, беседами, тренингами, проводит диагностику учащихся. Основная задача – помочь члену семьи (независимо от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической и социально-педагогической работы.
Медицинская сестра (медицинское обследование несовершеннолетних с целью выявления жестокого обращения и педикулеза).
ПМПК (видит степень заинтересованности родителей в судьбе несовершеннолетнего).
Работа Совета профилактики, одной из задач которого является профилактическая работа с неблагополучными семьями. Обсуждаются вопросы о поведении родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию детей. В необходимых случаях Совет ставит вопрос о привлечении таких родителей к установленной Законом ответственности перед соответствующими государственными и общественными организациями.
Работа Службы медиации- примирение конфликтующих сторон.
Совместные с представителями КДН и ЗП и ПДН рейды по профилактике правонарушений. За период текущего учебного года КДН и ЗП -3, ПДН -11.
Акции «Семья», «Весенняя неделя добра», «Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам!». Организация единого дня профилактики правонарушений, безнадзорности несовершеннолетних.
8. Содействие устройству детей-сирот, детей из многодетных, неполных, неблагополучных семей в загородные лагеря, школьный оздоровительный лагерь. 2017 год – всего 60 (СОП-7, группа риска -5, малообеспеченные -37). 2018 год - всего 90 (СОП -7, группа риска -6, малообеспеченные -42)
9. Участие в городской программе «Временное трудоустройство несовершеннолетних». Организация временного трудоустройства несовершеннолетних. В 2017 году трудоустроено 20 детей, в 2018 -25.
Р.S. Работа не останавливается. Проблемы существуют всегда - только некоторые относятся к проблемам как катастрофам, а некоторые превращают их в задачи дальнейшей работы.