СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы в парах постоянного состава на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описанный опыт работы поможет учителям сделать следующий шаг в использовании работы в парах постоянного состава и натолкнет их на новые варианты организации коллективных форм обучения. Желаю успеха!

Просмотр содержимого документа
«Организация работы в парах постоянного состава на уроках русского языка»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 303

с углубленным изучением немецкого языка

и предметов художественно-эстетического цикла

имени Фридриха Шиллера

фрунзенского района Санкт-петербурга



192241, Санкт-Петербург,

ул.Турку, дом 29, к.2 (1 площадка)

ул. Пражская, дом 36 (2 площадка)

е-mail: school303@edu-frn.spb.ru


тел./факс (812)708-79-39 (1 площадка)

тел./факс (812)269-03-54 (2площадка)
тел. (812)269-03-46 (2 площадка)

Сайт школы: www.school303.spb.ru






Учитель начальных классов

Кудрявцева Любовь Владимировна




Организация работы в парах постоянного состава

на уроках русского языка


В 90-е годы мне посчастливилось попасть на семинар по коллективным формам обучения, который проходил в Санкт-Петербурге под руководством В.В.Архиповой и А.С. Соколова. Уже многие годы я использую коллективные формы обучения в своей работе. Думаю, что мой опыт может пригодиться коллегам.

Опыт применения коллективных форм обучения в начальной школе дал свои положительные результаты: дети учатся общаться, быть терпимыми друг к другу, к неудачам товарища, чаще приходят на помощь друг другу. Более осознанными становятся знания учащихся, более уверенными – действия, более надежными – навыки.

Здесь работает девиз «Учись учиться», так как есть проверенные методики, которые учат самостоятельной работе с учебной информацией.

Покажу, как я организую изучение нового материала в парах постоянного состава на примере работы с карточками по теме «Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода единственного числа». Вот как выглядят карточки:

Тема карточка №1


дубок (какой?) молодой


дубок (какой?) красивый


дубок (какой?) высокий


Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в учебнике.


Вставь пропущенные окончания, поставь ударение, выдели окончания:


Соседск… дом делов… разговор


Дружн… класс чудесн… земля



Тема карточка №2


ветер (какой?) степной


ветер (какой?) холодный


ветер (какой?) весенний


Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в учебнике.

Вставь пропущенные окончания, поставь ударение, выдели окончания:


городск… парк красив… значок


приморск… край пушист… елочка



Как вы заметили, карточки аналогичны, а в нижней части есть одна пара слов – сочетание не по теме. Это делается сознательно, чтобы активизировать внимание детей и научить их выполнять задание осмысленно.

Дети работают по знакомому им алгоритму:

  1. Прочитай и разберись в том. Что дано в верхней части карточки.

  2. Ответь на вопросы и выполни задания (если они есть).

  3. Прочитай нижнюю часть карточки.

  4. Выполни эти задания в тетради.

  5. Проверь себя.

  6. Расскажи товарищу о том, что дано в верхней части карточки.

  7. Обменяйтесь карточками и тетрадями, проверьте друг у друга выполнение задания, помещенного в нижней части карточки.

Если в тетради товарища найдена ошибка, то ее зачеркивают карандашом и объясняют, как выполнить задание правильно. На работу в паре по таким карточкам в среднем уходит 10-12 минут.

Сигналом окончания работы пары по карточкам служит зеленый цвет пирамидки, которая есть на каждой парте. Желтый цвет означает. Что пара работает, красный – требуется помощь.

Тех учащихся, которые закончили работу по карточкам раньше, других, проверяет учитель. Затем они помогают проверить остальных: услышать вывод, проверить записи в тетрадях.

Затем подводится общий итог работы по карточкам. Здесь возможны разные варианты: можно провести фронтальную работу. Можно вызвать любую пару к доске и выслушать их. Отметки могут быть выставлены за работу по карточке (в тетради) и за устные ответы.

Иногда у учителей возникают опасения: не будут ли дети списывать при такой работе? Опыт показал, что при систематической работе в парах постоянного состава учащиеся приходят к выводу, что списывать нет смысла, так как каждый должен рассказать этот материал товарищу и доказать, почему вставил именно данные окончания. Кроме того, можно пользоваться учебником как справочником, чтобы предупредить ошибки и разрешить свои сомнения.

На итоговом уроке по теме «Повторение изученного об имени прилагательном» использую контрольные карточки следующего вида:


Тема Контрольная карточка №1


  1. Что называется именем прилагательным?

  2. С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?

  3. Как можно проверить безударные окончания имени прилагательного?


Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике.


Запиши предложение, вставь пропущенные окончания, докажи:


По ясн… небу неслись высок… и редк… облака.



Тема Контрольная карточка №2


  1. Как изменяется имя прилагательное?

  2. Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

  3. В каком числе имя прилагательное не изменяется по родам?


Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике.

Запиши предложение, вставь пропущенные окончания, докажи:


Поднялась высок… трава и скрыла птенцов от зорк… глаз хищников.











Как видите обе карточки дополняют друг друга в верхней части, включая все вопросы повторения об имени прилагательном.

Работа идет по тому же алгоритму. Опыт показал, что система работы в парах постоянного состава по карточкам по теме «имя прилагательное» помогла обучающимся почувствовать себя более уверенными в своих знаниях. Дети учатся пользоваться учебником как справочником, активизируется их познавательная активность. И пусть учителей, начинающих использовать работу в парах постоянного и сменного состава, не пугает рабочий шум, который неизбежен при использовании данных форм работы. Его не нужно бояться, т.к. дети вскоре привыкают говорить в полголоса и уровень шума снижается. Задача учителя - научиться управлять этим процессом без особого напряжения.

Думаю, что описанный опыт работы поможет учителям сделать следующий шаг в использовании работы в парах постоянного состава и натолкнет их на новые варианты организации коллективных форм обучения. Желаю успеха!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!