СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Органы опеки и попечительства. Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Органы опеки и попечительства. Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи»

Органы опеки и попечительства. Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи

Институт опеки и попечительства имеет важное значение для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Он включает в себя нормы гражданского (статьи 31-40 Гражданского кодекса РФ) и семейного (ст. ст. 8, 121-123, 145- 150 Семейного кодекса РФ) и иные нормы российского и международного права.

В семейном законодательстве содержится перечень случаев, когда дети могут остаться без попечения родителей:

   смерть родителей;

   лишение их родительских прав;

   ограничение их родительских прав;

   признание родителей недееспособными;

   болезнь родителей;

   длительное отсутствие родителей;

   уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Во всех этих случаях защита прав и интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства, которые обязаны выявлять таких детей, вести их учет и избирать формы устройства, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, а также осуществлять последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ).

Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, и обязанность сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей согласно ст. 122 СК РФ возложены на должностных лиц учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений), на иных граждан, располагающих сведениями о таких детях.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения в течение одного месяца вопроса его устройства.

При невозможности передать ребенка на воспитание в семью на территории субъекта РФ орган опеки и попечительства направляет сведения о ребенке в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и для оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и приказом Министерства образования России от 21 июня 2002 г. № 2482, регламентирующим порядок организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 123 СК РФ существуют следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

   передача на воспитание в семью (усыновление или удочерение);

   передача под опеку или попечительство;

   передача в приемную семью.

При отсутствии возможности устройства детей в семью их устраивают в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Это могут быть воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. С участием органа опеки и попечительства по требованию родителей разрешается спор о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. С участием органа опеки и попечительства рассматриваются дела о лишении родительских прав и восстановлении в родительских правах.

При непосредственной угрозе жизни ребенку или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находится. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав. Осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения. Обеспечивают защиту прав выпускников учреждений.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при надлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства. Должностные лица, организации и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни и здоровье ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Статья 34 ГК РФ устанавливает, что органом опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляют возложенные на них государственные полномочия по опеке и попечительству (статья 53 Конституции РФ, пункт 4 статьи 6, статья 56 Федерального закона от 28.08.1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Согласно пункту 2 статьи 121 СК РФ вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ, Семейным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ.

Целями назначения опеки и попечительства являются содержание, воспитание и образование детей, а также защита их прав и интересов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 35 ГК РФ, опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке и попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки и попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя).

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица.

При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, лишенные родительских прав, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 г. № 542, Приказ Минздрава РФ от 10.09.1996 г. № 332).

Принимая во внимание требования Семейного кодекса РФ, предъявляемые к кандидату в опекуны (попечители), лицу, выразившему желание стать опекуном (попечителем) следует обращаться в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Органы опеки и попечительства, придя к заключению о возможности назначения данного лица опекуном (попечителем), издают соответствующее распоряжение (решение) и выдают удостоверение опекуна (попечителя).

Последующий контроль за условиями содержания, воспитания и образования подопечного также возлагается на органы опеки и попечительства.

Семейный кодекс РФ в главе, посвященной опеке и попечительству, содержит положения о правах и обязанностях опекунов (попечителей) и детей, находящихся под опекой (попечительством).

В соответствии со статьей 148 СК РФ дети имеют право на:

   воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;

   обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

   причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

   сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

   защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), обладают также правами на общение с родителями и другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка, и право выражать свое мнение.

 

Ст. 150 СК РФ дает перечень прав и обязанностей опекуна (попечителя), который:

   имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

   вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства.

   с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.

   вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.

Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение противоречит интересам ребенка.

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (ч. 2 ст. 37 ГК РФ).

На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 принятого во исполнение Постановления Правительства РФ от 20.06.1992 г. № 409 Приказа Министерства Образования РФ от 19.08.1999 № 199, назначение и выплата средств производится на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством), родители которых неизвестны или не в состоянии лично осуществлять их воспитание в связи:

   с лишением или ограничением их родительских прав;

   признанием в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно дееспособными или объявлением их в установленном порядке умершими;

   согласием родителей (родителя) на усыновление ребенка, воспитывающегося (находящегося) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

   заболеванием, препятствующим выполнению ими родительских обязанностей (туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; инвалидность I или II групп, исключающая трудоспособность);

   отбыванием наказания в исправительных учреждениях или содержанием под стражей в период следствия;

   отсутствием сведений об их месте нахождения (оформленном в установленном порядке).

Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на тех подопечных, родители которых могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам (находятся в длительных служебных командировках, проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания и т.п.).

Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на подопечных детей, которые находятся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях всех типов и видов, независимо от их ведомственной принадлежности.

Выплата денежных средств на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) осуществляется органом опеки и попечительства на основании постановления (распоряжения) по заявлению опекуна (попечителя) по месту жительства опекаемого ребенка (ст. ст. 20,34, 36 ГК РФ, Приказ Минобразования РФ от 19.08.1999 г. № 199) .

В Устав муниципального образования должен входить раздел об организации работы по опеке и попечительству над различными категориями граждан, в том числе несовершеннолетними, должно быть указано на какое структурное подразделение возлагается эта работа, какие документы подписываются собственно главой органа опеки и попечительства, а какие – руководителями структурных подразделений и т.п.

На практике многие органы местного самоуправления, не внесшие вопросы организации работы по опеке и попечительству в свои уставы, выносят отдельные постановления по данным вопросам. Сложность в работе с органами опеки и попечительства вызывает и то, что нередко органы опеки и попечительства, игнорируя действующее федеральное законодательство, ссылаются на отсутствие закона об органах опеки и попечительства, руководствуются только лишь своим Уставом.

В большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет, как правило, один специалист. Защита прав и законных интересов детей не осуществляется в должной мере из-за большой загруженности последних.

 

Статья 16 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает следующий круг прав и обязанностей органов опеки и попечительства:

1) дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного

учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;

2) осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей и относятся к следующим категориям:

   безнадзорных или беспризорных;

   занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

   содержащихся в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

   употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

   совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

   совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

   освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

   совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

   обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

   условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

   получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

   освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

   осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

   осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Должностные лица органов опеки и попечительства в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних используют предоставленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации полномочия, связанные с осуществлением ими функций опеки и попечительства, а также пользуются правами:

   в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;

   запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.

 

11 апреля 2008 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», одобренный Советом Федерации 16 апреля 2008г.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены.

Законом регулируются отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

Закон определяет полномочия органов опеки и попечительства; закрепляет правовой статус опекунов и попечителей; упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки и попечительства; вводит упрощенный порядок назначения опеки в случае необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека); вводит временную опеку (например, на срок командировки родителей); предусматривает возможность назначения опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности; допускает возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу.

Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями).

Предусматривается возможность установления опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства), заключаемому органом опеки и попечительства с опекуном (попечителем).

Таким договором может быть предусмотрена выплата вознаграждения.

Подробно урегулированы вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определен порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Установлена ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан.

Используемые в законе основные понятия устанавливают, что недееспособным является гражданин, признанный таковым судом в соответствии со ст. 29 ГК РФ, согласно которой гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленным гражданским процессуальным законодательством.

Не полностью дееспособным гражданином признается несовершеннолетний (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях вступления в брак или эмансипации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ. Такими основаниями признаются случаи, когда гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

В Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» установлены принципы государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству:

1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке и попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителей своих обязанностей;

2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;

3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных

В статье 4 указанного закона определены задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству:

1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

2) защита прав и законных интересов подопечных;

3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

В новом законе предусмотрен перечень лиц, имеющих преимущественное право быть опекунами или попечителями несовершеннолетнего – это бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры

Законом определено, что единственный родитель несовершеннолетнего ребенка вправе определить на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенку. Соответствующее письменное заявление, с удостоверением подписи заявителя руководителем органа опеки и попечения, либо нотариусом, либо организацией, которая по закону имеет право удостоверить подпись, подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

В законе четко определены имущественные права подопечных и тех, кто их опекает. Согласно ст. 17 подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных выплат. Имущество может принадлежать опекунам или попечителям и подопечным на праве общей собственности по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов или попечителей с их согласия.

Опекуны или попечители не вправе пользоваться имуществом подопечных в своих интересах, но для тех, кто добросовестно исполняет свои обязанности, орган опеки и попечительства вправе вместо выплаты вознаграждения разрешить им безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах. В договоре об осуществлении опеки или попечительства должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования имуществом подопечного.

Орган опеки и попечительства вправе досрочно прекратить пользование имуществом подопечного при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном или попечителем имущественных прав и интересов подопечного.

Новый закон налагает на опекуна и попечителя обязанность ежегодно представлять в орган опеки и попечительства письменный отчет за предыдущий год о хранении и использовании имущества подопечного, об управлении этим имуществом. К отчету должны быть приложены копии товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов.

Опекуна или попечителя можно отстранить от исполнения возложенных обязанностей в случае:

   ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

   нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

   выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" направлен на совершенствование и упорядочение норм, регулирующих правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства. Для решения указанной задачи вносятся изменения в Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, а также отдельные федеральные законы.

Так, изменениями, внесенными в ГК РФ, устанавливается, что полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. Кроме того, уточняются пределы, в которых опекун без согласия органа опеки и попечительства может расходовать средства подопечного; устанавливается возможность освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей по его просьбе; предусматривается изменение норм о патронаже над дееспособными гражданами.

Семейный кодекс РФ дополняется нормами, согласно которым назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия; передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей; дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на денежное содержание, которое выплачивается ежемесячно.

Предусматривается возможность установления опеки (попечительства) над детьми по договору. Помимо договора о приемной семье, таким договором может быть договор о патронате и иные соглашения. Установлен порядок устройства детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены права детей, находящихся в данных организациях, а также права и обязанности таких организаций. Контроль за условиями содержания детей в указанных организациях осуществляют органы опеки и попечительства.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" также вступает в силу с 1 сентября 2008 года. Организации, осуществляющие на день вступления в силу данного закона деятельность по надзору за детьми, оставшимися без попечения родителей, сохраняют право заниматься указанной деятельностью впредь до установления Правительством РФ требований, которым должны отвечать условия пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

10.2 Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы по делам молодежи в пределах своей компетенции:

1) участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) осуществляют организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних находящихся в их ведении социальных учреждений, клубов и иных учреждений;

3) оказывают содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) участвуют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в финансовой поддержке на конкурсной основе общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних. Социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения органов по делам молодежи в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) предоставляют социальные, правовые и иные услуги несовершеннолетним;

2) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости, осуществления информационно-просветительных и иных мер;

3) разрабатывают и реализуют в пределах своей компетенции программы социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и защиты их социально-правовых интересов.

Должностные лица органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи пользуются правами:

1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;

2) запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!