Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья» | |
143980, Московская область, г. Балашиха, микрорайон Ольгино ул. Жилгородок, дом 35А, тел.(факс) (495) 527-53-36, e-mail: speckor_10@ mail.ru |
Доклад
в рамках Областного методического объединения учителей-дефектологов «Организация образовательного пространства для обучающихся с ТМНР в условиях образовательной организации и детского дома-интерната»
на тему
«Организация учебной деятельности учащихся с ТМНР в процессе интегрированного урока»
Подготовила:
Учитель индивидуально обучения на дому
Моргунова С.Е.
«Организация учебой деятельности учащихся с ТМНР в процессе интегрированного урока.»
Целью образования учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по данному варианту АООП является формирование необходимых для жизни и самореализации в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь учащемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Другими словами, основной целью является обучение ребенка применению полученных знаний и умений в жизни (максимально успешная адаптация в социуме)
Для учащихся, получающих образование по варианту 2 Адаптированной Основной Общеобразовательной Программы характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Также дети с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР испытывают особые образовательные потребности. Программа обучения содержит специальные учебные предметы и коррекционные курсы, которых нет в содержании АООП в 1. (Например, предметы: «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек»; курсы по альтернативной коммуникации, сенсорному развитию, формированию предметных действий и др.)
Эти предметы часто в своем содержании дополняют друг друга, позволяя таким образом, интегрировать содержание обучения по предметам, варьируя его в зависимости от образовательных потребностей ребенка с ТМНР на каждом микроэтапе его развития.
Из нашего опыта (а мы работаем с детьми с ТМНР, причем у разных детей наблюдается разное сочетание дефектов) хорошо работают интегрированные уроки. Зачастую эти дети не выдерживают даже минимальную нагрузку, и менять виды учебной деятельности в рамках одного урока (35 минут) приходится очень часто.
При проведении урока его структура по наполняемости и содержанию не меняется, остается прежней. Но этапы урока имеют другую направленность.
Содержание урока формирует у детей с ТМНР жизненно значимые навыки, которые обычно формируются исподволь, путем перехода из внешнего во внутренние содержания жизненного опыта.
Формируются знания и умения, которые остро необходимы учащимся в повседневной жизни, т.е. элементарные жизненные компетенции.
Таким образом, мы формируем жизненную компетенцию средствами разных предметов.
Из видеоматериала, вы увидите, что на предмете РиАк мы учим взаимодействовать с окружающим нас людьми и миром. На предмете ППД формируем знания и представления об окружающих предметах, развиваем зрительное и слуховое внимание, работаем над развитием мелкой моторики, формируем приемы элементарной деятельности, которые в дальнейшем могут использоваться на других занятиях. На предмете ИЗО вместе с формированием навыков изобразительной деятельности у детей мы развиваем чувства и выражение эмоций при восприятии окружающего мира. Математические представления необходимы для ориентировки в окружающей действительности. Только четкого перехода от одного предмета к другому вы не увидите, п.ч. это интеграция сильная и плотная. Вы не увидите кусочком , что это РиАК, а это ППД.
Предлагаем посмотреть фрагменты видео уроков с детьми, обучающихся по СИПР, второй и третий год обучения.
Слайд №1
Слайд №2
Таким образом получается, что невозможно разделить содержание предмета, настолько взаимосвязаны предметы между собой, что в каждый конкретный момент возможно реализуется несколько учебных предметов и их различить можно только исходя из цели, которую поставил педагог на данный конкретный урок. Иногда акцент в занятии смещается в предмет РиАК, иногда акцент в содержании смещается на содержание предмета ИЗО т.е все равно формируя жизненную компетенцию, мы формируем ее средствами разных предметов собранными как конструктор в содержании одного урока. Только главный пазл у нас бывает либо ППД, либо РиАК, либо ОПМ, либо ИЗО и т.д. Главный пазл один и вокруг него набирается содержание других предметов, а в итоге - это получается единое монолитное занятие в рамках одного временного периода.
Спасибо за внимание!