| Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 303 с углубленным изучением немецкого языка и предметов художественно-эстетического цикла имени Фридриха Шиллера фрунзенского района Санкт-петербурга |
192241, Санкт-Петербург, ул.Турку, дом 29, к.2 (1 площадка) ул. Пражская, дом 36 (2 площадка) е-mail: school303@edu-frn.spb.ru | тел./факс (812)708-79-39 (1 площадка) тел./факс (812)269-03-54 (2площадка) тел. (812)269-03-46 (2 площадка) Сайт школы: www.school303.spb.ru |
Учитель начальных классов
Кудрявцева Любовь Владимировна
Организация работы в парах постоянного состава
на уроках русского языка
В 90-е годы мне посчастливилось попасть на семинар по коллективным формам обучения, который проходил в Санкт-Петербурге под руководством В.В.Архиповой и А.С. Соколова. Уже многие годы я использую коллективные формы обучения в своей работе. Думаю, что мой опыт может пригодиться коллегам.
Опыт применения коллективных форм обучения в начальной школе дал свои положительные результаты: дети учатся общаться, быть терпимыми друг к другу, к неудачам товарища, чаще приходят на помощь друг другу. Более осознанными становятся знания учащихся, более уверенными – действия, более надежными – навыки.
Здесь работает девиз «Учись учиться», так как есть проверенные методики, которые учат самостоятельной работе с учебной информацией.
Покажу, как я организую изучение нового материала в парах постоянного состава на примере работы с карточками по теме «Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода единственного числа». Вот как выглядят карточки:
Тема карточка №1 |
дубок (какой?) молодой дубок (какой?) красивый дубок (какой?) высокий Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в учебнике. |
Вставь пропущенные окончания, поставь ударение, выдели окончания: Соседск… дом делов… разговор Дружн… класс чудесн… земля |
Тема карточка №2 |
ветер (какой?) степной ветер (какой?) холодный ветер (какой?) весенний Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в учебнике. |
Вставь пропущенные окончания, поставь ударение, выдели окончания: городск… парк красив… значок приморск… край пушист… елочка |
Как вы заметили, карточки аналогичны, а в нижней части есть одна пара слов – сочетание не по теме. Это делается сознательно, чтобы активизировать внимание детей и научить их выполнять задание осмысленно.
Дети работают по знакомому им алгоритму:
Прочитай и разберись в том. Что дано в верхней части карточки.
Ответь на вопросы и выполни задания (если они есть).
Прочитай нижнюю часть карточки.
Выполни эти задания в тетради.
Проверь себя.
Расскажи товарищу о том, что дано в верхней части карточки.
Обменяйтесь карточками и тетрадями, проверьте друг у друга выполнение задания, помещенного в нижней части карточки.
Если в тетради товарища найдена ошибка, то ее зачеркивают карандашом и объясняют, как выполнить задание правильно. На работу в паре по таким карточкам в среднем уходит 10-12 минут.
Сигналом окончания работы пары по карточкам служит зеленый цвет пирамидки, которая есть на каждой парте. Желтый цвет означает. Что пара работает, красный – требуется помощь.
Тех учащихся, которые закончили работу по карточкам раньше, других, проверяет учитель. Затем они помогают проверить остальных: услышать вывод, проверить записи в тетрадях.
Затем подводится общий итог работы по карточкам. Здесь возможны разные варианты: можно провести фронтальную работу. Можно вызвать любую пару к доске и выслушать их. Отметки могут быть выставлены за работу по карточке (в тетради) и за устные ответы.
Иногда у учителей возникают опасения: не будут ли дети списывать при такой работе? Опыт показал, что при систематической работе в парах постоянного состава учащиеся приходят к выводу, что списывать нет смысла, так как каждый должен рассказать этот материал товарищу и доказать, почему вставил именно данные окончания. Кроме того, можно пользоваться учебником как справочником, чтобы предупредить ошибки и разрешить свои сомнения.
На итоговом уроке по теме «Повторение изученного об имени прилагательном» использую контрольные карточки следующего вида:
Тема Контрольная карточка №1 |
Что называется именем прилагательным? С какой частью речи всегда связано имя прилагательное? Как можно проверить безударные окончания имени прилагательного? Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике. |
Запиши предложение, вставь пропущенные окончания, докажи: По ясн… небу неслись высок… и редк… облака. |
Тема Контрольная карточка №2 |
Как изменяется имя прилагательное? Как определить род, число и падеж имени прилагательного? В каком числе имя прилагательное не изменяется по родам? Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике. |
Запиши предложение, вставь пропущенные окончания, докажи: Поднялась высок… трава и скрыла птенцов от зорк… глаз хищников. |
Как видите обе карточки дополняют друг друга в верхней части, включая все вопросы повторения об имени прилагательном.
Работа идет по тому же алгоритму. Опыт показал, что система работы в парах постоянного состава по карточкам по теме «имя прилагательное» помогла обучающимся почувствовать себя более уверенными в своих знаниях. Дети учатся пользоваться учебником как справочником, активизируется их познавательная активность. И пусть учителей, начинающих использовать работу в парах постоянного и сменного состава, не пугает рабочий шум, который неизбежен при использовании данных форм работы. Его не нужно бояться, т.к. дети вскоре привыкают говорить в полголоса и уровень шума снижается. Задача учителя - научиться управлять этим процессом без особого напряжения.
Думаю, что описанный опыт работы поможет учителям сделать следующий шаг в использовании работы в парах постоянного состава и натолкнет их на новые варианты организации коллективных форм обучения. Желаю успеха!