Министерство образования и науки РФ
МОУ СОШ №1 муниципального района город Нея и Нейский район
Костромской области
Программы воспитательной деятельности
Организация
внеурочной деятельности обучающихся
социально-экономического профиля
в старшей школе
в соответствии с требованиями ФГОС СОО
Учитель истории и обществознания,
заместитель директора по УВР
Ширяева Н.В.
2018 год
Оглавление
1. | Введение | с. 3 |
2. | Внеурочная деятельность обучающихся в свете требований ФГОС СОО | с. 3 |
3. | Вариативный компонент организации внеурочной деятельности социально-экономического профиля обучения | с. 5 |
4. | Программа клуба «Молодой избиратель» | с. 7 |
5. | Программа курса внеурочной деятельности «Живое право» | с. 10 |
6. | Проект профессиональных проб «Ментор» | с. 14 |
7. | Приложение | с. 15 |
8. | Список литературы | с. 16 |
1. Введение
Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Этим требованиям соответствует новый стандарт образования.
Стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Стандарт направлен на обеспечение реализации бесплатного образования на ступени среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план, а также внеурочную деятельность.
2. Внеурочная деятельность обучающихся в свете требований ФГОС СОО
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения обучающимся планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы. Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающегося, запросов семьи, исходя из требований ФГОС СОО п. 13: «Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений».
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся при получении среднего общего образования (до 700 часов за два года обучения).
Примерная образовательная программа ФГОС СОО гласит: «Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализуется основная образовательная программа (цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательной деятельности при получении среднего общего образования). В соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для получения образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
План внеурочной деятельности является частью организационного раздела основной образовательной программы среднего общего образования и представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает:
- план организации деятельности ученических сообществ (групп старшеклассников), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений, организаций (в том числе и в рамках «Российского движения школьников»);
- план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы средней школы);
- план воспитательных мероприятий».
Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1–2 недели используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными событиями).
На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно расходуется до 4 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа. В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. В 10-м классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации должно быть выделено больше часов, чем в 11-м классе.
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности и таких компетенций, как:
- компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
- социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека;
- компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ происходит:
- в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;
- через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;
- через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями.
Воспитательные мероприятия нацелены на формирование мотивов и ценностей обучающегося в таких сферах, как:
- отношение обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя, самоопределению и самосовершенствованию (включает подготовку к непрерывному образованию в рамках осуществления жизненных планов);
- отношение обучающихся к России как к Родине (Отечеству) (включает подготовку к патриотическому служению);
- отношения обучающихся с окружающими людьми (включает подготовку к общению со сверстниками, старшими и младшими);
- отношение обучающихся к семье и родителям (включает подготовку личности к семейной жизни);
- отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает подготовку личности к общественной жизни);
- отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения);
- трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к трудовой деятельности).
Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от профиля) предполагает:
- организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч (организованного тематического и свободного общения старшеклассников), участие обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах образовательной организации;
- проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации учебного процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного обеспечения обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни образовательной организации.
В весенние каникулы 10-го класса организуются поездки в организации профессионального и высшего образования для уточнения индивидуальных планов обучающихся в сфере продолжения образования. После поездок в рамках часов, отведенных на организацию жизни ученических сообществ, проводятся коллективные обсуждения, в ходе которых педагогами обеспечиваются анализ и рефлексия обучающимися собственных впечатлений о посещении образовательных организаций.
3. Вариативный компонент организации внеурочной деятельности социально-экономического профиля обучения
Вариативный компонент должен учитывать специфику профиля обучения.
Примерная образовательная программа рекомендует: «В рамках реализации социально-экономического профиля в осенние (зимние) каникулы 10-го класса организуются экскурсии на производства, в банки, в экономические отделы государственных и негосударственных организаций. В ходе познавательной деятельности на вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение первого полугодия 10-го класса осуществляется подготовка к экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе интеграции с организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и производственными организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся в социально-экономической сфере (приоритет отдается структурным подразделениям экономического профиля), организуются социальные практики (обеспечивающие пробу себя обучающимися в сфере профессиональной коммуникации с широким кругом партнеров), реализуются групповые социальные и экономические проекты (например, предпринимательской направленности).
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется подготовка к профессиональным пробам обучающихся, предусматривается подготовка и защита групповых проектов («проект профессиональных проб», «предпринимательский проект», «социальный проект»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11-м классе) предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические походы, поездки по территории России и за рубеж, организация «зрительского марафона» (коллективное посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением)».
Один из вариантов реализации внеурочной деятельности в классе (группе)
социально-экономического профиля:
Направления деятельности | Объем часов 10 класс | Объем часов 11 класс | Варианты организации деятельности |
Ученические сообщества | 35 часов | 30 часов | Секция школьного научного общества Клуб «Социологическая служба старшеклассников» Клуб «Юный медиатор» Клуб любителей права Клуб «Молодой избиратель» Клуб «Юридическая консультация» Волонтерский отряд |
Курсы внеурочной деятельности | 70 часов | 70 часов | «Экономика для жизни» «Экономика и право» «Живое право» «Введение в социологию» «Финансовая грамотность» «Твоя будущая пенсия» «Экономическая география Костромской области» |
Система воспитательных мероприятий | 35 часов | 35 часов | Проведение профессиональных проб в рамках проекта «Ментор» (наставник) (прокуратура, суд, пенсионный фонд, служба судебных приставов, избирательная комиссия, банк) Экскурсии в организации Предметные недели День наук Тематические вечера Круглый стол «Глобализация современного мира» Дебаты «Выборы: право или обязанность?» Тематические классные часы с приглашением специалистов Зрительский марафон |
Организация деятельности | 20 часов | 20 часов | Заключение договоров о сотрудничестве с организациями, с учебными заведениями Работа с индивидуальным образовательным маршрутом Организационные и информационные классные часы Организационные и информационные родительские собрания Проведение социометрического исследования |
Обеспечение благополучия обучающихся | 35 часов | 30 часов | Классные часы и школьные мероприятия по безопасности жизнедеятельности Индивидуальные и групповые консультации со специалистами социально-педагогической службы школы Психологические тренинги Неделя здоровья |
Организация работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности | 70 часов | 30 часов | Тьютерское сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями |
Итого | 265 часов | 215 часов | |
4 .Программа клуба «Молодой избиратель»
Пояснительная записка
Актуальность изучения общественных наук для современной жизни трудно оспорить. Будущим гражданам страны очень нужны знания в области экономики, социологии, политологии, этики, культурологи и философии. Основы этих наук изучает учебный предмет «Обществознание».
Создание правового государства, укрепление основ демократии во многом зависят от жизненной позиции молодых граждан государства. Однако, не является секретом низкая правовая и политическая культура российской молодежи и ее пассивное отношение к выборам. Поэтому одной из главных целей предмета «Обществознание» является формирование политической и правовой культуры учащихся старших классов как будущих избирателей.
В России разработана Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов, направленная на совершенствование практики организации проведения выборов и референдумов.
В Письме Министерства образования Российской Федерации «О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса подчеркивается, что «правовой базой обучения будущих избирателей является законодательство РФ о выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, а учебные предметы - обществознание, право должны содержать учебный материал о сущности избирательной демократической системы, процедурах подготовки и проведения выборов, защиты прав избирателей».
Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования, отражены в учебных программах и учебниках по обществознанию. Однако эти вопросы представлены в указанных документах недостаточно полно. Восполнить этот пробел позволит работа клуба для учащихся 10-11 классов.
Программа клуба служит дополнением к правовому и политологическому блоку предмета «Обществознание», углубляет знания учащихся в области избирательного права, дает сведения практического характера.
Цель программы:
- способствовать максимальному развитию правовой и политической культуры учащихся – граждан РФ;
- способствовать формированию компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.
Задачи клуба:
- знакомство учащихся с особенностями российского парламентаризма и основными понятиями, связанными с избирательной системой в России, с формами политического участия, с избирательным законодательством РФ;
- развитие навыков работы с документами, их анализом и получением необходимой информации;
- развитие практических навыков участия в процедуре голосования;
- развитие умения самостоятельно разбираться в политической жизни общества.
Курс призван помочь учащимся почувствовать личностную значимость правовых знаний, помочь сформировать активную гражданскую позицию.
Предполагаемые результаты работы клуба
Учащиеся должны:
-знать термины: избиратель, избирательная кампания, выборы, избирательная система, процедура выборов, кандидат, гражданин, электорат, бюллетень;
- знать нормативно-правовые документы о выборах;
- объяснять роль избирательных комиссий в процессе выборов;
- характеризовать демократические выборы, избирательные системы;
- анализировать информацию, критически оценивать ее;
- выражать и отстаивать свое мнение;
- уметь принимать решение, брать ответственность на себя;
- понимать и оценивать социальные проблемы, происходящие в обществе.
Содержание занятий
Тема 1. Демократия и выборы
Демократия и ее признаки. Роль выборов в условиях демократического правления. Виды демократии. Правило большинства голосов. Документы о правах человека. Особенности демократических выборов: конкурентность, периодичность. Представительность, окончательность.
Тема 2. Избирательная система в России: история и современность
Черты представительной демократии на Руси. Особенности системы выборов в Государственную Думу по Манифесту 1905 года. Выборы в советский период. Выборы в РФ.
Тема 3. Законодательство о выборах в РФ
Федеральные законы:
- ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года
- ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 года
- ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года
- ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года
- ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года
Тема 4. Избирательная кампания
Этапы избирательной кампании. Источники финансирования избирательной кампании. Роль СМИ. Предвыборная агитационная деятельность. Доверенные лица. Наблюдатели. Этические проблемы в ходе избирательной кампании.
Тема 5. Я и политика
Кандидат в депутаты - кто он? Политическая активность. Социальная апатия. Абсентеизм.
Тема 6. Организация и порядок голосования
Списки избирателей. Образование избирательных округов и избирательных участков. Помещение для голосования. Оповещение избирателей. Порядок выдачи бюллетеней. Голосование вне помещения для голосования. Досрочное голосование. Подведение итогов выборов.
Оценивание знаний, умений и навыков членов клуба
Объектом оценивания достижений учащихся при изучении данных тем являются:
- правовые знания как основа социальных умений и навыков;
- конкретные умения и действия.
Одним из вариантов оценки показателей знаний, умений и навыков является тестирование, выполнение проектно-исследовательских работ, проведение социологических исследований и их анализ.
Формы проведения занятий:
Лекции | 4 часа |
Практикумы, исследования | 5 часов |
Семинары | 2 часа |
Групповая дискуссия | 2 часа |
Деловые и ролевые игры | 2 часа |
Презентация результатов работы | 2 часа |
ИТОГО | 17 часов |
5. Программа курса внеурочной деятельности «Живое право» (тема «Уголовная и административная юстиция») для учащихся 11 класса (17 часов)
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Живое право»
Курс внеурочной деятельности «Уголовная и административная юстиция» направлен на удовлетворение более глубокого интереса школьников к уголовному праву и процессу, а также к административной юстиции, которые лишь поверхностно изучаются в курсах обществознания и права. Предлагаемая программа обучения имеет следующую специфику - изучение проходит с точки зрения нужд и интересов обыкновенного гражданина, который является потенциальной жертвой преступления и может «превратиться» в потерпевшего, свидетеля, а также и подозреваемого и обвиняемого. В отличие от других курсов, основной акцент делается на роли «правопослушного гражданина», который может столкнуться с нарушением и законом, а не на роли «нарушителя».
Курс «Живого права» позволит обучающимся освоить практические навыки общения, публичного выступления, ведения переговоров, заключения договоров, написания деловых бумаг и юридических документов, обращения в суд, работы с юристом, разрешения конфликтов, решения личных и общественных проблем.
Интерактивные методы проведения занятий дают возможность учащимся побывать в роли судьи, адвоката и прокурора в учебном судебном процессе, в роли клиента и юриста на переговорах, в роли государственных служащих и общественных активистов в ходе общественных слушаний. Эти навыки дают в руки ученику действенные инструменты решения личных и общественных проблем.
Атмосфера интерактивных занятий, встречи с приглашенными специалистами, участие в социальных проектах формируют осознанное отношение к правовым и политическим ценностям. Участник курса «Живое право» приобретает желание и способность участия в жизни гражданского общества, становится активным гражданином своей страны.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Курс включает в себя три раздела, которые также имеют лишь условное обозначение, так как тематика внутри разделов гораздо шире.
Раздел 1. Уголовное право (включает также темы «виды правонарушений, «практическая виктимология» - учение о жертве).
Раздел 2. Уголовный процесс (включает также вопросы наказания из уголовного и уголовно-исполнительного права).
Раздел 3. «Полицейское» право (кавычки говорят о том, что это условное и дискуссионное в науке название, однако именно оно обобщает темы, взятые из административного права: административные правонарушения и делопроизводство по ним, а также административное принуждение и полиция).
Программа является принципиально практико-ориентированной. Как правило, занятия строятся на немедленном применении необходимых знаний, отработке умений и навыков, которые пригодятся в реальной жизни каждому человеку (компетентностный подход). В связи с этим не предполагается заучивание понятий, статей кодекса и т.д. Учебник является информационным источником для решения творческих задач (задач открытого типа) и может быть использован всегда как справочник даже при выполнении контрольных заданий;
-занятия по программе в основном строятся на интерактивных методах, что позволяет создать в классе «ткань права», основанную на сотрудничестве, отрабатывать навыки коммуникации, совместной работы и решения проблем. Учитель выступает организатором процесса усвоения, а не источником информации;
-для того чтобы эффективно использовать интерактивные методы и практико-ориентированный (компентентностный) подход, программа предусматривает опережающие задания для учеников, которые они могут решить, лишь прочитав и проработав материал соответствующей беседы;
-программа рассчитана на то, что курс будет преподаваться не юристом, то есть человеком, не знакомым с тонкостями юридической сферы. Весь необходимый юридический материал содержится в книге для ученика, и учитель вместе с учеником изучает этот материал, являясь участником познавательного процесса. Учитель обязан предупредить всех учеников заранее: «Я - не юрист, я не знаю всех ответов на юридические вопросы, ведь даже юристы знают в праве не все, а лишь отдельные отрасли. У меня так же, как и у вас, есть только учебник и кодексы. Я буду вместе с вами изучать право, но как более взрослый и опытный человек, наверняка, более глубоко смогу разобраться в этом материале. Кроме того, мы можем записывать возникающие вопросы, а потом приглашать юриста для ответа на них. И последнее. Я не имею права давать вам юридические консультации. Единственное, чем я могу вам помочь, - это посоветовать, куда вы можете обратиться, и помочь вам подготовиться: продумать вопросы, собрать документы». Это поможет правильно выстроить отношения в классе, не утерять доверия ребят, избавит от боязни перед «незнанием».
Обобщающее занятие посвящено профилактике правонарушений и осмыслению целей и задач уголовной и административной политики (вопросы криминологии).
Учебный суд может быть предложен в качестве завершающего внеклассного мероприятия после изучения элективного курса.
Внеаудиторные мероприятия - предложенные социальные проекты позволяют повысить эффективность преподавания, выйти на практическое применение знаний, отработку умений, навыков, а также воспитание ценностей.
3.Тематическое планирование курса «Живое право» по теме
«Уголовная и административная юстиция»
№ заня- тия | Название раздела, темы, занятия | Коли- чество часов |
| РАЗДЕЛ 1. УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ВИКТИМОЛОГИЯ | 3 |
| Тема 1.Виды правонарушений. Преступление. Беседа 1.Как отличить преступления от других правонарушений | 1 |
1.1 | Виды правонарушений. Преступление | |
| Тема 2.Основные понятия уголовного права Беседа 2.Как случайно не стать преступником | 1 |
2.1 | Соучастие | |
| Тема 3. Практическая виктимология Беседа 3.Как не стать жертвой преступления | 1 |
3.1 | Как не стать жертвой преступления | |
| РАЗДЕЛ 2.УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. НАКАЗАНИЕ | 9 |
| Тема 4. Возбуждение уголовного дела Беседа 4. Как заявить о преступлении | 2 |
4.1 | Как заявить о преступлении | |
4.2 | Письменное заявление о преступлении | |
| Тема 5. Возмещение ущерба от преступления Беседа 5. Как возместить ущерб от преступления | 1 |
5.1 | Гражданский иск в уголовном деле | |
| Тема 6. Допрос потерпевшего и свидетеля Беседа 6. Если вас вызывают на допрос | 1 |
6.1 | Права и обязанности потерпевшего и свидетеля | |
| Тема 7. Ходатайства и жалобы в уголовном процессе Беседа 7. Как правильно подать ходатайство и жалобу | 1 |
7.1 | Ходатайство в уголовном процессе | |
| Тема 8. Задержание Беседа 8.Если вас задержали | 1 |
8.1 | Права и обязанности подозреваемого и обвиняемого | |
| Тема 9.Реабилитация Беседа 11. Если вас преследовали ошибочно или незаконно | 1 |
9.1 | Реабилитация | |
| Тема 10.Судебное разбирательство Беседа 13.Как вести себя в суде | 2 |
10.1 | Принципы и этапы судебного разбирательства | |
10.2 | Учебный суд | |
| РАЗДЕЛ 3. ПОЛИЦЕЙСКОЕ ПРАВО | 5 |
| Тема 11. Административные правонарушения Беседа 15. Как отличить административный проступок от преступления | 1 |
11.1 | Признаки административного правонарушения | |
| Тема 12. Производство по делам об административных правонарушениях Беседе16. Если вы совершили административное правонарушение | 1 |
12.1 | Производство по делам об административных правонарушениях. Комиссия по делам несовершеннолетних | |
| Тема 13. Полиция Беседа 17. Какие есть обязанности и права у полиции | 1 |
13.1 | Обязанности и права полиции | |
| Тема 14. Профилактика правонарушений Беседа 18. Как можно снизить уровень преступности? | 2 |
14.1 14.2 | Профилактика правонарушений несовершеннолетних | |
| ИТОГО | 17 |
Литература и источники:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018) 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)
3.Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 05.12.2017)
«О полиции»
4. Пронькин В.Н. Живое право. Курс практического права. Т.2: Учеб. пособие для 10-11 кл.- СПб.: Санкт-Петербургского ин-та права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2004 г.
6. Проект профессиональных проб «Ментор»
«Ментор» (наставник) - это учебный проект, в ходе которого учащиеся социально-экономического профиля проходят социальную практику и получают возможность осуществить профессиональные пробы в учреждениях и организациях нашего города на основе договора, заключенного между администрацией школы и руководителями учреждений.
В ходе прохождения практики учащиеся социально-экономического профиля обучения:
- выясняют роль данного учреждения или организации в жизни общества
-знакомятся с разнообразием профессий данного профиля
- определяют, подходит ли профессия лично для них
- вырабатывают собственное отношение к той или иной профессии
- осмысливают роль профессий социально-экономического профиля в жизни общества
- развивают свои коммуникативные навыки
- осваивают способы социализации.
Наставниками являются (могут являться):
-Избирательная комиссия муниципального района г.Нея и Нейский район Костромской области
- Межрайонная прокуратура
- Клинтская служба «на правах отдела» в городе Нее и Нейском районе Костромской области ГУ Управления ПФР в городе Мантурове (межрайонная)
- Федеральное бюджетное учреждение «Межрайонная уголовно-исполнительная испекция №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области»
- Отдел судебных приставов по Нейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Костромской области
- Нейский районный суд
Руководителей и сотрудников этих учреждений и организаций необходимо убедить в необходимости сотрудничества с малознакомой для них социальной группой - школьниками, что позволит им получить опыт работы с подростковой аудиторией - будущими клиентами и коллегами, внести свой вклад в развитие гражданского общества.
По окончанию практики учащимся предлагается оформить отчет по следующему алгоритму:
Место социальной практики | |
Дата и время | |
Участники практики | |
Цель | |
Информация о рабочем месте | |
Характеристика организации в целом | |
Впечатления | |
Размышления участников о будущей профессии | |
Как изменились представления участников о будущей профессии и образовании | |
Личные открытия участников практики | |
При согласии руководителей организаций возможно оформление договора о сотрудничестве.
ДОГОВОР
о социальной практике и профессиональных пробах учащихся МОУ СОШ №1 город Нея и Нейский район
от _______________ 2017 года
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области в лице директора _________________________________________,
именуемое в дальнейшем « Школа», с одной стороны, и ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в лице ____________________________________________________________________________________________________с другой стороны, именуемого в дальнейшем «Учреждение»
заключили настоящий договор на 20____ - 20____ учебный год о нижеследующем:
1. Предмет договора
Предметом настоящего договора является учебно-педагогическое и практическое сотрудничество по развитию проекта
«Ментор» (наставник) с целью развития партнерства школьников и представителей профессий социально-экономического профиля.
В целях создания условий для социализации, профориентации и самореализации личности учащихся профильных классов старшей ступени обучения стороны принимают на себя обеспечение прохождения социальной практики и профессиональных проб.
2. Обязательства «Учреждения»
2.1. Предоставить для учащихся возможность для ознакомления со структурой и основной деятельностью данного учреждения.
2.2 . Обеспечить прохождение социальной практики и профессиональных проб в рамках действующего Законодательства.
2.3. Обеспечить безопасные условия прохождения социальной практики и профессиональных проб.
2.4. Выделить при необходимости специалистов для руководства социальной практикой и профессиональными пробами.
3. Обязательства « Школы»
3.1.Обеспечить предварительную подготовку учащихся к социальной практике и профессиональным пробам.
3.2. Обеспечить выполнение правил поведения учащихся во время социальной практики.
3.2. Обеспечить прохождение учащимися Инструктажа по основам безопасности жизнедеятельности.
3.3. Учащиеся в период социальной практики и профессиональных проб подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка «Учреждения».
3.4. Школа назначает руководителя социальной практики из числа педагогических сотрудников.
3.5.Школа через руководителя социальной практикой обеспечивает организацию учебной работы и методическое руководство учащихся.
4. Общие положения.
4.1. Настоящий договор составлен в двух экземплярах.
4.2. Время прохождения социальной практики и профессиональных проб оговаривается сторонами предварительно и корректируется в соответствии с учебной программой школы и графиком работы учреждения.
4.3.Возможность осуществлять социальную практику и профессиональные пробы «Учреждением» предоставляется бесплатно.
4.4. Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до __ мая 2018 года.
5. Юридические адреса сторон
Муниципальное общеобразовательное ____________________________
учреждение средняя общеобразовательная ____________________________
школа №1 муниципального района ____________________________
город Нея и Нейский район Костромской области ____________________________
ул. Больничная, дом 8 ____________________________
Тел. 3-01-49 ____________________________
e-mail mousosh-1-neya@ mail.ru ____________________________
Директор школы: ____________________________
7. Пример результативности работы клуба «Молодой избиратель» и проведения социальных проб в избирательной комиссии г.Неи – проект ученицы 10 класса Травиной Полины «Избирательная активность электората муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области»
(Приложение)
15