СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация контроля знаний учащихся посредством тестовых технологий на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта педагогической деятельности. Тема опыта выбрана не случайно. Она является актуальной, так как итоговой формой контроля знаний обучающихся за курс средней школы является централизованное тестирование, основу которого составляют тестовые задания. Тестовые технологии становятся наиболее перспективной формой контроля знаний. Как показывает опыт, тестирование позволяет оперативно и объективно проверить уровень знаний учеников, своевременно ликвидировать пробелы в усвоении материала. Проверка результатов тестирования занимает куда меньше времени по сравнению с другими видами контроля. Ученики получают возможность самостоятельно проверить свои знания при помощи тестирования. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах, позволяет соотнести уровень достижений по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем достижений в классе и уровнем достижений каждого. Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету. Применение тестовых технологий в учебном процессе не  должно быть  эпизодическим, бессистемным, иначе они не повлияют на результаты обучения. Таким образом, применяемый мною подход позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний.

Просмотр содержимого документа
«Организация контроля знаний учащихся посредством тестовых технологий на уроках биологии»

Государственное учреждение образования

«Малейковская средняя школа»















ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»








Романюк Руслан Викторович,

учитель биологии


e-mail: [email protected]







Малейки

2018

1. Информационный блок

1.1. Название темы опыта.

Организация контроля знаний учащихся посредством тестовых технологий на уроках биологии.

1.2. Актуальность опыта.

В современной школе одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения сложилась эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся.

Анализ современной учебно-методической литературы, а также образовательная практика свидетельствуют о том, что тестирование не является универсальным методом обучения и формой контроля, но в сочетании с другими методами контроля в процессе проверки качества образования обучающихся обеспечивает наибольший эффект.

Тема опыта выбрана не случайно. Она является актуальной, так как итоговой формой контроля знаний обучающихся за курс средней школы является централизованное тестирование, основу которого составляют тестовые задания.

Изучив научную методическую литературу, я пришел к выводу, что тестовый контроль знаний эффективен только тогда, когда со стороны учителя приложено большое усилие. Педагог должен знать, как правильно подбирать тесты и как следует их составлять. Ведь не каждый набор вопросов с вариантами ответов на них можно назвать тестом.

Тестирование один из способов повышения интереса к предмету, работая с тестом, можно получить много новой информации, не содержащейся в учебниках, но знание, которой необходимо (особенно при подготовке обучающихся к централизованному тестированию). Это достигается при условии творческого подхода учителя и учеников к составлению тестовых заданий. Творчество, поиск, исследования, сотрудничество учителя и обучающихся рождает хороший результат. Важно, чтобы тестовые задания были яркими, запоминающимися. Тогда они вызывают дополнительный интерес у обучающихся.

1.3. Цель опыта.

Основной целью опыта является создание условий для использования тестовых технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся.

1.4. Задачи опыта.

1. Изучить литературу и информационные источники по теме опыта.

2. Определить комплекс условий для формирования эффективного контроля знаний учащихся с целью повышения качества знаний.

3. Отобрать и систематизировать эффективные технологии, методы, формы и приёмы образования обучающихся.

4. Определить эффективность использования тестовых технологий на уроках биологии.

2. Описание технологии опыта

2.1. Описание сути опыта.

Задача усовершенствования преподавания биологии включает использование различных методов обучения и контроля. Один из таких методов – тестовый контроль знаний учащихся. Оптимальным можно считать только то обучение, которое способствует самообучению. Если раньше требования к учащимся в основном сводились к приобретению ими определенных знаний и навыков, то теперь задачи обучения сочетаются с необходимостью овладеть приемами самостоятельного приобретения знаний и их применения. Решению проблемы индивидуального обучения способствует выполнение индивидуальных тестовых заданий, позволяющее при разноуровневом обучении оценить знания учащихся.

Тестовый контроль – это такой вид контроля, при котором обеспечены равные для всех обучаемых объективные условия проверки.

Тест (от английского слова test – проверка, задание) – это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности.

Достоинства тестов:

- тест – это многофункциональный метод, объединяющий контроль и обучение;

- тестирование позволяет свести к минимуму субъективность учителя и объективно оценить знания учащихся;

- с помощью тестового контроля можно быстро проверить наличие некоторого объема зафиксированной информации в памяти испытуемого;

- тестирование разнообразит занятие;

- тестовые задания разной степени сложности позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их уровень знаний;

- в ходе работы с тестом обучающимися реализуется самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности;

- тестирование развивает наблюдательность и догадку;

- тесты выявляют «зону ошибок обучающихся» с целью ее последующей ликвидации.

Недостатки тестов:

- в тестовых заданиях знание догматизировано, в них нет творчества, интерактивности, совместного поиска истины;

- решение любого тестового задания содержит элемент случайности;

- тестовый контроль способствует фрагментарности знаний;

- тестирование стандартизирует знания и не развивает мыслительные навыки учащихся;

- тестирование проверяет информированность учащегося о тех или иных фактах и не дает представления о способностях и навыках школьника.

Использование стандартизированных тестов, инструментальных средств, компьютера и современных информационных технологий позволяет учителю гораздо эффективнее проводить обучение и контроль знаний, а также повысить объективность контроля. Эффективным средством контроля знаний является компьютерное тестирование. Такой способ контроля знаний и умений особенно эффективен особенно при подготовке учащихся к централизованному тестированию.

Методика применения тестовых заданий предполагает соблюдение учителем ряда условий:

1. Задания обучающимся должны предлагаться визуально, ибо восприятие большого количества слов на слух не всегда продуктивно, хотя иногда и необходимо.

2. Обучающиеся должны не только назвать, но и обосновать, почему ими избран данный вариант ответа.

Работая над составлением тестовых заданий, учитель должен придерживаться следующих общеизвестных педагогических принципов:

- связь обучения и воспитания с окружающей жизнью;

- научная ценность материала;

- доступность;

- учет индивидуальных особенностей обучающихся;

- систематичность;

- последовательность.

При составлении тестовых заданий необходимо обращать внимание на то, чтобы вопросы соответствовали обязательному минимуму содержания программы по биологии.

Тестовое задание, предложенное ученику должно содержать в себе дополнительную информацию по данному вопросу, которая бы обучала, развивала, воспитывала ученика. Такие тесты вызывают всегда повышенный интерес.

При составлении тестовых заданий необходимо исходить из того, что уровень подготовки, уровень интеллектуального развития у каждого ребенка разный, а это значит, что степень сложности заданий должна быть различной.

Разноуровневые тестовые задания являются одним из инструментов дифференцированного обучения школьников. Следуя принципу доступности, предлагается ребятам такие задания, которые в данный момент они могут выполнять. Задание повышенной сложности, к которому обучающийся еще не готов обречено на невыполнение, что психологически травмирует его. Успешное же выполнение задания создает ситуацию успеха, рождает чувство удовлетворенности и является побудительным мотивом учиться лучше.

Важным фактором является то, что применение разноуровневых тестов позволяет осуществлять коррекцию знаний обучающихся. По мере усвоения материала на уровне простых заданий можно и нужно повышать степень их сложности, не забывая о принципе доступности, и так постепенно, двигаясь от простого к сложному, можно обучающегося подвести к базовому уровню, а в перспективе и к более высокому. В практике такие случаи встречаются, только не следует этот процесс форсировать. В данном случае необходимо терпение учителя. Это первое. Второе, успех возможен лишь в том случае, если тестирование будет сочетаться с другими формами работы, особенно с индивидуальной.

Развитию мышления обучающихся способствует сотворчество их и учителя. Одной из форм этого сотворчества является составление тестовых заданий обучающимися под руководством учителя. Эта работа осуществляется в процессе учебной деятельности и во внеурочное время. Высокий уровень увлеченности этим делом, стремление составить тестовое задание лучше других заставляет ребят работать не только с учебником, но и с другой литературой. Роль учителя не только в оказании методической помощи, но и в создании психологического комфорта.

Сотворчество учителя и обучающихся способствует обучению, воспитанию и развитию детей, позволяет не только раскрывать, но и использовать творческий потенциал каждого ребенка.

В своей практике работы использую следующие виды тестов:

1. Тест множественный выбор. Дает возможность проконтролировать знание обучающимся фактического материала как важного, так и второстепенного, определить причины, значение событий и т.д. Этот тест состоит из собственно задания и наборов ответов на него. Например:

1. Растения делятся на низшие и высшие:

а) по размерам;

б) по наличию органов;

в) по наличию цветка.

2. Какой из перечисленных компонентов экосистемы является редуцентом?

а) муха;

б) ящерица;

в) дождевой червь.

3. Борьба внутри вида или между особями различных видов за пищу, ареал обитания – это:

а) конкуренция;

б) хищничество;

в) паразитизм.

Ответ обучающегося заключается в выборе того варианта ответа, который по его мнению является правильным.

2. Тест альтернатива. Альтернативные тесты сводятся к тому, что ученик должен ответить на предложенный вопрос "да" или "нет". Альтернативные тесты применяются реже других разновидностей избирательных тестов. Их применение имеет, однако, определенные перспективы при проведении фронтального устного опроса, особенно при использовании при этом оборудования автоматизированных классов. Например:

1. Водоросли низшие растения? (да)

2. Они могут быть одно – и многоклеточными? (да)

3. Водоросли имеют органы? (нет)

4. Все органические вещества хорошо растворяются в воде (нет).

5. Жиры являются источником энергии и воды (да).

6. Химические элементы в клетке — совсем другие, чем в неживой природе (нет).

7. Железо накапливается в яблоках, а йод — в морской капусте (да).

8. Одни и те же элементы входят в состав живой и неживой природы, что свидетельствует об их единстве (да).

9. Самое распространенное неорганическое вещество — вода (да).

10. Чем активнее работает орган, тем в его клетках меньше воды (нет).

11. Гемоглобин — это красный белок нашей крови (да).

12. Чтобы быть здоровым, человек должен в сутки получать с едой 100 г белка (да).

13. Углеводы нужны только растениям (нет).

14. Нуклеиновые кислоты осуществляют хранение и передачу наследственных признаков (да).

15. В состав клетки входят органические и неорганические вещества (да).

3. Устный тест. Применяется при устных ответах обучающихся в случае их затруднений при ответах на дополнительные или уточняющие вопросы. Стремясь получить желаемое вопрос задается в форме теста. Например:

Одним из признаков, характерных для агроэкосистемы, является:

- многообразие видов живых существ различных экологических групп, совместно обитающих на определенной территории;

- способность к саморегуляции и длительному устойчивому развитию;

- преобладание естественного отбора в развитии агроэкосистемы;

- потребность в дополнительном вложении энергии со стороны человека.

Следствием нарушения глобального круговорота углерода на Земле является:

- увеличение транспортных выбросов в атмосферу;

- истончение озонового слоя;

- сокращение численности видов растений;

- парниковый эффект.

Практика показывает, что если обучающийся внимательно слушал на предыдущем уроке объяснение учителя и готовился дома, он обязательно правильно сориентируется в предложенном учителем варианте ответов и выдаст учителю нужную информацию, т.е. данный прием оправдан.

4. Тест-соответствие. Тесты этого вида состоят из двух следующих друг за другом частей, между пунктами которых следует установить соответствие. Например:

Установите соответствие между тканями высших растений и их функциями (соедините стрелками).

Ткани

Функции

А. Покровная

1. Рост организма

Б. Образовательная

2. Запасание питательных веществ

В. Проводящая

3. Выделение веществ

Г. Механическая

4. Защита

Д. Секреторная

5. Опора

Е. Основная

6. Транспорт питательных веществ, воды, продуктов фотосинтеза


5. Тесты, способствующие формированию понятийного аппарата. Например:

Свойства клеток:

  1. Обмен веществ.

  2. Биосинтез.

  3. Распад органических соединений.

  4. Рост.

  5. Размножение.

  6. Возбудимость.

Содержание понятий:

А. Увеличение размеров и массы клетки.

Б. Воспроизведение себе подобных путем деления клетки пополам.

В. Образование белков, жиров, углеводов и их соединений из более простых веществ.

Г. Совокупность химических превращений (расщепление, синтез), обеспечивающих рост, жизнедеятельность клетки и обмен веществ с окружающей средой.

Д. Способность реагировать на физические и химические изменения окружающей среды.

Е. Образование веществ более простого строения из сложных веществ.

6. Тесты, составленные обучающимися. Наиболее удачные тестовые задания, составленные обучающимися старших классов, используются на уроках вместе с тестами учителя. Их количество и качественные характеристики постоянно возрастают.

7. Онлайн-тесты. В связи с широким распространением в последнее время в образовательной практике интернет-технологий у учителей и преподавателей появляются все более совершенные инструменты тестирования своих учеников в формате онлайн (Приложение 1).

Диапазон использования тестовых заданий довольно широк и их можно использовать при творческом подходе учителя к данному вопросу на уроках любого типа.

Урок комбинированного типа. Традиционный урок, включающий в себя проверку знаний обучающихся, организацию восприятия, осознания и закрепления в их памяти первоначальной информации (изучение нового материала) (Приложение 2).

Уроки обобщающего повторения и систематизации знаний. Практика использования тестовых заданий на этих уроках хорошо себя зарекомендовала. Здесь может быть несколько вариантов.

Первый - отдельные обучающиеся выполняют тестовые задания в то время, когда остальные повторяют и обобщают узловые вопросы изученной темы. При этом варианте с тестами работают хорошо подготовленные обучающиеся. В течение урока по этим заданиям может работать еще одна-две группы, успешно выполняющие задания могут получить дополнительные. Это создает элемент состязательности (кто больше, но не в ущерб качества). Каждому в конце урока сообщается оценка (Приложение 3).

Второй - 25-30 минут урока все обучающиеся занимаются повторением и обобщением основных вопросов темы. В оставшееся время весь класс работает с тестами. Для этого тесты размножены, и они делятся на несколько вариантов.

Третий. 25 - 30 минут весь класс повторяет и обобщает пройденную тему, а в оставшееся время каждый обучающийся работает над составлением тестовых заданий по этой теме.

Работая в классах, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету, я сделал вывод, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля за знаниями учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном те тесты, которые я применяю в работе, представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия.

2.2 Результативность и эффективность.

Сложившаяся система применения тестовых заданий на уроках повышает его результативность. Это выражается в том, что в течение всего урока обучающиеся заняты конкретным делом, увеличивается объем работы, выполняемой каждым учеником, повышается степень усвоения нового материала.

Абсолютное большинство обучающихся с желанием работает с тестовыми заданиями. Желание иметь высокий результат побуждает более основательно работать с материалом учебника, с дополнительной литературой, что, безусловно, оказывает положительное влияние на формирование мышления и повышение качества знаний учащихся.

Динамика роста качества знаний учащихся 9, 10, 11 классов в результате использования тестовых технологий:

Диаграмма 1. Динамика качествао знаний учащихся 9 класса






Диаграмма 2. Качество знаний учащихся 10 класса



Диаграмма 2. Динамика качества знаний учащихся 10 класса









Диаграмма 3. Динамика качества знаний учащихся 10 класса


Систематическое целенаправленное использование тестовых заданий экономит время учителя, что является одним из факторов оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Систематическое отслеживание результатов каждого обучающегося, анализ результатов этого отслеживания позволяет конкретно и целенаправленно заниматься индивидуальной работой по предмету.

При правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля знаний, но и для обучения.

Использование тестовых заданий в автоматизированных контрольно – обучающих программах позволяет учащимся самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры по их ликвидации. В таких случаях можно говорить об обучающем потенциале тестовых заданий, о практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля.

Использование тестов в преподавании биологии играет большую роль особенно сегодня, когда отбор учащихся для продолжения образования осуществляется на основании централизованного тестирования.

3.Заключение

Подводя итоги, хочу отметить, что тестовые технологии становятся наиболее перспективной формой контроля знаний. Как показывает опыт, тестирование позволяет оперативно и объективно проверить уровень знаний учеников, своевременно ликвидировать пробелы в усвоении материала. Проверка результатов тестирования занимает куда меньше времени по сравнению с другими видами контроля. Ученики получают возможность самостоятельно проверить свои знания при помощи тестирования. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах, позволяет соотнести уровень достижений по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем достижений в классе и уровнем достижений каждого. Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету.

Применение тестовых технологий в учебном процессе не  должно быть  эпизодическим, бессистемным, иначе они не повлияют на результаты обучения.

Таким образом, применяемый мною подход позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний.


























Список литературы


  1. Методические рекомендации к квалификационному экзамену при прохождении аттестации педагогического работника на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории (учитель биологии) / Сост. Ю. К. Войтова, Н.В.Акуленко, С.Г.Дубков – Гомель: ГУО «Гомельский областной институт развития образования», 2017 – 28 с.

  2. Биология. Химия: как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / сост.: И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 120 с.: ил. – (Квалификационный экзамен).

  3. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования» от 21 июля 2017 года.

  4. Учебная программа по учебному предмету «Биология» для VІ – ІХ класcов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания.

  5. Учебная программа по учебному предмету «Биология» для Х–XI класcов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания.

  6. Концепция учебного предмета «Биология», утвержденнная Приказом Министерства образования Республики Беларусь №675 от 29.05.2009.

  7. Образовательный стандарт учебного предмета «Биология», утвержденный Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 32 от 29.05.2009.

  8. Постановление МО Республики Беларусь от 1.12.2006 г. № 108 «Об утверждении правил проведения аттестации учащихся общеобразовательных учреждений» // Зборнiк нарматыўных дакументаў Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь. – 2007. – № 3.

  9. Иванютин В.А. Практикум по биологии: подгот. к тестированию и экзамену / В.А. Иванютин. – 2-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 96 с.

  10. Крутых Н.Н. Биология: Контрольные и самостоятельные работы. Тестовые задания: 6-7 классы: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Н.Н. Крутых, Е.В. Борщевская. – Минск: Аверсэв, 2013. – 173 с.: ил. – (Контрольно-измерительные материалы).

  11. Камлюк Л.В. Биология: Контрольные и самостоятельные работы. Тестовые задания: 8-9 классы: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л.В. Камлюк, Л.С. Мицкевич. – Минск: Аверсэв, 2013. – 158 с.: ил. – (Контрольно-измерительные материалы).

  12. Иващенко Н.В. Биология: Контрольные и самостоятельные работы. Тестовые задания: 10-11 классы: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Н.В. Иващенко [и др.]; под ред. В.В. Гричика. – Минск: Аверсэв, 2013. – 107 с.: ил. – (Контрольно-измерительные материалы).

  13. Воблов В.А. Биология: Животные: тестовые задание: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования / В.А. Воблов. – 2-е изд. – Минск: Аверсэв, 2018. – 142 с.: ил.

  14. Воблов В.А. Биология. 9 класс: тестовые задание: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования / В.А. Воблов. – 2-е изд. – Минск: Аверсэв, 2018. – 125 с.: ил.

  15. Абрамович М.В. Биология. 11 класс: тестовые задание: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования / М.В. Абрамович. – Минск: Аверсэв, 2017. – 79 с.: ил.



Приложение 1. Список интернет-сайтов, используемых в работе

  1. http://biouroki.ru/test/

  2. http://testedu.ru

  3. http://testy.by

  4. https://onlinetestpad.com/ru

  5. https://iq2u.ru

  6. https://dashkov.by/component/der/1-test.html

  7. http://www.banktestov.ru/test/education/biologiya/

  8. https://moeobrazovanie.ru/online_test/biologiya

  9. http://oltest.ru/tests/biologiya/biologiya/

  10. http://цт-тесты.бел

  11. https://adukar.by/test/ct-biologiya

  12. https://bio-ct.sdamgia.ru

  13. http://bioyar.by/tests/

  14. http://testbiohim.ru/bio.php

  15. http://vedy.by


Приложение 2. План-конспект комбинированного урока в 7 классе.

Тема: Строение семян и их функции.

Цель:

  • изучить особенности строения семян двудольных и однодольных растений;

  • развивать умения работать с лабораторным оборудованием и раздаточным материалом;

  • продолжить формирование умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Оборудование: семена фасоли (набухшие и сухие), зерновки пшеницы, препаровальные иглы, ручная лупа.


Ход урока:

  1. Проверка знаний по теме «Цветок и плод».

Проверочная работа

  1. Венчик цветка прежде всего:

А) защищает главные части цветка;

Б) украшает цветок;

В) привлекает насекомых запахом.

2. Цветком с двойным околоцветником называется тот, у которого:

А) есть пестики и тычинки;

Б) есть лепестки и чашелистики;

В) есть венчик и пестик;

Г) есть цветоножка и венчик.

3. Цветки, у которых есть пестики и тычинки называются:

А) пестичными;

Б) тычиночными;

В) раздельнополыми;

Г) обоеполыми.

4. Закончите следующие предложения:

В центре цветка вишни хорошо заметен пестик. Он окружен тычинками.

Это главные части цветка. Белые лепестки образуют венчик. Наружные зеленые листочки чашелистики образуют чашечку.

5. Исключите лишнее понятие:

Пестик, тычинка, лепесток, чашечка, рыльце.

6. Найдите слово, которое означает то же самое, что и слова в скобках.

(легкий плащ) = (часть цветка) = (пыльник)

  1. Изучение нового материала


Плоды у покрытосеменных растений многообразны как и цветки. Глубокие изменения происходят в завязи пестика. Ее стенки разрастаются за счет усиленного деления клеток и увеличения их размеров. В клетках завязи накапливаются различные вещества: белки, крахмал, сахара, масла, витамины. Основные функции плода – формирование, защита и распространение семян.

Об особенностях строения, развития, функционирования семян сегодняшний урок.

1.Особенности строения семян двудольных растений.

Зрелые семена различаются по форме, величине, окраске, внутреннему строению.

Форма семян:

  • Шаровидная;

  • Дисковидная;

  • Линейная. (запись в тетрадь)

Размеры: мелкие, изредка до нескольких сантиметров. (запись в тетрадь)

Поверхность: гладкая, блестящая, шероховатая, бороздчатая, ребристая, опущенная волосками. (запись в тетрадь)

Основными структурными частями зрелого семени являются: семенная кожура, питательная (запасающая) ткань и зародыш.

Семя

↓ ↓

Семенная кожура запасающая ткань

(эндосперм)

Зародыш

↓ ↓

зародышевый корешок зародышевый стебелек

↓ ↓

семядоли (семядоля) почечка

Семенная кожура и зародыш – это обязательные составляющие семян. Эндосперм присутствует не у всех. В самом зародыше также есть особенности строения, характерные для разных групп растений. Так, если количество семядолей две, то такие растения называются двудольные.

  • Изобразите схему строения семян двудольных растений на примере семени фасоли. (рисунок учебника).


  1. Особенности строения семян однодольных растений.

Совсем по-другому устроены семена лука, риса, пшеницы. Их зародыш имеет только одну семядолю. Такие растения называются однодольные. Семядоли нужны зародышу для накапливания и использования запаса питательных веществ. Число их у разных растений различно, а у некоторых их функцию – содержание запаса питательных веществ зародыша – выполняет эндосперм.


  • Изобразите схему строения. (рисунок учебника).


Лабораторная работа «Строение семени»

Цель: изучить строение семян однодольных и двудольных растений на натуральных объектах. Определить функции различных частей семян.

Оборудование: набор семян фасоли и пшеницы (по два сухих и два набухших семени фасоли, зерновки пшеницы), ручные лупы.

Ход работы:

  1. Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли и пшеницы.

  2. Снимите семенную кожуру фасоли. Какова ее роль для семени?

  3. Попробуйте снять покров с зерновки. Что вы снимаете?

  4. Рассмотрите строение зародыша фасоли и пшеницы на разрезе.

  5. Сделайте вывод и запишите.

  1. Выделение двух групп растений на основе признаков строения семян.

Число семядолей в зародыше, как признак двудольных или однодольных, упоминается совместно с другими характеристиками.

  • Заполнение таблицы.

Характерные признаки двудольных и однодольных растений

Признаки

Однодольные

Двудольные

Число семядолей в

зародыше

1 семядоля

2 семядоли

Жилкование листьев

Параллельное, дуговое

Сетчатое

Корневая система

Мочковатая

Стержневая

  1. Закрепление

  • Чем могут отличаться зрелые семена разных растений?

  • Что входит в состав семян?

  • Чем семя фасоли отличается от семени пшеницы?

  • Каковы отличия растений однодольных от двудольных?

  • Каковы условия для прорастания семян?

  1. Домашнее задание


Приложение 3. Примеры дополнительных заданий для учащихся.

Задания на дополнение, вставку пропущенных терминов

Закончите определение понятия ткань:

Ткань – это ……….. клеток, сходных по ……….., ………… и выполняемым ………. .

Зная определение, вы легко допишите его, вставив следующие слова: группа, строению, происхождению, функциям.

Задания на выявление ошибок в тексте

Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.

1. Зоология – это наука о строении животных.

2. Слово «зоология» происходит от греческого «зоон», что значит жизнь.

3. Без животных не могут существовать ни растения, ни человек.

4. Во-первых, животные преобразуют неорганические вещества в органические. 5. Во-вторых, животные имеют огромное хозяйственное значение.

Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов

На выполнение таких заданий надо уметь представить себе процесс или действие, о котором идет речь.

Расставьте в правильной последовательности стадии цикла развития медузы, начиная со взрослого животного:

А. Колония полипов.

Б. Яйцо.

В. Взрослая медуза.

Г. Полип.

Д. Личинка.

Задания с выбором нескольких правильных ответов

Назовите специальности ученых, занимающихся изучением только животных:

А. Эколог.

Б. Зоолог.

В. Гидробиолог.

Г. Этолог.

Д. Ихтиолог.

Е. Палеонтолог.

Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями

Соотнесите науки с объектом их изучения:

Науки

Объект изучения



1. Анатомия

  1. 2. Физиология

А. Строение скелета обезьяны

Б. Различия в механизмах дыхания лягушки и птицы

В. Процесс кровообращения у рыбы

Г. Различия в строении дыхательных систем у животных

Д. Связь систем пищеварения и кровообращения

Е. Особенности внешнего строения верблюда

Ответ:

1

2

АГЕ

БВД


23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!