«Организация проектной деятельности учащихся на уроках технологии в рамках реализации ФГОС ООО» (слайд 1)
(слайд 2)
Китайская мудрость гласит:
«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю - усваиваю.»
В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески.
(слайд 3) Цель проектно - исследовательской деятельности учащихся в рамках новых ФГОС ООО: формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся. Именно через проектную деятельность формируются (слайд 4) абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
Формирование личностных УУД:
• Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
• Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Формирование коммуникативных УУД:
• Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
•Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать
• Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
Формирование регулятивных УУД:
• Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
• Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формирование познавательных УУД
• Сбор, систематизация, хранение, использование информации.
(слайд 5) Основным подходом формирования УУД, согласно Стандартам, является системно-деятельностный подход. Одним из методов реализации данного подхода как раз и является проектная деятельность.
(слайд 6) Структуру проекта легко запомнить - это пять «П»
Первая П: Проблема
Это может быть любая реальная проблема обыденной жизни.
Учитель ни в коем случае не должен навязывать проблему учащимся! Он способствует раскрытию творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
Каким требованиям должна удовлетворять проблема?
- проблема должна быть важной, интересной для учащихся.
- при решении проблемы должны быть использованы интегрированные знания, исследовательские методы.
Вторая П: Проектирование
Этап проектирования распадается на две составляющих: подготовительный этап и планирование.
На подготовительном этапе необходимо:
Сформулировать тему проекта в соответствии с проблемой;
Определить цели проекта
Обозначить конечный продукт (презентация, стенгазета, буклет и т. д.)
При организации работы на этапе проектирования нужно:
Определить возраст и количество участников
(проект может быть индивидуальным, парным или групповым);
Определить степень самостоятельности выполнения проекта учащимися;
Назначить сроки выполнения проекта и соблюдать их;
Третья П: Поиск информации
Этот этап работы называется этапом реализации проекта.
Учащиеся ищут информацию в различных источниках. Развиваются организационные, исследовательские умения, умение работать с информацией, умение работать с текстом.
Четвертая П: Продукт
Продуктом труда является запланированный результат.
Пятая П: Презентация
Этап представления и защиты проекта – это серьёзное испытание для ребят.
Как правило, сами участники проекта справиться самостоятельно с этими задачами не могут, поэтому учитель оказывает помощь при подготовке к защите проекта.
(слайд 7) Хочу подробней остановится на особенностях индивидуальных и групповых проектов
Индивидуальные проекты
Преимущества. Автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы;
Развивается личная инициатива, ответственность, активность;
Тема проекта максимально соответствует интересам автора;
Ход и результаты зависят от автора проекта.
Недостатки. Нет опыта группового сотрудничества;
Работа более трудоемкая и ответственная на всех этапах проекта.
(слайд 8,9) описание собственного опыта
Групповые проекты
Преимущества таких проектов. Они формируют навыки сотрудничества,
Проект может быть выполнен более глубоко;
Распределение обязанностей;
Психологически комфортная и безопасная ситуация для неуверенных и тревожных детей;
Возможность обогащаться опытом других участников; Групповое сплочение.
Недостатки. Отдельные ученики выезжают за счет других;
Нет всестороннего опыта работы на всех этапах проекта;
Труднее организовать и координировать работу;
Труднее оценить вклад каждого члена группы.
(слайд 10) описание собственного опыта
Проект - это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Это способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Дети сделают свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”
Опыт работы по внедрению проектной технологии как на уроках, так и во внеурочной деятельности показывает, что эта технология востребована как педагогами, так и учениками. Классно-урочная система загоняет учителя и ученика в жесткие рамки программ, учебников, образовательных стандартов. Проектная же технология наоборот создает простор для инициативы и творчества и направлена на формирование креативных черт личности всех участников образовательного процесса.
Использование проектной технологии на уроках позволяет создать атмосферу успеха, обеспечивает мотивацию и комфортные условия для творческой работы, дает возможность ощутить результативность собственного труда каждому ученику, а следовательно дает учащимся необходимые знания и умения, которые можно применять каждый день в обыденной жизни.