СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы по развитию коммуникативной функции речи детей с аутизмом

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе отражены этапы работы над развитием коммуникативной функции речи детей с аутизмом.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы по развитию коммуникативной функции речи детей с аутизмом»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат №115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара»
















Доклад на тему:

«Организация работы по развитию коммуникативной функции речи детей с аутизмом»












Разработчик:

Хасаншина Лилия Ахметшагитовна









г.о. Самара

2016 г.

В настоящее время нет единой точки зрения на коррекционную работу логопеда с аутичными детьми.

Отклонения в речевом развитии – один из основных признаков синдрома раннего детского аутизма. Проявления речевых нарушений при аутизме чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения. Подходы к развитию речи у детей с тяжелыми формами аутизма различны. Отечественные специалисты делают основной упор на коррекцию эмоциональных нарушений, создание потребности в речевом взаимодействии. За рубежом поведение формируют с помощью отработки речевых стереотипов на основе подкрепления. Часть западных специалистов считает, что формирование звучащей речи у детей с тяжелыми вариантами аутизма вообще нецелесообразно, и предлагает развивать другие, неречевые формы общения.

Особенности речевого развития аутичных детей

  • Мутизм (отсутствие речи);

  • Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом);

  • Большое количество слов – штампов и фраз – штампов, что при часто создает иллюзию развитой речи;

  • Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо);

  • Автономность речи;

  • Позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», а других иногда «я»);

  • Нарушение семантики ошибочное толкование значений слов);

  • Нарушения грамматического строя речи;

  • Нарушения звукопроизношения;

  • Нарушения просодических компонентов речи.




Начальный этап обучения пониманию речи

Обучение начинают с наиболее простых для него навыков. Развитие активной речи и понимания должны идти параллельно и равномерно.

Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного поведения», выполнение простых инструкций (в том числе, «Дай» и «Покажи»). Эти инструкции понадобятся для обучения пониманию названий предметов.

Следует начать с:

  • обучения выполнения инструкции «Дай».

  • обучения выполнения инструкции «Покажи».

Все слова, пониманию которых ребенок научился в учебной, несколько искусственной ситуации, должны употребляться в контексте повседневной жизни ребенка!

  • формирование навыков, касающихся понимания названий действий.

Обучение выполнению инструкций:

а) на простые движения.

б) с предметами.

в) Обучение пониманию действий по фотографиям (картинкам).


Начальный этап обучения экспрессивной речи

Формирование навыков экспрессивной речи начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям.

Сначала повторять самые простые звуки, затем их более сложные сочетания. Полезна артикуляционная гимнастика, позволяющая работать над подвижностью языка, речевым дыханием. Из отработанных звуков в дальнейшем формируют первые слова.

А. Предварительный этап обучения – обучение использовать указательный жест для выражения своего желания.

Б. Когда ребенок показывает на желаемый предмет, его учат произносить название этого предмета. Обучение можно производить и в естественной ситуации, и в учебной. Со временем ребенка можно научить произносить слово без указательного жеста или отвечать на вопрос «Что ты хочешь?».

В. Обучение словам, выражающим просьбу, следует начинать как можно раньше. Как только произносительные возможности ребенка позволяют ему сказать «Дай», «Помоги», «Открой» и т.п., надо приступать к обучению. Учить употреблять эти слова лучше в естественных ситуациях.

Г. Даже если устная речь ребенка сводится к отдельным вокализациям, его необходимо учить выражать согласие или несогласие с чем-либо.


Дальнейшее развитие речи.

Приведем несколько программ по формированию различных речевых навыков.

Функциональное значение предметов.

Обучение отвечать на вопросы о себе.

Обучение пониманию признаков предметов (цвета, размера и т.п.).

Обучение отвечать на вопрос «Где?»

Работа над увеличением числа спонтанных высказываний.


Большое внимание уделяется работе по повышению речевой активности – растормаживанию речи и работе по закреплению появившихся речевых форм.

Растормаживание речи у таких детей идет одновременно в трех направлениях:

1. Провоцирование ребенка на непроизвольное подражание действию, мимике, интонации взрослого.

2. Провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции. Этого мы добиваемся:

с помощью физических ритмов, ритмов движения ребенка.

с помощью стихотворных ритмов, с помощью рифмы и мелодии мы также стимулируем вокализации, словесные реакции аутичного ребенка

с помощью включения в эмоциональный комментарий

с помощью введения реплик, коротких диалогов в те рассказы, сказки, которые слушает ребенок.

3. Еще одно важное направление работы по растормаживанию речи неговорящего аутичного ребенка — это повторение за ним и обыгрывание его звуковых реакций, в том числе и вокальной аутостимуляции. Эта форма речевой работы наиболее специфична для РДА и необходима неговорящим аутичным детям.

Состоит эта работа в том, что и в игре, и на занятиях, и, по возможности, в течение дня родители и специалисты, работающие с ребенком, подхватывают его вокализации, повторяют их за ребенком с его интонацией, а затем обыгрывают и превращают их в реальные слова, связывая с ситуацией.

Работа по растормаживанию речи должна постоянно сопровождаться закреплением речевых реакций ребенка.

Поэтому для закрепления появившихся речевых реакций нам нужно:

постоянно в игре или на занятиях воспроизводить ту ситуацию, в которой у ребенка появилась подходящая звуковая или словесная реакция.


Что делать, если у ребенка эхолалия?

Эхолалия – это вид однообразного речевого поведения, когда слова или звуки из других источников (например, из видео, песни или предыдущего разговора) повторяются как эхо. Иногда эхолалию ошибочно называют «бесцельным повторением», однако в действительности у нее всегда есть цель, и нужно лишь понять, в чем она заключается.


Эхолалия, как и перестановка местоимений, является нормальной стадией развития речи. В тот или иной момент жизни она проявляется у большинства детей, просто обычно она продолжается недолго.


Существует два вида эхолалии — немедленная (повторение только что услышанного) и отсроченная (повторение того, что было услышано какое-то время назад). Функции каждого вида эхолалии могут быть различны.


Функции эхолалии

Заполнить паузу

Им хочется участвовать в беседе, но они пока еще не понимают, как это делаетсяВ такой ситуации они могут просто заполнять паузы словами, которые кажутся им подходящими.


Выразить согласие

Некоторые дети учатся говорить «нет», но не «да». Возможно, они просто реже слышат «да» (часто ли им кричат: «Да, продолжай это делать!») Так что дети, которые пока не умеют выражать согласие, могут повторить «Ты хочешь пить?» в качестве замены слова «да».


Назвать окружающие предметы или явления

Дети просто повторяют слова, связанные с определенными предметами или явлениями (например, ребенок говорит «садись за стол» вместо «обед», потому что так ему говорят перед обедом).


Успокоиться

Предсказуемое повторение хорошо знакомых слов может помочь, когда ребенок напуган или беспокоится о чем-то.


Получить нужную стимуляцию

Эхолалия может быть видом стереотипии. Многократные повторения одних и тех же слов могут просто вызывать приятные ощущения.


Понять чужую речь

Ребенок нуждается в дополнительном времени, чтобы разобраться, что было сказано, и для этого он может повторять чужую речь, пытаясь расшифровать ее значение.


Вспомнить прошлое и дать определение настоящему

Иногда ситуация может действовать как подсказка для сценария из предыдущего опыта. Может быть, каждый раз, когда вы были в супермаркете, там играли одну и ту же рекламную песню, и ваш сын начинает повторять ее, когда видит тележку для покупок.


Поделиться чувствами

Дети с эхолалией могут попытаться поделиться своими переживаниями с помощью готовых знакомых фраз. (например, сказать «теперь бери кисточку», чтобы сообщить, что сегодня у них было рисование).


Защитить себя

Эхолалия может стать способом уменьшить страх перед выражением собственных мыслей и чувств. В таких ситуациях ребенку может казаться, что безопаснее просто повторять чужие слова.


Что делать с эхолалией ребенка?


В первую очередь, нужно признать, что эхолалия не является бесцельным, бездумным и бессмысленным повторением чужих слов.


Не останавливайте

Если лишить ребенка такой возможности, то он не сможет выражать эмоции, успокаивать себя.


Не игнорируйте

Проще всего не обращать внимания на слова, которые не имеют для вас смысла, но из-за этого вы можете упустить возможность признать и поощрить попытки коммуникации со стороны ребенка.


Поймите

Важно понять, для чего ребенок повторяет определенный набор звуков. Также обращайте внимание на остальное поведение — если ребенок перевозбужден, он может пользоваться эхолалией, чтобы успокоиться.


Присоединяйтесь

Эхолалия может стать отличным способом навести мосты между вами и ребенком. Если вы знаете любимые речевые сценарии ребенка, то вы можете присоединиться и говорить фразы поочередно с ним, чтобы у вас получился «разговор».


Формируйте новое

Вы можете осторожно менять слова в заученной фразе или сценарии, и это поможет вам расширять словарный запас ребенка и продемонстрировать, как можно сочетать или смешивать слова, чтобы использовать фразу в разных ситуациях. Так что если ребенок любит повторять «Папа школа! Папа школа!», попробуйте варьировать фразу в зависимости от того, кто приходит. «Бабушка школа! Мама школа!» Постепенно можно будет перейти к «Бабушка пришла!».


Расширяйте

Обеспечьте эхолаличного ребенка всевозможными новыми ответами, которые он сможет добавить в свою копилку фраз. Когда даете ребенку пить, скажите «Я хочу пить».


Будьте осторожны с выбором

При перечислении вариантов эхолаличные дети часто повторяют последнее слово, создавая ошибочное впечатление, что именно это они и хотят. Можно избежать таких случаев, если перечислить варианты снова в другом порядке. Если ребенок опять выберет последний вариант, то используйте изображения для выбора.





































Литература

  • К.С. Лебединская Ранний детский аутизм // Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. - М.: НИИ дефектологии РАО, 1992.

  • Л.Г. Нуриева: Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки. – М.: Теревинф, 2013 г.

  • О.С. Никольская Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М.: Теревинф, 1997

  • http://outfund.ru/autizm-i-rech/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!