«Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по экологическому воспитанию в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Совокупность взаимодействия живых растений и животных во внешней и внутренней среде ДОУ, детей - воспитанников детского сада, взрослых – педагогов и родителей – все это может составлять экологическую среду дошкольного учреждения
Термин «экологическая среда» (Н.Ф.Реймс) – это силы и явления природы, ее вещество и пространство, любая деятельность человека, находящиеся вне рассматриваемого объекта или субъекта, в том числе и собственно экологическая деятельность, то есть деятельность, производимая в приложении лишь к живым организмам или субъектам с участием живого
Экологизация развивающей среды
Экологизация означает разносторонний, более системный, чем ранее, подход к объективному миру или большее осознание роли природы жизни человека. Отчуждение человека от природы (компьютерные игры, телевидение и т.д.) преодолевается посредство экологизации развивающей предметной среды ДОУ, которая выражается в создании условий для познавательного и эколого-эстетичного развития детей; оздоровления и становления нравственных качеств ребенка; формирования навыков экологически грамотного поведения, совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей
Основные функции экологической среды :
Дошкольные учреждения отличаются друг от друга материальными возможностями уровнем экологизацией развивающей РПС, направлениями деятельности педколлектива.
Это предопределяет необходимость вареативного подхода к организации РПС
элементы РПС
функциональная роль
Экологическая комната
форма и методы работы
обучающая
релаксационная
Лаборатория
экологические занятия, игры, самостоятельные игры в уголке природы, просмотр слайдов, видеофильмов о природе
познавательная деятельность,
умственное развитие
проведение исследовательской работы
элементы РПС
функциональная роль
Уголок природы
форма и методы работы
релаксационная; познавательная; развитие эмоциональной сферы; приобретение навыков ухода за животными и растениями, воспитания бережного отношения к ним
Зимний сад
Наблюдения, уход за растениями и животными
оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живой природой
Самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения
элементы РПС
функциональная роль
Библиотека
форма и методы работы
познавательная, воспитание интереса к художественной и научно-популярной литературе
Экологическая тропа
Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждение прочитанного, конкурсы
познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной и сенсорной сфер, знакомство с правильным обращением с природой
Проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, практическая деятельность(уход за растениями), исследовательская работа
элементы РПС
функциональная роль
Огород, сад
форма и методы работы
воспитание трудовых навыков, развитие эстетического вкуса, познавательной деятельности; оздоровление, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения
Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты)
Уход за растениями, наблюдения, выращивание экологически безопасного урожая, знакомства с правилами экологической безопасности
эстетическая, познавательная, игровая функции, развитие эмоциональной сферы
Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок для экскурсий, игр, фольклорных праздников
элементы РПС
функциональная роль
Музей, картинная галерея
форма и методы работы
эколого-эстетическая, эмоциональная
Изостудия
Экскурсии в местные музеи, галереи, создание собственных музеев
эстетическая, познавательная, игровая функции, развитие эмоциональной сферы
комплексные эколого-эстетические занятия, изготовление костюмов для праздников, игр, создание иллюстраций к художественным произведениям и сказкам
элементы РПС
функциональная роль
Театральная студия
форма и методы работы
эстетическая, развитие фантазии, речи, актерских данных через участие в экологических постановках
Музыкальный зал
экологические инсценировки, спектакли с участием детей, кукольный спектакль
эколого-эстетическое
проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных занятий
элементы РПС
функциональная роль
Физкультурный зал
форма и методы работы
оздоровительная; игровая; развитие эмпатии к живым существам; физическое развитие
Бассейн
подвижные игры, упражнения - перевоплощения в объекты живой и неживой природы
оздоровительная, игровая, познавательная
проведение занятий (по блоку Вода)
элементы РПС
функциональная роль
Коридоры, холлы
форма и методы работы
эколого-эстетическая, эмоциональная
Дополнительные помещения (аква-центр, комната космоса, планетарий, туристско- краеведческая комната и т.п.)
экскурсии в местные музеи, галереи, создание собственных музеев
познавательная, эстетическая, обучающая
проведение занятий, знакомство с отдельными компонентами, явлениями природы
элементы РПС
функциональная роль
Компьютерный класс
форма и методы работы
развитие умственных способностей, навыков работы на компьютерах
Кабинет труда (ручного, художественного)
компьютерные игры экологического содержания, тестирование, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач
познавательная, эстетическая, обучающая
проведение занятий, знакомство с отдельными компонентами, явлениями природы
Используемая литература:
Гончарова Е.В.
Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Издательство Нижневарт. гуманит.ун-та, 2008.