СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация учебно-исследовательской деятельности одаренных детей в школьном научном обществе

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное место в бюджете времени обучающихся занимают уроки и подготовка к ним. Одним из интересных и полезных занятий обучающихся разного возраста в часы досуга может стать астрономия

Просмотр содержимого документа
«Организация учебно-исследовательской деятельности одаренных детей в школьном научном обществе»

К.П.Дубкова,

учитель математики,

Курчатов, МБОУ «Гимназия №1»


Организация учебно-исследовательской деятельности одаренных детей в школьном научном обществе.


Если все науки возвышают дух человеческий, то больше всего это свойственно астрономии, не говоря уже о величайшем духовном наследии, связанным с её изучением.

Н.Коперник

Основное место в бюджете времени обучающегося занимают уроки и подготовка к ним. Однако занятиями в школе далеко не исчерпывается круг интересов многих ребят- они ищут поле деятельности за пределами уроков.

Одним из интересных и полезных занятий обучающихся разного возраста в часы досуга может стать астрономия. Она влечёт молодёжь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных светил и явлений .

. С наибольшей полнотой и эффективностью эта увлечённость может быть реализована в астрономических кружках, клубах, астрономических обществах, созданных на базе образовательного учреждения. Правительством принято решение о развитии космической промышленности, но без высококвалифицированных специалистов выполнить это решение невозможно, а их надо сначала воспитать и начинать надо со школы. В свое время президент США Д. Кеннеди говорил:"Космос мы проиграли русским за школьной партой . Одной из главных задач общества является подготовка подрастающего поколения к созданию материальных и духовных ценностей на основе усвоения того теоретического и практического опыта, которое накопило общество к определённому этапу своего развития .

Последние годы показали, что качество астрономических знаний выпускников средних школ неуклонно ухудшается. В подавляющем количестве учебных заведений астрономия не преподавалась, а весь объем знаний по этому предмету включал в себя 11 параграфов в физике 11класса.

На базе нашей гимназии с 1994 года работал кружок юных астрономов, который в 2003 году был преобразован в клуб «Юные любители астрономии», руководителем которого я являюсь. В клубе получают дополнительное образование обучающие с 6 по 11класс. К основными видами деятельности клуба можно отнести:

  • теоретические и практические занятия;

  • лабораторно практические работы;

  • наблюдения в природе, исследовательская деятельность.

Каждое из направлений работы имеет свои функции и достоинства. В течение года ребята осваивают учебную программу( 34 часа ).

Цели и задачи:

  • знакомство с астрономией как наукой; основными проблемами которыми она занимается; историей её развития; известными фактами и открытиями последних лет;

  • формирование современного научного мировоззрения.

  • развитее интереса к астрономии.

  • дать основные астрономические понятия, развивать творческие способности ребят .

Занятия в клубе формируют у школьников стремление к приобретению новых знаний, самостоятельность, умение выступать с докладами, рефератами и работать в коллективе. На занятиях клуба ребята ведут наблюдения за звёздным небом. Особенно интересны наблюдения за фазами Луны, Юпитера и его спутников, Сатурна и его колец. В декабре 2012 года участники клуба наблюдали парад планет – ведь такое явление происходит не так часто. В клубе ребята начинают заниматься исследовательской деятельностью, участвуют в научно-практических конференциях. Ребята принимают активное участие в научно-практических конференциях, таких как: «Шаг в будущее», «Краеведческие чтения»,в конкурсе научно-технического творчества учащихся союзного Государства: «Таланты 21 века», выступают с научными проектами по различным темам: « Время и мы», «Радиотелескопы», « Солнечные и лунные затмения», «Солнце-Земля-Луна. У ребят есть опыт по изготовлению астрономических приборов. Ими были сделаны горизонтальные и вертикальные солнечные часы, телескоп-рефрактор .

Формы внеурочной деятельности с участием членов клуба «ЮЛА» самые разнообразные:

  • деловые игры, устные журналы, викторины;

  • интеллектуально-познавательные игры «Что? Где? Когда?», «Умницы и умники», «Брейн- Ринг»;

  • подготовка и проведение недели Космонавтики;

  • проведение экскурсий по ночному звёздному небу .

Ребята посещали планетарий в городе Курске, встречались с космонавтами, участвовали в конкурсах по космонавтике. Особенно плодотворной была эта работа в Год 50-летия Космонавтики. В апреле 2011 года члены клуба вышли на радиосвязь с космонавтами международного орбитального комплекса в составе командира Д.Ю.Кондратьева, членов экипажа А.И.Самокутяева, А.И.Борисенко, а также космонавтов из Италии и США. Всего десять минут продолжалась радиосвязь, но были получены ответы на многие вопросы. Подобные встречи помогают подрастающему поколению приобрести практический опыт, который, возможно, в дальнейшем будет им необходим для реализации своей мечты.

На занятиях клуба обучающиеся получают разносторонние развитие не только по астрономии, но и по физике, математике, что помогает им в подготовке к олимпиадам и конкурсам. Решение задач на занятиях клуба вполне оправдано. Во-первых, это способствует углублению знаний, приложению теории к практике. Во-вторых. задачи позволяют каждому испытать свои возможности .

С 1994 года обучающиеся клуба являются неоднократными победителями и призёрами городских, областных и участниками Всероссийских олимпиад по астрономии. В городских турах было завоевано 112 мест, из них 55 первых. На региональном туре 42 места, среди них-16.

Разумеется, далёко не все наши воспитанники станут в будущем учёными и тем более астрономами.

Одной из наиболее острых проблем, стоящих перед российским образованием, является проблема усиления мотивации осознанного выбора молодёжью будущих профессий, связанных с наукоёмкими технологиями, решением этой проблемы могут стать новые образовательные технологии, которые будут развивать творческие способности обучающихся, помогут делать осознанный выбор своей будущей профессии . По мнению ректора МГТУ имени Н.Э.Баумана академика РАН И.Б.Фёдорова: «Без космического образования воспитание мыслящего современного активного члена общества невозможна» .

Литература

  1. Методика преподавания астрономии/ под редакцией Б.А. Воронцова-Вельяминова .-М.: Наука,1997.

  2. Пшеничнер. Б.Г. Внеурочная работа по астрономии.- М.: Просвещение, 1989-208 с.

  3. Н.И Перов .Инновационная деятельность в астрономии. астрономическом образовании и просвещении.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ им К.Д.Ушинского,2010.-212 с.

  4. В.Ф.Карташов. Проблемное обучение астрономии.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ,2001.-288 с.

  5. Сурдин В.Г. Астрономические олимпиады. Задачи.-М:Наука,1990,202

  6. Андрианов Н.К, Марлевский А.Д.Астрономические наблюдения в школе: Кн. для учителя.-М: Просвещение, 1987.-112с




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!