СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с одаренными обучающимися в процессе обучения предмета «физика» в учреждениях спо

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена работе с одаренными обучающимися в СПО.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с одаренными обучающимися в процессе обучения предмета «физика» в учреждениях спо»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО

Н.В.Журлова, преподаватель физики

ГАПОУ СО «Аткарский политехнический колледж»

г. Аткарск (Россия)


Ключевые слова: одаренные, талантливые обучающиеся, учебно-познавательная деятельность студентов, проектно-исследовательская работа студентов.

Аннотация: Данная статья посвящена работе с одаренными обучающимися, которая заключается в обеспечении системного подхода в использовании образовательных технологий и методов работы с одаренными детьми.


Инновационные процессы, происходящие в Российской системе образования, направлены на выявление одаренных обучающихся, повышение результатов учебно-познавательной деятельности, на обеспечение  профессионального самоопределения обучающихся. В государственной программе Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области до 2025 года" в подпрограмме 3 "Поддержка одаренных детей Саратовской области" приоритетным направлением является выявление и поддержка талантливых и одаренных не только учеников школ, но и обучающихся организаций среднего профессионального образования. Данная подпрограмма основывается на исполнении Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации от 3 апреля 2012 года Пр-827, в части отработки эффективной системы по выявлению, созданию условий для развития одаренных обучающихся и их педагогического сопровождения.

На федеральном и региональном уровнях четко прослеживается, что одним из ключевых факторов решения задачи приумножения интеллектуального потенциала является формирование эффективной системы работы в образовательных учреждениях с одаренными обучающимися: создание условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей и молодежи, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования.

Одним из направлений учебной и воспитательной работы любой образовательной организации является организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся: использование технологий и методик личностно - ориентированного обучения; дифференцированная работа с различными категориями обучающихся: со слабоуспевающими; пропустившими занятия по болезни и др., а так же работа с одаренными обучающимися, т.е. в основу всей системы образования положен принцип приоритета развития личности.

Остановимся на работе с талантливыми студентами в ГАПОУ СО «АПК», так как это одно из приоритетных направлений развития образовательной организации, ведь от результативности этой работы зависит повышение качества образования и воспитания, обучающихся и рейтинг колледжа в целом. Работа в колледже с талантливыми обучающимися проводится согласно федеральных приказов: Приказа Минпросвещения России от 30 августа 2022 года № 788 «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2022/23 учебный год» и региональных приказов, издаваемых министерством образования Саратовской области http://minobr.saratov.gov.ru/ и Советом директоров профессиональных образовательных учреждений Саратовской области на 2022/23 учебный год Совет директоров ПОУ Саратовской области (bitrix24.site), а также разнообразных онлайн Олимпиад, конкурсов в сети Интернет.

Главной моей задачей  является пробуждение интереса студентов к учебной деятельности по физике. Пытаюсь добиться проявления обучающимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.

Таблица1. Используемые формы и методы работы с одаренными студентами

урочная

внеурочная

нетрадиционные уроки

семинары, практикумы

элективные курсы

работа в парах, в малых группах

разноуровневые и творческие, нестандартные задания

ролевые и дидактические игры

проблемно-развивающее обучение

проектно-исследовательское обучение

ИКТ-технологии

технология критического мышления

технология сотрудничества и др.

кружки

предметные недели

круглые столы, диспуты

научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы по предмету

дистанционные олимпиады

конкурсы творческих работ

викторины, интеллектуальные игры

поисковые и научные исследования

научные сообщества,

дискуссионный клуб

дни науки

Мой опыт работы с одаренными учащимися начинается с выявления у обучающихся интеллектуального и творческого потенциала. Для этого я провожу на первом уроке физики во всех группах первого курса сначала входной контроль, затем студентам получившим оценку «отлично», предлагаю поучаствовать во внеурочное время в Олимпиаде по физике. Основными целями и задачами колледжного этапа Олимпиады по физике являются: повышение интереса студентов к занятиям физикой; более раннее привлечение студентов, одарённых в области физики, к систематическим внеурочным занятиям, посещению физического кружка; выявление на раннем этапе способных и талантливых студентов в целях более эффективной подготовки к всероссийским и областным Олимпиадам и конкурсам; стимулирование всех форм работы с одарёнными обучающимися и создание необходимых условий для их поддержки; выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к проектно-исследовательской деятельности в области физики, в том числе в области физического эксперимента. Задания на Олимпиаду подбираю разного уровня сложности, расчетные и качественные задачи, экспериментального характера. Из студентов первого курса, показавших лучшие знания в Олимпиаде и второго курса, уже выявленных в прошлом учебном году, формирую физический кружок «Электрон» в количестве 15-20 человек. Студенты, победившие в общеколледжном этапе Олимпиады, представляют колледж на Олимпиадах, конкурсах по физике различного уровня, как областных, так и всероссийских, международных.

Работу с одаренными студентами осуществляю по плану, который составляю на каждый месяц. Провожу на уроках и во внеурочное время семинарские занятия, например по теме: «Реактивное движение в природе и технике». Для подготовки к семинару в группе создаются творческие группы: “историки”, “конструкторы”, “корреспонденты”. Каждый студент выбирает группу, согласно своим интересам. Группы получают задания и литературу, необходимую для его выполнения. Как правило, студенты средних способностей относятся к «историкам», готовят доклад по теме: «История создания ракет», одаренные студенты относятся к «конструкторам», готовят доклад, презентацию и макет по теме: «Конструкция многоступенчатой ракеты». Затем устно выступают и отвечают на вопросы студентов. На таких семинарах одаренные студенты хорошо проявляют себя и получают высокую оценку. Выявление талантливых детей – длительный процесс, предполагающий не только первичную диагностику, но и анализ учебной деятельности (творческий процесс) и ее результата, продукта (проекта).

Несмотря на большое разнообразие методов и технологий обучения для работы с одаренными студентами, наибольшее внимание уделяю проектно-исследовательской работе. Ежегодно талантливые студенты участвуют в областных и всероссийских научно-практических конференциях, где представляют свои исследовательские работы и занимают призовые места. Студенты стремятся к настоящей науке и делают первые шаги в исследованиях по физике, но хочется отметить, что таких ребят немного. Я занимаюсь вовлечением студентов в проектно - исследовательскую деятельность с 2006 года и поверьте, что это нелегко. Самое трудное, подобрать тему студенту, которая ему будет интересна и посильна. С теоретической частью работы они справляются хорошо, так как имеется много информации в сети Интернет, а вот с исследовательской частью возникают проблемы, так как в учреждениях СПО имеется недостаток физического оборудования для проведения исследовательских работ. Но и эту проблему решаем путем самостоятельного изготовления оборудования, материалов, макетов для проведения практической части исследовательской работы. Знание, которое самостоятельно получено студентом и связано с открытием, сделанным им самим, останется прочно в его памяти.

Отрадно отметить, что талантливых студентов ГАПОУ СО «АПК», показавших высокие результаты в учебе, победивших в олимпиадах, конкурсах различного уровня, поощряют губернаторской стипендией.

Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться, повышать свою квалификацию на курсах, например, по программе «Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС».

В целях решения проблем, возникающих в образовательных организациях, по организации работы с одаренными студентами считаю, что необходимо:

1. Укрепление материально-технической базы колледжа, ресурсная поддержка для организации работы с одаренными обучающимися.

2. Повышение квалификации педагогических кадров для инновационной образовательной деятельности, обучение работе с одаренными обучающимися, социальному проектированию, современным технологиям обучения.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации от 3 апреля 2012 года Пр-827

2. Платонов А.А. Научно-исследовательская работа в образовательных учреждениях // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/09/1641.

3. Педагогические технологии при работе с одарёнными обучающимися: материалы педагогических чтений, 15 января 2015 г. – Челябинск: Издательство учебно-методического отдела «ЧКИПТиХП», Выпуск 2. - 74 с

4. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика. – 2008. – Т. 9, вып. 1.

5. Широбокова Т.С. Организация и проведение исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях системы СПО / Т.С. Широбокова // Научные исследования в образовании. – 2011. – № 7.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!