СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфографические и пунктуационные правила. Стилистические нормы современного русского литературного языка. Качества хорошей речи. Основные виды словарей (обзор).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Орфографические и пунктуационные правила. Стилистические нормы современного русского литературного языка. Качества хорошей речи. Основные виды словарей (обзор).»

технологическая карта (план) занятия №




Группа

Дата

Дисциплина

Русский язык



Тема занятия

Орфографические и пунктуационные правила. Стилистические нормы современного русского литературного языка. Качества хорошей речи. Основные виды словарей (обзор).

Вид занятия

Теоретическое

Цель занятия:

обучающая

- обобщение и систематизация ранее полученных знаний о языковых явлениях;


- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;


- развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями.

развивающая

- создать условия для развития умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать полученные знания, делать выводы.

воспитательная

- способствовать воспитанию интереса к изучаемому предмету.


Результат

Должны знать:

- смысл понятий

- термины, основные понятия, правила и принципы, изученные в ходе занятия.

- основы научных знаний о языке, понимание взаимосвязи уровней языка и его единиц.

Должны уметь:


- использовать результаты деятельности для решения орфографических, речевых и пунктуационных задач;

- объяснять языковые явления и процессы, связи и отношения, выявленные в ходе работы.

Показатели оценки

результата

- применение усвоенных правил при записи собственных и предложенных текстов;

- работа в группах и самостоятельно;

- своевременность выполнения заданий;

- корректировка и своевременное устранение ошибок в своей работе;


Межпредметные связи

Обеспечивающие

дисциплины

Литература, русский язык


Обеспечиваемые

дисциплины

(модули, МДК)






Средства


Компьютер, учебник, раздаточный материал, словари, карточки для работы в группах





Основная

Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. «Русский язык» 10-11 кл.


литература



Дополнительная

Антонова Е. С., Воителева Т. М. «Русский язык»


литература










содержание занятия

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1.

Организационный этап:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить обучающихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния аудитории и готовности обучающихся к занятию, организация внимания.

5 мин




2.

Этап проверки домашнего задания:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися, установить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствую при этом знания, умения, навыки.

СОДЕРЖАНИЕ – выявление степени усвоения, заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их причин, ликвидация обнаруженных недочетов. Прописывается форма работы, вопросы и задания

15 мин


Фронтальный опрос:



3.

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность обучающихся, постановка целей учебной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ – «открытие» темы, целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы: выявление причины затруднения (называются конкретные знания, умения и навыки, которых недостает для ответа на поставленный вопрос или выполнение задания); определение на этой основе цели урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения) и формулирование (или уточнение) темы урока.

10 мин


К.И. Чуковский в своей книге «Живой как жизнь», посвящённой русскому языку, его функционированию в речи, пишет следующее:

«Очень поучителен случай, рассказанный основателем ленинградского ТЮЗа маститым режиссёром А.А. Брянцевым. Ему позвонили из школы:

– Вам зво ́нит преподавательница...
– Не верю, - прервал Александр Александрович и повесил трубку на рычаг.
Через минуту снова звонок и снова:
– Вам зво ́нит преподавательница...
– Не верю! – и трубка опять повешена.
В третий раз звонок:
– Товарищ Брянцев, вам зво ́нит преподавательница. Почему вы не верите?
– Не верю, чтобы преподаватель мог так неправильно говорить – зво ́нит (а не звони ́т), – ответил в последний раз А.А. Брянцев». Второй пример.

В художественном фильме «Дневник директора школы» жена директора спрашивает его, принял ли он на работу учительницу младших классов. Он ей отвечает: «Нет» – и добавляет: «К тому же она транвай говорит». В разговоре со следующей претенденткой на вакансию директор задаёт своей собеседнице, на первый взгляд, совершенно безобидный вопрос: «Каким транспортом вы доехали до школы?» Она отвечает: «Троллейбусом». «Каким ещё транспортом можно доехать до школы?» – спрашивает директор. «Трамваем», – последовал ответ. Директор удовлетворённо кивнул головой и сказал: «Всё в порядке». Показательно, что речевая культура для директора – это своеобразная черта профессиональной пригодности.

Третий пример.

Илья Семёнович Мельников, учитель истории, герой другого фильма о школе – «Доживём до понедельника», даёт отповедь Таисии Николаевне, учительнице начальных классов, которая, рассказывая о своих первоклашках, так говорит о своём к ним требовании не класть зеркальца в парты: «Я им говорю: «Не ложьте», а они ложат и ложат...» (вместо: не кладите и кладут).

Здесь намеренно приведены примеры, иллюстрирующие не всегда высокую культуру школьных учителей, потому что ошибки в их речи воспринимаются учениками как норма. Школьники только учатся говорить правильно, и речь учителей для них – образцовая, а потому неправильности в ней недопустимы. В примерах были представлены ошибки, связанные с ударением (подвижным и разноместным в русском языке): зво ́нит – звони ́т; с нормами произношения: транвай – трамвай; с нормами формообразования: ложить – класть.

Как думаете, что будем делать на сегодняшнем занятии?

- говорить о нормах современного русского языка

- И какие цели будут стоять перед нами?

- узнать, какие бывают нормы;

- определить, для чего они нужны;

- повторить правила русского язык.



4.

Этап усвоения новых знаний:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения обучающимися способов, путей, средств получения знаний, оперирования ими.

СОДЕРЖАНИЕ – организация внимания, сообщение преподавателем нового материала, обеспечение восприятия, осознанная систематизация и обобщение этого материала обучающимися.

35 мин











Работа над составлением конспекта (рабочий лист)



5.






Этап проверки понимания обучающимися нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить осмыслили ли обучающиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

СОДЕРЖАНИЕ – проверка преподавателем глубины понимания обучающимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.


5 мин


Упражнение в рабочем листе


6.

Этап закрепления нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у обучающихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

СОДЕРЖАНИЕ – закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа обучающегося при очередной проверке знаний.

10 мин


Задание в рабочем листе


7.

Рефлексия учебной деятельности:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ – соотнесение целей и результатов учебной деятельности; определение целей дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки.


3 мин


Добились ли мы целей занятия?

(Да, цель занятия достигнута)



8.

Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подвести итоги и выставить оценки, сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.


СОДЕРЖАНИЕ – критерии оценивания, информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как обучающиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения.

7 мин








90 минут


Задание в рабочем листе






Преподаватель








(И.О. Фамилия)


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!