СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация и проведение входной логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений первоклассников»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Организация и проведение входной логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений первоклассников»»




Выступление по теме:


«Организация и проведение входной логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений первоклассников»

















































Одним из центральных мест в системе комплексного обследования детей младшего школьного возраста  занимает оценка речевого развития ребенка. Диагностика рассчитана для детей младшего школьного возраста с 1 по 4 классы. Может использоваться в рамках ПМПК. Целью логопедического обследования является составление максимально объективной подробной картины развития речи ребенка и определение факторов, оказывающих отрицательное или положительное влияние на эту картину.

  1. Логопедическое обследование состоит из 3 этапов:

1) подготовительный

2) основной (диагностика)

3) заключительный

1 этап. Подготовительный

        Состоит из ознакомления с документами, беседы с родителями,  подготовке к диагностике.

  • Ознакомление с документами (педагогические,  медицинские).

  • Выяснение моторного, речевого, психического анамнеза. Данные заполняются со слов родителей (законных представителей)  и на основании представляемой документации.

Особое внимание обращают на следующее: предречевые вокализации (гуление); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).

  • В беседе с родителями следует уточнить и дополнить сведения, полученные из документации. Важно определить, как родители оценивают состояние и прогноз развития ребенка, какие ожидания от предстоящей диагностики. Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей (воспитателя, учителя), может быть представлена детским учреждением, направляющим ребенка.

  • Подготовка диагностического материала. От степени речевого нарушения зависит отбор методик, технологий, которые использует учитель-логопед в период обследования. Диагностический материал (картинки, игрушки)

  • заранее подготовить:

-  бланки для заполнения результатов логопедического обследования;

- бланки анкет для родителей;

- листы (в клеточку, линеечку) для выполнения заданий детьми карандашом или ручкой;

2 этап. Основной

Временной регламент:

  1. для детей 1 класса (первое полугодие) — 35 минут;

  2. для детей 1 класса (второе полугодие) — 35 - 40 минут;

  3. для детей 2-3 классов — 40-45 мину.

        Этот этап и есть диагностический процесс. Обследование проводит учитель-логопед в присутствии родителей (законных представителей).

        Полученная информация в период обследования заносится в речевую карту ребенка.

В содержание логопедического обследования входит обследование артикуляционного аппарата, фонетической стороны речи, слоговой структуры слова, фонематических процессов, состояния связной речи, словаря грамматического строя речи, импрессивной стороны речи, а также состояния навыков письма и чтения.

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

        Проводится непосредственно обследование состояние речи ребенка: лучше начать его с беседы, игрового взаимодействия, а затем, используя полученные материалы обследования, сформулировать предварительную  гипотезу дальнейшего обследования. При адекватной реакции ребёнка на процесс диагностики — процедура обследования проходит традиционно, с использованием стандартных картинок, заданий.

        Условия:

  • Установление эмоционального контакта с ребёнком, создание адекватного отношения к обследованию;

  • выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем;

  • тактика общения с ребенком —сотрудничество, доброжелательное отношение к ребенку;

  • учёт сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления;

Не исключено, бывают ситуации, когда продуктивный контакт с ребенком недоступен и при обследовании не показывает полностью свои возможности. В связи с этим необходимо менять тактику обследования, переходить на вербальный вариант (игрушки, картинки, подключение родителей).  Рекомендуется  обратить внимание на стиль общения окружающих с ребенком. Так, родители часто сопровождают свою речь жестами, действиями, и ребенок ориентируется на эти движения, а не на саму речь.



3 этап. Заключительный

  • Заполнение речевой карты и оформление логопедического заключения. Заключение отражает педагогический аспект состояния ребенка с точки зрения имеющихся у него речевых особенностей. Ознакомление  родителей (законных представителей) с результатами диагностики). Консультация родителей.



Схема логопедического обследования

  1. Общие сведения о ребёнке

  2.  Строение органов артикуляции

  3.  Обследование состояния мимической мускулатуры

  4. Общая моторика. Координация движений

  5.  Обследование звукопроизношения

  6.  Обследование фонематического слуха

  7.  Обследование навыков звукового анализа

  8.  Обследование понимания речи

  9.  Обследование активного словаря

  10.  Обследование грамматического строя речи

  11.  Обследование самостоятельной речи

  12.  Обследование письменной речи

  13.  Обследование чтения.

























Пособия для диагностики и коррекции речи учащихся:



  1. В альбоме представлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка.
    Пособие предназначено логопедам специальных и массовых школ, логопедам и воспитателям речевых детских садов, студентам дефектологических факультетов для практического пользования.





Коноваленко В.В., Коноваленко СВ.
Экспресс-обследование звукопроизношения у детей
дошкольного и младшего школьного возраста.
Пособие для логопедов. — М.: «Гном-Пресс», 2000., цветная вставка.
Пособие предназначено для оперативного массового обследования звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи.
В пособии представлены: план обследования звукопроизношения, практический словесный и картинный материал для его проведения.
Пособие издано компактно для удобного использования во внестационарных условиях. В нем представлен достаточный словесный и картинный материал для предварительного обследования и анализа: общей картины звукопроизношения, состояния фонематического слуха, готовности к звуковому анализу, уровня овладения ребенком звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи. Рекомендуется дошкольным и школьным логопедам.



Методика включает в себя инструкции для проведения диагностики речи детей, примеры таблиц для внесения полученных результатов, карту обследования речи ребенка дошкольного возраста (карта находится в середине книги и легко извлекается из нее). Разработанная методика дает возможность не только оценить состояние всех компонентов речи, но и обобщить полученные данные как для каждого ребенка, так и для группы детей. Диагностика позволяет увидеть результат работы по коррекции нарушений речи дошкольников в динамике (от начала - к концу года), а также проследить динамику развития каждого ребенка и группы детей за несколько лет. Полученные сведения могут быть использованы при составлении портфолио для прохождения аттестации профессиональной деятельности учителя-логопеда. Пособие предназначено для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида.

Альбом предназначен для обследования состояния лексики, грамматического строя и монологической речи ребенка. Пособие может быть использовано при обследовании детей с любыми расстройствами речи.







Лото в картинках является универсальным материалом для логопедических занятий и поможет обеспечить стойкость речевых навыков, улучшить произношение и предупредить типичные ошибки чтения и письма.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!