Организация исследовательской работы обучающихся на уроках истории и обществознания: от теории к практике
Уроки истории и обществознания являются основой школьного гуманитарного образования обучающихся. На сегодняшний день, современный мир просто утопает в различной информации, предоставляя массу различных исторических фактов из самых разнообразных источников. Однако, не всегда даже учитель способен определить достоверность этих источников, а что уж говорить об учениках. В современной геополитической ситуации мы можем наблюдать, как зарубежные средства массовой информации пытается оперировать историческими фактами в своих целях, используя это против России и ставя под сомнения достоверность этих самых фактов или отвергая их вовсе. Известно, что история - наука, наиболее подверженная политизации. Ученики, имея постоянный открытый доступ к информации, подвержены риску получить недостоверную историческую информацию и, тем самым, могут легко поддаться этому негативному влиянию. Поэтому, именно на плечи учителя истории и обществознания ложится ответственность за реальную и достоверную информацию27.
Но это и направлен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) истории и обществознания. Учитель истории и обществознания должен учесть все особенности современного урока истории или обществознания в условиях перехода на ФГОС28.
Главной задачей школы, учителя - научить ребёнка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Многие истины, о которых говорится в школе, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придёт к ним своим путём, через свои открытия, свои прозрения и неудачи.
В результате исследовательской деятельности учащийся приобретает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания, опыт творческой деятельности.
Применение метода исследований на занятиях требует от учителя больших временных затрат для подготовки к уроку, а в связи с массовостью образования и высокой учебной нагрузкой достаточно трудно, но плоды труда приносят хорошие результаты. Это проявляется в успешном участии детей в олимпиадах и научно-практических конференциях, а так же в выполнении всероссийских проверочных работ и экзаменов по предметам.
Ученикам вполне по силам провести небольшое социологическое исследование, проанализировать полученные данные и представить их в различных знаковых системах.
В XXI веке интернет-ресурсы занимают важное место в жизни любого человека. Поэтому педагогу необходимо научить детей правильно ими пользоваться. Знакомство школьников с учебными презентациями по различным темам уроков, презентациями-проектами учеников из других школ позволяют увидеть наглядно, как можно использовать интернет пространство в собственной практике, аргументируя свою точку зрения, иллюстрируя полученные знания. Поэтому интернет может стать помощником для юного исследователя, который даст возможность познакомиться с различными источниками информации (онлайн-библиотеки, оцифрованные архивные данные и др)
Важным условием для получения успешного результата исследования – личное желание и инициатива обучающегося, который осуществляет свою деятельность не ради отметки, а с целью получения нового знания и ключевых умений.
На предметах гуманитарного цикла – история, обществознание дети работают с различными источниками. Задачи учителей – научить обучающихся работать с текстом, интерпретировать полученную информацию, делать умозаключение, формулировать свое
личное мнение по разным проблемам и ситуациям.
В зависимости от объекта исследования ученические работы по истории можно разделить на следующие виды:
1. Работы, в которых проводится анализ исторического или обществоведческого источника, с целью выявления необходимой для урока информации;
2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе двух или нескольких произведений;
3. Работы, предполагающие интеграцию истории, философии, правоведения, литературы и других наук приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу исторических и обществоведческих явлений (например, «Поколение 60-х годов XIX века в культуре и быте»);
4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества представителей науки, искусства (учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать исторический портрет деятеля культуры, отразив свое восприятие его личности в форме исторического или обществоведческого эссе).
Каким бы ни был проект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с произведением, применить имеющиеся умения анализировать исторический источник.
Теперь о структуре исследовательской работы. Начинается исследование с выбора темы, которая должна быть интересна ученику, и хорошо, если инициатива исходит от него. Учитель может быть советчиком, предлагает темы для выбора, уточняет формулировку.
Вслед за выбором темы, уточнением её формулировки ученик вместе с учителем и библиотекарем подбирает необходимую литературу, изучает её и конспектирует. На этом этапе определяется проблема, которую предстоит сформулировать, аргументировано доказать её решение. Обращение к литературоведению, основным трактовкам произведений, обязательно, как это принято для научно-исследовательской деятельности, первоначальное представление о которой и даёт школьная работа.
Учитель консультирует школьника, помогает ему выделить главное, составить план, в соответствии с которым пишется черновик, затем работа полностью оформляется, все цитаты сопровождаются соответствующими сносками. Презентация работы проводится на уроке или на ученической конференции.
Структура работы включает следующие компоненты: название, план, введение, основную часть, заключение, библиографию, приложения (если они необходимы).
Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предполагается решить.
Основная часть: даётся обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается выбранная точка зрения, проводится анализ текста произведения, даётся описание систематизированного материала, делаются обобщения, тема раскрывается в свободном изложении (можно, но не обязательно выделить параграфы).
Заключение: делаются выводы; в конце работы прилагается список использованной литературы.
Результаты проведенного исследования оформляются в следующих формах: реферат, доклад, тезисы докладов и выступлений.
Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе учитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы — все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу старшеклассника.
Важный момент: для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Ведь здесь в арсенале могут быть разнообразные формы: урок-творческий отчет, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой город в годы блокады», «Моя школа», урок открытых мыслей, урок-конференция, урок-круглый стол и т. д.
Какие исследования возможны на уроках истории и обществознания?
Во-первых, элементы исследовательской деятельности на уроке обществознания:
самостоятельный вывод правила по примерам, проверка результатов по разноуровневой карточке;
сопоставительная работа (трактовка правила в учебниках различных авторов);
групповая работа — составление тезисов к определенной теме.
С большой отдачей проходят уроки-исследования на основе современного материала.
По каким темам работа проводилась? Вот лишь некоторые примеры:
-Политика и ее влияние на жизнь современного общества.
-Преступность несовершеннолетних.
-Проблема выбора жизненного пути.
-Психологический портрет подростка.
-Развитие и формирование личности.
-Развитие самосознания в подростковом возрасте.
-Самооценка личности подростка.
-Свобода выбора и волевое воспитание.
Приобщение учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект.