СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья посредством интерактивных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новое общество диктует актуальные требования перед образованием. Внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс является одним из ключевых моментов информатизации образования. Использование педагогами информационно-коммуникативных технологий, является мощным инструментом развития мотивации образовательного процесса, переход от вербальных методов образования к методам поисковой и творческой деятельности. В статье рассмотрен вопросы, связанные с раскрытием сущности, особенностей реализации интерактивных технологий в развивающем обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлены методические рекомендации по использованию интерактивных технологий в образовательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Организация коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья посредством интерактивных технологий»


Организация коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья посредством интерактивных технологий



Баранова Галина Анатольевна,

доцент кафедры дошкольного и начального общего образования

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области»,

кандидат педагогических наук, доцент, г. Тула



Артемьева Татьяна Вячеславовна,

учитель начальных классов ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся

с ОВЗ № 4», г. Тула



Аннотация. В статье рассмотрен вопросы, связанные с раскрытием сущности, особенностей реализации интерактивных технологий в развивающем обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлены методические рекомендации по использованию интерактивных технологий в образовательном процессе.

Ключевые слова: развивающее обучение, интерактивные технологии, особые потребности и возможности, актуальные задачи коррекционно-развивающего обучения, дети с ограниченными возможностями здоровья.



Новое общество диктует актуальные требования перед образованием. Внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс является одним из ключевых моментов информатизации образования. Использование педагогами информационно-коммуникативных технологий, является мощным инструментом развития мотивации образовательного процесса, переход от вербальных методов образования к методам поисковой и творческой деятельности.

В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта образование в ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ» появилось новое современное оборудование. Рассмотрим подробнее вопрос применения различных средств интерактивных технологий в образовательном процессе.

Использование мультимедиаресурсов дает возможность включать в учебный процесс различные формы взаимодействия педагога и учащихся (групповые, фронтальные, индивидуальные занятия). Реализация в образовательном процессе индивидуального и дифференцированного подходов на основе учета особенностей познавательного стиля учащихся, варьирование доли самостоятельности, возможности работать в индивидуальном темпе, стиле.

Отметим, что цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным. Сочетание учителем традиционных методик с применением интерактивного оборудования помогает решать многие проблемы в обучении детей с особыми потребностями. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением – создание интерактивной образовательной среды.

В арсенале используемых ИКТ средств, особое место должно принадлежать интерактивной доске. Она является современным и удобным инструментом в организации учебного процесса. Включение данного средства в образовательный процесс будет способствовать решению широкого спектра задач:

- освоение, повторение и закрепление нового материала;

- обеспечение многократной смены видов деятельности;

- создание условий для быстрого применения новых знаний;

- осуществление обратной связи и управления педагогическим процессом.

Возможности интерактивной доски позволяют учителю моделировать урок вместе с учениками, создавать вместе с учениками общий конспект по изучению учебного материала. Полученные выводы могут быть сохранены на магнитных носителях, по мере необходимости рассмотрены на следующем уроке (при закреплении, повторении материала). Во время такой работы улучшается концентрация внимания учащихся, активизируется познавательная деятельность, урок носит эвристический характер.

Использование интерактивной доски направлено на обеспечение:

- наглядности, эмоционального восприятия изучаемых объектов,

- позволяет сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память;

- мобильного решения вопросов повторения, систематизации и обобщения объемного материала;

- возможность дифференцировать обучение с привлечением большого числа учащихся к активным формам работы;

- помогает учителю совершенствовать стиль работы, сделать урок более увлекательным и динамичным.

Главной особенностью интерактивной доски является тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения. Доска реагирует на прикосновение пальцев как на нажатие компьютерной мыши.

Методические образовательные решения на основе технологии Smart Board позволяют опираться на естественные психофизиологические возможности ребенка, не только аудиальную и визуальную, но и тактильную систему.

В отличие от других компьютерных средств это не сужает функциональные возможности кисти, не превращает ее в простое приспособление для удерживания управляющей точки (мышки), а предлагает много других способов контакта.

Кинезиологическая – двигательная активность ребенка, его мышечная пластика могут быть развиты, а при необходимости – и скорректированы, с помощью особенностей интерактивных досок резистивного типа.

Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Доказано положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания, восприятия.

Развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Для коррекционной работы по развитию пальцевой моторики, тактильного восприятия; по преодолению моторной неловкости, неточности движений, интерактивная доска - еще один инструмент, необходимый в организации учебного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Эффективнее тот процесс, который максимально динамичен и пластичен, отражает особенности ребенка с ОВЗ. Если темп и ритм жизни конкретного учащегося может быть сохранен и поддержан электронной техникой, интерактивной доской, то это можно считать благоприятным фактором.

Интерактивные технологии, которые представлены доской Smart Board, позволяют создавать разнообразные ситуации с использованием технологических возможностей программы. Есть и самые простые, и достаточно сложные. Но они все отличаются важным качеством – могут быстро превращаться. Экран может закрываться-открываться шторкой; менять цвет; прятать и показывать объекты и прочее – достаточно дать команду одним касанием! Исчезновение и появление – важный элемент игры. В подготовке к уроку у педагога появляется возможность создания современных презентаций с прямым выходом в интернет, где можно найти необходимый материал (картинки, видео, физ.минутки).

Таких возможностей вполне достаточно, чтобы учащийся увлекся работой на доске и чтобы у него возник свой мотив. Данные задания и игры с учетом особенностей психофизического развития обучающихся с ОВЗ могут быть разработаны каждым педагогом к своему предмету и собраны в своеобразный методический электронный банк.

В процессе обучения интерактивная доска используется:

- как обычная доска для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);

- как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;

- как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

Применение интерактивных досок и другого интерактивного оборудования сулит немалые выгоды, но требует смены методических подходов к преподаванию. Кроме того, проведение урока с использованием информационных технологий требует от учителя наличие пользовательских умений и навыков, навыков владения компьютером и мультимедийными приложениями.

Использование информационных технологий помогает педагогам делать работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием, делать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.

Внедрение в арсенал учителя интерактивной доски, гармоничного сочетания традиционных методик с применением интерактивного оборудования помогает решать многие проблемы в обучении детей с особыми потребностями.

Однако, заметим, что с внедрением в образовательный процесс ИКТ- технологий педагогам пришлось столкнуться с такими проблемами как:

- отсутствие у учителя пользовательских умений и навыков, навыков владения компьютером и мультимедийными приложениями;

- необходимость смены методических подходов к преподаванию;

- аккуратное, дозированное внедрение в урок интерактивных технологий.

Итак, использование в учебном процессе ИКТ-технологий (в частности, интерактивной доски) значительно экономит время, позволяет увеличивать объём информации, усваиваемой детьми, стимулирует развитие их мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.


Список источников

1. Интерактивные технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья (методическая разработка) // Ярославцева Е.И. Сборник методических рекомендаций по работе со Smart-устройствами и программами. Умные уроки со Smart. – М.: POLYMEDIA, 2007.

2. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе // Горюнова М.А., Семенова Т.В., Солоневичева М.Н. – СПб: Издательство «БВХ-Петербург», 2010.

3. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе, сборник метод. материалов, сост. Т.В.Лазыкина. - СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007.

4. Особые потребности – особые возможности: Smart Board технологии для развития потенций нестандартного ребенка // Ярославцева Е.И. Сб. XVII Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» 9-11 ноября, 2007г. («ИТО – 2007») Ч.V. С. 101-103.

5. Электронные интерактивные доски SMARTboard – новые технологии в образовании [Электронный ресурс] / http://www.smartboard.ru/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!