К.И. Чуковский в своей книге «Живой как жизнь», посвящённой русскому языку, его функционированию в речи, пишет следующее: «Очень поучителен случай, рассказанный основателем ленинградского ТЮЗа маститым режиссёром А.А. Брянцевым. Ему позвонили из школы: – Вам зво ́нит преподавательница... – Не верю, - прервал Александр Александрович и повесил трубку на рычаг. Через минуту снова звонок и снова: – Вам зво ́нит преподавательница... – Не верю! – и трубка опять повешена. В третий раз звонок: – Товарищ Брянцев, вам зво ́нит преподавательница. Почему вы не верите? – Не верю, чтобы преподаватель мог так неправильно говорить – зво ́нит (а не звони ́т), – ответил в последний раз А.А. Брянцев». Второй пример. В художественном фильме «Дневник директора школы» жена директора спрашивает его, принял ли он на работу учительницу младших классов. Он ей отвечает: «Нет» – и добавляет: «К тому же она транвай говорит». В разговоре со следующей претенденткой на вакансию директор задаёт своей собеседнице, на первый взгляд, совершенно безобидный вопрос: «Каким транспортом вы доехали до школы?» Она отвечает: «Троллейбусом». «Каким ещё транспортом можно доехать до школы?» – спрашивает директор. «Трамваем», – последовал ответ. Директор удовлетворённо кивнул головой и сказал: «Всё в порядке». Показательно, что речевая культура для директора – это своеобразная черта профессиональной пригодности. Третий пример. Илья Семёнович Мельников, учитель истории, герой другого фильма о школе – «Доживём до понедельника», даёт отповедь Таисии Николаевне, учительнице начальных классов, которая, рассказывая о своих первоклашках, так говорит о своём к ним требовании не класть зеркальца в парты: «Я им говорю: «Не ложьте», а они ложат и ложат...» (вместо: не кладите и кладут). Здесь намеренно приведены примеры, иллюстрирующие не всегда высокую культуру школьных учителей, потому что ошибки в их речи воспринимаются учениками как норма. Школьники только учатся говорить правильно, и речь учителей для них – образцовая, а потому неправильности в ней недопустимы. В примерах были представлены ошибки, связанные с ударением (подвижным и разноместным в русском языке): зво ́нит – звони ́т; с нормами произношения: транвай – трамвай; с нормами формообразования: ложить – класть. Как думаете, что будем делать на сегодняшнем занятии? - говорить о нормах современного русского языка - И какие цели будут стоять перед нами? - узнать, какие бывают нормы; - определить, для чего они нужны; - повторить правила русского язык. |