СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая памятка "Организационный момент занятия в учреждении дополнительного образования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая памятка "Организационный момент занятия в учреждении дополнительного образования"»

Организационный момент занятия в учреждении дополнительного образования


Занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

Количество, содержание и последовательность структурных элементов занятия педагог определяет в зависимости от его цели, исходного уровня знаний и умений обучающихся, конкретных условий проведения.

Примерная структура занятия в системе дополнительного образования включает в себя следующие этапы:

  1. Организационный момент

  • эмоциональный настрой детей на общение с педагогом, друг с другом;

  • проверка посещаемости;

  • мотивация детей на изучение новой темы, на освоение новой деятельности;

  • целеполагание (планирование своей деятельности на это занятие).

  1. Работа над изучением новой темы

  • актуализация опорных знаний детей;

  • постановка проблемы;

  • объяснение нового материала;

  • валеоминутка;

  • практическая работа детей;

  • валеоминутка;

  • и т.д.

  1. Итог занятия

  • подведение итогов работы детей;

  • рефлексия;

  • творческие задания.

Начало занятия – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у обучающихся рабочей настроенности. Каждый педагог стремится к быстрому включению детей в работу.

Оргмомент требует от педагога творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого занятия и собственного стиля педагогической деятельности.

Несколько способов начать занятие интересно:

  1. Необычная фотография

Выведите на экран фотографию, которая заинтригует детей. Сначала дети обсуждают и предлагают свои варианты, а потом вы раскрываете секрет. Интересную фотографию можно найти практически по любой теме: на математике покажите фото курантов (тема «Римские цифры»), на чтении – памятники литературным персонажам, окружающий мир – необыкновенные животные и растения, русский язык – правила орфографии в смешных картинках.












  1. Загадки народов мира

В интернете можно найти много интересных и непростых русских загадок, а также загадок разных народов мира.

Например, хакасская загадка: «В дремучем лесу котёл кипит. Огонь не горит, а котёл кипит» (Ответ: муравейник).

Или русская загадка: «Сидят две жёрдочки белых курей» (Ответ: зубы)

Неплохое и запоминающиеся начало для уроков чтения и окружающего мира.

  1. ТРИЗ-задача

ТРИЗ-задачи (Теория Решения Изобретательских Задач) не только мотивируют, но и развивают логическое и аналитическое мышление.

Например: «Однажды учёный Перси Спенсер заметил, как во время экспериментов в магнетроном (прибором, в котором сила тока управляется магнитным и электрическим полем) конфета в кармане учёного нагрелась и растаяла. Благодаря этому случаю он изобрёл другой прибор, которым все мы пользуемся на кухне сегодня. Что это?» (Ответ: микроволновая печь).

Или: «Обычно царь и военные начальники ели из серебряной посуды, а простые солдаты — из оловянной. Однажды царь Александр Македонский пришёл захватывать Индию. Все солдаты тяжело заболели болезнью желудка, а сам царь и военные начальники нет. Почему?» (Ответ: потому что царь и начальники ели из серебряной посуды, а серебро убивает микробы и инфекцию).

  1. Черный ящик

Этот таинственный прием из игры «Что? Где? Когда?». Поставьте на стол коробку, обклеенную черной бумагой и загадайте детям загадку или придумайте описание, а в конце скажите, что ответ лежит в Черном ящике.

Например, «Ежегодно в Китае вырубают около 20 миллионов деревьев для изготовления _______ чего?» (Ответ: Палочек (для еды) – тема «Традиции разных народов мира»).

Или: «Этот предмет используют строители и инженеры для измерения длины участка местности или высоты и ширины больших предметов. Что это за предмет?» (Ответ: измерительная рулетка – тема «Единицы длины и приборы для измерения длины»).

Сначала ученики высказывают свои предположения, а затем таинственный Черный ящик открывается и появляется ответ.

  1. Удивительный факт

Психологами доказано, что лучше всего наш мозг запоминает информацию, которая нас сильно впечатлила. Именно поэтому хорошо работает прием с необычными фактами.

Например: «Россия имеет большую площадь, чем планета Плутон».

Или: «Пчелы могут летать выше Эвереста! Пчелы могут летать на высоте до 8848 метров над уровнем моря – выше, чем самая высокая Гора планеты!».

Или: «В русском языке «кукла» – одушевленное имя существительное».

Интересные факты можно найти по любому предмету и практически по любой теме. Эта информация поможет захватить внимание группы, и, скорее всего, запомнится обучающимся.

  1. Захватывающая история

Например, начать урок окружающего мира не с обычного чтения параграфа, а с небольшой презентации об изобретениях Стива Джобса или путешествиях Федора Конюхова, а урок литературного чтения с рассказа о побеге А.С. Пушкина из Царскосельского лицея и с фотоэкскурсии по Михайловскому. Дети очень любят истории из жизни интересных людей!

  1. Видеопутешествие

Примерно 70% людей – визуалы, то есть большинство людей лучше всего запоминает информацию, которую видит на картинке или видео.

Допустим, на окружающем мире тема «Ремесла». Не так интересно рассматривать картинку с гончаром и кузнецом в учебнике, гораздо интереснее посмотреть, как работает гончарный круг на видео (а еще лучше – попробовать что-то слепить самому).

Если хотите рассказать детям про океан, попробуйте в начале занятия «сводить в океанариум» детей. Покажите красивое видео про жизнь в океане!

  1. Предмет-подсказка

Часто младшим школьникам бывает трудно представить абстрактные понятия. Можно принести в класс картину в рамке и на этом предмете объяснить тему «Площадь и периметр» (рамка – периметр, сама картина – площадь). Также можно объяснить тему «Обыкновенные дроби»: прямо в классе разделите яблоки и апельсины между учениками. Или принести шапку и шарф, пляжную шляпу и солнечные очки – это тема «Времена года». В начальной школе дети часто мыслят предметно, поэтому этот прием может быть во многих ситуациях эффективным.

  1. Шифры и ребусы

Самый универсальный прием. С помощью шифров или ребусов можно «закодировать» любое слово, которое приведет группу к теме занятия. Дети очень любят разгадывать такие загадки и, как правило, делают это легко и быстро.

Можно даже немного поиграть в Шерлок Холмса, которому нужно прочесть тайную телеграмму по теме урока, или первооткрывателя, которому нужно расшифровать название необитаемого острова и найти его на карте.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!