СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми на базе Станции юных натуралистов г. Таганрога в рамках естественнонаучной направленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В МБУ ДО СЮН г. Таганрога разработана и реализуется программа "Одарённые дети"

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми на базе Станции юных натуралистов г. Таганрога в рамках естественнонаучной направленности»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА БАЗЕ СТАНЦИИ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ ТАГАНРОГА В РАМКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Научно-технический прогресс и благополучие страны во многом зависит от интеллектуального потенциала человека. В этой связи работа с одарёнными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне.

Дополнительное образование является благодатной почвой для развития детской одарённости. Естественнонаучное направление является приоритетным.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Станция юных натуралистов г.Таганрога предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области и включается в разнообразные виды деятельности с учётом индивидуальных потребностей ребёнка.

В учреждении разработана и реализуется программа «Одарённые дети», позволяющая эффективно выстроить работу с воспитанниками с учётом развития природоохранного мышления. Данная программа ориентирует педагогический состав нашего учреждения на обновление методов обучения одарённых детей и внедрение в учебно-воспитательный процесс передовых педагогических технологий инновационного характера: проблемного и проективного обучения, здоровьесберегающих, игровых и информационно-коммуникационных технологий, природоохранных мероприятий.

Выявление одарённых детей начинается уже на начальном этапе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными детьми позволяет более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, способствует более богатому и глубокому усвоению знаний и использованию их на практике.

Структурная модель образовательного процесса СЮН имеет 4 уровня, при прохождении которых ребёнок осваивает способы познания и преобразования мира (от репродуктивных до творческих). В соответствии с ними построена и система работы с одарёнными детьми, основанная на возрастных особенностях.

Уровни (Ступени)

Содержание образования

«Я – природа» (6-10лет)

Уровень действия детей – репродуктивное самостоятельное воспроизведение.

Уровень достижений – информированность или усвоение определённого объёма знаний и способность репродуцировать их; грамотность, как способность использовать основные способы познавательной деятельности.

Задачи. Создание оптимальных условий для пробуждения креативности каждого ребёнка, выявления и развития способностей, склонностей, интереса, психических процессов, творческого воображения и навыков межличностного взаимодействия. Развитие позитивной мотивации, потребности к познанию мира и ценностей культуры.

Итог освоения уровня любознательность ребёнка, как основа его познавательной активности, навыки общения.

«Забота о природе» (11-14 лет)

Этап первоначального самоопределения.

Уровень действия детей – репродуктивное, алгоритмическое действие.

Уровень достижений – функциональная грамотность или способность решать стандартные задачи в различных сферах жизнедеятельности.

Задачи. Создание условий для свободы выбора и переноса опыта творчества, приобретённого в конкретной деятельности на другие виды, т.е. усвоение ребёнком алгоритмов творчества, развитие мотивации к избранному виду деятельности.

Итог освоения уровня – приобретение практических навыков и умений в избранном виде деятельности, опыт переноса алгоритмов решения задач и проблем. Участие в МАНЮИ.

«Добро – миру» (15-17 лет)

Уровни действия – продуктивно-эвристическое действие.

Уровни достижений – компетентность общекультурная, достаточная для творческой деятельности, самореализации личности.

Задачи. Создание условий для реализации программы индивидуального развития особо одарённых детей; углублённое изучение предметов с ориентацией на будущую профессию

Итог освоения уровня – креативные способности. Продуцирование – преобразование человеком внешней среды, вынуждающее его находить, изменять, приспосабливать механизмы ориентации и адаптации. Участие в городских, областных, всероссийских конкурсах, конференциях.

Выпускник (17-18 лет)

Уровни действия – продуктивно-творческое действие.

Уровни достижений – компетентность допрофессиональная – достаточная для начального выбора профессии, а также способность личности оценивать границы собственной компетентности.

Создание условий для освоения основ допрофессиональной деятельности. Создание условий для освоения основ специализации, выявление и развитие специальных способностей и интересов детей. Разработка программы личностного развития. Задача педагога – оказание помощи в выборе будущей профессии на основе профессиональной психолого-педагогической диагностики.

Итог освоения уровня. Творческое и профессиональное самоопределение. Разработка программы личностного развития. Участие в городских, областных, всероссийских конкурсах, конференциях.

Слайд: 7

Работа с одарёнными детьми реализуется посредством:

  • корректировки дополнительных общеобразовательных программ;

  • разработки индивидуальных образовательных маршрутов с включением заданий повышенной сложности;

  • проектно-исследовательской деятельности воспитанников СЮН;

  • организации индивидуальной работы;

  • подготовки воспитанников к конкурсам различного уровня;

  • представление опыта работы с детьми с признаками одарённости в виде творческого отчёта на заседании творческой группы педагогов, педагогическом совете;

  • организации и проведении семинаров-практикумов для педагогов дополнительного образования по особенностям работы с детьми с признаками одарённости;

  • участия в тренингах по развитию личностных качеств педагога и профилактике эмоционального выгорания;

  • психологического сопровождения работы с одарёнными детьми;

  • самообразования в работе с детьми с признаками одарённости;

  • консультирования родителей по вопросам развития способностей у детей.

В 2015 году Станция юных натуралистов г. Таганрога вошла в областной сетевой инновационный проект «Развитие метапредметности в дополнительном и общем образовании как фактор модернизации муниципального образовательного пространства», цель которого создать условия для развития метапредметных компетенций воспитанников, в частности для развития понятийного мышления, которое позволяет ещё полнее раскрыться потенциальной одарённости ребёнка.

Особое внимание, в работе СЮН уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся, что также благотворно влияет на развитие интеллектуальной одарённости ребёнка

Важным шагом на пути проектно-исследовательской деятельности ребят было создание Малой Академии Наук Юных Исследователей «Росток» на базе СЮН (далее – МАНЮИ). Основное направление деятельности МАНЮИ – выявление, развитие и поддержка талантливых детей в области эколого-биологического образования.

Цель МАНЮИ: формирование экологической культуры и экоцентрического мировоззрения через развитие и активизацию исследовательской деятельности школьников.

Задачи:

  • привлекать внимание учащихся к проблемам охраны окружающей среды;

  • оказывать методическую помощь учителям школ города в подготовке учащихся к исследовательской деятельности;

  • обеспечивать поиск и поощрение одарённых детей в системе учреждений общего и дополнительного образования;

  • прививать навыки наблюдения, исследования, проектирования и работы с научной литературой;

  • обеспечивать реализацию самостоятельного и творческого подхода к процессу познания;

  • создавать условия для приобретения учащимися опыта презентации своих проектов на семинарах и конференциях.

Для отработки полученных знаний на практике, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках реализации программы по работе с детьми с признаками одарённости в учреждении создана материально-техническая база: учебно-опытный участок, живой уголок, зимний сад, дендросад, теплица, экологическая лаборатория, метеорологическая площадка.

Работа с одарёнными детьми является важным звеном в процессе развития экологического образования в городской среде.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!