СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Ориентирование по карте» на уроке физической культуры по разделу «Туризм».

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Ориентирование по карте" на уроке физической культуры по разделу «Туризм». Дело нужное ,если вы собрались в поход.

Просмотр содержимого документа
««Ориентирование по карте» на уроке физической культуры по разделу «Туризм».»

Выступление учителя первой категории Муниципальной общеобразовательной организации средняя школа №1 г. Снежное

Баранченко В.В.


ДОБРЫЙ ДЕНЬ, КОЛЛЕГИ!

Тема нашего обсуждения:
«Ориентирование по карте» на уроке физической культуры по разделу «Туризм».

 

 Цель: Методическая помощь педагогам физической культуры в организации и проведении урока по теме «Туризм».


Ориентирование в школьной программе начинается с пятого класса:

  • определение сторон света по компасу и без него;

  • определение азимута и движение по азимуту:

  • ориентация карты;

  • измерения по карте:

  • определение масштаба,

  • перевод из одного масштаба в другой,

  • работа с транспортиром;

  • сверка на местности;

  • контрольный пункт;


После ознакомления с основами в 5-ом классе, в последующих обучение проходит углублено.
В шестом классе - знакомятся с основами ориентирования на местности, определение на карте своего местонахождения, ориентирование по схеме.
В седьмом классе - ориентирование по схеме в заданном направлении.
В восьмом классе - повторение ориентирования по схеме.
В девятом классе - ориентирование по выбору.








1.Ориентировнаие по карте


1.1 Чтение карты


Карта — это уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное в определенном масштабе. Виды карт очень разнообразны. Наиболее точные –топографические. Однако в спортивном ориентировании чаще используются областные карты и туристические карто-схемы.

Карты используют туристы, спортсмены, военные, мореплаватели.


Туристические карто-схемы издаются для наиболее популярных районов путешествий. Они менее подробны и точны чем топографические, но содержат данные которых нет в топографических картах(расположение туристических баз, лагерей, экскурсионных объектов, наиболее живописных мест).



Масштаб- это отношение длины линий на карте к длине соответствующей ей линии на местности. Точность изображения местности на карте, подробность карты зависят от её масштаба. Масштабы бывают- численные и линейные.

Численный масштаб изображается в виде дроби, числитель, которой равен единицы, а знаменатель числу, показывающем во сколько раз на карте уменьшена действительная длина линий.
Например: 1/20000 - самый распространённый масштаб в спортивных картах.

Линейный масштаб изображается прямой линией, разделенной на сантиметры или другие равные части. Эти части называются основанием масштаба. Им соответствует определенное число(надписываемое рядом) метров или километров на местности. При уменьшении масштаба многие детали, чтобы не загружать карту, не изображают: так пропадают мелкие повороты и изгибы дорог, рек, ручьев. Это следует учитывать во время путешествий или ориентировании на местности.

В ходе обучения можно использовать следующее упражнение:

Задание№1 учащимся раздать тетрадные листики в клетку. Задача построить маршрут по заданному азимуту и километражу. Если масштаб равен

1 клетка =1км.

Задание№2 учащимся раздать на тетрадных листках в клетку готовый маршрут. Задача посчитать всю длину маршрута в километрах и за какое время пройдут его туристы если они двигаются со скоростью 5км/ час. А масштаб 1клетка= 3000м.

Задание№3 учащимся раздать карты со схемой маршрута. Задача та же, но масштаб1см=3000м.

Топографические знаки -это азбука, знание которой необходимо для чтения карты.

При разучивании условных знаков можно использовать различные методы:

  • Можно дать домашнее задание: выучить знаки.

  • Затем на уроке закрепить во время туристической эстафеты или туристической полосы препятствий.

Задание№1: ученик берет название условного знака, а в конце эстафеты или полосы его ждут изображение знаков

ему нужно положить название в соответствии с изображением. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнила задание.

Задание№2: перед полосой препятствий разделить класс на группы и каждой раздать листочек с изображением знаков. Задача написать названия под каждым условным знаком. Выигрывает команда, которая быстрее выполнила задание и больше дола правильных ответов.

Задание№3: подготовить тесты с изображением знаков, и 3 или 5 вариантов ответов.


1.2 Ориентирование

Сориентировать карту на местности можно, определив основные векторы и ориентиры. Например: при нахождении рядом с прямой дорогой карту рекомендуют расположить так, чтобы линия дороги на карте совпала с нужным направлением. После того, как турист произведет эту несложную манипуляцию, основные местные предметы синхронизируются. Способ достаточно точный, не требующий корректировок.

В лесной зоне видимых ориентиров нет, поэтому вышеописанный способ не годится. В данном случае используется ориентирование карты по направлению на местный предмет. Мысленно или под линейку, рисуем вектор от точки нахождения до известного нам ориентира на местности. По этой линии осуществляется дальнейшее ориентирование.

На местности, не имеющей ориентиров, используется компас. Устройство кладут к рамке карты так, чтобы вектор «север-юг» на компасе совпал с вертикальной полосой на карте. (Во всех картах верх карты - это север.)

Умение определить свое местоположение – ключевой фактор успешного ориентирования. Самый простой способ - отыскать на местности, изображенный на карте ориентир. Это может быть дорога, мост, овраг. В других ситуациях местоположение примерно определяют замером преодоленного расстояния.

Правильно сориентировав карту, турист точно узнает, где расположен север. Сориентированную карту нужно держать по ходу своего движения. Сориентировав карту, можно быстро и без проблем добраться до нужного места.

Современные - дети могут сказать, что карта и компас - это древний век. Если нужно сориентироваться, есть навигатор GPS на телефоне или планшете. Да, с этим не поспорить, но только у всех этих предметов есть недостаток, их нужно заряжать, а если мы где то в лесу, а заряд закончился, что делать? Вот именно здесь придёт на помощь старый, но надежный способ ориентирования с помощью компаса и карты.

У некоторых педагогов может возникнуть вопрос, а что делать, если карты-местности в школе нет? И возможности проводить урок на местности, изображённой на карте тоже нет? Как полученные знания опробовать на практике?

В этом случае можно учителю составить свою карту или подключить старшеклассников отнесенных к специальной медицинской группе. Карту спортивного зала, или школьной спортивной площадки, или школы в целом, используя свои условные знаки. Научить всем навыкам, сориентировать карту на местности, разучить новые условные знаки. (Карту лучше рисовать в определенном масштабе).И ориентироваться по так называемой «мини – карте». Поставить в спорт - зале контрольные пункты. Изобразить на карте схему порядка прохождения контрольных пунктов - место старта и финиша.

Последовательность в обучении ориентирования в спортивном зале:

  1. Научить учеников ориентировать карту на местность.

  2. Научить правильно, занимать место старта.

  3. В нужной последовательности проходить контрольные пункты.

  4. Приходить на финиш за максимально короткое время.

Каждому ученику дается карта и листик, на котором они будут писать номера контрольных пунктов в необходимой последовательности. К каждому контрольному пункту прикреплена ручка или карандаш.

А у учителя должна быть шпаргалка с номерами карт и правильными ответами. (Можно проверку правильного прохождения пунктов, дать ученику отнесенного к подготовительной или специальной группе или временно освобожденному). После прохождения дистанции на листочки участника фиксируется время финиширования. Оценивается скорость и правильность прохождения всех контрольных пунктов.

Затем занятие можно провести на спортивной площадке. А после охватить территорию всей школы. В конце обучения можно провести соревнования.

В 5 классе в начале обучения можно использовать более простые задания: Задание№1: определить в какую сторону света смотрят окна спортивного зала. В какой стороне находится гимнастическая стенка.

Задание№2: на футбольном поле встать в центр и определить, куда смотрят верхние и нижние углы поля или ворот.

Задание№3: сориентировать карту спорт площадки на местность и определить где находятся ( в какой стороне света) отдельные спортивные снаряды.

Задание№4: учитель на спортивной площадке размещает различные буквы. Дает ученикам листки с указанным азимутом. Ученики находят все буквы по азимуту и в конце должны сложить из этих букв слово.

Задание№5: дать азимуты букв по порядку, тогда учащиеся должны прибежать уже с готовым словом.

Все эти виды ориентирования вы можете использовать в обучении. Сделать свой урок интересным и разнообразным. Можно придумать свои упражнения для отработки полученных знаний по теме.

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!