СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ»







Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ



















Учитель: Кобелева Татьяна Альбертовна











СЛАЙД 1

Вступление

СЛАЙД 2

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.

СЛАЙД 3

В условиях дистанционного образования традиционная форма организации внеурочной деятельности, которая предполагает непосредственное присутствие учащихся (кружки, секции), практически невозможна. В такой ситуации на помощь учителю приходят современные информационно-телекоммуникационные технологии: Skype, видеоконференция Hangouts, ресурсы ЦДО-online, которые предполагают видеотрансляцию мероприятий через сервис Я.TV и YouTube, интерактивные доски RealtimeBoard, инструменты Google (презентации, интерактивные тесты и др.). Главная цель образования детей с ОВЗ: создание оптимальных условий для активизации познавательных и творческих способностей через систему творческих заданий, за счёт использования разнообразных форм работы с учащимися.



Основная часть

1) Созданию условий для самореализации обучающихся с ОВЗ, повышения их социальной и творческой активности, их духовно-нравственного, интеллектуального, культурного развития способствует участие в различных конкурсах, олимпиадах, в том числе дистанционных.

СЛАЙД 4

Так, учащаяся с ОВЗ Суркова Анастасия стала лауреатом Всероссийского конкурса литературного творчества «Золотое сердце» для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

В этом учебном году учащиеся с ОВЗ Сурова Анастасия и Малинин Александр приняли участие во Всероссийском конкурсе-игре по русскому языку «Журавлик». Малинин Алексей награжден Похвальной грамотой, Суркова Анастасия получила Диплом 3 степени.

СЛАЙД 5

Также эти учащиеся приняли участие в международной онлайн-олимпиаде по русскому языку «Потрудись, грамотей!». Оба получили дипломы призера 2 степени.

СЛАЙД 6

Ежегодно в Серпуховском районе проводится зональный конкурс творческих работ «Проба пера», целью которого является выявление, развитие и поддержка талантливых детей в области литературного творчества, развитие их творческого потенциала, приобщение участников конкурса к лучшим образцам отечественной культуры, искусства и журналистского творчества. В прошлом учебном году учащаяся с ОВЗ Рыбакова Анастасия стала победителем этого конкурса в номинации «Пегас».



СЛАЙД 7

2) Одним из традиционных школьных мероприятий, направленных на расширение познавательного интереса к русскому языку и литературе, является предметная неделя. Ученикам предлагается выполнить интерактивные задания: тесты, кроссворды, викторины и др. Например, одно из таких упражнений – филворд – представляет собой поле, заполненное буквами. В нём необходимо отыскать слова заданной тематической направленности.



3) Внеурочная деятельность по русскому языку призвана, в первую очередь, вызвать у обучающихся интерес к изучению предмета, заинтересовать его. Поэтому зачастую предлагаются творческие формы работы: составление слов, восстановление исходного текста, ребусы, анаграммы.

СЛАЙД 8

Для создания заданий используются различные интернет-ресурсы. Среди них интернет-сервис по созданию ребусов. Например, слова: диван, здание, календарь, конфета, корзина, костюм, помидор, телефон и др. изучаются в 5 классе как словарные. С помощью программы

http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&enter=1

могут быть созданы следующие ребусы, которые можно разгадать с детьми.

















Ответы к ребусам: 1) диван, 2) здание, 3) конфета, 4) костюм.



Так как обучающиеся лучше запоминают наглядный материал, чем вербальный, для них предлагается ряд иллюстраций, в которых зашифрованы словарные слова. Этот вид работы позволяет развивать логические функции мышления: анализ (при определении названий предметов) и синтез (при составлении зашифрованного слова).

СЛАЙД 9

Для обучающихся с нарушениями речи предлагаются задания на составление слов. Так как коммуникативный навык формируется через систему закреплений в речевой практике тех или иных слов и конструкций, то после выполнения задания слова обязательно нужно проговорить. Слова могут быть разбиты и по морфемам. Тогда задачей ученика будет составление слова из данных единиц слова.

Учи-

-ница



Занят-

-ка



Руч-

-ок



Карандаш-

-тель



Звон-

-ие





СЛАЙД 10

Ещё одной формой работы является подбор синонимической и антонимической пары: 1) длинный короткий; тёмный светлый; простой сложный; быстрый – медленный; лёгкий – тяжёлый; 2) смелый – храбрый; быстрый – шустрый; важный – значимый; приятель – знакомый.

СЛАЙД 11

Для более сложного уровня – уровня предложения – в 5 классе можно предложить задание на восстановление исходного порядка предложений. В этом случае также происходит развитие логических операций мышления обучающихся.

Исходный текст.

Муравей и голубка.



Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. (Л.Н. Толстой).



Текст для восстановления.

Муравей и голубка.



Муравей сел на ветку и спасся. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Муравей спустился к ручью: захотел напиться. (Л.Н. Толстой)

СЛАЙД 12

Примеры дидактических игр и упражнений

Ребусы по теме «Наречие» (7 класс)

























Кроссворд по теме «Наречие» (7 класс)

















СЛАЙД 13

Грамматические сказки, рассказы

Сказка про междометия (7 класс)

Ох и не любят междометий все части речи.



Все мы что-нибудь обозначаем, - говорят они. – Кто предмет, кто признак, кто действие, а у них только одно на уме да на языке: Ах! Ох! Караул!



Поэтому живут междометия отдельно, выражая эмоции и побуждения, но не называя их: Ух! Эх! Ох! Ах! Увы! Ого! Браво! Ба! Ой! Караул! Да! Фи! Фу!



Таким образом, предложенные учащимся задания позволяют активизировать мыслительную деятельность, способствуют развитию словарного запаса, а следовательно, позволяют создать условия для успешной социализации и адаптации обучающихся в окружающей среде.



СЛАЙД 14

4) Внеурочная деятельность по литературе направлена на расширение кругозора и активизацию познавательной деятельности учащихся с ОВЗ. С этой целью можно использовать такие формы работы, как: интерактивные виртуальные экскурсии, мультимедийные экскурсии.

Наиболее интересной для восприятия обучающихся будет проведение виртуальной экскурсии. Для проведения данного вида экскурсий необходимо подключение к сети Интернет.

Например, чтобы познакомиться с художественным своеобразием творчества С.Есенина, мы отправляемся в Московский государственный музей С.А.Есенина (http://esenin-museum.ru/virtual_tour HYPERLINK "http://esenin-museum.ru/virtual_tour4"4) и совершаем виртуальную экскурсию по экспозиции музея.


Богатейший материал по творчеству С.Есенина представлен на сайте http://poznamka.com.tw/?p= HYPERLINK "http://poznamka.com.tw/?p=14354"14354.

Используя данный материал, можно провести мультимедийную экскурсию в с. Константиново, где родился великий поэт.


Интересный материал о жизни и творчестве И.С.Тургенева собран на сайте http://www.turgenev.org.ru/gallery.htm. Используя данный материал можно совершить виртуальную экскурсию в Музей-заповедник И.С.Тургенева "Спасское-Лутовиново".


На сайте http://chekhovmuseum.com/index.php/ru/placesГосударственный представлен литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова "Мелихово". Учащиеся имеют возможность очутиться в кабинете писателя.





Виртуальная экскурсия может быть тематической или обзорной.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы и связана с биографией писателя или поэта, с раскрытием его литературно-просветительской деятельности.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий и т. д.).

По форме проведения экскурсии могут быть различными:

экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений;

экскурсия-спектакль — это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.


Таким образом, используя широкие возможности глобальной сети Интернет, можно сделать занятия по внеурочной деятельности более интересными и увлекательными. А значит и более качественными.

СЛАЙД 15

Заключение

Участие детей с ОВЗ во внеурочной деятельности положительно влияет на развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД). Прежде всего, это касается таких УУД, как коммуникативные и регулятивные. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий позволяет ребенку с ОВЗ развивать социальную компетентность, формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с субъектами общения.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечивают ребенку с ОВЗ развитие произвольного поведения, направленного на организацию своей учебной деятельности.



Таким образом, внеурочная деятельность детей с ОВЗ направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной компетенции, адаптацию в обществе.

СЛАЙД 16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!